Из опыта работы о проблемном обучении

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Технология проблемного обучения -

важнейший путь организации активной деятельности обучающихся на уроках

в начальной школе











Князькова Г.Н.

учитель начальных классов

МБОУ ООШ № 269

ЗАТО Александровск


Снежногорск

2015 год


Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача - создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке. Я часто задумывалась над вопросами: как вовлечь каждого ученика в учебную деятельность, как сделать, чтобы урок был интересен всем ученикам, чтобы появилась потребность в ежедневном познании? Я работаю по системе Л.В. Занкова. В этом учебном году, начиная работать с 1-м классом, совместно с психологом нашей школы было проведено психолого-педагогическое исследование обучающихся. 1 ЭТАП - наблюдение за учащимися с точки зрения их отношения к учению (начало 1-го класса) Целью наблюдения было выявление уровня познавательной активности учащихся, определение соотношения отвлекаемости и познавательной активности, а также выяснение эмоционального отношения к учебе. Показатели:

  • активность (количество заданных вопросов, высказываний, поднятых рук, реплик и других действий, имеющих целенаправленный познавательный характер)
  • самостоятельность в выполнении заданий (после получения пояснения к заданию самостоятельно выполняют его)
  • отвлекаемость (количество любых действий, не связанных с учебой)
К концу сентября были подсчитаны показатели, сделан вывод об уровне отношения детей к учебе.

Результаты наблюдений над уровнем познавательной активности

(до применения ТПО) Из опыта работы о проблемном обучении Вывод: класс эмоциональный, третья часть класса легко отвлекается на уроке, высокий процент (45%) низкой познавательной активности на уроке. Как сделать процесс обучения интересным, значимым для ребёнка? Приоритетным направлением в новых стандартах образования (ФГОС) лежит системно - деятельностный подход. Развить обучающихся - это задача моей работы. Поэтому в обучении я стала применять технологию проблемно обучения, которая, по моему мнению, помогает растить именно творческого человека. Под технологией проблемного обучения понимается такая организа­ция учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учи­теля проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность уча­щихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овла­дение знаниями, навыками, умениями и развитие мыс­лительных способностей. 2 ЭТАП - непосредственно применение технологии проблемного обучения. Проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний.

Структура проблемного урока

Цель урока Этапы урока Деятельность учащихся З
Н
А
Н
И
Я I. Создание проблемной ситуации Формулирование вопроса: «Почему не получается?» II. Постановка учебной задачи Формулирование темы урока и его задачи III. Поиск решения Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез IV. Выражение решения Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование. V. Реализация продукта Представление продукта учителю и классу.
Из структуры проблемного урока видно, что его центральным звеном является проблемная ситуация. Проблемная ситуация, действительно, считаю, возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением», которые представлены в виде таблицы.

Приёмы создания проблемной ситуации по Е. А. Мельниковой

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

С удивлением

Между двумя (или более) фактами

Одновременно предъявить противоречивые факты, теории

Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием

Между житейским представлением учеников и научным фактом

а) обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с "ловушкой";

б) предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией

С затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Дать практическое задание, не выполнимое вообще

Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

а) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;

б) доказать, что задание учениками не выполнено Я вывожу учеников из проблемной ситуации на побуждающий диалог. Он представляет собой отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают школьникам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему.

Например: Что вас удивило? Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Почему не получается? Какой возникает вопрос? Следующий метод учебной проблемы - подводящий диалог. Отличие подводящего диалога от побуждающего в том, что он проще, так как он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока. Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с детьми с пониженной обучаемостью.

Сравнительная характеристика диалогов


Побуждающий

Подводящий

Структура

Отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика

Система посильных ученику вопросов заданий, подводящих его к открытию мысли

Признаки

Мысль ученика делает скачок к неизвестному;

-переживание учеником чувства риска

-возможны неожиданные ответы учеников

-прекращается с появлением нужной мысли ученика

-пошаговое, жесткое ведение мысли ученика

-переживание учеником удивления от открытия в конце диалога

-почти не возможны неожиданные ответы учеников

-не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение

Результат

Развитие творческих способностей

Развитие логического мышления
Я расскажу о некоторых приемах создания проблемной ситуации, которые я использовала на уроках. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

1. Одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий или точек зрений.

Урок обучения грамоте «Заглавная буква в кличках животных» На доске записаны слова: Шарик, шарик. Посмотрите, одно и тоже слово написано по- разному. Какой у вас возникает вопрос? Постановка проблемы. Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по разному: с маленькой и большой буквы. От чего же зависит выбор буквы? Далее разбираются предложения, в которых употреблены эти слова. Дети делают открытие: написание буквы зависит от значения слова.

2. Столкновение разных мнений учеников вопросом или практическим заданием. Русский язык. Тема: «Предложение. Главные члены предложения» 1 класс. Задание: Найти предложения. воробышки по прыгают дорожке молодые Старый воробей зорко во все стороны Ищут зернышки. воробьи весело чирикают Возникают различные мнения. - Какие знания нам необходимы, чтобы дать точный ответ на вопрос? - Что такое предложение, какими признаками оно обладает? Дети составляют первое предложение. Определяется первый признак предложения о взаимосвязи слов в предложении. На основании оставшихся предложений разбирается второй признак предложения: предложение выражает законченную мысль. - О ком говорится в предложении? - Что об этом говорится? Вводится понятие о главных членах предложения. 3. Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания «на ошибку». Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.

Окружающий мир, 1 класс.
Учитель: Как вы думаете, много ли растений в пустыне? Ученики: Очень мало, почти нет. (Шаг 1.)
Учитель: Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи.
(Зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле (Шаг 2). Обучающиеся испытывают удивление. Что вы сначала сказали? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? Какая же возникает проблема? В чем мы должны разобраться? Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне? Это проблемный вопрос, в котором надо разобраться. Этот прием приводит к активизации мыслительной деятельности.

4. Предлагаю детям заведомо невыполнимое задание. Применив теоретические знания, дети понимают, что задание выполнить нельзя в том виде, в котором оно предложено и нужно либо изменить его, либо дополнить новыми данными.

Математика, 1 класс.

Например: сложить прямоугольник из полосок длиной 4 см, 6 см, 6см, 3 см.

(Учащиеся делают вывод на основании знаний о свойствах прямоугольника, что задание невыполнимо. Необходимо изменить одну из сторон на выбор).

Противоречие между теоретическими знаниями и практической деятельностью приводит к проблемной ситуации, а в конечном итоге, к активизации познавательной деятельности. 5. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее.
Математика, 1 класс.
На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и уменьшите эти числа на 6. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен). Выпишите в другой столбик двузначные числа и так же уменьшите эти числа на 6. (Обучающиеся испытывают затруднение.) Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет тема нашего урока? Чему мы должны научиться?
6. Задачи с заведомо допущенными ошибками. Широко использую такой приём: помоги какому-либо сказочному герою или персонажу найти и исправить ошибки в решении или проверь, как выполнил он задание. Дети очень любят выступать в роли учителя, проверяющего работу. Данный приём развивает внимание, активизирует мыслительную деятельность учащихся. 7. Выполнение проблемных практических заданий. «Открытие» детьми нового знания строится на основе некоторой мыслительной операции, поэтому я включаю задания типа: найди лишнее, раздели на группы, сравни и укажи отличие, задания для развития вариативного мышления, внимания, памяти.

Пример. Урок обучения грамоте. Тема: «Единственное и множественное число»

Найти лишнее слово.

Лошадь (букв больше, чем звуков; на конце слова парный согласный)

Книги (множественное число)

Аист (слово начинается на гласную)

Собака (ударение на 2-ой слог, 3 слога)

Концентрируется внимание на классификации: единственное и множественное число, вводится новая тема.

При работе с использованием проблемного обучения происходит развитие:

1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);
3. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений). После применения технологии проблемного обучения в классе я провела повторное наблюдение за деятельностью учащихся на уроке. 3 ЭТАП представляет собой диагностику тех же параметров, что и на первом этапе, а также сравнение результатов диагностик 1-го и 3-го этапов, и анализ эффективности применения технологии проблемного обучения на уроках начальной школе. Результаты представлены в следующей диаграмме.

Результаты наблюдений над уровнем познавательной активности

(после применения ТПО) Из опыта работы о проблемном обучении

Сравнение результатов диагностик 1го и 3го этапов Из опыта работы о проблемном обучении Сравнив результаты первого этапа (до применения проблемного обучения) и третьего этапа (после применения проблемного обучения) можно сделать вывод о том, что использование приёмов технологии проблемного обучения оказало положительный эффект на отношение школьников к учебной деятельности и на качество их учения, так как повысились уровни познавательного интереса, самостоятельности и активности детей в учении. Главная ценность в том, что дети получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка. На проблемном уроке обучающиеся:

  • Больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее формируют мышление и речь
  • Осуществляют творческую деятельность, обретают творческие способности
  • Отстаивают собственную позицию, проявляют инициативу

В конечном счете, проблемный урок обеспечивает тройной эффект: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей и воспитание активной личности. Все это ведет к удовлетворенности учением. В ноябре 2014 года мной был представлен открытый урок литературного чтения (обучения грамоте), построенный по технологии проблемного обучения. На этом уроке прослеживалась не только адаптация обучающихся к школе, но и развитие познавательной активности на уроке за короткий период обучения. Итак, я на собственном опыте убедилась, что открывать новые знания надо совместно с детьми, и надо воплощать это на своих уроках. Я считаю, что проблемное обучение - сегодняшний и завтрашний день нашего образования, поэтому овладевать этой технологией необходимо каждому педагогу. Список литературы
  1. Власова М.В. О проблемном диалоге // Начальная школа: плюс-минус. 2001.-№12.-с.32-34.
  2. Данюшевская Г.А. Влияние проблемно-диалогического обучения на творческое и личностное развитие младших школьников //Начальная школа плюс до и после, -2008.-№8. с.12-13.
  3. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб.-метод. пособие. М.: Педагогич. общ-во России, 2001.
  4. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.
  5. Мельникова Е.Л. Что такое проблемный диалог // Начальная школа плюс до и после, -2008.-№8. с.3-7.
  6. Мельникова Е.Л. Прблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., 2002.
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. с.60-65.
© 2010-2022