Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке.

Организация работы

со слабоуспевающими учащимися на уроке.



Особенности неуспеваемости учащихся

  • Низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития;

  • Отсутствие познавательного интереса;

  • Не сформированы элементарные организационные навыки;

  • Учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения;

  • Нет опоры на родителей как союзников;

  • Дети, в основном, из асоциальных семей;

  • Отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся;

  • Частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта.

Признаки отставания учеников в усвоении конкретного учебного предмета:

  1. Низкий уровень умственного развития.

Причины:

  • Педагогическая запущенность

  • Частые заболевания

  • Пропуски занятий

  • Органические нарушения центральной нервной системы головного мозга.

Проявляется:

  • Не умеет устанавливать причинно-следственные связи;

  • Учитывать все признаки предмета и явления;

  • Видеть общее и т.д.



  1. Несформированность учебных навыков

Ребенок не умеет учиться:

  • Работать с текстом;

  • Выделять главное, существенное;

  • Не может организовать свое время и распределить усилия и т.д.

  1. Дефицит внимания с гиперактивностью

Дефицит внимания:

Характеризуется:

  • Снижено избирательное внимание, неспособность надолго сосредоточиться на предмете, деталях предмета, небрежные ошибки;

  • Невозможность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении;

  • Впечатление, что ребёнок не слушает, когда к нему обращаются;

  • Имеет трудности с организацией своей деятельности, часто переключаются с одного занятия на другое;

  • Ребёнок избегает или не любит задач, требующих длительного умственного напряжения;

  • Частые потери нужных вещей;

  • Лёгкая отвлекаемость посторонним шумом;

  • Повышенная забывчивость в повседневной деятельности.

Гиперактивность и импульсивность:

Характеризуется:



  • При волнении интенсивные движения руками и ногами, ёрзания на стуле;

  • Частые подъёмы с места;

  • Резкий подъём с места и быстрый бег;

  • Невозможность участия в спокойном досуге;

  • Ребёнок действует, как будто «заведенный»;

  • Выкрики с места и другие шумные выходки во время занятий;

  • Попытки отвечать прежде, чем был закончен вопрос;

  • Неспособность ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д.;

  • Вмешательство в разговор или деятельность других.



  1. Отсутствие познавательного интереса

Обусловлено:

  • С ребенком никто не занимался, не развил его познавательные способности;

  • Ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.



  1. Несформированность произвольной сферы

Проявляется в том, что учение делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

  1. Конфликтные отношения

  • Со сверстниками;
  • Учителями;
  • Отказ от усилий учебной деятельности;


  1. Низкий познавательный интерес
Не срабатывают карательные меры(двойки, наказания и т.д) Нуждается:
  • В поддержке;
  • Показа того, что он состоятелен в других видах деятельности;


  1. Низкий уровень развития словесно-логического мышления
Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала
  1. Низкая работоспособность:
  • В утомляемости;
  • Истощаемости;
  • Медленном темпе работы.


Как повысить работоспособность слабоуспевающих учеников:

  • Разнообразить виды деятельности;

  • Проветривать кабинет;

  • Проводить физкультминутки (независимо от возраста учеников)

  • Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Виды работ со слабоуспевающими учениками:

  • Карточки для индивидуальной работы;

  • Задания с выбором ответа;

  • Деформированные задания;

  • «Резервные» теоремы;

  • Перфокарты;

  • Карточки - тренажеры;

  • Творческие задания;

  • «Карточки - информаторы»

  • «Карточки с образцом решения»

  • «Карточки -конспекты»

Учитель должен:

  • Знать особенности психического развития ребенка.

  • Стремиться понять и принять каждого ребенка.

  • Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке.

Проявлять:

  • Разумную требовательность;

  • Неиссякаемое терпение;

  • Справедливую строгость;

  • Веру в возможности каждого ученика.

  • Уметь встать на позиции ученика

  • НЕТ насмешливому тону

  • Уметь вести непринужденный диалог.

  • Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)

  • Учить работать со словарями и другим справочным материалом.

  • В обучении применять:

  • Опережающее обучение;

  • Различные формы групповой работы;

  • Взаимоопрос, самоконтроль;

  • Конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения.

  • Рационально распределять учебный материал (трудное -сначала!)

  • Применять частую смену видов деятельности на уроке.

  • Многократно проговаривать и закреплять материал урока.

  • Стремиться к алгоритмизации деятельности.

В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

  1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

  2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

  3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

  4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

  5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.

  6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

  7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.

  8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться?

Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.

Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:

  • При закреплении.

  • При проверке домашнего задания.

  • При самостоятельной работе.

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

  • специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;

  • карточек - заданий, определяющих условие предлагаемого задания,

  • карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;

  • карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;

  • карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.

  1. Трёхвариантные задания по степени трудности - облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).

  2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.

  3. Индивидуальные дифференцированные задания.

  4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).

  5. Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.

  6. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.

  7. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.

  8. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

Главное то, что необходимо создать на уроке ситуацию успеха:

  • помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;

  • слабому - выполнить посильный объем работы.

Решению этих и других проблем может служить правильно организованная учителем поурочная система работы, основанная на личностно - ориентированной педагогике и использование такой базовой технологии, как обучение в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Метод обучения в команде - как вариант обучения в сотрудничестве. По этому методу класс разбивается на 3-4 команды разного уровня. Выбирается капитан, который ведет подсчет баллов, заработанных каждым учеником и всей команды в целом. "Награды" команды получают одну на всех в виде оценки в соответствии с набранным количеством баллов. "Индивидуальная" ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого его члена. Это стимулирует всю команду следить за успехами друг друга и приходить на помощь своему товарищу. Равные возможности для достижения успеха обеспечиваются тем, что каждая команда получает задания разного уровня. Это дает сильным, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды. Позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Даже индивидуальная самостоятельная работа для слабых учеников становится как бы частицей самостоятельной коллективной работы. Они используют знания, полученные и обработанные всей группой. Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик-учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Значит, надо организовать работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не было страшно получить неудовлетворительную оценку. Этому способствует групповая форма работы. Класс разбивается на несколько групп по 4 человека. Дети в группы организованы с разным уровнем развития: средний-низкий, высокий-средний. В группе назначается старший, который помогает учителю в организации работы, проставляет оценки. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Затем группа должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу. Таким образом, абсолютно все ученики все полезное время потратили на достижение главной цели урока. Учитель направляет работу, частично помогает, корректирует. Создаются благоприятные условия для: - понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают);
- помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная);
- для того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд. При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы. Ученик сам себе выставляет оценку за работу на каком-то этапе урока, критерий самооценки предлагает учитель. Оценка группы выставляется после обсуждения членами группы вклада каждого ученика при изучении какого-нибудь вопроса. Для разнообразия учебных будней учителя часто используют разнообразные формы и жанры урока. Например:
  • урок-игра

  • урок-спектакль

  • урок-путешествие

  • урок-детектив

  • урок-сказка

  • урок- силовое многоборье

  • урок-концерт

  • урок-картина

Этапы освоения изучаемого

материала

Организационно-педагогическая направленность

1. Изучение нового материала.

Индивидуализация учебного процесса.

2. Диагностическое тестирование.

Проверка базового уровня.

3. Уроки коррекции и развития.

Коррекция: повторение (на качественно новом уровне) -> закрепление -> повторная диагностическая работа.

Развитие: повторный уровень -> углубленный уровень.

Дифференциация учебного процесса.

4. Итоговый контроль.

Обязательный уровень -> продвинутый уровень -> углубленный уровень.

Проверка результатов обучения.





Наиболее результативной формой контроля знаний слабоуспевающих учащихся являются зачеты в форме деловой игры в парах сменного состава. Зачеты такого вида проводятся и по теории и по практической части, но обязательно должны быть творческие задания и задания разного уровня. Каждый ученик получает зачет - ведь он трудился целый урок.

В зависимости от количества учащихся в классе зачеты проводятся по 10 карточкам или по 20. Сейчас аттестация учащихся проводится тестированием. Эта методика дает возможность подготовить учащихся к тестированию.

Методика проведения деловой игры-зачета

Регламент игры:

  1. Ввод в игру, определение темы;

  2. Работа в парах сменного состава;

  3. Подведение итогов.

Запреты в игре:

  1. Нельзя вступать в спор куратором;

  2. Нельзя нарушать регламент игры;

  3. Нельзя быть пассивным;

Алгоритм проведения деловой игры в парах сменного состава:

  1. Получи карточку, установи очередность, правильно заполни карточку учета;

  2. Ответь на свои вопросы товарищам за каждым из столов А,В,С,D

  3. Внимательно выслушай мнение своих товарищей по твоему ответу;

  4. Внимательно выслушай ответы товарищей на их вопросы;

  5. Если с ответом не согласен, то после решения ведущего выскажи свое мнение, т. е. дополни и исправь ошибки.

  6. Подай учетный лист куратору для выставления оценки за работу в группе;

  7. По сигналу перехода, согласно карточке переходи за другой стол.

Учитель назначает куратором наиболее подготовленных учеников в этом же классе, можно пригласить учащихся из старших классов, можно учителей этой же школы, а можно и присутствующих учителей из других школ. Каждый куратор отвечает за работу за своим столом и оценивает ответы всех работавших по его проблеме. Готовится карточка учета на каждого ученика и на каждую группу.





Карточка учета для одного ученика Ф.И________________________________ Стол Роль Оценка Роспись А


Б


С


Д




Карточка дл группы: Ф.И куратора__________________________

1 группа

Оценка за ответ

Оценка за дополнение

Общая оценка


2 группа

Оценка за ответ

Оценка за дополнение

Общая оценка 1





1





2





2





3





3





4





4






3группа

Оценка за ответ

Оценка за дополнение

Общая оценка


4 группа

Оценка за ответ

Оценка за дополнение

Общая оценка 1




1





2



2



3



3



4



4















Замечание:

Каждый ученик получает карточку учета и маршрутный лист. Каждый учащийся должен за каждым из столов А,В,С, D ответить на один из четырех вопросов. За каким-то столом на 1 вопрос, за каким на 2 вопрос, и т.д. Кроме вопроса за каждым столом сообща в оставшееся время решают задачу, ответы к задаче записывают на доске в таблицу.

П

С

Р

П

С

Р

П

С

Р

П

С

Р

1

А

4

1

А

3

1

В

2

1

С

1

2

С

1

2

В

4

2

А

3

2

А

2

3

Д

2

3

С

1

3

С

4

3

Д

3

4

В

3

4

Д

2

4

Д

1

4

В

4

КАРТОЧКИ-ПУТЕВОДИТЕЛИ:

П

С

Р

П

С

Р

П

С

Р

П

С

Р

4

С

3

4

Д

4

4

А

2

4

Д

3

1

Д

4

1

А

1

1

В

3

1

В

4

2

В

1

2

С

2

2

С

4

2

А

1

3

А

2

3

В

3

3

Д

1

3

С

2

П

С

Р

П

С

Р

П

С

Р

П

С

Р

1

С

3

1

Д

1

1

А

2

1

В

1

2

В

2

2

В

2

2

Д

3

2

Д

2

3

Д

4

3

С

3

3

В

4

3

А

3

4

А

1

4

А

4

4

С

1

4

С

4

П

С

Р

П

С

Р

П

С

Р

П

С

Р

1

С

4

1

С

3

1

Д

2

1

Д

3

2

Д

1

2

Д

4

2

С

3

2

А

4

3

В

2

3

А

1

3

А

4

3

В

1

4

А

3

4

В

2

4

В

1

4

С

2

П- переход С- стол Р- роль























Индивидуальная работа



Работа с учащимися

  1. Обеспечение учащихся поуровневым учебным материалом

  2. Использование различных видов работ со слабоуспевающими учениками:

- карточки для индивидуальной работы

-задание с выбором ответа

-перфокарты

-карточки тренажеры

-«разрезные»задания

-памятки, алгоритмы.

План работы



Мероприятие

сроки

  1. Взять на учет и составить список слабоуспевающих учащихся 2 «Б» класса по итогам предыдущего года обучения.



Сентябрь

  1. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся. Информацию зафиксировать в специальную тетрадь по работе со слабоуспевающими учащимися своего класса.



Сентябрь

  1. Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками о состоянии учебных дел




Выборочно, по ситуации

  1. Работа с учеником на уроке:
  • Опрос ученика на уроках: устно(монологический ответ или серия ответов с места) или письменно по индивидуальной карточке-заданию.
  • В процессе контроля: создание атмосферы доброжелательности, снижение темпа опроса, предложение примерного плана ответа, решение использовать наглядные пособия, стимулирование оценкой или похвалой.
  • При изложении нового материала: частое обращение к неуспевающим, привлечение их в качестве помощников.
  • Организация самостоятельной работы на уроке: разбивка заданий на дозы, ссылка на аналогичные задания, выполненное ранее, напоминание приема и способа решения, ссылка на правила и и свойства, более тщательный контроль с указанием на шибки;
  • При организации самостоятельной работы: выбор наиболее рациональных упражнений, а не механическое увеличение их числа, более подробное объяснение последовательности выполнения задания, предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультантов, карточек с направляющим планом действий.











На каждом уроке

  1. Проверка домашних заданий, контроль выполнения их после уроков ( в случае отсутствия)

На каждом уроке

  1. Организация специальной системы домашних заданий: подготовка памяток, творческие задания, разбивка домашнего задания на блоки.

Систематически

  1. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика

На текущую четверть

  1. Работа с родителями слабоуспевающих учащихся

В течение всего учебного года



































































Признаки отставания - начало неуспеваемости учащихся:



1. Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что новое получено в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.

2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.

3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.

4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.

5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.

  1. Ученик не может воспроизвести определений понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.









В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы

об ученике, а те, которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие

его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы

предупредить развивающуюся неуспеваемость.



17


© 2010-2022