Организация исследовательской деятельности в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Диденко Елена Геннадьевна,

учитель начальных классов МАОУ СОШ № 20 г. Серов, Свердловская область


Организация индивидуальной работы учащихся при подготовке исследовательских проектов.


Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

  • Резко возросла информированность детей. Современные дети относительно мало читают. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное и смысловое чтение.
  • Учебные занятия не могут в полной мере создать условия для формирования психологических способностей ребёнка, обеспечивающих готовность к школьному обучению.
  • Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками часто оказываются недоступны для младших школьников.
Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. В новом стандарте написано, что начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребёнка. Поступление детей в школу - важный этап в жизни каждого ученика и его семьи. Многие родители нацелены только на ЗУНы. Современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности школьника и доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нём и систематизации материала. Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимание в детстве, это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Для того , чтобы научить ребёнка искать и находить, ему необходимо вначале объяснить, что такое наука, как люди делают научные открытия, как рождается истина. Поэтому была проведена анкета следующего содержания:
1. Какие науки ты знаешь? 2. Кто такой учёный? 3. Каких учёных ты знаешь (по книгам, по фильмам, по рассказам)? 4. Какими качествами должен обладать учёный? Подчеркни и продолжи: быть пожилым, любознательным, красивым, терпеливым, порядочным, честным, храбрым, умным, наблюдательным, добрым,… 5. Назови имена учёных, которые жили (живут) в твоей стране, городе, области). 6. Хочешь ли ты быть учёным, исследователем? Почему? 7. Какое открытие ты мечтаешь сделать?
Основная задача учителя - заставить мысль школьника работать. Именно организация исследовательской работы поможет решить данную задачу. Мы выделили 4 направления в организации исследовательской деятельности:
  1. учебные ситуации на уроке
  2. индивидуальная работа
  3. групповая работа
  4. внеклассная работа
Умелое сочетание видов исследовательской деятельности научит ребенка самостоятельно мыслить, анализировать не только учебные, но и жизненные ситуации, а, значит, и подготовит к взрослой жизни.
Остановлюсь более подробно на втором направлении - индивидуальная исследовательская деятельность. Данную работу целесообразно начинать с 1 класса - именно в 1 класс приходят дети, которые хотят много знать, многому научиться. Они задают множество вопросов, часто на которые даже мы взрослые не можем однозначно ответить. Именнно такие ситуации можно умело использовать для того, чтобы интерес к обучению в школе у ребёнка не пропал.

Условия эффективности
  1. Ученик должен хотеть проводить исследование. Этого должен хотеть и учитель (провести именно это исследование). Если направление, тема не будут интересны хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследования не получиться.

  1. Ученик должен суметь это сделать. Но, прежде всего это должен уметь сделать учитель. (Для этого учителю необходимо изучить методики)

  1. Ученик должен получить удовлетворение от своей работы. (И учитель тоже - от своей деятельности и от работы ученика).


На начальных этапах организации исследовательской деятельности необходимо формирование коммуникативных явлений (умений работать в группе, участвовать в совместном принятии решений, взаимодействовать с руководителем, обсуждать ход исследования, публично выступать, отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии со слушателями). То есть важен не сам продукт, а процесс исследования.

В 1классе я предлагаю детям вместе с родителями выполнить 1 творческую (исследовательскую работу) - составить коллаж на тему «Кто я?». Многие родители, конечно, хорошо знают своего ребёнка, его увлечения, но здесь важно, чтобы ответы шли именно от детей. В ходе разговора со своим ребёнком, родители фиксируют, что любит ребёнок, чем увлекается, какие книги читает, какие фильмы смотрит, в какие игры играет, какие любит цветы,... потом опять же вместе с детьми родители оформляют коллаж (Ищут картинки, рисуют, раскрашивают, приклеивают, мастерят, придумывают, …) Данная работа представляется на классном празднике - дне рождения класса. В результате чего дети знакомятся между собой, узнают друг о друге много нового. Часто именно из этих работ возникают такие темы как:
  • Что обозначает моё имя
  • Мой гороскоп
  • Каков я

Далее детям предлагается оформить коллаж своих увлечений. В ходе работы кроме фотографий дети узнают историю возникновения предметов, которые они коллекционируют, мастерят... Появляются такие темы:
  • Истории кукол
  • Чудо техники квадроцикл
  • История возникновения автомобилей

В 1 классе я предлагала и такую работу - создание герба своей семьи. Здесь дети исследуют уже не только себя, но и всю свою семью, обощают полученные сведения и придумывают свой герб семьи. Некоторые семьи к данной работе относятся очень серьёзно, они изучают формы гербов, использованный цвет, символы. Именно такая работа плавно переросла у одного мальчика из моего класса - в исследовательскую.
Во 2 классе мы вводим в учебный план школы факультатив - «Учимся исследовать». На факультативе создаём такие ситуации, в ходе которых возникают темы, связанные с обстоятельствами жизни учеников. Это могут быть темы о домашних животных, которые требуют наблюдения за своими питомцами:
  • Моя кошка
  • Почему черепаха медленно передвигается
  • Загадки аквариумных рыбок
Темы, связанные с историей семьи:
  • Моя родословная
  • Мои родственники на войне
Темы, требующие составления каких-то таблиц, схем, графиков...
  • Рацион питания моей семьи
  • Активность кошки (собаки) в течении дня
Темы, требующие проведения опытов.
  • Почему снег в воде не тонет
  • При каких условиях будет расти дома зелёный лук
  • Состав газированной воды
Темы, связанные с изготовлением чего - либо:
  • Создание украшений своими руками
  • Создание модели самолёта
  • Создание мультфильма

Вы скажите, что темы у детей будут повторяться. Да на каком - то этапе конечно. Но наша задача на этом этапе - научить ребёнка добывать эти знания самим, проявив любознательность, терпение, умение взаимодействовать как со сверстниками, так и со взрослыми. Не все дети класса выйдут на большие индивидуальные проекты, но тем не менее все должны попробовать себя в малом. Возможно, кто из них «созреет» позднее. Тем не менее шанс мы даём всем.
Откуда же можно брать темы для исследовательских проектов?
  • Рассматриваем увлечения ребёнка, его хобби
  • Используем темы факультатива (предложенные учителем)
  • Кружковая работа («Юный химик», «Юный дизайнер», «Юный натуралист»...)
  • Используем задания учебника (выход за рамки предмета)
  • Семейные ситуации
  • Конкурсы - специально заданные темы (например, конкурс «Родник моей души» - появился проект «Благоустройство пришкольной территории»)
  • и просто детскую любознательность (вопросы детей, случайные опыты)

Результаты своего труда учащиеся представляют на уже традиционной школьной научно-практической конференции, где учатся публично выступать с сообщениями о своей работе, демонстрируют опыты, создают презентации, овладевают искусством дискуссии. В работе секций принимают участие не только авторы работ, но и слушатели - заинтересованные ребята от класса. Лучшие призовые работы становятся обязательными участниками городской научно-практической конференции. Ряд работ занимали призовые места.
Применяя методики способствующие развитию исследовательской направленности мыслительной деятельности учащихся, мы формируем стремление познать не познанное, а это дорого стоит.
Результативность исследовательской деятельности заключается в том, что деятельность такого рода обеспечивает ее участникам:
  • формирование устойчивого интереса к самостоятельной творческой (исследовательской) деятельности, а зачастую и исследовательского типа мышления;
  • сформированность большинства общеучебных информационных умений;
  • освоение ряда специальных умений работы с информацией (анализ и сопоставление различных точек зрения, выявление оснований для исторических «разночтений» и др.) и источниками различного типа;





© 2010-2022