- Преподавателю
- Начальные классы
- Преемственность ДОУ со школой
Преемственность ДОУ со школой
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фаррахова Л.М. |
Дата | 14.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
«Утверждён»:
Заведующий МБДОУ
«Детский сад комбинированного вида
№ 36 «Золотой ключик»
___________ Никишина Н. Н.
Принят на заседании Педагогического совета « 27 » января 2015 г. протокол № 3 Введен в действие приказом «12» января 2015г. от « 12 » января 2015 г. № ____
Программа преемственности дошкольной и начальной ступеней образования
Обоснование программы
Преемственность выступает одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения и школы, как необходимое условие адаптации первоклассников к новому виду учебной деятельности. Школа и детский сад - два смежных звена в системе образования. Неподготовленность ребёнка влечёт за собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Сегодня понятие преемственности практикуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом ДОУ обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению. МБОУ основная общеобразовательная школа №14 имеет широкие возможности для реализации программы преемственности, так как в условиях педагогического процесса реализуются образовательные программы ДОУ и начальная школа. Таким образом, преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Установление преемственности между дошкольной группой и начальной школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Целенаправленное взаимодействие дошкольной группы и начальной школы №14 возможно только при разработке и реализации программы преемственности. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями. Преемственность с позиции школы - это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка. Преемственность с точки зрения ДОУ - это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Программа преемственности основывается на следующих теоретико-методологических положениях: 1) фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста; 2) научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного и начального образования; 3) действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного и начального образования. Основные содержательные линии непрерывного образования детей от 5 до 7 лет в рамках программы преемственности: 1. Психологические новообразования данного периода: рефлексия как осознание себя и своей деятельности; произвольность; воображение; познавательная активность; понимание и оперирование знаково - символическими системами (в частности, моделирование, графическая деятельность, понимание графического языка). 2. Социальное развитие: осознание социальных прав и обязанностей; взаимодействие с окружающим миром. 3. Деятельностное развитие: овладение деятельностью, прежде всего ведущей; формирование творческого характера деятельности. 4. Готовность к дальнейшему образованию, изучению учебных предметов: языковое развитие как предпосылка изучения предмета «Родной язык», математическое развитие как предпосылка изучения предмета «Математика», художественно - эстетическое развитие как предпосылка изучения предметов данного цикла и т. д. Цель программы: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования в условиях функционирования МБОУ основной общеобразовательной школы №14 Задачи программы: 1. Создать на территории школы единого воспитательного пространства, наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, обеспечение единства требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении духовного опыта ребенка в соответствии с новыми федеральными требованиями. 2. Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях образовательного процесса МБОУ . 3.Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника. 4.Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности. 5.Способствовать преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования в рамках новых федеральных требований. 6. Создать единую стратегию в работе с родителями.
7. Обеспечить профессиональный рост педагогов.
Принципы построения программы Принцип интеграции содержания дошкольного и начального школьного образования. Принцип гуманизации, означающий личностно-ориентированных подход к детям дошкольного и младшего школьного возраста на основе передовых идей психолого-педагогической науки. Принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса по реализации программы. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, основанного на специфике этапов развития и личностных характеристик воспитанников. Принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной школы, позволяющий дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности игру на учение.
Содержательные компоненты преемственности
Эмоциональный - учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности как дошкольника, так и школьника в процессе обучения. Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики. Деятельностный - обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода. Содержательный - правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей
-
Социально - коммуникативное развитие;
-
Познавательное развитие;
-
Речевое развитие;
-
Художественно - эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Направления реализации программы преемственности
Организационно-методическое обеспечение
Работа с родителями
Работа с детьми дошкольной группы
Организационно-методическое обеспечение включает:
- Установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов.
- Взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами образовательно-воспитательной работы в начальной школе.
- Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.
-
Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей дошкольных групп по подготовке детей к обучению в школе.
- Семинары-практикумы.
- Взаимопосещение занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе (с последующем обсуждением).
- . Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
- Разработку и создание единой системы диагностических методик "предшкольного" образования.
Работа с детьми включает:
-
Организацию адаптационных занятий с детьми дошкольной группы в рамках школы «Всезнайка».
-
Совместную работу педагогов по отслеживанию развития детей, определению "школьной зрелости".
-
Проведение промежуточной и итоговой диагностики с детьми дошкольной группы, направленные на изучение интегративных качеств личности.
-
Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.
Система взаимодействия педагога и родителей включает:
-
Совместное проведение родительских собраний.
-
Проведение дней открытых дверей.
-
Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.
-
Открытые занятия
-
Консультации воспитателя, учителя начальных классов
-
Организация экскурсий по школе.
-
Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
Данное направление осуществляется через разнообразные формы работы с родителями:
1.Консультации родителей воспитателями, педагогами, учителями «Как подготовить ребенка к школе» (о значении УУД для обучения в школе), «Как оценить готовность к обучению будущих первоклассников».
2. Лекторий в рамках школы будущего первоклассника «Всезнайка». 3. Родительские собрания: «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе с позиции формирования УУД»; «Поступление в школу - важное событие в жизни семьи» и др.
Этапы реализации программы преемственности
Направления
работы
1 этап
2 этап
3 этап
подготовительный
Внедренческий
Результативный
2015-2016
2016-2017
2018 Теоретическое и Информационное обеспечение программы. Сбор и анализ информации (анкеты, опросные листы, срезы, тесты) Теоретический анализ состояния проблемы в научно-методической литературе, материалов передового педагогического опыта по проблеме преемственности Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы. Подготовка нормативно-правовой базы. Разработка программы проведения эксперимента. Изучение социума (запросы родителей). Определение уровня готовности детей к школе. Педагогическая диагностика изучение профессионального уровня воспитателей, учителей начальных классов. Владение современными педагогическими технологиями построения образовательного процесса в ДОУ и начальной школе. Определение влияния инновационных технологий на воспитательно-образовательный процесс, определение уровня и качества знаний детей в соответствии с ФГОС ДО Оценка деятельности дошкольных групп и начальной школы со стороны родителей. Формирование банка данных по имеющимся технологиям. Сбор данных в банк развития идей школы.
Обработка информационно-аналитических материалов по сравнению двух этапов. Определение уровня и качества знаний детей в динамике. Педагогическая диагностика. Анализ влияния инновационных технологий на развитие образовательного учреждения. Публикации о ходе инновационной деятельности в сборнике Презентация педагогического опыта в рамках работы экспериментальной площадки и на методических объединениях специалистов ДОУ и начальной школы. Финансовое, материально-техническое обеспечение. Изучение наличия и оптимального использования МТ базы. Организация работы психолого-педагогической службы и сопровождение детей. Консультирование родителей будущих воспитанников Организация работы логопункта с детьми дошкольного возраста, кружковой работы. Анализ уровня развития МТ базы и ее возможностей для ведения инновационной деятельности в рамках программ эксперимента «Психолого-педагогические условия преемственности дошкольного и начального школьного образования» Работа с педагогическими кадрами Разработка и утверждение программы «Преемственность дошкольного и начального школьного образования», Разработка и утверждение основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Создание картотеки планирования образовательного процесса. Внедрение программы. Разработка и внедрение перспективного плана работы с детьми в соответствии с ФГОС Использования разных видов деятельности. Повышение квалификации работников в рамках преемственности. Интеграция образовательных областей Собеседование, изучение материалов. Оформление опыта работы в сборнике площадки. Определение качества и результативности Работа с детьми Выявление интересов потребностей, проблем в развитии. Определение группы риска. Оценка возможностей уровня развития и качества знаний с использованием новых технологий психолого-педагогического обследования. Организация образовательного процессе на основе принципов ФГОС. Определение уровня развития, анализа достижения результатов с предыдущими годами. Подготовка индивидуальной карты при переходе на следующую ступень обучения. Обработка результатов по усвоению программы. Внешние связи с заинтересованными организациями. Оформление договорных отношений по выбранному направлению с педагогическим колледжем Организация работы ШМС, творческие встречи Обобщение педагогического опыта, анализ результативности программы Работа с семьей. Поиск развития педагогического сотрудничества Предоставление возможности ознакомления с результатами деятельности педагогов и детей через различные организационные формы работы. Психолого-педагогические консультации. Анкетирование и опрос родителей для выявления родительских потребностей и ожиданий. Обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы через наглядную информацию, творческие отчеты пред родителями. Организация работы родительского комитета. Анализ взаимодействия с семьей по достижению поставленной цели. Результаты работы родительского комитета. Анализ выполнения программы развития. Обеспечение оптимального пути выполнения Программы «Преемственность дошкольного и начального школьного образования» Подготовка карт анализа. Выявление и анализ недостатков, корректировка. Использование системы контроля за деятельностью педагога и ребенка Оценка использования результативности индивидуальных планов Анализ выполнения образовательной программы и 2 этапа развития программы Организация работ по использованию полученных результатов всеми участниками воспитательно-образовательного процесса; Обобщение опыта работы, внедрение и распространение в дошкольные учреждения Составление методических рекомендации, подготовка итогового отчета по экспериментальной деятельности; Проведение научно-практической конференции. Подготовка публикаций о результатах работы
На основе выделенных направлений в программе составлен совместный план работы дошкольных образовательной группы и классов начальной школы МБОУ основной общеобразовательной №14 по реализации преемственности.
Совместный план работы дошкольных образовательных групп МБОУ основная общеобразовательная школа №14 по реализации преемственности
(направление: ДОУ - начальная школа)
№ п/п
Мероприятия
Цель мероприятия
Сроки
Ответственные
1.
Встреча учителей выпускных
4-х классов с воспитателями подготовительных к школе групп
1. Скорректировать план совместной работы начальной школы и дошкольных групп
2. Выявить возможность и место участия выпускников подготовительных групп в празднике "1 сентября - День Знаний".
август
Зав.ДОУ , учителя начальных классов и воспитатели
2.
Диагностика, определяющая готовность детей к обучению в школе «Адаптация первоклассников», совместный педсовет с воспитателями дошкольных групп
Проанализировать уровни сформированности интегративных качеств первоклассников и готовности к обучению в школе, согласно модели
Сентябрь
Учитель начальных классов
3.
Праздник "1 сентября - День Знаний".
Создать для будущего выпускника дошкольных групп условия для повышения учебной мотивации.
2. Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником.
Сентябрь
Зав ДОУ , учителя начальных классов и воспитатели
4.
Взаимопосещение воспитателями дошкольных групп уроков в 1-м классе начальной школы и учителей выпускных 4-х классов непосредственной образовательной деятельности в дошкольных группах
Познакомить воспитателей дошкольных групп с методами и приёмами, применяемыми на различных уроках учителями начальной школы.
Познакомить учителей с методами и приёмами, применяемыми в организации непосредственной образовательной деятельности с детьми
Выявить возможные ошибки при обучении и воспитании первоклассников.
В течение года
Зав. ДОУ , учителя начальных классов и воспитатели
5
Выставка продуктивной деятельности «Осенняя фантазия»
Совместное творчество учащихся начальных классов и детей дошкольных групп
Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп
6
Мастер - класс для учителей: «Всестороннее развитие ребёнка в игровой деятельности»
Защита творческих тем по воспитанию детей воспитателями дошкольных групп
Ноябрь
Воспитатели
7.
Совместное заседание ШМС
Общие понимания и требования готовности ребенка к школе
1.Выработать педагогами дошкольных групп и школы общее понимание и требования к готовности ребенка к школе.
Ноябрь
Учителя начальных классов и воспитатели
8.
Изучение воспитателями подготовительных групп программ 1-го класса начальной. школы, планируемых к открытию на будущий учебный год.
Показать разнообразие программ в начальной школе.
Повысить уровень подготовки к обучению в школе, базируясь на программах школы.
Сентябрь - апрель
Учителя начальных классов и воспитатели
9.
Праздник "Мы теперь - ученики".
Выявить возможность и место участия выпускников подготовительной группы в празднике "Мы теперь - ученики".
Создать для будущего выпускника дошкольных групп условия возникновения желания учиться в школе.
Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником.
Ноябрь
Учителя начальных классов
10
Семинар-практикум
«Использование здоровье-сберегающих технологий в работе дошкольных групп и начальной школы
Знакомство с новыми образовательными технологиями
Ноябрь
Администрация школы
11.
Работа школы будущего первоклассника "Всезнайка"(проведение адаптационных занятий с воспитанниками дошкольной группы)
1.Создание условий для личностного развития ребенка.
2. Обеспечение успешной адаптации к обучению в школе, желания учиться и развиваться
Октябрь - апрель
Учителя начальных классов и воспитатели
12
Акция «Начальная школа - детскому саду: новогоднее чудо» Шефская помощь учащихся начальных классов воспитанникам дошкольных групп. Обмен опытом по театрализованной деятельности педагогов начальных классов и дошкольных групп
Создание условий для совместного эмоционально фона при проведении праздников, развлечений, досугов, выставок
Декабрь
Учителя начальных классов и воспитатели
13.
Проведение совместного педагогического совета для обсуждения преемственности в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста
Выявить особенности программ по речевому развитию
Подготовить к школе воспитанников дошкольных групп согласно программным требованиям ДОУ и школы.
Декабрь-
февраль
Учителя начальных классов и воспитатели
14
Посещение мероприятия в дошкольных группах по физкультурному досугу «Ловкие, сильные, быстрые», посвящённому Дню защитника Отечества
Привлечение учащихся начальных классов к проведению праздника
Февраль
Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп
15.
Проведение тестирования по определению школьной зрелости при поступлении в школу.
Выявить уровень школьной зрелости у воспитанников подготовительных групп.
Наметить пути формирования развития школьнозначимых функций для тех воспитанников подготовительных групп, у которых низкий и пониженный уровень школьной зрелости.
Выявить воспитанников подготовительных групп со средним и повышенным уровнем школьной зрелости и наметить пути его повышения и поддержания уровня школьной мотивации.
Апрель-май
Учителя начальных классов и воспитатели
16.
Проведение совместного родительского собрания "Подготовка к школе в системе "Детский сад - семья - школа"
Привлечь родителей к обучению детей в школе
Сформулировать задачи дошкольной группы и семьи в подготовке детей к школе.
Обозначить требования учителей к уровню подготовки выпускников дошкольной группы к обучению в школе.
Март
Администрация
Учителя начальных классов и воспитатели
17.
Экскурсии воспитанников дошкольных групп в школу в рамках «Дня открытых дверей»
Познакомить воспитанников дошкольной группы со зданием школы, учебными классами, физкультурным залом, библиотекой.
Создать для будущих первоклассников условия возникновения желания учиться в школе.
Март
Администрация
Учителя начальных классов и воспитатели
18
Праздник «Масленица»
Совместная организации праздника учащихся начальной школы и дошкольной группы
Март
Учителя начальных классов и воспитатели
19.
Организация тематической творческой выставки: "Вот что я умею!"
1. Выявить творческий потенциал детей предшкольного и школьного возраста.
Апрель
Учителя начальных классов и воспитатели
20.
Консультации для родителей будущих первоклассников "Как правильно организовать свободное время ребёнка"
Помощь родителям в решении педагогических проблем.
Март - май
Учителя начальных классов и воспитатели
21
Выставка «Мир глазами детей» Преемственность изобразительных технологий в дошкольном образовании и начальной школе
Учителя начальных классов и воспитатели
22.
"День открытых дверей" (по отдельному плану)
Показать с помощью компьютерной техники презентацию школы.
Обозначить для родителей будущих первоклассников программные требования для выпускников ДОУ.
Довести до каждого родителя программу, учебные пособия, планируемые на будущий учебный год в школе.
Март
Администрация
Учителя начальных классов и воспитатели
24
Диагностическое обследование, определяющее успешность обучения первоклассников в конце учебного года
Определение уровня готовности к обучению в школе
Март
Администрация, учителя начальной школы
25
Круглый стол «Сравнительный анализ диагностики в начале и середине учебного года»
Обсуждение проблем в подготовке к школе детей дошкольной группы
Март
Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп
Экскурсия «Введение в школьную жизнь» Знакомство со школьной библиотекой, спортивным залом, школьным музеем, игровыми комнатами, кабинетом музыки
Путешествие по школьным станциям
Апрель
Администрация
Учителя начальных классов и воспитатели
16.
Праздник "Прощай, Азбука!"
1 Создать для будущего выпускника дошкольной группы условия возникновения желания учиться в школе, уметь читать.
2. Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником.
Май
127.
Круглый стол "Вопросы преемственности ДОУ и школы
Составить примерный план совместной работы начальной школы и дошкольных групп на будущий учебный год.
Подвести итоги совместной работы начальной школы и дошкольных групп по решению проблемы преемственности.
Апрель-май
28.
Участие первоклассников в празднике "До свидания, детский сад!"
Создать для будущего выпускника дошкольных групп условия возникновения желания учиться в школе.
Май
Воспитатели дошкольных групп
29
Педагогический совет «Реализация преемственности между ДОУ и начальной школой» Анализ работы по преемственности за год. Составление плана работы на новый 2013-2014 учебный год. Создание консультативных пунктов для родителей будущих первоклассников на базе школы
Подведение итогов по реализации программы преемственности
Май
Администрация
Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп
Психолог
Ожидаемые результаты программы 1. Согласование целей воспитания, обучения и развитие на уровне дошкольных групп и начальной школы, подчиненность всего учебно - воспитательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его обще интеллектуальных и коммуникативных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки. 2. Создание сопряженных учебных планов и программ, их согласование в отдельных звеньях образовательной системы. 3. Определение структуры и содержания учебно-воспитательного процесса с учетом соблюдения принципов целостности, системности и преемственности. 4. Разработка единых для дошкольных групп и начальной школы принципов создания предметно - развивающей среды, игровых комнат, учебных классов, кабинетов. 5. Согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков на разных этапах обучения. 6. Создание системы диагностических тестов и заданий для контроля за достигнутым уровнем развития детей и для дальнейшего его прогнозирования.
Вся деятельность программы ориентирована на модель дошкольника. Модель выпускника дошкольных групп - предполагаемый результат совместной деятельности педагогического коллектива дошкольных групп, учителей начальных классов, семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник
Исходя из новых федеральных государственных образовательных стандартов, при реализации программы преемственности необходимо опираться на сформированности интегративных качеств личности детей, приобретенных в процесс усвоения образовательной программы.
Содержание интегративных качеств личности детей
№
п/п
Критерии оценки результативности освоения программы детьми
Показатели
развития Физическое развитие, сформированность культурно-гигиенических навыков
У ребёнка развиты основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Ребёнок интересуется всем новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о традициях народов.
Ребёнок умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. У него сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.