- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока литературного чтения на тему В. Осеева «Волшебное слово»
Конспект урока литературного чтения на тему В. Осеева «Волшебное слово»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Слюсарева Н.И. |
Дата | 30.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ГКОУ школа - интернат основного общего образования п. Шолоховского
Урок литературного чтения во 2 классе.
Учитель Слюсарева Н.И.
Тема: В.Осеева «Волшебное слово».
Цели:
-
создать эмоциональную атмосферу для реализации творческих и интеллектуальных способностей учащихся, ознакомить с рассказом;
-
создать условия для развития речи, мышления, умения анализировать поступки героев, прогнозировать текст, совершенствовать навыки беглого выразительного чтения;
-
воспитывать вежливое отношение к окружающим людям.
Планируемый результат обучения и формирования УУД:
-
познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)
-
коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.
-
личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник, листы с записанными волшебными словами, напечатанные на доске отрывки текста, пословицы, конверты с цветами для самооценки , 3 презентации: «В.Осеева - детям», «В.Осеева. Волшебное слово», презентация «Ф-минутка. Потанцуем!»
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Постановка темы урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Начать наш урок я хочу такими словами:
-Доброе утро! Придумано кем-то
Просто и мудро при встрече здороваться.
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
-Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь. Садитесь. Я не случайно начала урок с приветствия. Я пожелала вам доброго утра. И хочу узнать, какие волшебные слова знаете вы.
3. Ориентация в нравственном поведении:
- Напишите на листочках волшебные слова (работают в парах).
- Я тоже хочу подарить вам несколько слов. Послушайте маленькие стихотворения и сами вставьте последнее слово в каждом из них в рифму.
Растает ледяная глыба
От слова теплого…спасибо.
Зеленеет старый пень,
Когда услышит …добрый день.
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь…здравствуйте.
Когда нас бранят за шалости,
Говорим… прости, пожалуйста.
И во Франции и в Дании
На прощанье говорят…до свидания.
- Почему эти слова называют волшебными?
- Как еще иначе называют эти слова?
- Что значит быть вежливым?
4. Сообщение темы урока.
- Мы сегодня познакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Волшебное слово». И к концу урока постараемся ответить на вопрос, что значит быть вежливым (презентация «В.Осеева - детям»).
- В юные годы Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Но однажды, когда увидела беспризорных детей, поняла, что её настоящее призвание воспитывать детей. 16 лет она отдала воспитанию детей - беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей, сочиняла рассказы и сказки.
5. Прогнозирование событий в тексте.
- О чем может быть рассказ с таким названием?
- Почему вы так считаете?
6. Словарная работа (слайд 2-3).
7. Первичное чтение - чтение с остановками (презентация «В.Осеева. Волшебное слово»).
Читать рассказ будем с остановками.
Свое отношение к прочитанному отмечайте знаками на листе текста:
+ положительно,
- отрицательно,
! интересно.
1 остановка после слов: «…подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край».
- Как произнес эти слова Павлик? Какое было у него настроение?
- Что произойдет дальше?
2 остановка после слов: «…что же, не берет тебя брат?»
- Почему же не берет брат?
3 остановка после слов: «… он вскочил и побежал домой.»
- Вы догадались, какое слово прошептал старик?
- Что произойдет дальше?
4 остановка после слов: «… старушка снимала с противня горящие пирожки.»
- Что скажет Павлик?
5 остановка после слов: « … прислушивался к каждому слову брата».
- Что будет дальше и почему?
Физкультминутка - презентация «Потанцуем!»
8. Работа над содержанием
Учитель: Как вы думаете, изменится ли жизнь Павлика после того, как он узнал тайну волшебного слова?
Действительно ли Павлик встретил в сквере волшебника? А как можно назвать старичка? (добрым, вежливым)
9. Повторное чтение
Учитель: Сейчас вы будете читать рассказ еще раз «жужжащим» чтением. Упражнение в правильном чтении трудных слов (слайд 5)
-Как нужно произносить волшебное слово?
-Как действовало волшебное слово на окружающих? (Лена, бабушка, брат)
(самостоятельное чтение для основной группы,
с учителем работает группа детей с ОВЗ)
10. Составление плана по рисункам словами из текста (слайд 6-11)
11. Рефлексия. Работа в группах.
Из частей пословиц соберите целые и подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль рассказа?
Для 1группы: За добро … добру и учит.
Добрый человек… добром и платят.
Для 2 группы: Добрый человек… век учись.
Век живи … в добре проживет век.
12. Составление синквейна.
- Вспомним правила создания пятистрочника (что обозначает каждая строка)
- Работа в группах, выбор лучшего варианта, например:
Вежливость.
Волшебное, доброе.
Радует, помогает, воспитывает.
Как ты, так и к тебе.
Доброта.
13. Домашнее задание.
Подготовить чтение по ролям: всего текста - для основной группы,
половины - для группы детей с ОВЗ
14. Итог урока.
- Что же значит быть вежливым?
-Здравствуйте!-
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
-Здравствуйте!-
Что особого тем мы друг другу сказали
Просто «здравствуйте»,
Больше ведь мы ничего не сказали,
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку сделалась радостней жизнь?
15. Оцените свой труд на уроке:
У вас в конвертах цветочки разного цвета: красные, желтые, голубые. Оцените свою работу на уроке:
красный - работал в полную силу;
желтый - работал как обычно;
голубой - не хотел работать
Выйдите к доске и поместите ваши цветы в общую вазу.
На мой взгляд, великолепный получился букет!
Спасибо за урок!