- Преподавателю
- Начальные классы
- Мастер-класс «Организация исследовательской деятельности младших школьников как условие развития личности»
Мастер-класс «Организация исследовательской деятельности младших школьников как условие развития личности»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Перевалова С.Н. |
Дата | 14.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Уже много столетий назад основателями педагогики Яном Коменским, Жан-Жаком Руссо и Песталоцци была высказана идея: все дети талантливы от рождения, только не каждому удается узнать свое призвание и развиться до гения. В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается, что неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты детского поведения. Исследовательское поведение, оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной деятельности, в том числе и учебной. Это особенно актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребёнка. Начальное звено обучения - «это годы приобретения или неприобретения ребенком желания и умения трудиться в зависимости от прочности и результативности освоения им всех базовых видов деятельности - умственных и практических, а также осознания и закрепления личностных свойств и качеств средствами учебных предметов» (Н. Н. Светловская). Однако школьная реальность такова, что около 30% учащихся за время их обучения в начальной школе снижают свои исходные показатели творческого развития. То же можно сказать и о мотивации к учению. Для выяснения этого не надо проводить дополнительное исследование, а достаточно обратить внимание на то, как быстро редеет «лес рук» с вопросами «Почему?», «Как?», «Зачем?». И если не заботиться об удовлетворении интеллектуальных и творческих запросов этих 30% учащихся, то нам останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка - открытый ум и гибкий интерес детства. К тому моменту, когда в школах начинаются олимпиады, конкурсы, конференции, ребёнок слушает об участии в исследовательской деятельности, как о чём-то совсем неизвестном! Если задать учителю вопрос: «Чему вы хотите научить ваших детей»? то многие ответят: «Обучение конкретному предмету, вооружение учащихся суммой знаний - умений». При этом предполагается, что реализация такой цели сама по себе обеспечит решение задачи развития ребёнка. С этим стоит не согласиться. Обучение, в котором специально не планируются задачи развития, далеко не всегда даёт развивающий эффект. В настоящее время изменилось понимание качества образования. Первостепенным становится обучение школьников самостоятельности, умению применять свои знания и опыт в нестандартной ситуации. В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Противоречие между социальным заказом, предъявляемым образовательным учреждениям на подготовку личности, способной к исследовательской деятельности, и сложившимися способами организации данного процесса; интенсивным развитием творческой сферы, наличием субъективных ресурсов в младшем школьном возрасте и невостребованностью этих новообразований возраста обусловило поиск мною средств, приемов и методов обучения для успешного становления личности младшего школьника. Результатом поиска стала «Организация исследовательской деятельности младших школьников как условие развития личности». Исследовательская деятельность школьников - не альтернатива школьной программе, это как раз наоборот тот "витамин" интереса к науке, которого не хватает школе. Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения. Ведь младший школьный возраст - это время, когда школьные занятия еще не отбили интереса к серьезной науке, и она кажется романтичным и увлекательным занятием, а внутренняя потребность к "игре во взрослых" еще сильна. Во время исследования и получения положительного результата ребенок испытывает те же чувства и эмоции, что и настоящий учёный. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения. Важно помнить, что учебное исследование становится реальным не тогда, когда нам вдруг захочется его ввести. А тогда, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учеников. Таким образом, для организации исследовательской деятельности необходимо три условия:
- Ученик, который должен хотеть проводить исследование.
- Ученик, который должен суметь это сделать. Поэтому процесс обучения организуется по законам проведения научных исследований, как самостоятельный творческий поиск.
- Учитель, который готов к организации такой деятельности. Ведь только творец может воспитать творца.
- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
- Поиск и предложение возможных вариантов решения.
- Сбор материала.
- Обобщение полученных данных.
- Подготовка к защите и защита полученных результатов (сообщение, доклад, макет и др.).
1 1 1.Формирование первоначальных представлений. 2. Научить детей работать с первичной информацией. 3. Сформировать умение четко и ясно излагать свои мысли. Коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование.
2 2 1. Проводить простейшие наблюдения над явлениями и процессами природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания) и способов фиксации результатов этих наблюдений. 2. Работать с дополнительной научной, справочной и энциклопедической литературой (биографии ученых, истории открытий и т.д.). 3.Определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования. 4. Проводить простейшие наблюдения. Учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования.
3 3-4
1. Наблюдать и сравнивать природные явления. 2. Планировать и проводить наблюдения, находить в явлениях закономерные связи, делать обобщения по результатам наблюдений, пользоваться измерительными приборами. 3. Представлять результаты эксперимента в виде схем, таблиц, графиков. 4.Объяснять, используя научную терминологию, результаты наблюдений и экспериментов. 5.Формулировать заключения и выводы по результатам экспериментов. 6. Под руководством учителя выполнять экспериментальные исследования для проверки выдвинутых гипотез. Уроки- исследования, наблюдение, анкетирование, эксперимент. Ведущим методом становится метод учебного проекта как способ организации самостоятельной деятельности учащихся.
Первый этап соответствует 1классу, где главное - поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений. Использую специально подобранные творческие задания:
- для развития умений видеть проблему, ведь видеть проблему часто бывает сложнее, чем решить её.
Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. Например, тема «Осень», можно нарисовать деревья с пожелтевшими листьями, улетающих птиц, машины, убирающие урожай на полях, первоклассников, идущих в школу.
- для развития умения выработать гипотезы. Для детских исследований важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше», поэтому годятся любые, самые фантастические гипотезы и даже провокационные идеи.
- для развития умения задавать вопросы.
- Задание «Найди загадочное слово».
- Игра «Угадай, о чём спросили».
- Показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы.
- Найдите причину события с помощью вопросов.
- для развития умения работать с источниками.
- для развития умения давать определения понятиям.
- об использовании человеком науки и техники;
- об истории человечества;
- об исследователях и учёных.
- Учу ребят работать со словарями, справочной литературой ориентироваться в тексте, отвечать на вопросы:
- возьми детскую энциклопедию и запиши, на каких страницах находится информация о___;
- какое слово стоит в словаре В.Даля после слова мастерица____________;
- найди статью «Растение луга», прочитай и выпиши слова, которые следует запомнить.
Мини - курс «Здоровье - это важно», встреча с родителями - медиками.
После этой встречи возник вопрос «Зачем нужно сохранять здоровье?», и мы решили организовать коллективный исследовательский проект «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» Полгода мы собирали информацию, проводили анкетирование, встречались со школьным медработником, выработали правила сохранения здоровья. Опыт участия в коллективной работе способствовал развитию коммуникативных качеств личности, позволил ученику примерить несколько общественных ролей, формировалось чувство ответственности за конечный результат, чувство справедливости и эстетический вкус. А представление результатов исследовательского проекта сначала на школьном, а затем на городском конкурсе проектов способствовал развитию культуры общественных выступлений, умения вести дискуссию, принимать иные точки зрения. Нашу работу отметили дипломом III степени Как показала практика, идея мини-курсов оказалась наиболее рациональной. Вот темы некоторых из них:
- «Что такое физическая культура» (учитель физкультуры Гатина О.А., инструктор по плаванию Аксентий Е.В.);
- «Правильное питание» (заведующая школьной столовой Контар Т.А.);
- «Опасность на дороге» (сотрудник ГИБДД Конев В.Л.);
- «Семья - основа всего» (бабушка и дедушка Кобцева Кирилла, справившие золотую свадьбу);
- «Как животные познают мир» (врач-ветеринар, Конева А.В.).
В 2010 - 2011 учебном году новые ученики сели за пары в моём классе, и с ними мы снова не только усваиваем правила школьной жизни, но и правила исследовательского поведения, как первого шага к исследовательской деятельности. Уже реализован коллективный творческий проект «Поздравительная открытка ко Дню Учителя», идея которого появилась после изучения темы «Что нам осень подарила». В процессе работы первоклассниками изучали особенности внешнего вида разных цветов, рассматривали изображения и решили сделать цветы из цветной бумаги. Собрав их в красивый, необычный букет, подарили всем учителям в знак благодарности. праздничная открытка из разнобразных цветов
Ещё один творческий проект называется «Праздник птиц», в результате которого дети познакомились с многообразием птиц нашего края, узнали о трудной жизни зимой и решили помочь бедным птахам. В результате проекта появились кормушки в школьном дворе, а двор наполнился весёлым щебетанием птиц.
В результате проводимой системы работы, направленной на включение учащихся в исследовательскую деятельность, можно отметить достаточно высокий уровень сформированности внутреннего мышления, развитие личности обучающихся, раскрытие и реализацию их нравственного, духовного и интеллектуального потенциала.
Исследовательская деятельность - это условие для развития духовности, для развития личностного начала, того уникального, что презентует нас в жизни. В настоящее время, работая в рамках пилотной площадки по опережающему внедрению федеральных государственных стандартов начального общего образования, имею возможность вести эту работу и в рамках внеурочной деятельности. Для этого в учебный план включён курс А.И.Савенкова «Я-исследователь». Это позволяет мне вести системную работу, по обучению учащихся исследовательским умениям и использования их в практической работе. А значит, позволит создавать условие уже в начальной школе для обеспечения деятельностной, компетентностной парадигмы образования, условия для самоопределения и саморазвития личности, способной комфортно войти в жизнь современного общества.
Результаты инновации
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения младших школьников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько и др.). Очевидно, от исследовательской деятельности мои ученики получают творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянному расширению собственных горизонтов. Это качество развивается подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, все время действовать. Навыки, полученные в работе над исследовательской работой, помогают моим ребятам, в дальнейшем, успешно справляться с курсовыми и дипломными работами, уверенно чувствовать себя на семинарах и научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию.
Критерии оценивания результатов
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности обучающегося.
Можно оценивать:
-
степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
-
степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
-
практическое использование предметных и метапредметных знаний;
-
количество новой информации использованной для выполнения проекта;
-
степень осмысления использованной информации;
-
уровень сложности и степень владения использованными методиками;
-
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
-
осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
-
уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
-
владение рефлексией;
-
творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
-
социальное и прикладное значение полученных результатов.
8