• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Направление духовно-нравственное

Программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Направление духовно-нравственное

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии:

  • С Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373).
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан России на 2011-2015 г.» (постановление Правительства РФ от 5.10. 2010 г. № 795).
  • Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (от 12 мая 2011г. № 03-296).
  • Программа курса составлена на основе программы курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России"(автор Л.Н. Михеева) для 1 -3 классов разработана на основе сборника программ внеурочной деятельности 1 - 4 классов под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2011год.

  • Устав МБОУ «СОШ № 3».
  • В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ №3».

Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.

Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят о того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство - это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».

Общая характеристика факультатива

В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые - первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии - всё это являют нам творения народных умельцев.

Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.

Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции - святая обязанность учителей, деятелей искусства.

Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель - «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей». Факультатив «Основы нравственной культуры народов России»раскрывает перед младшими школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях. Дети принимают участие в подготовке и проведении народных календарных праздников, знакомятся с основными религиозными праздниками и обрядами, изучают разнообразные ремесла русского народа.

Организация данной деятельности направлена на:

  1. Развитие у учащихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней.

  2. Целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.).

  3. Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.

  4. Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.

  5. Формирование интереса к народному творчеству.

  6. Воспитание патриотизма и гражданственности.

  7. Развитие эстетического вкуса.

Цель программы:приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

Задачи программы:

 Знакомство учащихся с праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом и новым русским бытом (со времён Петра I) ;

 Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д.;

 Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности;

 Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса;  Формирование чувства национального достоинства.

Место факультатива в учебном плане.Программа рассчитанана 34 ч (1 ч в неделю).

Требования к уровню подготовки учащихсяК концу срока обучения учащиеся должны:

 Иметь четкие представления о быте русского народа в различные времена;

 Знать русские народные праздники, промыслы, песни, загадки, пословицы, танцы, игры;

 Осознавать необходимость духовно- нравственного развития человека.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива

В результате освоения программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  1. Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.

  2. Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.

  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.

  4. Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Особенности содержания факультатива

Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:

  1. личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);

  2. природосообразность (соответствие содержания форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);

  3. педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);

  4. культуросообразность (познание лучших объектов культуры их сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности ребёнка).

Содержание программы

Русские народные промыслы.Керамика Гжели. Хохлома и Жостово. Павловопосадские шали. Вятская и Богородская игрушка. Русские народные игры.Русские народные песни для детей.Народные танцы.



Примерное планирование тем в 3 классе

Русские народные промыслы. Русские народные игры. Русские народные песни и танцы.

Формы занятий:беседы, игры, просмотр кинофильмов, презентаций, творческие конкурсы, праздники, экскурсии, участие в проведении национально-культурных праздников, встречи с представителями творческих профессий, виртуальные экскурсии к памятникам зодчества, архитектуры, посещение выставок.

Литература:


  1. Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах». Москва, всесоюзное издательство «Советский композитор», 1986 г.

  2. В. Владимиров, А. Лагутин «Музыкальная литература». Москва, издательство «Музыка», 1992 г.

  3. Н.И. Журавленко «Уроки музыки и пения 1-3 классы», Минск, «Полиграфмаркет», 1998 г.

  4. Т.Е. Вендрова «Воспитание музыкой», Москва, «Просвещение», 1991 г.

  5. М. Давыдова, И. Агапова «Музыкальные вечера в школе», Москва, «Рольф», 2001 г.

  6. Г.Г. Овдиенко, Л.Н. Цаплина «Смешное и грустное на школьной сцене», Москва, «Издат-школа 2000», 1999 г.

  7. Т.С. Максимова «Поурочные планы по музыке по программе Д.Б. Кабалевского» 2, 3, 4 классы. Волгоград, издательство «Учитель», 2005 г.

  8. Т.И. Бахметьева, Г.Т. Соколова «Детские частушки, шутки, прибаутки», Ярославль, «Академия развития», 1997 г.

  9. Е.И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества», Москва, «Аквариум», 1999 г.

Интернет-ресурсы.




Тематическое планирование курса

«Русские народные промыслы,

Русские народные игры, песни для детей, народные танцы».

3 класс

34 часа


№ п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Универсальные учебные действия



Русские народные промыслы (14 часов)


1

Гжель - основной центр русской керамики.

1

02.09.

Нарисовать несколько гжельских орнаментов;

Раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов;

Сравнить орнаменты нескольких шалей;

Изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки.

2

Стиль гжели

1

09.09.

3-4

Изящество и тонкость раскраски.

2

16.09.

23.09.

5

Хохлома - художественный народный промысел.

1

30.09.

6

Деревянная расписная посуда.

1

07.10.

7

Растительный орнамент.

1

14.10.

8

Народный промысел Жостово.

1

21.10.

9

Расписные металлические подносы.

1

11.11.

10

Павловопосадские шали.

1

18.11.

11

Вятская игрушка.

1

25.11.

12

Изготовление вятской игрушки.

1

02.12.

13

Богородская игрушка.

1

09.12.

14

Изготовление богородской игрушки.

1

16.12.



Русские народные игры (7 часов)


15

Роль игр в жизни детей.

1

23.12.

Разучить несколько игр.

16

17

Игры для мальчиков и девочек.

2

13.01.

20.01.

18

19

Командные игры.

2

27.01.

03.02.

20

21

Старинные русские игры.

2

10.02.

17.02.



Народные песни, загадки, пословицы (5 часов)


22

23

Детские песенки. Считалки.

2

24.02

02.03.

Разучить несколько песенок, считалок;

Научиться разгадывать загадки.

24

Потешки.

1

09.03.

25

Загадки.

1

16.03.

26

Пословицы.

1

23.03.



Народные танцы (8 часов)


27

Хороводы.

1

06.04.

Разучить хороводы, игры-хороводы.

28

Игры-хороводы.

1

13.04

29

30

Парные пляски.

2

20.04.

27.04.

31

32

Переплясы.

2

04.05

11.05.

33

34

Кадриль.

2

18.05.

25.05.

8


© 2010-2022