Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Фащевка

Грязинского муниципального района Липецкой области.

«РАССМОТРЕНО»

на заседании ШМО

Руководитель ШМО
______ /Т. В. Соловьева/

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ

села Фащёвка
______ / Н.В. Марчукова /

Протокол №____от _____2015 г Приказ №___от______2015г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета

«Русский язык»


для 2 класса


на 2015/ 2016 учебный год.












Учитель, реализующий программу учебного предмета,

Рабочая программа по русскому языку 2 классСоловьева Татьяна Васильевна.


Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Русский язык» авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого для 2 класса на 2015 - 2016 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Сборника рабочих программ по русскому языку В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.Н.Дементьева, Н.А.Стефаненко, М.В.Бойкина (УМК «Школа России»), планируемых результатов начального общего образования. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов русского языка с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся. Программа соответствует основной образовательной программе и учебному плану МБОУ СОШ с. Фащевка.
Цели изучения предмета «Русский язык» в начальной школе: - ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; - формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
-развитие речи, мышления, воображения учащихся, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; -формирование у учащихся первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; -формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; -воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Промежуточная аттестация по решению педагогического совета (протокол №1 от 29.08.2015 года) проводится в форме контрольной работы (диктант).
Программа составлена на основе нормативно-правовой базы:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012года №273- ФЗ « Об образовании в Российской федерации»;
  • Приказа МО РФ от 6 октября 2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказа МО РФ 26 ноября 2010г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года»;
  • Приказа МО РФ от 22 сентября 2011г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373»;

  • Приказа МО РФ от 18 декабря 2012г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373»;

  • Авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык. 1-4 классы», являющейся составной частью системы учебников «Школа России», 2011 г

  • Приказ по МБОУ СОШ с.Фащевка № 162 от 26.08.2014г « Об утверждении учебного плана» на 2015-2016 г.
  • Приказ по МБОУ СОШ с.Фащевка № 163 от 26.08.2014г « Об утверждении годового календарного учебного графика» на 2015-2016 г.


Общая характеристика учебного предмета в соответствии с ФГОС.


Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»: - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; - развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; - развитие коммуникативных умений; - развитие нравственных и эстетических чувств; - развитие способностей к творческой деятельности. Курс русского языка начинается с обучения грамоте. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями: • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис); • орфография и пунктуация; • развитие речи. Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи. Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся. Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников. Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком - его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур - формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности. Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы. Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки. Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности. Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами. Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма. Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка. Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др. Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации на уроки русского языка во 2 классе выделено 4 часа в неделю (из расчёта 34 уч. недели в год ), из регионального учебного компонента добавлено ещё 1 час в неделю (из расчёта 34 уч. недели в год). Итого: 5 часов в неделю (из расчёта 34 уч. недели в год) или 170 часов в год. Авторская программа рассчитана на 170 часов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей. Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей. Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству. Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Планируемый уровень подготовки.

Результаты освоения учащимися содержания программы по русскому языку.

Личностные, метапредметные и предметные результаты Личностные результаты:

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 3. Использование знаково-символических средств представления информации. 4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». 12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». Предметные результаты: 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. 5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. 6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. 7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; 9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание рабочей программы по русскому (2 класс) - 170 часов. Содержание рабочей программы соответствует требованиям ФГОС, целям и задачам образовательной программы МБОУ СОШ с. Фащёвка. Содержание рабочей программы определено с учётом особенностей изучения предмета в классе, занимающегося по УМК «Школа России» Наша речь (4 ч) Язык и речь, их значение в жизни. Речь - главный способ общения людей. Язык - средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи. В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
Знать/понимать: - Язык, речь - средство общения людей. - понятия «устная и письменная речь»; - Текст и предложения - единицы речи. - Правила оформления предложения на письме, в устной речи Уметь: - строить самостоятельно простые предложения, составлять предложения из слов, дополнять и оформлять их на письме; - умение передавать содержание рассказа, пользуясь готовым планом; - выделять предложение в устной речи и оформлять его на письме. Использовать в практической деятельности для: - создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике; - адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.). Текст (5 ч) Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте. Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей. Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения. Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя. Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя. Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки. В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны Знать/понимать: - отличие текста от набора отдельных предложений, не объединённых общей темой, роль текста в общении людей; - связь по смыслу предложений в тексте; - о видах текста по цели высказывания (повествование, описание, рассуждение), распознавание их; - структура текста; - понятия « красная строка в тексте», «заголовок», «опорные слова». Уметь: - определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему; - делить сплошной текст на предложения (3 - 4 предложения); - устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из 3 частей); - писать изложение (по вопросам) текста из 30-45 слов; - сочинения по серии картинок под руководством учителя; - составлять и записывать текст из 3-5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации; - употреблять при записи текста красную строку; - употреблять в речи «волшебные» слова. Использовать в практической деятельности: - адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.) - соблюдения орфоэпических норм; работы со словарями; - создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике; - овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения
Предложение (12 ч) Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись. В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны Знать/понимать: - признаки предложения и использование в речи; - как оформление предложения на письме. Логическое ударение; - первоначальные представления о распространённом и нераспространённом предложении; - понятия «подлежащее», «сказуемое» - главные члены предложения. Уметь: - устанавливать связь слов в предложении из 3-4 слов, выделять подлежащее и сказуемое; - составлять предложение из слов, устанавливать между ними связь по вопросам; - употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный или восклицательный знак в конце; - распознавать простое распространённое и нераспространённое предложения. Использовать в практической деятельности - создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике. Слова, слова, слова… (22 ч) Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово - общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов). Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе - гора, смелый - храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем. Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны Знать/понимать: - понятия синонимы, антонимы и их роль в речи; - признаки однокоренных слов, подбор их, выделение корня; - общее представление о родственных (однокоренных) словах, корне как главной значимой части слова, термины «родственные слова», «однокоренные слова», «корень слова»; - слогообразующая роль гласной в слоге; - об ударении, ударном и безударном слогах. Уметь: - различать однокоренные слова среди других слов; - отличать однокоренные слова от внешне сходных неоднокоренных слов и форм слов; - определять в слове слоги, составлять из слогов слова, а из слов предложения; - определять ударение в слове; - показывать подвижность ударения и использование этого свойства при проверке написания безударных гласных в слове; - переносить слова с одной строки на другую. Использовать в практической деятельности - создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике.
Звуки и буквы (34 ч) Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях. Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем. Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Знать/понимать: - названия букв русского алфавита; - признаки гласных и согласных звуков; - гласные ударные и безударные; - согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие; - правила переноса слов;

Уметь: - правильно и последовательно называть буквы алфавита, развивать умение пользоваться алфавитом при нахождении слов в словаре - делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам; - обозначать на письме мягкость согласных буквами е,ё,ю,я,ии мягким знаком (ь) - писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт; - производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв в словах типа конь, сова, стриж; - писать слова с двойными согласными типа Анна, группа, класс, суббота, - писать слова с разделительным мягким знаком (ь), - писать слова с непроверяемым написанием, указанные в программе 2 класса; - правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные на конце слов (ряд, воз), - правильно обозначать буквами безударные гласные в двусложных словах (мячи, река, окно); - правильно произносить слова.уметь пользоваться справочной странице «Произноси слова правильно» Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 ч) Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях. Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем. Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны Знать/понимать: - названия букв русского алфавита; - признаки гласных и согласных звуков; - гласные ударные и безударные; - согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие; - правила переноса слов.

Уметь: - правильно и последовательно называть буквы алфавита, развивать умение пользоваться алфавитом при нахождении слов в словаре; - делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам; - обозначать на письме мягкость согласных буквами е, е, ю, я, и и мягким знаком (ь); - писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт; - производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв в словах типа конь, сова, стриж; - писать слова с двойными согласными типа Анна, группа, класс, суббота; - писать слова с разделительным мягким знаком (ь); - писать слова с непроверяемым написанием, указанные в программе 2 класса; - правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные на конце слов; - правильно обозначать буквами безударные гласные в двусложных словах (мячи, река); - правильно произносить слова; уметь пользоваться справочной странице «Произноси слова правильно». Части речи (47 ч) Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами. Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными. В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны Знать/понимать, иметь представление: - понятие «существительное»; одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; - различать имена собственные; - понятие «глагол», глаголы в единственном и множественном числе, представление о разном времени; - понятие «прилагательное», прилагательные в единственном и множественном числе; - роль предлогов, раздельное написание предлогов со словами; - понятие «местоимение», их роль в тексте. Уметь: - писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, в названиях городов, деревень, в кличках животных; - правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета; - различать слова, отвечающие на вопрос кто? и слова, отвечающие на вопрос что? Повторение изученного за год (17 ч) Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов. Слова с непроверяемыми написаниями Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь. Чистописание Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т. д. Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и, ш, И, Ш, п, р, т, г; 2) л, м, Л, М, я, Я, А; 3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч; 4) с, С, е, Е, о, О, а, д, б; 5) ь, ы, ъ и их варианты в соединениях; 6) н, ю, Н, Ю, к, К; 7) В, 3, з, Э, э, Ж, ж, X, х, ф; 8) Ф, У, Т, Р, Б, Д. Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Письмо букв, соединений, в которых наиболее часто допускаются недочеты при их начертании: П, Т, Р, Ж, У, Я, X, Н, К, Ф и др., а, у, д, з, в, б, т и др. Связное, ритмичное письмо слов и предложений.

















Тематическое планирование

Наименование разделов

Всего часов

Виды учебной деятельности учащихся 1 Наша речь

4 Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Различать устную, письменную речь и речь про себя, осознавать значимость каждого вида речи в жизни людей, в учебной деятельности. Наблюдать за речью окружающих людей и осознавать значимость русского языкакак государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения. Высказывать собственное мнение. Выполнять алгоритм правила списывания и оценивать себя. Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Отличать диалогическую речь от монологической, осознавать их значение в жизни людей. Работать со страничкой для любознательных, познакомиться с этимологией слов диалог и монолог. Развивать навык смыслового и выразительного чтения при чтении диалога и монолога, определение роли вежливых слов в речи. Использовать в речи диалог и монолог, участвовать в учебном диалоге. Составлять по рисункам диалог и монолог. Оценивать результаты своей деятельности 2 Текст

5 Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Отличать текст от других записей по его признакам. Определять тему текста, подбирать к нему заголовок. Выбирать из набора предложений те, что могут составить текст на заданную тему. Составлять текст из деформированных предложений. Составлять текст по теме, заключённой в предложении (Сентябрь без плодов не бывает) Осмысленно читать текст. Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Определять тему и главную мысль текста, находить в тексте предложение, в котором заключена главная мысль текста. Соотносить заголовок и текст, анализировать заголовок относительно того, что в нём отражено: тема или главная мысль текста. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче (теме). Определять, по тематическим группам слов (по набору предложений), из каких текстов они взяты: из одного или разных. Составлять текст о своей малой родине. Выбирать ту часть текста, который соответствует заданной коммуникативной задаче. Соотносить части текста и рисунки к ним, дополнять содержание 2-3 частей данного текста , используя опорные слова и рисунки. Передавать устно содержание составленного текста. Оценивать результаты своей деятельности. 3 Предложение

12 Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять количество слов в различных предложениях и писать слова раздельно в предложении, в котором более одного слова. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Определять границы предложения в деформированном тексте. Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), обосновывать употребление знаков конца предложения. Составлять предложение-ответ на вопрос вопросительного предложения. Осознавать значение слова «родина». Оценивать результаты своей деятельности. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое ударение) и интонацию в конце предложения. Оценивать результаты выполнения задания по учебнику. Члены предложения. Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Различать понятия: слово, предложение, член предложения, главные члены предложения. Осознавать главные члены как основу предложения, находить главные члены (основу) предложении. Составлять ответы на вопросы Оценивать результаты своей деятельности Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Различать главные и второстепенные члены предложения, находить второстепенные члены предложения (без их дифференциации), осознавать их значимость в предложении. Осознавать признаки подлежащего и сказуемого, различать подлежащее и сказуемое, соотносить подлежащее и сказуемое с основой предложения. Находить подлежащее и сказуемое в предложении. Определять признаки распространённого и нераспространённого предложения, различать эти предложения, находить данные предложения. Составлять нераспространённое предложение по данному подлежащему, сказуемому, распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения, выделять пары слов, связанных по смыслу. Составлять предложение из деформированных слов по заданному алгоритму. Находить предложение среди других предложений по заданной схеме (модели) предложения. Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения, выделять пары слов, связанных по смыслу. Рассматривать репродукцию картины И. С. Остроухова «Золотая осень».в «Картинной галерее» учебника. Составлять рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова. Воспроизводить изученные синтаксические понятия и пользоваться ими в практической деятельности при выполнении учебных задач. Оценивать результаты своей деятельности. 4 Слова, слова, слова…

22 Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Различать предмет, слово как название этого предмета, лексическое значение этого слова. Определять лексическое значение слова по собственному опыту и по толковому словарю. Определять слово по его лексическому значению. Составлять предложения по рисунку, воссоздавать словесные картины по поэтическим строкам. Знакомиться с происхождением слов лопух, лопата, лопоухий. Пользоваться словарями по указанию учителя. Осознавать различие между однозначными и многозначными словами. Опознавать многозначные слова среди других слов. Пользоваться толковым словарём при определении многозначных слов. Осознавать значение слов-синонимов. Распознавать синонимы среди других слов. Осознавать значимость у потребления синонимов в одном предложении ( тексте). Подбирать синонимы с помощью словаря синонимов. Составлять предложения с синонимами. Осознавать значение слов-антонимов. Распознавать антонимы среди других слов. Осознавать значимость у потребления антонимов в одном предложении ( тексте). Осознавать значение термина «родственные слова», находить родственные слова среди других слов. Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень, обосновывать правильность определения однокоренных слов и корня в однокоренных словах, подбирать однокоренные слова. Группировать однокоренные слова с разными корнями. Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Группировать однокоренные слова с разными корнями. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. Работать с памяткой «Как найти корень слова» Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. Оценивать результаты своей деятельности. 5 Звуки и буквы

34 Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Различать звуки и буквы. Правильно произносить звуки и называть буквы, обозначенные этими звуками. Проводить частичный звуковой анализ слов. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов ( звуковые и буквенные), анализировать их. Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков..Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работа с Памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения». Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют. Оценивать результаты своей деятельности 6 Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

29

Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Различать непарные мягкие шипящие звуки[ч'],[щ']. Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, наблюдать за отсутствием мягкого знака в данных сочетаниях букв, подбирать примеры слов с такими сочетаниями, правильно писать эти буквосочетания в словах. Группировать слова с заданными буквосочетаниями. Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные, правильно их произносить, осознавать признаки, по которым различаются парные по глухости-звонкости согласные звуки, подбирать слова, которые начинаются с парного по глухости-звонкости согласного звука, объяснять, почему твёрдых пар по глухости-звонкости согласных звуков больше, чем мягких. Характеризовать согласный звук (глухой-звонкий, парный-непарный) и оценивать правильность данной характеристики. Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных). Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным, перед гласным, перед согласным звуком [н ] с его обозначением буквой. Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Подбирать слова с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова. Находить в орфографическом словаре слова с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова. Оценивать результаты своей деятельности при проверке диктанта. Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Различать формы одного слова и однокоренные слова, находить в этих словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять Осознавать особенности проверочного и проверяемого слов для слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным. Различать проверочное и проверяемое слова, находить среди данных слов для каждого проверяемого слова проверочное. Объяснять, почему написание выделенных слов надо проверять Наблюдать над единообразным написанием корня в формах одного и того же слова и в однокоренных словах. Подбирать проверочные слова и объяснять способ подбора проверочного слова для слов с пропущенными или выделенными буквами. Изменять слова так, чтобы на конце слов был парный согласны звук и обосновывать написание буквы парного согласного звука. Составлять предложения из деформированных слов и записывать их. Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах как семья, вьюга. Осознавать правило написания разделительного мягкого знака в словах. Объяснять, почему в данных словах надо писать разделительный мягкий знак. Записывать слова, заменяя звуковые модели части слов буквенными , составлять слова из данных частей слов. Подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком. Использовать изученные правила при написании слов с разделительным мягким знаком (ь) и мягким знаком для обозначения мягкости согласного звука и с другими орфограммами, объяснять написание таких слов. Оценивать результаты своей деятельности. 7 Части речи

47 Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Называть по рисунку слова разных частей речи, составлять текст по рисунку. Определять часть речи выделенных слов , пользуясь информацией из схемы «Части речи». Выбирать из текста слова, соответствующие заданному признаку (вопросу). Наблюдать над образностью слов русского языка. Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Ставить вопросы к именам существительным, изменять имена существительные по вопросам. Объяснять лексическое значение слов-имён существительных, группировать их по лексическому значению. Различать одушевлённые имена существительные с опорой на вопрос кто?, подбирать примеры таких существительных. Объяснять лексическое значение слов- одушевлённых имён существительных. Классифицировать одушевлённые имена существительные по значению. Изменять имена существительные по вопросам ( кому? доктору - кто?-доктор). Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы. Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. Распознавать полные и неполные имена, ласковые формы имён и правильно использовать их в речи. Писать с заглавной буквы имена собственные. Определять число имён существительных (единственное и множественное). Находить глаголы, определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения признаков глагола.и правильность выполненных заданий.

Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении. Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Знакомство с этимологией названия местоимения. Заменять имена существительные местоимением. Определять, каким членом предложения являются местоимения. Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст. Осознавать способы замены в тексте повторяющихся слов. Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Запоминать наиболее употребительные предлоги. Находить предлоги вместе с именами существительными в предложении и правильно их записывать. Раздельно писать предлоги со словами. Осознавать, что между предлогом и именем существительным можно вставить другое слово. Составлять словосочетания с предлогами. Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы). Составлять предложения с предлогами Оценивать результаты своей деятельности. 8 Повторение

17

Наблюдать за особенностями речи и оценивать её. Работать с текстом, различать виды текста. Определять границы предложения, обосновывать выбор знаков препинания. Определять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь слов в предложении. Работать со словарями. Определять ударный и безударный слог. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы.
ИТОГО: 170 часов

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция

1.Горецкий В.Г., Канакина В.П. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы.

2.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 2 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 1. - М.: Просвещение, 2012.

3.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 2 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 2. - М.: Просвещение, 2012.

4.Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1-2. - М.: Просвещение, 2012.

5.Крылова О.Н. Контрольные работы по русскому языку. 2 класс. Ч. 1-2: к учебнику В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык». 2 класс. В двух частях. - М.: Экзамен, 2012.

Печатные пособия

Словари по русскому языку: толковый словарь, орфографический словарь, словарь фразеологизмов, словарь антонимов и синонимов.

Технические средства обучения

Классная маркерная доска с набором приспособлений для крепления.

Мультимедийный проектор

Компьютер

Экранно-звуковые пособия

Канакина В.П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение к учебнику.

Мультимедийные ( цифровые ) образовательные ресурсы соответствующие тематике программы по русскому языку ( по возможности).





Приложение к рабочей программе, утверждённой приказом №191от 01.09.2015 г.

Календарно-тематический план по русскому языку 2 класс. УМК Школа России.


№ урока

Тема урока

Дата

по плану

Дата

по факту

Примечание

I четверть - 44 часа

Наша речь (4 часа)

1

Знакомство с учебником. Какая бывает речь?

01.09

2

Что можно узнать о человеке по его речи?

02. 09

3

Как отличить диалог от монолога?

03. 09

4

Проверка знаний.

04. 09

Текст (5 часов)

5(1)

Что такое текст?

07. 09

6(2)

Что такое тема и главная мысль текста?

08. 09

7(3)

Входная контрольная работа. Диктант на тему «Текст» № 1

09. 09

8 (4)

Работа над ошибками

10. 09

9(5)

Части текста.

11. 09

Предложение ( 12 часов)

10(1)

Словарный диктант. Что такое предложение?

14. 09

11(2)

Как составить из слов предложение?

15. 09

12 (3)

Р.р. Обучающее изложение.

16. 09

13(4)

Анализ изложений.Что такое главные члены предложения?

17. 09

14 (5)

Что такое второстепенные члены предложения?

18. 09

15(6)

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.

21. 09

16(7)

Что такое распространённые и нераспространённые предложения?

22. 09

17(8)

Как установить связь слов в предложении? Р.р. Обучающее сочинение по картине.

23. 09

18(9)

Как установить связь слов в предложении? Анализ сочинений.

24. 09

19(10)

Обобщение по теме «Предложение».

25. 09

20(11)

Диктант по теме «Предложение» № 2 с грамматическим заданием.

28. 09

21 (12)

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Как установить связь слов в предложении?

29.09

Слова,слова,слова…(22 часа)

22(1)

Что такое лексическое значение слова?

30.09

23(2)

Что такое лексическое значение слова?

01. 10

24(3)

Что такое однозначные и многозначные слова?

02. 10

25 (4)

Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?

05. 10

26(5)

Что такое синонимы.

06. 10

27(6)

Что такое антонимы?

07. 10

28(7)

Что такое антонимы?

08. 10

29(8)

Что такое родственные слова?

09. 10

30 (9)

Контрольное списывание с грамматическим заданием.

12. 10

31(10)

Работа над ошибками, допущенными при списывании.

13. 10

32(11)

Что такое родственные слова?

14. 10

33(12)

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

15. 10

34(13)

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

16. 10

35(14)

Какие бывают слоги?

19. 10

36(15)

Как определить ударный слог?

20. 10

37(16)

Словарный диктант. Как определить ударный слог?

21. 10

38(17)

Как переносить слова с одной строки на другую?

22. 10

39(18)

Как переносить слова с одной строки на другую?

23. 10

40(19)

Р.р. Обучающее изложении по серии картинок.

26. 10

41(20)

Проверочная работа по теме: «Слова»

27. 10

42(21)

Контрольный диктант по теме: «Слова,слова,слова…» с грамматическим заданием(№3)

28.10

43(22)

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

29.10

Звуки и буквы (34 часа)

44(1)

Как различить звуки и буквы?

30.10

II четверть-35 ч

45(2)

Как мы используем алфавит?

09.11

46(3)

Как мы используем алфавит?

10.11

47(4)

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

11.11

48(5)

Как определить гласные звуки?

12.11

49(6)

Р. р. Обучающее сочинение по картине З.С.Серебряковой «За обедом»

13.11

50(7)

Анализ сочинений. Гласные звуки и буквы.

16.11

51(8)

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

17.11

52(9)

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

18.11

53(10)

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

19.11

54(11)

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

20.11

55(12)

Р. р. Обучающее изложение.

23.11

56(13)

Анализ изложений. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

24.11

57(14)

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

25.11

58(15)

Контрольный диктант по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.» (№4).

26.11

59(16)

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

27.11

60(17)

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне

30.11

61(18)

Как определить согласные звуки?

01.12

62(19)

Согласный звук [Й] и буква И краткое.

02.12

63(20)

Согласный звук [Й] и буква И краткое.

03.12

64(21)

Слова с удвоенными согласными.

04.12

65(22)

Р. р. Обучающее сочинение по вопросам.

07.12

66(23)

Анализ сочинений. Работа над ошибками

08.12

67(24)

Наши проекты. И в шутку и всерьёз.

09.12

68(25)

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

10.12

69(26)

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

11.12

70(27)

Как обозначить мягкость согласного звука на письме?

14.12

71(28)

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.

15.12

72(29)

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.

16.12

73(30)

Административная контрольная работа (диктант ) № 5.

17.12

74(31)

Работа над ошибками.

18.12

75(32)

Наши проекты. Пишем письмо.

21.12

76(33)

Обобщающий урок по теме «Звуки и буквы»

22.12

77(34)

Контрольный диктант по теме «Твёрдые и мягкие согласные» (№6).

23.12

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками.(29 часов)

78(1)

Работа над ошибками. Буквосочетания ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ.

24.12

79(2)

Буквосочетания ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ.

25.12

III четверть - 50 ч

80(3)

Наши проекты. Рифма.

11.01

81(4)

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.

12.01

82(5)

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.

13.01

83(6)

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.

14.01

84(7)

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ. Проверь себя.

15.01

85(8)

Р.р. Обучающее изложение.

18.01

86(9)

Анализ изложений

19.01

87(10)

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

20.01

88(11)

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

21.01

89(12)

Проверка парных согласных в корне слова.

22.01

90(13)

Р.р. Изложение повествовательного текста.

25.01

91(14)

Анализ изложений. Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.

26.01

92(15)

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

27.01

93(16)

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

28.01

94(17)

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

29.01

95(18)

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана.

01.02

96(19)

Проверка знаний.

02.02

97(20)

Диктант на тему: «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.»

03.02

98(21)

Работа над ошибками. Обобщение изученного материала.

04.02

99(22)

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

05.02

100(23)

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

08.02

101(24)

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

09.02

102(25)

Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала.

10.02

103(26)

Правописание слов с разделительным мягким знаком (закрепление).

11.02

104(27)

Контрольное списывание. «Правописание слов с разделительным мягким знаком.»

12.02

105(28)

Работа над ошибками.

15.02

106(29)

Обобщение изученного материала.

16.02


Части речи (46 часов)




107(1)

Что такое части речи?

17.02

108(2)

Что такое части речи?

18.02

109(3)

Что такое имя существительное?

19.02

110(4)

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

22.02

111(5)

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.

24.02

112(6)

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

25.02

113(7)

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.

26. 02

114(8)

Р.р.Обучающее сочинение «Зимние забавы»

29. 02

115(9)

Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи.

01. 03

116(10)

Заглавная буква в географических названиях. Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы.

02. 03

117(11)

Контрольный диктант на тему: «Правописание собственных имён существительных.»

03.03

118(12)

Работа над ошибками. Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы.

04.03

119(13)

Единственное и множественное число имён существительных.

07.03

120(14)

Единственное и множественное число имён существительных.

09.03

121(15)

Словарный диктант. Единственное и множественное число имён существительных

10.03

122(16)

Единственное и множественное число имён существительных.

11.03

123(17)

Единственное и множественное число имён существительных.

12.03

124(18)

Единственное и множественное число имён существительных.

15.03

125(19)

Обобщение знаний на тему: «Единственное и множественное число имён существительных.»

16.03

126(20)

Контрольный диктант на тему: «Единственное и множественное число имён существительных».

17.03

127(21)

Работа над ошибками . Что такое глагол?

18.03

128(22)

Что такое глагол?

21.03

129(23)

Что такое глагол?

22.03

4 четверть- 41 час

130(24)

Единственное и множественное число глаголов.

30.03

131(25)

Единственное и множественное число глаголов.

31.03

132(26)

Правописание частицы НЕ с глаголами.

01.04

133(27)

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»

04.04

134(28)

Р.р. Составление текста-повествования.

05.04

135(29)

Анализ сочинения .Что такое имя прилагательное?

06.04

136(30)

Связь имени прилагательного с именем существительным.

07.04

137(31)

Прилагательные, близкие и противоположные по значению.

08.04

138(32)

Итоговая комплексная работа

11.04

139(33)

Единственное и множественное число имён прилагательных.

12.04

140(34)

Единственное и множественное число имён прилагательных.

13.04

141(35)

Единственное и множественное число имён прилагательных (закрепление)

14.04

142(36)

Общее понятие о предлоге.

15.04

143(37)

Раздельное написание предлогов со славами.

18.04

144(38)

Контрольный диктант на тему: «Раздельное написание предлогов со славами.»

19.04

145(39)

Работа над ошибками.

20.04

146(40)

Р.р.Составление текста-описания.

21.04

147(41)

Анализ сочинения. Восстановление предложений

22.04

148(42)

Что такое местоимение?

25.04

149(43)

Что такое местоимение?

26.04

150(44)

Что такое текст-рассуждение?

27.04

151(45)

Проверка знаний.

28.04

152(46)

Контрольный диктант на тему: «Части речи».

29.04

153(47)

Работа над ошибками.

03.05

Повторение (17 часов)

154(1)

Повторение по теме «Текст»

04.05

155(2)

Проект

05.05

156(3)

Р.р. обучающее изложение

06.05

157(4)

Повторение по теме «Предложение»

10.05

158(5)

Повторение по теме «Слово и его значение»

11.05

159(6)

Повторение по теме «Части речи»

12.05

160(7)

Повторение по теме «Части речи»

13.05

161(8)

Повторение по теме «Звуки и буквы»

16.05

162(9)

Итоговая контрольная работа (диктант).«Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс.»

17.05

163(10)

Повторение и закрепление изученного материала

18.05

164(11)

Повторение и закрепление изученного материала.

19.05

165(12)

Повторение и закрепление изученного материала.

20.05

166(13)

Повторение и закрепление изученного материала.

23.05

167(14)

Повторение и закрепление изученного материала.

24.05

168(15)

Повторение и закрепление изученного материала.

25.05

169(16)

Повторение и закрепление изученного материала.

26.05

170(17)

Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс.

27.05



© 2010-2022