- Преподавателю
- Начальные классы
- Календарно-тематическое планирование по технологии. УМК Школа России
Календарно-тематическое планирование по технологии. УМК Школа России
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кузнецова М.П. |
Дата | 21.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТЕХНОЛОГИЯ
3 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального образования с учетом возможностей учебно-методических систем «Перспектива», «Школа России» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Технология. 3 класс (Текст): учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И. Роговцева, Н.В. Боогданова, Н.В. Добромыслова; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2013
- Роговцева Н.И. технология. 1-4 классы. Рабочие программы (Текст)/Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова. - М.: Просвещение, 2011
- Технология. 3 класс (Электронный ресурс): электронное приложение к учебнику/ С.А. Володина, О.А. Петрова, М.О. Майсуридзе, В.А. Мотылева. - М.: Просвещение, 2013. - 1 электрон. опт.диск (CD-ROM)
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
-
Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 (ред.22.09.11) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 19.12.2012 N 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию"
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познавательной деятельности занимают равноправное положение. Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития. Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как: практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности. Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т.е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся. Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Таким образом, программа и созданный на ее основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать вербального подхода в освоении курса технологии и направить главное внимание и силы учащихся на реальное развитие творческого В целом курс технологии в начальных классах представлен как система формирования предметных и межпредменых знаний, умений и качеств личности учащихся, основанная на творческой предметно-преобразовательной деятельности. Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности. В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных. Задачи изучения дисциплины:
- формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
- развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции;
- создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
- развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
- духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда,
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ, ФОРМИРУЕМЫЕ В УЧЕБНОМ ПРЕДМЕТЕ Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются: - формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания; - формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки; - воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении; - формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности; - воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации; - воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью. Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определенному ФГОС, на изучение учебного предмета «Технология» отводится не менее 1 часа в неделю во всех классах начальной школы). Таким образом, в течение учебного года этот курс изучается в количестве 34 часов в 3-м классе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА Личностные результаты 1.Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. 2.Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 6.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Метапредметные результаты 1.Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств для её осуществления. 2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. 3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 4.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. 5. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. 9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности.
- Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских, технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Введение (1 ч) Элементы содержания темы. Особенности содержания учебника для 3 класса. Планирование изготовления изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Критерии опенки качества изготовления изделий. Маршрут экскурсии по городу. Деятельность человека в культурно-исторической среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека в городской среде. Понятия: городская инфраструктура, маршрутная карта, хаотичный, экскурсия, экскурсовод Тема 1. Человек и Земля (21 час) Элементы содержания темы. Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия. Правила безопасной работы ножом. Объёмная модель дома. Самостоятельное оформление изделия по эскизу. Профессии: архитектор, инженер-строитель, прораб. Понятия: архитектура, каркас, чертёж, масштаб, эскиз, технический рисунок, развёртка, линии чертежа Назначение городских построек, их архитектурные особенности. Проволока: свойства и способы работы (скручивание, сгибание, откусывание). Правила безопасной работы плоскогубцами, острогубцами. Объёмная модель телебашни из проволоки. Понятия: проволока, сверло, кусачки, плоскогубцы, телебашня. Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях. Композиция из природных материалов. Макет городского парка. Сочетание различных материалов в работе над одной композицией. Профессии: ландшафтный дизайнер, озеленитель, дворник. Понятия: лесопарк, садово-парковое искусство, тяпка, секатор. Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности. Заполнение технологической карты. Работа в мини-группах. Изготовление объёмной модели из бумаги. Раскрой деталей по шаблону. Создание тематической композиции, оформление изделия. Презентация результата проекта, защита проекта. Критерии оценивания изделия (аккуратность, выполнение всех технологических операций, оригинальность композиции). Понятия: технологическая карта, защита проекта. Виды и модели одежды. Школьная форма и спортивная форма. Ткани, из которых изготавливают разные виды одежды. Предприятия по пошиву одежды (ателье). Выкройка платья. Виды и свойства тканей и пряжи. Природные и химические волокна. Способы украшения одежды - вышивка, монограмма. Правила безопасной работы иглой. Различные виды швов с использованием пяльцев. Строчка стебельчатых, петельных и крестообразных стежков. Аппликация. Виды аппликации. Алгоритм выполнения аппликации. Профессии: модельер, закройщик, портной, швея. Понятия: ателье, фабрика, ткань, пряжа, выкройка, кроить, рабочая одежда, форменная одежда, аппликация, виды аппликации, монограмма, шов. Выкройка. Крахмал, его приготовление. Крахмаление тканей. Свойства бисера и способы его использования. Виды изделий из бисера. Материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером Профессиональные обязанности повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе. Выбор блюд. Способы определения массы продуктов при помощи мерок. Кухонные инструменты и приспособления. Способы приготовления пищи (без термической обработки и с термической обработкой). Меры безопасности при приготовлении пищи. Правила гигиены при приготовлении пищи. Сервировка стола к завтраку. Приготовление холодных закусок по рецепту. Питательные свойства продуктов. Особенности сервировки праздничного стола. Способы складывания салфеток. Особенности работы магазина. Профессии людей, работающих в магазине (кассир, кладовщик, бухгалтер). Информация об изделии (продукте) на ярлыке. Знакомство с новым видом природного материала - соломкой. Свойства соломки. Её использование в декоративно-прикладном искусстве. Технология подготовки соломки - холодный и горячий способы. Изготовление аппликации из соломки. Правила упаковки и художественного оформления подарков. Основы гармоничного сочетания цветов при составлении композиции. Оформление подарка в зависимости от того, кому он предназначен (взрослому или ребёнку, мальчику или девочке). Работа с картоном. Построение развёртки при помощи вспомогательной сетки. Технология конструирования объёмных фигур. Анализ конструкции готового изделия. Детали конструктора. Инструменты для работы с конструктором. Выбор необходимых деталей. Способы их соединения (подвижное и неподвижное). Практическая работа:
- Коллекция тканей.
- Ателье мод.
- Кухонные принадлежности.
- Стоимость завтрака
- Способы складывания салфеток
- Человек и Земля
Тема 2. Человек и вода (4 часа) Элементы содержания темы. Виды мостов (арочные, понтонные, висячие, балочные), их назначение. Конструктивные особенности мостов. Моделирование. Изготовление модели висячего моста. Раскрой деталей из картона. Работа с различными материалами (картон, нитки, проволока, трубочки для коктейля, зубочистки ипр.). Новый вид соединения деталей - натягивание нитей. Понятия: мост, путепровод, виадук, балочный мост, висячий мост, арочный мост, понтонный мост, несущая конструкция. Водный транспорт. Виды водного транспорта. Работа с бумагой. Работа с пластмассовым конструктором. Конструирование. Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек (плоские, полуобъёмные и объёмные). Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой. Виды и конструктивные особенности фонтанов. Изготовление объёмной модели фонтана из пластичных материалов по заданному образцу. Практическая работа:
- Человек и вода
- Водный транспорт
- Океанариум
- Условные обозначения техники оригами
- Человек и воздух.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 3 класс Обучающиеся должны знать: - простейшие виды технической документации (чертеж, эскиз, рисунок, схема); - способ использования линейки как чертежно-измерительного инструмента для выполнения построений и разметки деталей наплоскости; - способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки; - что такое развертка объемного изделия (общее представление), способ получения развертки; 1 - условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток; - способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и ¼ формы); - что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла; - что такое барельеф, технику выполнения барельефа; - как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани; - что разметку деталей на ткани можно выполнять по шаблону и способом продергивания нити; - как сделать бахрому по краю прямоугольного изделия из ткани с полотняным переплетением нитей; - швы «вперед иголку» и «через край», способы их выполнения; - о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики, способах их выполнения; - о символическом значении народной глиняной игрушки, ее основных образах; Обучающиеся должны уметь: - правильно использовать линейку как чертежно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости; - с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов; - читать технический рисунок и схему с учетом условных обозначений и выполнять по ним работу; - выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок; - чертить простые прямоугольные развертки (без соблюдения условных обозначений); - выполнять разметку квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания; - выполнять разметку по предмету; - выполнять изображения в технике барельефа; - лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой; - изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами; - создавать простые фронтальные и объемные композиции из различных материалов; - выполнять разметку на ткани способом продергивания нитей; - выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать из ткани детали простой формы; - выполнять бахрому по краю изделия из ткани с полотняным переплетением нитей; - выполнять швы «вперед иголку» и «через край»; - выполнять несложные изображения в технике мозаики (из бумаги и природных материалов); - анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу; - придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии с его назначением. Обучающиеся могут знать: - что поделочные материалы (бумага, ткань, пластилин) могут менять свои конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания, сминания, разогревания и пр.); - что вещи должны подходить к окружающей обстановке и к характеру и облику своего хозяина; - что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид; - что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам; - о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства; - что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме предметов, в композиции изделий и каков их конструктивный и эстетический смысл; - что такое проектная деятельность, требования к выполнению и защите проектов. Обучающиеся могут уметь: - планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу; - Выполнять несложные эскизы разверток изделий с использованием условных обозначений; - вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия в соответствии с поставленными условиями; - создавать творческие фронтальные и объемные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки; - расписывать изделия из пластилина красками (гуашью); - выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений Планируемые результаты. 3 класс. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Обучающийся научится:
- воспринимать современную городскую среду как продукт преобразующей и творческой деятельности человека - созидателя в различных сферах на Земле, в Воздухе, на Воде, в Информационном пространстве;
- называть основные виды профессиональной деятельности человека в городе: экскурсовод, архитектор, инженер-строитель, прораб, модельер, закройщик, портной, швея садовник, дворник, и т.д.
- бережно относиться к предметам окружающего мира;
- организовывать самостоятельно рабочее место для работы в зависимости от используемых инструментов и материалов;
- соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;
- отбирать материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия в зависимости от вида работы, с помощью учителя заменять их;
- проводить самостоятельный анализ простейших предметов быта по используемому материалу;
- проводить анализ конструктивных особенностей простейших предметов быта под руководством учителя и самостоятельно;
- осваивать доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
- определять самостоятельно этапы изготовления изделия на основе текстового и слайдового плана, работы с технологической картой.
- осмыслить понятие «городская инфраструктура»;
- уважительно относиться к профессиональной деятельности человека;
- осмыслить значимости профессий сферы обслуживания для обеспечения комфортной жизни человека;
- осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность
- узнавать и называть основные материалы и их свойства, происхождение, применение в жизни;
- узнавать и называть свойства материалов, изученных в 3 классе:
- свойства различных видов бумаги: толщина, или объемная масса; гладкость; белизна; прозрачность;
- выбирать необходимый вид бумаги для выполнения изделия.
- структура и состав тканей;
- способ производства тканей (ткачество, гобелен);
- производство и виды волокон (натуральные, синтетические);
- умения сравнивать свойства природных материалов при изготовлении изделий из соломки, листьев, веточек и др.
- знакомство с новым природным материалом - соломкой, ее свойствами и особенностями использования в декоративно-прикладном искусстве;
- знакомство с новым материалом - пробкой, ее свойствами и особенностями использования.
- систематизация знаний о свойствах пластичных материалов;
- выбор материала в зависимости от назначения изделия;
- наблюдение за использованием пластичных материалов в жизнедеятельности человека.
- сравнивать свойства металлического и пластмассового конструктора
- знакомство с новым материалом проволокой, ее свойствами.
- знакомство с новым материалом бисером;
- виды бисера;
- свойства бисера и способы его использования;
- виды изделий из бисера;
- леска, её свойства и особенности.
- использование лески при изготовлении изделий из бисера.
- знакомство с понятием продукты питания;
- виды продуктов;
- знакомство с понятием «рецепт», «ингредиенты», «мерка»;
- экономно расходовать используемые материалы при выполнении изделия;
- выбирать материалы в соответствии с заданными критериями;
- выполнять простейшие чертежи, эскизы и наброски;
- изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по слайдовому плану, эскизам, техническим рисункам и простым чертежам;
- выполнять разметку материала, с помощью циркуля, по линейке, через копировальную, калькированную бумагу, помощью шаблонов, на глаз.
- выполнять разметку на ткани мягким карандашом, кусочком мыла или мела, при помощи шаблона.
- выполнять разметку симметричных деталей;
- оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного образца;
- готовить пищу по рецептам, не требующим термической обработки;
- заполнять простейшую техническую документацию «Технологическую карту»
- выполнять и выбирать технологические приемы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств:
- приемы работы с калькой, копировальной и металлизированной бумагой;
- выполнять различные виды орнамента, (геометрический, растительный, зооморфный, комбинированный).
- выбирать или заменять вид бумаги в зависимости от выполняемого изделия (под руководством учителя);
- выполнять изделия при помощи технологии выполнение папье-маше;
- осваивать технологию создания объемных изделий из бумаги, используя особенности этого материала, создания разных видов оригами;
- выполнять раскрой вырезанием симметричных фигур в гармошке, подгонкой по шаблону;
- Освоение элементов переплётных работ (переплёт листов в книжный блок);
- знакомство с технологическим процессом производства тканей, с ткацким станком (прядение, ткачество, отделка. Виды
- конструирование костюмов из ткани
- обработка ткани накрахмаливание;
- различать виды ниток, сравнивая их свойств (назначение);
- выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и назначения;
- выполнять виды швов: стачные и украшающие, ручные и машинные, шов «через край», «тамбурный шов», освоить строчки стебельчатых, петельных и крестообразных стежков;
- освоить новые технологические приемы:
- создания мягких игрушек из бросовых материалов (старые перчатки, варежки);
- производства полотна ручным способом (ткачество- гобелен);
- изготовления карнавального костюма;
- украшение изделия новыми отделочными материалами: тесьмой, блестками.
- украшения изделия при помощи вышивки и вязанных элементов;
- вязания воздушных петель крючком;
- вид соединения деталей - натягивание нитей.
- применять на практике различные приемы (склеивание, соединение, дел осваивать приемы работы с соломкой:
- подготовка соломки к выполнению изделия: холодный и горячий способы;
- выполнение аппликации из соломки;
- учитывать цвет и фактуру соломки при создании композиции;
- использовать свойства пробки при создании изделия;
- выполнять композицию из природных материалов.
- оформлять изделия из природных материалов при помощи фломастеров, красок и цветной бумаги.
- использовать пластичные материалы для соединения деталей;
- освоение нового вида работы с пластичным материалом - тестопластикой
- выполнять способы соединения (подвижное и неподвижное) конструктора.
- освоение способов работы с проволокой: скручивание, сгибание, откусывание.
- освоение способов бисероплетения.
- освоение способов приготовление пищи (без термической обработки и с термической обработкой);
- готовить блюда по рецептам, определяя ингредиенты и способ его приготовления;
- использование для определения веса продуктов «мерки»;
- освоение способов ухода за парковыми растениями
- использовать инструменты, необходимые при вычерчивании, рисовании заготовок (карандаш, резинка,
- чертить прямые линии по линейке и намеченным точкам;
- вычерчивать окружность при помощи циркуля по заданному радиусу;
- выполнять «эскиз» и «технический рисунок»;
- применять масштабирование при выполнении чертежа;
- уметь «читать» простейшие чертежи;
- анализировать и использовать обозначения линий чертежа.
- применять приемы безопасной работы с инструментами:
- использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой, булавками, наперстком, ножницами, пяльцами (вышивание), ножом (разрезания), циркулем, гаечным и накидным ключами;
- использовать правила безопасной работы при работе с яичной скорлупой, металлизированной бумагой.
- осуществлять раскрой ножницами по криволинейному и прямолинейному контуру, разрыванием пальцами;
- осваивать правила работы с новыми инструментами: контргайка, острогубцы, плоскогубцы;
- осваивать способы работы с кухонными инструментами и приспособлениями;
- использовать правила безопасности и гигиены при приготовлении пищи;
- окантовки картоном
- крепления кнопками
- склеивания объемных фигур из разверток (понимать значение клапанов при склеивании развертки)
- соединение с помощью острогубцев и плоскогубцев
- скручивание мягкой проволоки
- соединения с помощью ниток, клея, скотча.
- знакомство с понятием «универсальность инструмента».
Обучающиеся получат возможность:
- изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по готовому образцу;
- комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
- осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий
- осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе, профессиях быту и профессиональной деятельности
- оформлять изделия по собственному замыслу;
- выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий.
- подбирать материал, наиболее подходящий для выполнения изделия.
- выделять детали конструкции, называть их форму, расположение и определять способ соединения;
- анализировать конструкцию изделия по рисунку, простому чертежу, схеме, готовому образцу;
- частично изменять свойства конструкции изделия;
- выполнять изделие, используя разные материалы;
- повторять в конструкции изделия конструктивные особенности реальных предметов и объектов;
- анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия составлять на основе слайдового плана текстовый и наоборот.
- сравнивать конструкцию реальных объектов и конструкции изделия;
- соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических фигур с изображением развертки;
- создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу.
- составлять план последовательности выполнения изделия по заданному слайдовому или текстовому плану;
- определять этапы проектной деятельности;
- определять задачи каждого этапа проекторной деятельности под руководством учителя и самостоятельно;
- распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя и/ или выбирать роли в зависимости от своих интересов и возможностей;
- проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям;
- проектировать деятельность по выполнению изделия на основе технологической карты как одного из средств реализации проекта;
- осмыслить понятие стоимость изделия и его значение в практической и производственной деятельности;
- выделять задачи каждого этапа проектной деятельности;
- распределять роли при выполнении изделия в зависимости от умения качественно выполнять отдельные виды обработки материалов;
- проводить оценку качества выполнения изделия на каждом этапе проекта и корректировать выполнение изделия;
- развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре; применять на практике правила сотрудничества.
- положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека в городской среде;
- ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности профессиональной деятельности человека;
- интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника и с учетом собственных интересов;
- представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
- основные критерии оценивания собственной деятельности других учеников как самостоятельно, так и при помощи ответов на «Вопросы юного технолога»;
- этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при выполнении проекта;
- потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;
- представления о значении проектной деятельности.
- интерес к конструктивной деятельности;
- простейшие навыки самообслуживания;
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к трудовой деятельности;
- этических норм (долга, сопереживания, сочувствия) на основе анализа взаимодействия профессиональной деятельности людей;
- ценности коллективного труда в процессе реализации проекта;
- способность оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям её успешность или неуспешность и определяя способы ее корректировки;
- представление о себе как о гражданине России и жителе города, поселка, деревни;
- бережного и уважительного отношения к окружающей среде;
- уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности.
- эстетических чувств (прекрасного и безобразного);
- потребность в творческой деятельности;
- учет при выполнении изделия интересов, склонностей и способностей других учеников.
- следовать определенным правилам при выполнении изделия;
- дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя и / или самостоятельно;
- выбирать средства для выполнения изделия и проекта под руководством учителя;
- корректировать план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;
- проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учеников;
- вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;
- действовать в соответствии с определенной ролью;
- прогнозировать оценку выполнения изделия на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» под руководством учителя;
- работать над проектом с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли; проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
- ставить новые задачи при изменении условий деятельности под руководством учителя;
- выбирать из предложенных вариантов наиболее рациональный способ выполнения изделия;
- прогнозировать сложности, которые могут возникнуть при выполнении проекта:
- оценивать качества своей работы.
- выделять информацию из текстов заданную в явной форме;
- высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из текста и иллюстраций учебника,
- проводить защиту проекта по заданному плану с использованием материалов учебника;
- использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с материалами учебника;
- проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя и / или самостоятельно;
- выделять признаки изучаемых объектов на основе сравнения;
- находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя и / или самостоятельно;
- проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выбранным критериям;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной учителем задачей, используя различные ресурсы информационной среды образовательного учреждения;
- высказывать суждения о свойствах объектов, его строении и т.д.;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач разного характера с учетом конкретных условий;
- устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями;
- проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям;
- находить информацию по заданным основаниям и собственным интересам, и потребностям;
- слушать собеседника понимать и/ или принимать его точку зрения;
- находить точки соприкосновения различных мнений;
- приводить аргументы «за» и «против» под руководством учителя при совместных обсуждениях;
- осуществлять попытку решения конфликтных ситуаций (конфликтов «интересов») при выполнении изделия, предлагать разные способы решения конфликтных ситуаций;
- оценивать высказывания и действия партнера с сравнивать их со своими высказываниями и поступками;
- формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи;
- проявлять инициативу в ситуации общения.
- строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя
- учится договариваться, учитывая интересы партнера и свои;
- задавать вопросы на уточнение и/ или углубление получаемой информации;
- осуществлять взаимопомощь и взаимопомощь при взаимодействии.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование по технологии в 3 классе - 68 часов
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Планируемая дата
Фактическая дата
Примечание
1
Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником.
1
04.09
2
Архитектура (Дом)
1
11.09
3
Городские постройки (Телебашня)
1
18.09
4
Парк (Городской парк)
1
25.09
5
Парк («Детская площадка»)
1
02.10
6
Ателье мод: Модели школьной формы
1
09.10
7
Ателье мод: Украшение платочка
1
16.09
8
Ателье мод: Коллекция тканей
1
23.10
9
Аппликация из ткани: петельный шов
1
30.10
10
Аппликация из ткани: Украшение фартука
1
13.11
11
Аппликация из ткани: Украшение платочка с монограммой
1
20.11
12
Гобелен
1
27.11
13
Вязание. Воздушные петли
1
04.12
14
Вязание. Воздушные петли
1
11.12
15
Вязание. Воздушные петли
1
18.12
16
Одежда для карнавала
1
25.12
17
Бисероплетение. Браслетик
1
15.01
18
Бисероплетение. Браслетик
1
22.01
19
Бисероплетение. Цветочки
1
29.01
20
Бисероплетение. Цветочки
1
05.02
21
Бисероплетение. Подкова
1
12.02
22
Кафе «Фруктовый завтрак»
1
19.02
23
Кафе «Солнышко в тарелке»
1
26.02
24
Работа с тканью: Колпачок для яиц
1
04.03
25
Работа с тканью: «Цыплята»
1
11.03
26
Бутерброды
1
18.03
27
Магазин подарков «Брелок для ключей»
1
08.04
28
Магазин подарков «Упаковка подарков»
1
15.04
29
Мосты
1
22.04
30
Водный транспорт «Яхта»
1
29.04
31
Фонтаны
1
06.05
32
Зоопарк «Птицы»
1
13.05
33
Переплётная мастерская «Переплётные работы»
1
20.05
34
Почта «Заполняем бланк»
1
27.05
1
18