- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка в 3 классе Изменение глагола по числам
Урок русского языка в 3 классе Изменение глагола по числам
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Соколова Г.В. |
Дата | 04.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент Минутка чистописания Словарная работа
Физ.минутка Сообщение темы и целей урока
Изучение нового
Физ.минутка Работа по теме урока.
Закрепление изученного
Работа в группах
Итог урока Домашнее задание. | (Слайд 1,2) Всем ребятам дан звонок. Он собрал нас на урок. Встанем, подравняемся, С трудностями справимся! - Проверьте все ли у вас готово к уроку: тетрадь, учебник, пенал. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа. Сейчас мы вспомним, как правильно писать заглавную и строчную букву П п и пропишем соединения Пр ап (Слайд 3,4 ) Словарь: с…нтябрь, ..ктябрь, н..ябрь, д..кабрь, ..нварь, ф..враль, …прель. Какой месяц сейчас на дворе? Что происходит с природой в апреле? (Слайд 5) - Составьте предложение со словом апрель. (свой пример: В апреле цветут подснежники) - Выделите в предложении грамматическую основу, найдите орфограммы. Музыка «Звуки весны» Какие картины вы себе представили? «Слайд 6 - С какими частями речи вы уже знакомы? - Что такое глагол? - Что вы уже знаете о глаголе? Глаголы в загадках. - Его роль в предложении… Ручьи бегут в долину,(Слайд7) Зиме пришел конец. -Прочитайте текст, найдите в нем глаголы. - Разделите эти слова на 2 группы - По какому принципу разделили? (Слайд 8,9) - Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока? Цель нашего урока: сделать несколько открытий, связанных с темой урока (Слайд10) Какие это будут открытия? Посмотрите на текст четверостишия. Из какой сказки она взято?(Слайд11,12) Если вы вспомните содержание этой сказки, то в ней месяц апрель подарил главной героине возможность собрать подснежники. На слайде 13 изображение: первая картинка- один подснежник, вторая картинка - несколько подснежников) - Посмотрите на экран. Рассмотрите изображения. Чем они похожи, чем отличаются? Слайд 14 Какое действие происходит на 1 рисунке? - Какое действие происходит на втором рисунке? Составьте нераспространенные предложения. - Назовите глаголы в предложениях. Сравните их. - Что изменилось в записи глаголов? - Почему? - Какое открытие мы сделали? - Что обозначает глагол в единственном числе? - Что обозначает глагол во множественном числе? - Значит, как может изменяться глагол? - Что изменяется в глаголе при изменении его по числам? - Давайте проверим наш вывод по учебнику: с.109 - О каком открытии не сказано в учебнике? Игра «ты мне -я тебе» Продолжаем урок. Посмотрите, мы уже с вами сделали несколько открытий, прочитали правило в учебнике, теперь пришло время нам потренироваться в определении числа глагола. Упражнение в распознавании числа глагола.Слайд15,16 Вставьте подходящие по смыслу глаголы. Выделите окончания, укажите число. Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит . Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, И расцвел подснежник! Проверка. Слайд 17 - Сейчас мы сделаем еще одно открытие: - На какой вопрос отвечают глаголы в единственном числе? - на какой вопрос отвечают глаголы во множественном числе? Применим наши открытия! Устная работа Снег теперь уже не тот, - Потемнел он в поле. На озерах треснул лед, Будто раскололи. Облака бегут быстрей. Небо стало выше. Зачирикал воробей Веселей на крыше. Все чернее с каждым днем Стежки и дорожки, И на вербах серебром Светятся сережки. Найдите глаголы, определите число.
Разделите текст на предложения. Найдите в тексте глаголы. Определите число. Спишите. (Слайд 18,19) Найдите глаголы Если изменится число существительного, изменится ли число глагола и прилагательного, связанных с этим существительным по смыслу?
Далее раздается тест для проверки усвоения новой темы учащимися. (Приложение 1) - Какую тему изучали? -Какие открытия сделали? - Кому урок понравился? - Кто доволен своей работой? А где растут подснежники? Как мы должны относится к природе, к лесу?ПАМЯТКИ «Береги лес от пожара!» - Молодцы, вы активно работали на уроке! Спасибо! Упражнение 194 (озаглавить текст). | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Записывают. Прописывают. Записывают Апрель Тает снег,бегут ручьи, цветут подснежники Лучший пример ученик записывает на доске (отвечает учащийся у доски) - эти слова одной части речи: Глагол - Глагол-это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что будет делать? Что сделает? и т.д. - Чаще всего в предложении является сказуемым, есть глаголы-синонимы, есть глаголы-антонимы. - В первой группе глаголы, которые обозначают действие одного предмета, а во второй - нескольких предметов. - Изменение глагола по числам. Записывают в тетрадь Дети ставят цели урока На первом рисунке изображен один самолет, а на втором - два. «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака
- один предмет -несколько предметов -Подснежник цветет. -Подснежники цветут - Окончание. Глагол «летит» - обозначает действие одного предмета, значит глагол в единственном числе; глагол «летят» - обозначает действие нескольких предметов, значит глагол во множественном числе - Глагол изменяется по числам - действие одного предмета. -действие нескольких предметов. - по числам. - Окончание. - Учащиеся читают правило. - При изменении глагола по числам, меняется и его окончание.
- Переписывают в тетрадь, вставляют подходящие по смыслу глаголы, выделяют окончания, указывают число. Учащиеся работают в группах.
- Что делает? - Что делают?
Да. Если раньше существительное было единственного числа, то и глагол и прилагательное были тоже единственного числа. Когда мы поставили это существительное во множественное число, то и глагол и прилагательное, связанные с этим существительным изменились и стали тоже множественного числа.
|
Тест.
-
Какие из данных слов являются глаголами:
а) жить;
б) красивый;
в) смотрит;
г) дерево.
2. Выберите верное утверждение:
а) Глаголы изменяются по числам;
б) Глаголы не изменяются по числам.
3. Выберите глаголы единственного числа:
а) бегает;
б) изучают;
в) наблюдают;
г) рисует.
4. Какое слово в каждой группе является лишним. Подчеркните это слово:
а) видит, летают, убегает, смотрят;
б) догадывается, открывает, играет, растут;
в) замечает, ищет, девочка, покупает.
5. Выберите глаголы множественного числа:
а) смотрит;
б) читают;
в) рисуют;
г) отдыхает.
Травка_________________, Солнышко_____________, Ласточка с весною
В сени к нам ___________. ______________медведь Сквозь лесной валежник. _________птицы песни петь, И ________подснежник!
Слова для справок: Пробирается, блестит , стали, зеленеет, летит, расцвел.
Травка_________________, Солнышко_____________, Ласточка с весною
В сени к нам ___________. ______________медведь Сквозь лесной валежник. _________птицы песни петь, И ________подснежник!
Слова для справок: Пробирается, блестит , стали, зеленеет, летит, расцвел.
В лесу и на поляне все меняется тает последний снег земля покрывается молоденькой травкой на кочках под деревьями появляются голубые и белые цветы.
В лесу и на поляне все меняется тает последний снег земля покрывается молоденькой травкой на кочках под деревьями появляются голубые и белые цветы.
В лесу и на поляне все меняется. Тает последний снег. Земля покрывается молоденькой травкой. На кочках под деревьями появляются голубые и белые цветы. Кругом каплет, течет, журчит.