«Применение приёмов музыкотерапии при организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БелинаТ.Ф., учитель музыки

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Новоалтайска Алтайского края»

Проект мастер-класса

«Применение приёмов музыкотерапии при организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»

Печальна и чиста,

Как жизнь, людьми любима,

Как жизнь, ты непроста,

Как жизнь, непостижима…

( Е.Д.Критская «Музыка». Учебник для 3 класса)

Цель проведения мастер-класса: создать условия для мотивации участников мастер-класса к применению приёмов музыкотерапии при организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС.

Задачи:

  • Обозначить актуальность применения приёмов музыкотерапии на современном этапе образования;

  • Представить участникам мастер-класса опыт использования приёмов музыкотерапии во внеурочной деятельности учащихся;

  • Провести практическую часть мастер-класса по освоению приёмов музыкотерапии;

  • Провести рефлексию продуктивности мастер-класса.

Форма проведения: фронтальная, групповая, межгрупповое взаимодействие.

Оборудование:

  • мультимедийная презентация;

  • фортепиано;

  • раздаточный материал: методические рекомендации.

Этапы

Содержание деятельности мастера

Предполагаемая деятельность участников мастер-класса

Формы деятельности 1. Знакомство

Слайд 1 - Добрый день, уважаемые участники, рада приветствовать вас на своём мастер-классе. Давайте познакомимся! Меня зовут Белина Татьяна Фёдоровна. Мой педагогический стаж невелик, в школе я работаю всего второй год. Меня волнует проблема поддержания и содействия психическому и физическому здоровью современных школьников. Слушают

2. Актуальность

Слайд 4






В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование психической устойчивости и толерантности.

В век компьютерных технологий наблюдается снижение интереса к творческой, эстетической деятельности при увеличении уровня стрессовой нагрузки у школьников. Дети и их родители мало играют, занимаются творчеством, что приводит к снижению уровня развития и воспитания ребенка. Как результат, дети и их родители мало играют, занимаются творчеством, что приводит к снижению уровня развития и воспитания ребенка. В итоге мы получаем:

  • нарушения в эмоционально-волевой сфере;

  • нарушения в коммуникативной сфере;

  • практически отсутствуют нравственные качества;

  • дети не умеют справляться со эмоциональными стрессовыми нагрузками.

И всё же, дети, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере уметь согласовать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям. Характер организации современного воспитательного процесса определен Законом «Об образовании». Ст. 9, п. 6. Духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы. Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности. Всё это невозможно без положительного эмоционального состояния, умения выходить из психотравмирующей ситуации, получения удовольствия от нахождения в школе. Всё это невозможно без музыки, её огромной благодатной силы воздействия на личность человека, тем более растущего человека. Аспектов влияния музыки на человека существует много и одними из наиболее важных являются приёмы музыкотерапии.

Слушают, анализируют, высказывают свои точки зрения




Фронтальная

3. Теоретическая основа опыта

Слайд 5



Слайд 6





4. Презентация опыта

Слайд 7









Слайд 8


Теоретическую основу применения данного метода заложили: Мэри Пристлис (Mary Priestleys, 1975, 1983) и Йоханнеса Эшенса (Johannes Eschens, 1983, 1983). Хотя мы с вами прекрасно помним об использовании музыки при исполнении языческих обрядов с целью введения участников в определённое состояние, пифагорейцы применяли особые сочетания мелодий и звуков для приведения человека в требуемое эмоциональное состояние. В современном мире мы ежедневно сталкиваемся с применением музыкотерапии в супермаркетах и т.д. Множество врачей и учёных (А.В. Курпатов, Г.Г. Аверьянов, Д.Д. Плетнёв, И.Р. Тарханов, В.М. Бехтерев) отмечали положительное влияние музыки на физическое состояние организма, активно пропагандировали музыку как средство борьбы с переутомлением, приводя факты того, что люди сбрасывали с себя усталость благодаря музыке.

В своей работе пользуюсь идеями, заложенными в ФГОС по искусству и в работах:

  • Сучилин А.А. Тихонович Л.А. Арт-терапия как культурный феномен;

  • Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением.

  • Н.Н. Обозов. Типы личности, темперамент и характер.

Что такое музыкотерапия?

Существует несколько определений этого термина, смотря с какой позиции рассматривать.

Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как:

  • Контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний;

  • Системное использование музыки для лечения физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства;

  • Средство оптимизации творческих сил и педагогико-воспитательной работы.
Итак, музыкотерапия - это целенаправленное применение музыки или музыкальных элементов для восстановления, поддержания и содействия психическому и физическому здоровью. С помощью музыкотерапии человек может приобрести возможность лучше понимать себя и окружающий мир, свободней и эффективней в нем функционировать, а также достичь большей психической и физической стабильности.

Музыкотерапия в целом развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, психологии, рефлексологии, музыкальной психологии, музыковедения и др. Она всё более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни. Считаю, что применение приёмов музыкотерапии на занятиях «Мир музыки» актуально и дает определенный положительный результат, поэтому активно использую приёмы музыкотерапии на своих занятиях. Из опыта работы выделила для себя ряд требований к применению метода. Во-первых, для применения музыкотерапии нам нужны определённые условия, как:

  • оборудованный кабинет;
  • аудио-, видеозаписи;
  • возможность публичных выступлений;
  • иллюстрации, атрибуты к играм.

Какую работу я провожу на подготовительном этапе по использованию музыкотерапии?

1. Учитель исследует учебное содержание к конкретному занятию, подбирает учебный материал.

2. Принимает решение использовать метод музыкотерапии на внеурочном занятии при рассмотрении определенной темы в соответствии с учебными целями.

3. Учитель выделяет главную проблему внеурочной деятельности и подбирает ситуацию, в которой музыкотерапия создаст наиболее комфортные условия для учащихся.

4. Затем подбираются альтернативные варианты выбранному приёму. 5. Учитель планирует использование музыкотерапии на внеурочном занятии, выбирает его этап, где будет применён данный метод.
Существует пакет музыкальных произведений, применяемых при определенных эмоциональных состояниях школьников. Мною апробированы произведения, активизирующие комфортное, положительное, эмоционально-стабильное состояние младших школьников, их психологическое здоровье.

  1. Для уменьшения раздражительности, разочарования и для повышения чувств бренности жизни и своей принадлежности к большой жизни природы, частью которой являешься:
    Бах "Кантата №2", Бетховен "Лунная соната", Прокофьев "Соната "Ре", Франк "Симфония ре-минор".
  2. Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности в благополучном конце происходящего:
    Шопен "Мазурка и прелюдии", Штраус "Вальсы", Рубинштейн "Мелодия".
  3. Для общего успокоения, умиротворения и согласия с жизнью в том виде, какая она есть:
    Бетховен "Шестая симфония" 2 часть, Брамс "Колыбельная", Шуберт "Аве Мария", Шуберт "Анданте из квартета", Шопен "Ноктюрн соль-минор", Дебюсси "Свет луны".
  4. Для уменьшения злобливости, зависти к успехам других людей:
    Бах "Итальянский концерт", Гайдн "Симфония", Сибелиус "Финляндия".
  5. Для снятия эмоциональных симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми:
    Бах "Концерт ре-минор для скрипки", Барток "Соната для фортепиано", Бруквер "Месса ми-минор", Бах "Кантата № 21", Барток "Квартет №5"
  6. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным перенапряжением:
    Бетховен "Фиделио", Моцарт "Дон Жуан", Лист "Венгерская рапсодия №1", Хачатурян "Сюита "Маскарад", Гершвин "Американец в Париже".
  7. Для поднятия общего жизненного тонуса(улучшения самочувствия;
    повышения активности; улучшения настроения)
    :
    Бах "Прелюдия" и фуга "Ми-минор", Бетховен "Увертюра "Эгмонт", Чайковский "Шестая симфония", 3 часть, Шопен "Прелюдия", Оратории №28, №1, Лист "Венгерская рапсодия №2".
Исходя из цели применения музыкотерапии важно определять правильно место музыкотерапии в структуре занятия. Это может быть:
  • на этапе мотивации («Какой чудесный день!», «Я пою, хорошо пою», «Ничего на свете лучше нету…»)..
  • этап настройки на предстоящее занятие (приёмы «Как я звучу?», «Пропой свой день», «Спой солнечный лучик»)
  • фрагментом или центральной частью учебного занятия в соответствии с учебными целями ( приёмы «Живая вокализация», «Музыкальная картинка»)

  • для активизации индивидуальной работы, работы малых групп по 3-5 человек. Всё это позволяет повышать эффективность воздействия и снижать конфликты внутри группы ( приёмы «Поочерёдное пение, рисование, прочтение», «Ваш выход» переходный момент от одного этапа к другому (приёмы «Напой своё настроение», «У меня получилось», « Я всё смогу!»)
  • переходный момент от одного этапа к другому (приёмы «Напой своё настроение», «У меня получилось», « Я всё смогу!»)
  • рефлексивный этап в конце занятия (приёмы «Поочерёдное пение», «Поделись настроением», «Есть ли у Вас план?»)
Приведу примеры внеурочных занятий: 1. Первое занятие в учебном году. 1 класс. Необходимо создать комфортные условия для знакомства, узнавания друг друга. Форма взаимодействия «Изображение имени». Каждому из участников процесса предлагается «изобразить» своё имя так, как ему хотелось бы, чтобы его называли (по выбору- нарисовать, изобразить пантомимой, сыграть на каком- либо элементарном шумовом инструменте, спеть, выбрать аналогии из известных произведений- литературных, мультфильмов, песен и т.д.). Первым обычно называет себя учитель.

2. Музыкальное путешествие («Рисование под музыку», «Зайди в музыкальный пейзаж»). Занятие «Мир вокруг нас». 1, 3 класс.

Организуются малые группы из участников процесса. После прослушивания музыкального произведения либо фрагмента, каждая группа, ориентируясь по карте мира, либо глобусу, выбирает маршрут следования( возможны различные варианты выбора маршрута- выбор из предложенных, разгадывание кроссворда и т.д.) и изображают средствами ИЗО ту местность( страну, город), в которую они «попали на слух». Возможен вариант повышенного уровня сложности ( для учащихся 3 класса)- вспомнить народные песни и танцы, либо авторские произведения той местности, в которую «отправилась» группа. 3. Изготовление атрибутов к играм («Маски»). Занятие «Музыкальные загадки». 1, 3 класс. Во время занятия каждая из малых групп методом слепого выбора определяет сказку, над которой будет работать( «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Три медведя»). Группы изготавливают маски для героев и подбирают музыкальную характеристику каждому из героев. Для 3 класса- только музыкальную характеристику- тему главного героя. Далее, при постановке сказки, слушатели должны определить название сказки. 4. Ролевые игры («Нарисуй музыкальный портрет»). Занятие по теме «У каждого есть голос» 1, 3 класс. Участникам процесса предлагается исполнить музыкальную тему, которая, по их мнению, наиболее точно характеризует-

  • для 1 класса- самого исполнителя(т.е. себя),
  • для 3 класса- одноклассника, учителя, маму и.т.д.
5. Непосредственно образовательная деятельность по предметной области «Вокалотерапия в живом исполнении». Занятие «Любимые мелодии» 1, 3 класс. Для занятия подготавливаются всеми любимые песни из детских мультфильмов, возможно использование караоке( для 1 класса) либо исполнение под минусовку ( для 3 класса). После определения поочерёдности исполнения начинается собственно сольное «живое» исполнение . 6. Использование элементов технологии разрешения конфликтов («Поочерёдное рисование», «Поочерёдное пение»). Приёмов использования музыкотерапии очень много. Я показала только часть.

Учителю следует соблюдать ряд основных правил:

  • самому иметь высокий моральный облик учителя;

  • иметь доверительные отношения с учениками, создавать атмосферу доверия (проявлять такт, терпение, уважение к своим учащимся, которые стараются получить знания, умения и ценности принятия моральных решений и воплощения их в высокую деятельность, достойную человека);

  • постоянно формировать и развивать коммуникативную культуру школьников (уважительное отношение к противоположному мнению, взаимопомощь).













Отвечают, слушают, осмысливают





































Слушают









Слушают

5.Практическая часть

Слайд 10





6.Результативность метода

Слайд 11


















А сейчас я предлагаю практическую часть для Вас. Перед вами перечень эмоциональных состояний человека. Я включаю вам фрагмент, вы определяете в каком случае его использовать. Для поднятия общего жизненного тонуса(улучшения самочувствия;
повышения активности; улучшения настроения)
Для общего успокоения, умиротворения и согласия с жизнью в том виде, какая она есть
Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности в благополучном конце происходящего.


Для уменьшения раздражительности, разочарования и для повышения чувств бренности жизни и своей принадлежности к большой жизни природы, частью которой являешься
Для уменьшения злобливости, зависти к успехам других людей
Для снятия эмоциональных симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми
Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным перенапряжением
Итого правильно определённых из 7-ми


Наша жизнь полна ситуаций, когда человек попадает не в самые комфортные для него условия. Необходимо научить младших школьников уважительному отношению не только к себе, но и к другим участникам образовательного процесса, научить их создавать для себя и окружающих комфортные условия, научить понимать себя и других людей, научить расслабляться и концентрироваться.

Музыкотерапия обеспечивает:

  • уменьшение раздражительности, разочарования и для повышения чувств бренности жизни и своей принадлежности к большой жизни природы, частью которой являешься;

  • уменьшение чувства тревоги, неуверенности в благополучном конце происходящего;

  • общее успокоение, умиротворение и согласие с жизнью в том виде, какая она есть;

  • уменьшение злобливости, зависти к успехам других людей;

  • снятие эмоциональной напряженности в отношениях с другими людьми;

  • уменьшение головной боли, связанной с эмоциональным перенапряжением;

  • поднятие общего жизненного тонуса( улучшение самочувствия, повышение активности, улучшение настроения).

Успех занятия во многом зависит от того, сумеет ли учитель создать атмосферу творчества, душевного общения с детьми. Если суждения ребят самостоятельны, прочувствованы, если в них дается разумная оценка событий, поступков, значит, цель достигнута - ученики поднялись еще на одну ступеньку в своем нравственном развитии. Методы музыкотерапии позволяют развивать гражданскую компетентность, состоящую из исследовательской компетентности, компетентности социального выбора, коммуникативной компетентности, учебной компетентности.



Обдумывают, отвечают на вопросы



Предлагают свои варианты. Обсуждают.



Групповая







5. Рефлексия Слайд 12

















Слайд 13











Слайд 15 Слайд 16

Итак, закончен наш мастер-класс. Уважаемые коллеги! Благодарю вас за общение. Давайте подведем итоги. Итак, сегодня мы обсуждали возможность применения музыкотерапии при организации внеурочной деятельности. Я постаралась показать актуальность применения этих методов, методику применения, познакомила с опытом применения метода и его результативностью. Вопросы:

  1. Считаете ли Вы, что музыкотерапия актуальна в работе учителя на современном этапе?
  2. Что я узнал нового?

  3. Как изменились мои знания?

  4. Что я буду с этим делать?

  5. Какой этап мастер-класса показался вам самым интересным?
  6. Что не удалось? В чем разочарован?
  7. Ваши пожелания автору мастер-класса…


«Поочерёдное пение»

(на мелодию «Подмосковные вечера») 1 строка - тема или предмет (метод) 2 строка - описание метода (активный, результативный) 3 строка - описание действия (воспитывает, развивает, формирует, активизирует) 4 строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (воспитание, комфорт, эмоции, стабильность)











Отвечают на вопросы, делятся мнениями о теме, мастер-классе.



Составляют строчку









Фронтальная









Групповая

Список литературы:

1. Базисное руководство по психотерапии. Глава: Музыкотерапия. Автор: Хайгл-Эверс А. и др

2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1999

3. Копытин А.И. Актуальные вопросы теории и практики групповой арт-терапии

4. Леонтьев Д.А. Личность в психологии искусства // Творчество в искусстве - искусство творчества. / Под редакцией Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, А. Пахотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. М., 2000

5. Сучилин А.А. Тихонович Л.А. Арт-терапия как культурный феномен

6. Петрушин В.И. «Музыкальная психотерапия: Теория и практика»

© 2010-2022