Урок чтения и музыки. 4 класс. Полюбуйся: весна наступает!

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок чтения, музыки .

4 класс

Подготовили:

Чудаева З.Б. - учитель нач.классов

Туева Ю.В. - учитель музыки

Тема: Внеклассное чтение «Полюбуйся, весна наступает».

Цель: развивать читательские умения и навыки, умения самостоятельно подбирать произведения на заданную тему.

Совершенствовать навыки осознанного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений, выстраивать логическую последовательность описываемых событий, навыков выразительного чтения.

Воспитывать положительные нравственные качества личности. Прививать любовь к чтению, родной природе.

Развивать творческие способности учащихся.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Психологический настрой.

Друзья- ученье нас объединяет

Готовы все к уроку?

Да!

На вас надеюсь, я друзья!

Мы большой и дружный класс

Всё получится у нас,

Если хочешь, отвечай

Друга не перебивай.

Если можешь, помогай!

3. Сообщение темы. Мотивация.

- Сегодня у нас необычный урок, проведем его вместе с учителем музыки.

Прочитайте тему урока «Полюбуйся, весна наступает», и к нему эпиграф :

«Поэзии и музыки союз!

Для наших душ союз вдвойне священный.»

Уильям Шекспир.

- Как вы понимаете это высказывание?

(Связь между музыкой и поэзией полно раскрывается, дополняет какой - то образ).

- А кто еще помогает нам создать тот или иной образ? ( художники).

С помощью литературных произведений и музыки мы узнаем как наступает весна.

Выставка книг В. Бианки, Чарушина, Пришвина.

4.Слово учителю музыки. Знаете ли вы, какой у весны голос? - спрашиваю детей. - сейчас я поставлю пластинку, и зазвучит музыка. Прислушайтесь и вы обязательно услышите голос весны. Музыка передаст настроение, ощущение того, что происходит в природе. Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, на полянку, на речку. Звучит музыка Э.Грига. Рассказ о нем. Далеко на севере, на берегу моря расположена страна Норвегия. Склоны ее гор укрыты лесами, крутые берега спускаются в море. Тут и жил норвежский композитор Эдвард Григ. Любовь к Норвегии , к ее прекрасной природе он выразил в своей музыке. -Сейчас вы послушаете одно из произведений - «Утро», музыкальную картину восхода солнца, где композитор передал настроение утренней природы с помощью музыкальных инструментов симфонического оркестра.(Дети слушают и оценивают услышанное в своих ответах). 5.Собери слова песни. Работа с деформированным текстом. Ребята, восстановите слова выученной песни. Земли, музыку, послушай, И солнца ласка, в ней запах трав Журавли- в высоком небе Загадочная сказка - в полях. 6.Исполнение песни «Музыка земли» Муз. и сл. А Житкевича 7.Проверка домашнего задания. Да! Весна замечательное и прекрасное время года, когда вся природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну - «утром года». -Давайте проверим домашнее задание. Вам нужно было вести дневник наблюдения, как приходит весна. Зачитывают свои наблюдения. Как она приходит? 8.Рассказ учителя. - Весна наступает тихо и незаметно. Сначала солнце поднимается выше на небосводе, с каждым днем посылая все больше и больше тепла на землю. Проходит ещё несколько дней, и весна становится более смелой. Настало время пробудиться от зимнего сна. И это мы можем услышать в стихотворении А.Н. Плещеева « Уж тает снег, бегут ручьи..» Чтение вслух хором.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвой!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало.

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

-О какой весне -ранней или поздней говорится в этом стихотворении? Почему так думаешь?

Как понимаешь выражения: « небесная лазурь», «лес оденется листвой»?

9. Чтение стихов детьми.

-А какие стихи вы приготовили?

( Приложение. Стихи о весны).

Стихотворение «Тише всех».

Обычный шаг:

Тик - так,

Тик - так.

Но никто из вас не слышал,

Как листок из почки

Вышел.

И конечно,

И конечно,

Поутру

Порою вешней

Вы услышать

Не смогли,

Как зеленые

Травинки,

Сняв зеленые

Ботинки,

Тихо вышли

Из земли.

Кто там выглянул

Молчком

Кверху белым колпачком?

Смотрят Заяц и Зайчиха,

Как подснежник

Вышел тихо.

И по всюду - тишина.

Это так,

А не иначе.

Это значит,

Это значит,

Тише всех пришла Весна.

-Какое настроение это стихотворения? Почему так думаешь?

Якуб Колас « Песня о весне»

- К кому обращается поэт в этом стихотворении? Как он называет мороз? Как ты думаешь, какое настроение этого стихотворения?

А. Костецкий « Бегство снежной бабы»

-Почему снежной бабе пришлось убегать?

Федор Тютчев « Зима недаром злится…»

-Как весна борется с зимой? Как автор называет зиму и как называет весну?

« Весенние воды»

-Какую картину рисует поэт в этом стихотворении? Как ты понимаешь выражение «ручьи гласят»? О чём нам говорят ручьи? Кем они себя называют?

Михаил Матусовский «Скворцы прилетели»

- Что принесли скворцы на своих крыльях? Как мы должны встречать их?

Самуил Маршак « Весна»

-Какие признаки весны описаны в этом стихотворении? Какие первые цветы появляются?

11.. Чтение сказки учителем.

Сказочник Чудесей Чародеевич принес вам сегодня новую сказку.

Наконец выдался настоящий весенний денек! Ясно солнышко согрело лес и землю. Капель весело перезванивает. Радуются звери и птицы. Тетерева бормочут, синицы бубенчиками разливаются. Неуклюжий медведь на опушке хвалится:

- Это я весну сделал. Вокруг меня снег тает. С поляны отвечает ему звонкий ручей:

- Я снег растопил. Я лед просверлил. Я деревья и травы живой водой напоил.

С еловой ветки кричит сосулька:

- Меня благодарите. Это я весну сделала.

-Как спор вели герои сказки? Как вы думаете кто сделал весну?

-Солнце.

12.-Вспомните, сколько весенние месяцы вы знаете? Почему их так называют?

Сообщение детей.

Вот вы внимательно прослушали о месяцах, теперь угадайте, о каком месяце говорится в загадках:

Яростно река ревёт,

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель

Кто же к нам пришёл? ( Апрель)

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет.

Угадай, что за месяц это? ( Май)

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Дан весне давно уж старт,

Что за месяц это? ( Март)

Пришла весна. Наступил первый месяц весны - март. Все месяцы года хороши по-своему, но март - это особенный месяц. Зима не хочет уступать и сдаваться. Ещё кругом лежит снег, и лёд стоит на реках. Морозно и ветрено, но в воздухе уже чувствуется весна. Весна ! Как радостно всем!

13.Чтение произведения В.Бианки « Март»

а) чтение молча ;

б ) чтение вслух.

- Чем месяц март особенный?

-Какой порядок у весны? Какой обычай - встречи птиц? Как ребята встречают птиц?

Пословицы о марте.

Третий месяц у ворот - это к солнцу поворот.

Зимний сторож - снеговик, ёжится мрачнеет.

Старый к холоду привык, он в тепле худеет.

14. Практическая часть урока.

Представьте ,что мы попали на лесную поляну. Весна на поляне в полном разгаре . Но чего-то не хватает… Что весна нам забыла подарить?

Давайте украсим её . Для это у вас на партах лежат шаблоны вот такие цветов. Делать его будете в парах. Каждый из вас берет заготовку складываем пополам, развернули и ещё раз сложили пополам. Разрезали по линиям сгиба не до конца. Скрутили каждый край заготовки. Один склеивает 2 детали , второй вырезает кружочек и приклеивает в серединку цветочка. Кто сделает подходит и украшает полянку.

Работаем под звуки музыки.

15. Итог урока.

-Какую тему мы изучали на уроке? Что понравилось на уроке?

-Какой мы сделает вывод?

Полезнее чтенья нет дел на свете.

Пусть книги, как воздух заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

На следующем уроке мы продолжим путешествие в мир добрых и умных книг! Тема следующего внеклассного чтения

фантастические истории Е. Велтистова « Приключение Электроника».




Урок чтения и музыки. 4 класс. Полюбуйся: весна наступает!


© 2010-2022