- Преподавателю
- Начальные классы
- Исследовательская практика как средство развития личности ребёнка
Исследовательская практика как средство развития личности ребёнка
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сергеева О.Ю. |
Дата | 20.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Учебное исследование как средство развития личности ребёнка
Изменения, происходящие в настоящее время в общественной жизни, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыками самостоятельного движения в информационных полях, формированием универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Сегодня акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у школьников способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. А значит, актуальны такие позиции, как «формирование компетенций», «развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся», «развитие критического и творческого мышления», «обучение в сотрудничестве», «деятельностный подход в обучении». Именно этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе исследовательской деятельности обучающихся. Исследовательское обучение построено на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира. Главная цель такого обучения - формирование у школьников способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Следует отметить, что стремление ребёнка к самостоятельному исследованию окружающего мира предопределено генетически, он исследователь по своей природе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать, он экспериментирует, исследует мир играя. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. И это при том, что как большим, так и маленьким творцам вымышленной реальности приходится преодолевать трудности, подчиняясь законам, по которым она существует. Этот парадокс превосходно раскрыл Л.С.Выготский: «Ребёнок действует по линии наименьшего сопротивления (получает удовольствие), но научается действовать по линии наибольшего сопротивления… подчинение правилу и отказ от действия по непосредственному импульсу - есть путь к максимальному удовольствию». Уровень развития потребности в исследовательском поведении находится в прямой зависимости от уровня психической организации живого существа. И чем выше этот уровень, тем интенсивнее развивается организм. Получается интересная закономерность: чем совершеннее нервная система, тем интенсивнее она себя совершенствует (В.С.Ротенберг, С.М.Бондаренко). Поисковая, исследовательская активность и является одним из основных механизмов, обеспечивающих это ускорение. Развитие исследовательского поведения, естественно, связано и с генотипом, и со средой, но самое важное то, что уровень его определяют не доминирующие генотипические или доминирующие средовые факторы, а их комбинирование в результате случайных и потому трудно прогнозируемых обстоятельств жизни человека. Определяющим на каждом этапе является то, что достигнуто на предыдущих уровнях, это фундамент будущих достижений: упущенное на одном этапе развития может быть либо вообще невосполнимо в будущем, либо восполнено, но с существенными потерями. Это обстоятельство актуализирует задачу формирования исследовательских умений и навыков у ребёнка с раннего возраста. Умения и навыки исследования, самостоятельного творческого постижения истины, полученные на базе игры, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. По образному выражению известного американского психолога А.Маслоу, главная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку обнаружить то, что в нём заложено. Одним из первых в начале ХХ века стал пропагандировать и реализовывать эти идеи американский педагог, психолог и философ Джон Дьюи в своей концепции содержания образования. Именно этот учёный более века назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Дьюи настаивал на том, что ребёнок - центральная фигура в процессе обучения, «он солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс». Силы ребёнка должны быть выявлены, интересы удовлетворены, способности должны упражняться. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для него, для решения которой ученику предстоит применить уже полученные знания и умения, а также и новые, которые ещё предстоит приобрести. «Решить проблему» значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат. Во многом аналогичные подходы к разработке содержания образования предлагали и многие специалисты конца XIX века. Этим идеям в значительной мере созвучны педагогические воззрения представителей «теории свободного воспитания» (Е.Паркхерст - США, К.Вентцель - Россия, О.Декроли, П.Кергомар - Франция, М.Монтессори - Италия и др.), европейских «новых школ» (Э.Демолен, С.Френе - Франция, А.Ферьер - Швейцария и др.), «трудовые школы» (Г.Кершенштейнер - Германия и др.), «педагогики действия» (В.Лай - Германия, П.Каптерев - Россия и др), «экспериментальной педагогики» (Э.Мейман - Германия, Э.Торндайк - США и др.). Эти уходящие корнями в историю педагогики идеи повлияли и на отечественную образовательную практику. Исследовательские методы обучения активно использовались в 20-е годы ХХ столетия (И.Г.Автухов, П.П.Блонский, Б.В.Всесвятский, Ш.И.Ганелин, В.Ф.Натали, Б.Е.Райков, А.П.Пинкевич, И.Ф.Свадковский, В.Ю.Ульянинский, С.Т.Шацкий и др.). В начале 30-х годов от этих методов отказались и лишь в конце ХХ века идеи исследовательского обучения были частично реабилитированы. Источниками концепции исследовательской деятельности учащихся являются: понятие зоны ближайшего развития и культурно-историческая теория (Л.С.Выготский), представления о развивающей образовательной среде (С.Т.Шацкий), понятие о теоретическом мышлении (В.В.Давыдов), теория рефлексивного мышления (Н.Г.Алексеев), теория научных школ (М.Г.Ярошевский), мысль как планетарное явление (В.И.Вернадский), субъективность и общность как категории бытия человека (В.И.Слободчиков). Главный смысл исследования в сфере образования заключается в том, что оно является учебным. Это означает, что его главная цель - развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, т.е. самостоятельно полученных знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного ученика. Учебно-исследовательская деятельность учащихся - процесс совместной работы ученика и учителя по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов. Целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации. Учитель помогает школьнику овладеть исследовательскими навыками, суммой базовых знаний и понятий, необходимых для введения его в мир науки, вводит ученика в бескрайнее море научного поиска, не декларируя известные умения в этой области и не давя на индивидуальность ребёнка. Учитель, только прослеживая личностный интерес и возможности ребёнка, предлагает альтернативные варианты исследования или вовсе не вторгается в исследовательский процесс. Какие обучающие технологии при этом используются - это право и умение учителя - научного руководителя, его творчество, его индивидуальность и возможности. При этом в процессе достижения поставленной цели учителем решаются такие задачи, как:
- выявление склонности учащихся к ведению исследовательской деятельности;
- развитие интереса к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т.п.);
- развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.
- умение видеть проблемы;
- умение задавать вопросы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение давать определение понятиям;
- умение классифицировать;
- умение наблюдать;
- умение проводить эксперименты;
- умение делать выводы и умозаключения;
- умение структурировать материал;
- умение доказывать и защищать свои идеи.
Литература
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.
- Дьюи Дж. Демократия и образование. - М., 2000.
- Исследовательская работа школьников / сост. Н.С.Криволап. - Минск, 2005.
- Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. - М., 2005.
- Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. - Ярославль. 2002.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2005.
- Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? - М., 2010.
10