- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по русскому языку (1 класс) ПНШ
Рабочая программа по русскому языку (1 класс) ПНШ
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мешалкина .В. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Сосново-Борская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ Сосново-Борской
средней общеобразовательной школы
____________________ И.В. Шустрова
«___»________________________2015 г.
Приказ от__________ № ____________
Рабочая программа
по русскому языку
(базовый уровень)
1 класс
Составитель: Мешалкина Валентина Николаевна
учитель высшей квалификационной категории
2015 г.
Коломенский муниципальный район
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе следующих нормативно-правовых инструктивно-методических документов:
-
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373 (в действующей редакции от 29.12.2014 № 5);
-
Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа.- М. : Просвещение,2010.; 2015;
-
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015/2016 учебный год, утверждённого приказом Минобрнауки России. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014г. № 253, Приказ Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г.);
-
Основной общеобразовательной программы начального общего образования МОУ Сосново-Борской средней общеобразовательной школы;
-
Учебного плана МОУ Сосново - Борской средней общеобразовательной школы на 2015 - 2016 учебный год;
-
Авторской программы по русскому языку (Авторы: Н.Г. Агаркова, Н. А. Чуракова, О.В. Малаховская, Т.А.Байкова, Н.М.Лаврова) («Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/Учебник , 2012 г. - В 2 ч.);
-
УМК «Перспективная начальная школа»;
-
Положения о рабочей программе МОУ Сосново-Борской средней общеобразовательной школы.
Одной из основных задач образовательной программы начального общего образования МОУ Сосново-Борской средней общеобразовательной школы является: создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе, обеспечивающей готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию, которая будет выполняться и при освоении рабочей программы по литературного чтению. Рабочая программа является составным элементом содержательного раздела образовательной программы начального общего образования.
Основная масса обучающихся класса - это дети со средним уровнем способностей и мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету на базовом уровне. В работе на уроке, будут использованы нетрадиционные формы организации деятельности, частые смены видов работы, дифференцированные задания, индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным способностям, так и при выборе форм, методов его освоения. Для учащихся, проявляющих желание изучать предмет на более глубоком уровне, в содержание уроков включен материал повышенного уровня сложности.
Цель курса - обучение первоначальному письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений. Теоретической основой обучения грамоте (чтению и письму) является традиционный звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации. В учебном процессе этот принцип реализуется через графическое действие, имеющее сложную фонемно-буквенную природу и реализующееся через звуковой анализ произносимых и воспринимаемых на слух слов; перекодирование их звуковой формы в графическую (в процессе письма) и наоборот (в процессе чтения), а также понимание значения воспроизведенных языковых единиц - слов, сочетаний слов, предложений и текста. Овладение графическим действием в период усвоения грамоты - важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются навыки чтения и письма, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучение. Развитие фонематического слуха и культуры произношения шестилетних детей на уроках грамоты достигается с помощью использования в «Азбуке» следующих приёмов: а) наращивания и б) реконструирования слов. Суть наращивания заключается в постепенном увеличении количества звуков в слове, что приводит к изменению исходных слов и образованию новых. Например: пе - пей - репей - репейник. Это не только существенно обогащает лексический материал «Азбуки» , но, главное, создает условия для развития наблюдательности и формирования у обучающегося техники осознанного чтения. Прием реконструирования слов позволяет первокласснику наблюдать за тем, как дополнение или изменение места одного лишь звука в слове приводит к полному изменению его значения. Например: ива - нива, батон - бутон. Параллельно с обучением чтению в 1-м классе дети должны овладеть и письмом. Обучение письму осуществляется с учетом его особенностей, с одной стороны, как интеллектуально-речевого, а с другой - как рукодвигательного действия. Период обучения чтению и письму состоит из 3 этапов:
- подготовительного;
- основного;
- заключительного.
Программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, содержания общего образования, примерной программы по русскому языку и завершённой линии учебников «Перспективная начальная школа» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
- социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
2.Общая характеристика учебного предмета Программа по обучению грамоте является составной частью программы «Русский язык» и представляет основу для всего последующего обучения. Теоретической основой обучения грамоте (письму) является традиционный звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации. В учебном процессе этот принцип реализуется через графическое действие, имеющее сложную фонемно-буквенную природу и реализующееся через звуковой анализ произносимых и воспринимаемых на слух слов; перекодирование их звуковой формы в графическую (в процессе письма) и наоборот ( в процессе чтения), а также понимание значения воспроизведенных языковых единиц - слов, сочетаний слов, предложений и текста. Овладение графическим действием в период усвоения грамоты - важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются навыки чтения и письма, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучения. В процессе усвоения грамоты у детей формируются первоначальные представления об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание, предложение, текст), развивается фонематический слух , культура звукопроизношения. Они овладевают умением, во-первых воспроизводить вслух звуковую форму слова на основе условных моделей разного уровня абстракции: геометрических фигур (квадратов и кружков) и системы специальных транскрипционных знаков, во-вторых, перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы (печатные и письменные), в-третьих, воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели, то есть читать. Вместе с этим учащиеся овладевают технологией начертания письменных букв и их соединений в слогах, словах, предложениях. Параллельно с обучением чтению в 1-м классе дети должны овладеть и письмом. Природа письма в отличие от чтения характеризуется не только слухоартикуляционным и зрительно-двигательным звеньями, но и рукодвигательным компонентом, который реализуется в процессе двигательного воспроизведения (письма) букв и их комплексов (слогов и слов) на бумаге и представляет собой специфику письма как учебного предмета в начальной школе. Письмо как сложное речерукодвигательное действие по мере выработки автоматизированности становится графическим навыком. Обучение первоначальному письму осуществляется с учетом его особенностей, с одной стороны, как интеллектуально-речевого, а с другой - как рукодвигательного действия. А именно: у детей формируются дифференцированные представления, во-первых, о звуках-фонемах, во-вторых, о зрительно-двигательных образцах обозначающих их букв и, в-третьих, о соотношении зуковой и графической форм слова.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебные недели, 9 ч в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях. Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика. После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.)
Структура курса Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии). Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы. Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью - применения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
Основные содержательные линии
Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
3.Описание места учебного предмета
На реализацию программы по обучению грамоте, предшествующей введению учебного предмета «Русский язык», в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 115часов (5 часов в неделю) за счет названных предметных линий. В рабочей программе по обучению грамоте представлены 2 содержательные линии: обучение чтению и обучение письму. Обе линии содержат 3 этапа обучения: подготовительный, основной (звукобуквенный) и заключительный.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, является продолжением курса «Обучение грамоте». Курс предмета «русский язык» рассчитан на 50 часов (5 часов в неделю). По годовому календарному графику МОУ Сосново-Борской средней общеобразовательной школы 33 учебных недели.
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Обучение грамоте» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке, как основном средстве человеческого общения, явлений национальной культуры и основе национального самосознания.
Русский язык как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования сформулированы в Стандарте и Образовательной программе. К ним относятся:
- формирование основ гражданской идентичности личности на базе воспитания чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности организации своей деятельности;
-развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.
5.Личностные , метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения; понимание важности изучения данного предмета; понимание того, что правильная речь является показателем индивидуальной культуры человека; умение оценивать свою речь на основе наблюдений. Метапредметные: умение использовать язык с целью поиска информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах общения; умение выбирать языковые средства; умение учитывать мнение других в момент диалога; стремление к четкому и точному выражению своего мнения, своей позиции; способность умело и грамотно отвечать на вопросы и задавать их, умение моделировать, планировать, контролировать ход решения учебных задач. Предметные: овладение представлениями о нормах русского языка (орфоэпических. лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания; умение проверять написанное; умение находить, сравнивать, ассифицировать, характеризовать языковые единицы: звуки, буквы, часть слова, часть речи, член предложения; контролировать свои действия, проверять написанное. Важную роль в обучении грамоте играет целенаправленная работа по развитию у первоклассников учебно-познавательных мотивов, формированию учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умений организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением. При изучении курса «Обучение грамоте осуществляется формирование предпосылок к таким общеучебным интеллектуальным умениям, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему. В ходе обучения грамоте формируются первоначальные умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Обучение грамоте» В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. В сфере регулятивных универсальных учебных действий дети овладеют типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также спектром логических действий и операций. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий первоклассники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Личностными результатами изучения курса «Русский язык» в 1-м классе является формирования следующих умений: - самоопределение: система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач. - смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: организация участия детей в действиях интриги, содержащей гуманистический пафос восстановление нарушенного порядка, любви ко всему живому, ориентирующей младшего школьника помогать героям-животным, попавшим в плен, и решать с этой целью разные интеллектуальные задачи. Обучающиеся получат возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД) В области познавательных УУД (общеучебных) обучающиеся научатся: - умение применять правила и пользоваться инструкциями, освоенными закономерностями; - умение ставить, формулировать и решать проблемы; -поиск и фиксация информации; -понимание и преобразование информации; -применение и представление информации; -оценка достоверности получаемой информации; -формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное. Обучающиеся получат возможность научиться:
- работать с разными видами информации;
- подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- устанавливать причинно-следственные связи.
- выполнять работу по цепочке; в рамках коммуникации как взаимодействия.
- видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться к одной из них.
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную.
6. Содержание учебного курса.
№
Период
Количество часов
Количество диагностических работ
Количество контрольных работ
1. Подготовительный период
12
-
2. Основной звукобуквенный период
88
-
3. Заключительный период
15
-
Итого
115
-
Программа по обучению грамоте и чтению рассчитана на 115 часов (5часов в неделю) Из них: Письмо (Подготовительный период -12 часов) Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма. Пространственная ориентировка на странице тетради, ее разлиновка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках. Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита. Письмо девяти элементов-линий по алгоритму. Знакомство с формами шаблонов элементов письменных букв. Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров. Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы.
К концу подготовительного периода учащиеся научатся понимать и уметь; · на уровне образных элементарных представлений структурные единицы языка: слово, предложение, текст; · знать, называть и различать по форме структурные единицы графической системы - элементы печатных и письменных букв русского алфавита. · составлять предложения из 2-4 слов и рассказы из 3-4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек; · правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритмам и под счет, правильно называть их. Письмо (Основной звукобуквенный период -88 ч.) Правила посадки и пользования письменными принадлежностями. Выработка навыка правильной посадки и пользования письменными принадлежностями. Упражнение в практическом конструировании печатных букв (на уроке чтения) с помощью элементов-шаблонов. Формирование в памяти детей дифференцированных зрительных образов всех печатных букв. Анализ и конструирование письменных букв (на уроке письма) из элементов-шаблонов. Выполнение логических заданий на сравнение букв и объединение их в группы на основе общего по форме элемента. Формирование в памяти первоклассников чётко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших - заглавных и малых - строчных). Отработка технологии начертания этих букв по алгоритму и под счет. Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное, нижнее). Усвоение алгоритмов, трех видов соединений этих букв, изучаемых на уроке, с ранее изученными. Упражнение в ритмичном чередовании напряжений и расслаблений мышц руки на основе приема тактирования, то есть письма букв под счет. Перекодирование звуковой схемы слова в графическую с последующей записью письменными буквами. Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, запись по образцу, проверка учеником результатов своего письма.
К концу основного звукобуквенного периода обучающиеся научатся понимать: · звуки русского языка делятся на гласные - ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные - ртосмыкатели, образующиеся с наличием преграды; согласные делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие, а гласные - на ударные и безударные; · слово представляет собой единство звучания и значения; · звучащее слово делится на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью; · звуки речи в письменной речи могут обозначаться с помощью условных графических символов (кружков, квадратов), но люди издавна договорились обозначать их буквами - тоже условными значками; · основные слова называют предметы, их признаки, действия, неосновные, то есть слова-помощники (предлоги, союзы) служат для связи основных слов в предложении; графические символы их обозначения; · устное высказывание членится на предложение и текст, эти единицы языка можно также изобразить графически; · элементы-линии и элементы-шаблоны являются структурными единицами графической системы печатных и письменных букв; · форма каждой печатной буквы состоит из элементов, расположенных в определенном пространственно-количественном соотношении; · формы всех письменных букв состоят из элементов, расположенных в определенном пространственно-количественном соотношении. · акцентировано произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику; · при анализе использовать практические приемы определения звонкости-глухости согласных звуков и ударного слога в слове; · делить слово на слоги, выделять и фиксировать из них ударный; · читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически; · читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически; · перекодировать звуковую форму слов из условно графической в буквенную и наоборот; · анализировать и практически конструировать и переконструировать печатные и письменные буквы на основе элементов-шаблонов; · правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания; · писать буквы на основе двигательных элементов по определённому алгоритму; · выполнять три вида соединения букв в слогах и словах; · при письме под счёт чередовать напряжения мышц руки с расслаблением; · записывать правильно предложение и собственные имена при списывании и диктанте; · выполнять узоры-бордюры и росчерки.
Письмо (Заключительный период - 15часов) Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам. Умение чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в процессе воспроизведения букв под счет (прием тактирования). Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: четкости, устойчивости и удобочитаемости его результатов. Формирование графической грамотности, связности и каллиграфического качества письма при условии ускорения его темпа. Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку.
К концу заключительного периода обучения грамоте обучающиеся научатся понимать: · структуру родной речи, иметь образные представления, о единицах русского языка - звуке, слоге, слове как составных частях
более крупных единиц, фиксируемых в определенной последовательности, а также о словосочетании, предложении и тексте; · графические системы печатных и письменных букв русского алфавита; · форму каждой буквы как пространственно-количественной совокупности составляющих её элементов; · иметь привычку правильной посадки и навык пользования письменными принадлежностями. · читать печатный и письменный тексты в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе; · отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; · пересказывать отдельные части текста (2-3 предложения); · озаглавливать прослушанный текст; · связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста, 2) письме по памяти или 3) под диктовку учителя; · ускорять темп письма с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика. Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни, а именно: · выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящимися в сильной позиции, то есть под ударением; · анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе сформированных у первоклассников образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов; · применять приемы а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания; · осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме; · применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости/мягкости согласных и передачи на письме звука [й].
Программа курса «Русский язык» - 50часов (5 часов в неделю)
№
Тема
Кол-во
часов
В том числе
провер.
работ
контр.
работ
1
Алфавит
3
2
Слова-названия
4
1
3
Речь письменная и устная.
4
1
4
Звуки речи. Построение звуковой схемы слова.
25
5
«Азбука вежливости». Закрепление пройденного.
10
1
1
Итого 50 ч
46
3
1
Краткое содержание учебных тем: Раздел «Фонетика и графика»
-
различать звуки и буквы;
-
различать буквы и их основные звуковые значения;
-
различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твердые и только мягкие согласные;
-
делить слова на слоги, определять ударный слог;
-
способом обозначения твердых согласных с помощьюпользоваться гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способами обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, ё, и) и мягкого знака;
-
пользоваться способом обозначения звука [й,] в начале слова (с помощью букв е, ё, ю, я);
-
пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающиеся получат возможность научиться:
-
соблюдать известные орфоэпические нормы речи;
-
устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.
Раздел «Синтаксис»
Обучающиеся научатся:
-
различать предложение и слово;
-
определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии).
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающиеся научатся:
-
определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи;
-
правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения);
-
писать прописную букву в именах собственных;
-
делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;
-
писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;
-
писать словарные слова, определенные программой;
-
писать под диктовку текст объемом 18 - 20 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
-
списывать небольшой текст по правилам списывания;
-
читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.
Формы реализации программы: - фронтальная; - парная; - групповая; - индивидуальная. Методы реализации программы: - практический; - объяснительно-иллюстративный; - частично-поисковый;- наблюдение. Способы и средства: - технические средства; - модели и таблицы; - рисунки; - дидактический материал. Деятельностный подход осуществляется с помощью инновационных технологий: информационные (ИКТ), здоровьесбережение, игровая технология, личностно- ориентированный подход.
7. Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Характеристика основных видов деятельности
Плановые сроки прохождения темы
Фактические сроки
Подготовительный период 12 ч.
1.
Вводный нструктаж по т.б. ИОТ 016 -012.Знакомство с новым предметом. Гигиенические правила письма. Ориентировка в пространстве.
Предметные:
-научиться правильно сидеть за партой, и пользоваться письменными принадлежностями;
-писать прямые линии
-ориентироваться в тетради, пользоваться устной речью в различных ситуациях;
- видеть границы рабочей строки;
-применять гигиенических правил письма;
- научиться писать короткую и длинную прямые линии;
- научиться писать прямые линии с закруглением с одной стороны: влево и вправо;
-научиться писать наклонную прямую с петлёй вверху и внизу;
- научиться писать полуовал с петлёй в рабочей строке (е);
-выполнять логические задания на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв;
- называть, различать элементы печатных и письменных букв русского алфавита.
Познавательные:
(обучение работе с разными видами информации,
знаково-символическое моделирование, применение правила и инструкции, умение читать дидактические иллюстрации, применять правила и инструкции обучение работе с разными видами информации, умение читать дидактические иллюстрации)
Регулятивные:
(формулировать и удерживать задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, составлять план и последовательность действий, самоконтроль, коррекция)
Коммуникативные :
(уметь выражать свои мысли; сотрудничать с соседом по парте).
Личностные :
(контроль процесса и результата деятельности, смыслообразование связанно с коммуникацией ,логические (подведение под понятие, установление причинно-следственных связей)
01.09-04.09
2.
Письмо прямой линии. Пространственная ориентация.
01.09-04.09
3.
Рабочая строка. Точка начала письма. Гигиенические правила.
01.09-04.09
4.
Письмо короткой и длинной прямой линии. Развитие пространственных представлений. Гигиенические правила.
01.09-04.09
5
Прямая линия с закруглением с одной стороны: влево и вправо. Гигиенические правила.
07.09-11.09
6
Наклонная прямая с закруглением с двух сторон (сверху слева и снизу вправо). Гигиенические правила.
07.09-11.09
7
Наклонные прямые с петлёй вверху и внизу. Гигиенические правила.
07.09-11.09
8
Письмо полуовала с петлёй в рабочей строке (е). Гигиенические правила.
07.09-11.09
9.
Письмо плавной наклонной линии с закруглением слева снизу и справа сверху.
07.09-11.09
10.
Письмо овалов: малого и большого (О, о)
14.09-18.09
11.
Письмо полуовалов: письмо справа-с и подобного письмо слева
14.09-18.09
12.
Письмо короткой прямой линии с половинным овалом: ь.
14.09-18.09
Основной звукобуквенный период (88ч.)
13
Строчная а. Введение звукобуквенной схемы: две группы букв (буквы гласных и согласных звуков)
Предметные:
-научиться писать буквы на основе двигательных элементов по определённому алгоритму,
- работать со звукобуквенной схемой,
- выполнять узоры - бордюров и росчерков,
-анализировать конструирование письменных букв из элементов - бордюров,
- писать под диктовку ,
- научиться писать слоги, слова, предложения с изученными буквами,
- научиться писать строчную и заглавную(прописную) буквы,
-делить слова на слоги, ставить ударение,
-писать слова и предложения с изученными буквами,
- составлять алгоритм выполнения задания,
-моделировать, сравнивать,
- произносить и обозначать на письме слова с сочетаниями ча, чу, чё, чк, чн, чт,
- писать слова с сочетаниями ЖИ -ШИ,
- произносить и обозначать на письме слова с сочетаниями це, ци, цы.
- писать слова под диктовку
Познавательные:
(обучение работе с разными видами информации,
знаково-символическое моделирование, применение правила и инструкции, умение читать дидактические иллюстрации, применять правила и инструкции обучение работе с разными видами информации, умение читать дидактические иллюстрации)
Регулятивные:
(формулировать и удерживать задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, составлять план и последовательность действий, самоконтроль, коррекция)
Коммуникативные :
(умение выражать свои мысли; сотрудничать с соседом по парте).
Личностные :
(контроль процесса и результата деятельности, смыслообразование связанно с коммуникацией ,логические (подведение под понятие, установление причинно-следственных связей)
14.09-18.09
14
Прописная А
14.09-18.09
15
Письмо букв А,а
21.09-25.09
16
Строчная о.
21.09-25.09
17
Прописная О
21.09-25.09
18
Строчная у
21.09-25.09
19.
Прописная У
21.09-25.09
20.
Закрепление письма букв гласных в сочетаниях: уа, ау. Введение алгоритма письма под диктовку.
28.09-02.10
21.
Строчная э
28.09-02.10
22.
Прописная Э. Работа над алгоритмом письма под диктовку
28.09-02.10
23.
Строчная ы.
28.09-02.10
24.
Строчная и
28.09-02.10
25.
Работа над алгоритмом письма под диктовку: темп, последовательность действий, проверка работы. Взаимоконтроль
05.10-09.10
26.
Прописная И.
05.10-09.10
27
Введение представления о зрительном диктанте по памяти: а,и,о,у,ы,э
05.10-09.10
28
Выборочный диктант: запись буквами гласных звуков под ударением.
05.10-09.10
29
Строчная м. Письмо соединений букв. Введение алгоритма записи под диктовку и самопроверки
05.10-09.10
30.
Закрепление письма соединений букв. Работа над алгоритмом записи под диктовку и самопроверки
12.10-16.10
31
Прописная М.
Работа над алгоритмом записи под диктовку и самопроверки.
12.10-16.10
32
Строчная н.
Прописная буква в именах собственных. Работа над алгоритмом списывания слов и самопроверки: орфограф.чтение по слогам, темп.
12.10-16.10
33.
Прописная Н.
Работа над алгоритмом списывания слов и самопроверки.
12.10-16.10
34.
Строчная л.
12.10-16.10
35.
Прописная Л.
Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки: орфографическое чтение по слогам, темп.
19.10-23.10
36.
Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки.
19.10-23.10
37.
Строчная р.
19.10-23.10
38.
Прописная Р. Работа над алгоритмом списывания слов и самопроверки: орфограф. чтение по слогам, темп.
19.10-23.10
39.
Буква й. Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки.
19.10-23.10
40.
Письмо прописной буквы Й
26.10-30.10
41.
Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки: темп, орфографическое чтение по слогам.
26.10-30.10
42.
Строчная я.
26.10-30.10
43.
Прописная Я.
26.10-30.10
44.
Строчная ё.
26.10-30.10
45
Прописная Ё. Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки.
09.11-13.11
46.
Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки: темп, орфографическое чтение по слогам.
09.11-13.11
47.
Строчная ю.
09.11-13.11
48.
Прописная Ю. Отработка соединений
09.11-13.11
49.
Строчная е. Отработка трёх видов соединений: нижнего, верхнего и среднеплавного
09.11-13.11
50.
Прописная Е. Отработка соединений.
16.11-20.11
51.
Зрительный диктант (предложение, взаимопроверка).
16.11-20.11
52.
Строчная ь. Отработка соединений
16.11-20.11
53.
Строчная д. Отработка соединений
16.11-20.11
54.
Прописная Д.
16.11-20.11
55.
Составление предложений из данных слов, списывание одного предложения с именем.
23.11-27.11
56.
Строчная т.
23.11-27.11
57.
Прописная Т.
23.11-27.11
58.
Работа над смыслоразличительной ролью звуков.
23.11-27.11
59.
Строчная з.
23.11-27.11
60.
Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки: темп, орфографическое чтение по слогам.
30.11-04.12
61.
Прописная З. Отработка соединений.
30.11-04.12
62.
Строчная с.
30.11-04.12
63.
Прописная С.
30.11-04.12
64.
Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки.
30.11-04.12
65.
Буквы С,с и З, з.
07.12-11.12
66.
Строчная г.
07.12-11.12
67.
Прописная Г.
07.12-11.12
68.
Строчная к.
07.12-11.12
69.
Прописная К.
07.12-11.12
70.
Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки: темп, орфографическое чтение по слогам.
14.12-18.12
71.
Строчная в.
14.12-18.12
72.
Прописная В. отработка соединений.
14.12-18.12
73.
Строчная ф.
14.12-18.12
74.
Прописная Ф.
14.12-18.12
75.
Наблюдение над смымлоразличительной ролью звуков, отработка соединений.
21.12-25.12
76.
Строчная б.
21.12-25.12
77.
Прописная Б.
21.12-25.12
78.
Строчная п.
21.12-25.12
79.
Прописная П.
21.12-25.12
80.
Наблюдение над смымлоразличительной ролью звуков, отработка соединений.
28.12-29.12
81.
Строчная ж.
28.12-29.12
82.
Прописная Ж. Сочетание жи.
13.01-15.01
83.
Строчная ш.
13.01-15.01
84.
Прописная Ш. Сочетание ши.
13.01-15.01
85.
Письмо слов с сочетаниями жи-ши.
18.01-22.01
86.
Разделительный Ь. Отработка соединений
18.01-22.01
87.
Письмо слов с разделительным Ь.
18.01-22.01
88.
Разделительный Ъ. Отработка соединений с Ъ в словах
18.01-22.01
89
Повторение. Письмо слов с Ъ и Ь знаками.
18.01-22.01
90
Списывание с печатного текста.
25.01-29.01
91 Строчная х.
25.01-29.01
92 Прописная Х.
25.01-29.01
93 Строчная ч. Сочетания ча,чу.
25.01-29.01
94 Прописная Ч. Отработка соединений.
25.01-29.01
95 Письмо слов с сочетаниями ча, чу, чё,чк, чн, чт,
01.02-05.02
96 Строчная щ. Сочетания ща,щу.
01.02-05.02
97 Прописная Щ.
01.02-05.02
98 Строчная ц.
01.02-05.02
99 Прописная Ц.
01.02-05.02
100 Письмо слов с сочетаниями це, ци, цы.
08.02. -12.02
Заключительный период (15часов) 101 Отработка трёх видов соединений.
Предметные:
- Писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения в системе обучения грамоте,
- писать под диктовку 20 слов,
-составлять и записывать предложения из 2 - 3 слов
- записывать слова под диктовку,
- создавать и записывать с помощью заданных слогов новые слова.
-- писать слова по памяти.
Познавательные:
(обучение работе с разными видами информации,
знаково-символическое моделирование, применение правила и инструкции, умение читать дидактические иллюстрации, применять правила и инструкции обучение работе с разными видами информации, умение читать дидактические иллюстрации)
Регулятивные:
(формулировать и удерживать задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, составлять план и последовательность действий, самоконтроль, коррекция)
Коммуникативные :
(умение выражать свои мысли; сотрудничать с соседом по парте).
Личностные :
(контроль процесса и результата деятельности, смыслообразование связанно с коммуникацией ,логические (подведение под понятие, установление причинно-следственных связей)
08.02. -12.02
102 Отработка трёх видов соединений.
08.02. -12.02
103 Списывание с печатного текста. Отработка соединений.
08.02. -12.02
104 Диагностирование орфографической зоркости.
08.02. -12.02
105 Письмо слов под диктовку. Отработка соединений.
22.02-26.02
106
Письмо по памяти. Самопроверка.
22.02-26.02
107
Запись слов под диктовку.
22.02-26.02
108
Составление и запись предложений.
22.02-26.02
109
Словарный диктант с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу.
22.02-26.02
110
Составление и запись предложений.
29.02-04.03
111
Работа над алгоритмом списывания предложений.
29.02-04.03
112
113
Игры со словами.
29.02-04.03
114
Запись предложений с благодарностью «Азбуке»
29.02-04.03
115
Игры со словами.
29.02-04.03
Систематический курс русского языка
№
Тема урока
Формируемые УУД
Плановые сроки прохождения темы.
Фактические сроки
3 четверть (10ч) РУССКИЙ ЯЗЫК. Алфавит (3ч.)
1.
Новый учебник «Русский язык». Алфавит.
«Азбука вежливости»
Предметные:
-моделировать разнообразные ситуации;
- исследовать предметы окружающего мира, сравнивать.
Познавательные:
(обучение работе с разными видами информации,
умение читать дидактические иллюстрации, обучение работе с вертикальным звуковым столбиком)
Регулятивные:
(формулировать и удерживать задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, составлять план и последовательность действий, самоконтроль, коррекция)
Коммуникативные
(умение выражать свои мысли; сотрудничать с соседом по парте)
Личностные
(смыслообразование связанно с коммуникацией , контроль процесса и результата деятельности)
07.03-11.03
2.
Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке.
07.03-11.03
3.
Закрепление знаний об алфавите.
07.03-11.03
Слова - названия (5ч.)
4.
Слова-предметы.
Предметные:
-моделировать ситуации,
- моделировать разнообразные схемы,
Познавательные:
(обучение работе с разными видами информации, знаково-символическое моделирование, применять правила и инструкции)
Регулятивные:
(формулировать и удерживать задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, составлять план и последовательность действий, самоконтроль, коррекция)
Коммуникативные
(умение выражать свои мысли; сотрудничать с соседом по парте)
Личностные (смыслообразование связанно с коммуникацией)
Логические (подведение под понятие)
07.03-11.03
5
Слова-действия.
07.03-11.03
6
Слова-признаки.
14.03-18.03
7
Слова-предметы неглавные (дополнительные)
14.03-18.03
8
Слова-помощники.
Проверочная работа.
14.03-18.03
Речь письменная и устная (5ч.)
9.
Устная и письменная речь. «Азбука вежливости»
Предметные:
-анализировать жизненные ситуации, требующие умение находить ответы,
- ставить и решать проблемы,
-ознакомить с памяткой списывания,
-моделировать.
Познавательные:
(умение читать дидактические иллюстрации, обучение работе с разными видами информации, знаково-символическое моделирование, работе с вертикальным звуковым столбиком, применять правила и инструкции)
Регулятивные:
(формулировать и удерживать задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, составлять план и последовательность действий, самоконтроль, коррекция)
Коммуникативные
(умение выражать свои мысли; сотрудничать с соседом по парте).
Личностные (самоопределение, контроль процесса и результата деятельности)
14.03-18.03
10.
Упражнения в распознавании устной и письменной речи. Различие предложений по цели высказывания
14.03-18.03
4 четверть (40 часов)
11.
Обобщение знаний учащихся об устной и письменной речи. Смыслоразличительная роль ударения
21.03-22.03
12.
Правила списывания текста
21.03-22.03
13.
Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек.
Проверочная работа.
01.04
Звуки речи. Построение звуковой схемы слова (25ч.)
14
Маша и Миша знакомятся со звуковым столбиком. Предметные:
овладевать представлениями о нормах русского языка (орфоэпических. лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; уметь применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания; уметь проверять написанное; уметь находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать языковые единицы: звуки, буквы, часть слова, часть речи, член предложения; контролировать свои действия, проверять написанное.
Познавательные
(обучение работе с вертикальным звуковым столбиком, обучение работе с разными видами информации, применять правила и инструкции)
Логические
(установление причинно-следственных связей)
Регулятивные:
(формулировать и удерживать задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, составлять план и последовательность действий, самоконтроль, коррекция)
Коммуникативные
(умение выражать свои мысли; сотрудничать с соседом по парте).
Личностные
( самоопределение, контроль процесса и результата деятельности, обучение работе с разными видами информации)
04.04-08.04
15.
Упражнение в различении звонких-глухих, мягких-твёрдых парных согласных звуков.
04.04-08.04
16.
Звонкие и глухие парные согласные.
04.04-08.04
17.
Звук и буква Й.
04.04-08.04
18.
Двойная роль (работа) букв Е,Ё,Ю,Я
04.04-08.04
19.
Упражнение в распознавании гласных звуков, определение роли гласных букв
11.04-15.04
20.
Распознавание мягких и твёрдых согласных на слух, обозначение их с помощью букв гласных
«Азбука вежливости»
11.04-15.04
21
Упражнение в различении мягких и твёрдых звуков.
11.04-15.04
22
Повторение правил переноса слов.
11.04-15.04
23
Написание слов со звонкими и глухими, мягкими и твёрдыми согласными, повторение правил переноса слов.
11.04-15.04
24.
Различие твёрдых и мягких согласных звуков, обозначение на письме гласных звуков. Двойная роль (работа) букв е, ё, ю, я.
18.04-22.04
25.
Распознавание мягких и твёрдых согласных на слух, обозначение их с помощью букв гласных.
18.04-22.04
26.
Слова с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци-це
18.04-22.04
27.
Слова с сочетаниями ци, цы, це. Слова-исключения с ЦЫ
18.04-22.04
28.
Правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ, ЦЫ, ЦЕ, ЦИ Упражнение в написании слов с изучаемыми сочетаниями
18.04-22.04
29.
Слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу
25.04-29.04
30.
Правописание слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу. Повторение правил переноса слов.
25.04-29.04
31.
Мягкий знак на конце слов и в середине.
25.04-29.04
32.
Разделительный мягкий знак
25.04-29.04
33.
Разделительные твёрдый и мягкий знаки.
25.04-29.04
34.
Повторение по теме «Предложение». Повторение звукового состава слова
«Азбука вежливости»
02.05-06.05
35.
Звонкие и глухие согласные на конце слов.
02.05-06.05
36.
Способы проверки слов с парными согласными на конце слов.
02.05-06.05
37.
Написание слов с парными согласными.
02.05-06.05
38.
Написание слов с парными согласными.
02.05-06.05
«Азбука вежливости». Закрепление пройденного 12ч.
39.
Закрепление знаний о предложении. Предметные:
овладеть представлениями о нормах русского языка (орфоэпических. лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; уметь применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания; уметь проверять написанное; уметь находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать языковые единицы: звуки, буквы, часть слова, часть речи, член предложения; контролировать свои действия, проверять написанное.
Познавательные
(обучение работе с вертикальным звуковым столбиком, обучение работе с разными видами информации, применять правила и инструкции)
Логические
(установление причинно-следственных связей)
Регулятивные:
(формулировать и удерживать задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, составлять план и последовательность действий, самоконтроль, коррекция)
Коммуникативные
(умение выражать свои мысли; сотрудничать с соседом по парте).
Личностные
( самоопределение, контроль процесса и результата деятельности, обучение работе с разными видами информации).
10.05-13.05
40.
Обобщение знаний о предложении.
«Азбука вежливости»
10.05-13.05
41.
Схемы предложений.
10.05-13.05
42.
Упражнение в написании слов с изученными орфограммами. Словарный диктант
10.05-13.05
43.
Работа над ошибками. Письмо предложений под диктовку.
10.05-13.05
44.
Упражнение в написании слов с изученными орфограммами
16.05-20.05
45.
Контрольный диктант
16.05-20.05
46.
Работа над ошибкми Списывание с печатного текста.
16.05-20.05
47.
Контрольное списывание.
16.05-20.0
48.
Работа над ошибками. Упражнение в написании предложений под диктовку.
23.05-25.05
49.
Упражнение в написании слов с изученными орфограммами «Азбука вежливости».
23.05-25.05
50.
Оформление писем и заполнение анкет.
23.05-25.05
8.Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. Азбука. 1 класс: Учебник. - М.: Академкнига/ Учебник, 2014 г. Допущен Министерством образования и науки РФ Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. Азбука. 1 класс: Тетрадь по письму №1, №2, №3 - М.; Академкнига/Учебник, 2015г. Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. Азбука: обучение грамоте и чтению.1 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/Учебник, 2011 Лаврова Н. М. Азбука. Поурочно - тематическое планирование 1 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. - М.: Академкнига/Учебник, 2015.
Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс. Учебник, - М.: Академкнига/Учебник, 2015.
Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.
СОГЛАСОВАНО.
Руководитель ШМО_____
Протокол заседания школьного методического
объединения учителей начальных классов
от_______________ 2015 №______
СОГЛАСОВАНО.
Заместитель директора по УМР
_________________С.А. Маглели
«___» __________2015
Коломенский муниципальный район
ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Дата внесения изменений, дополнений
Содержание
Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)
Подпись лица, внесшего запись