- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения М. Пришвин. Ребята и утята. 2-й класс
Урок литературного чтения М. Пришвин. Ребята и утята. 2-й класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Маюрова И.Ф. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Маюрова Ирина Фёдоровна, учитель начальных классов
КГУ Преображенка орта мектебі
(1 слайд) Урок литературного чтения М.Пришвин. "Ребята и утята". 2-й класс
Цели:
Познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; познакомить с художественными особенностями произведения; формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя, отношения рассказчика к герою
Развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;
Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова; воспитывать чувство толерантности.
Здоровьесберегающие цели: создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма проведения: урок - презентация, урок - размышление.
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации.
Ход урока
1. Организационный момент
Положительный настрой на урок.
Я рада приветствовать всех в этом классе
Возможно, есть классы и лучше и краше
Но пусть в нашем классе всем будет светло
Пусть будет уютно и очень легко!
Начнем же урок, будем время беречь!
Дыхательная и артикуляционная гимнастика
- Прежде, чем приступить к работе, я вам предлагаю сделать зарядку, но не совсем обычную.
- А сделаем мы эту зарядку, чтобы подготовиться к чтению.
(слайд 2) 1. Задуйте свечу.
- Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух, задувая одну большую свечу.
- А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку.
- Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
(слайд 3) 2. В цветочном магазине.
- Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 - 3 раза).
3. Фонетическая зарядка.
- А сейчас проведем тренировку для нашего голоса и язычков, чтобы на протяжении всего урока правильно и четко говорить.
Читаем наше стихотворение сначала в медленном, затем быстром темпе. Не забудьте про дыхание. Набираем воздух и читаем на выдохе каждое четверостишие.
(слайд 4) Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Молодцы, ребята, на протяжении всего урока следите за вашей речью. Не забывайте о том, как надо говорить.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда,
Ну, начнём урок, друзья!
2. Введение в тему.
Учитель: Давайте вспомним, какой раздел учебника мы с вами изучаем?
Дети: Мы изучаем раздел учебника «Мы и природа».
Учитель: Чему нас учит этот раздел?
Дети: Он учит нас любить природу, быть наблюдательными, внимательными, бережно к ней относиться. Потому, что только наблюдательный и чуткий человек сможет заметить скрытую жизнь насекомых, птиц, различных зверей.
Учитель: А как вы считаете, чему сегодня мы будем учиться?
Дети: Мы продолжим беседовать о природе, учиться любить природу, наблюдать за ней, чтобы проникнуть в ее тайны и секреты.
Учитель: Ребята, всем ли природа открывает свои секреты?
Учитель: Какому же человеку она их раскрывает?
Дети: Природа может открыть свои секреты только заинтересованному. Наблюдательному человеку, любящему природу.
3.Актуализация знаний
(слайд 5) 1. Рассказ о М.Пришвине.
- Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
- Какого человека можно назвать неравнодушным?
- Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.
(слайд 6)
2. Викторина по творчеству М.Пришвина.
- Вы уже не в первый раз встречаетесь с произведениями М.Пришвина. А я хочу узнать сейчас, настоящие ли вы читатели. Попробуйте по отрывкам узнать произведение:
1) «Раз было у нас - поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую - проглотил.»
- "Журка"
2) "И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес - голодно. А возьму - забуду съесть и назад принесу."
- "Лисичкин хлеб"
3) «И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.»
-- «Золотой луг»
4) Скоро мой жилец выбежал из-под кровати - и прямо к газете; завертелся возле нее, шумел, шумел и наконец, ухитрился: надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил ее, огромную, в угол.
_ «Ёж»
4. Сообщение темы урока
- А вот как вы считайте, почему люди пишут книги?
- Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.
- Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина.
5. Изучение нового материала
Сегодня на уроке литературного чтения вас ждёт встреча с новым произведением. (7слайд) Прочитайте заголовок произведения «Ребята и утята».
(щелчок) Заголовок - это окошко для взгляда вперёд -
Посмотри - и увидишь, что тебя ждёт.
Заголовок - это не просто слова.
Эти слова - всему голова!(С.К.Тивикова)
- О чём может быть текст с таким названием?
- Как вы думаете, кто главные герои этого произведения?
- Кто видел маленьких утят?
- Где?
- Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек - чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.
1) Словарная работа.
(8слайд) - В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.
Чирок-свистунок - птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.
(9слайд) Верста - старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.
(10слайд) Паровое поле - поле, отдыхающее от посевов.
Овсяное поле - поле, засеянное овсом.
(11слайд) Вода спала - с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
(12слайд) Кузница - помещение, где работают кузнецы.
(13слайд) 2) Физминутка. «Танец утят»
(14слайд) 3) Чтение рассказа. Слушание рассказа.
- Теперь мы прочитаем рассказ, а потом вы попробуете доказать, что М.Пришвин был неравнодушным человеком.
4) Анализ и выборочное чтение произведения.
-1. Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
- Докажите строчками из произведения.(Весной это озеро далеко разливалось…)
-2. Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
- На свободу.
- 3.Сколько надо было идти до озера?
- 3 версты.
- Сколько это километров?
- Чуть больше 3 километров.
- Это много или мало для человека?
- А для маленькой уточки?
-4.Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
- Почему уточка-мать шла позади утят?
- Какие враги были у уток? (лисица, ястреб)
- Докажите строчками из произведения.
- 5.Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
- Докажите строчками из произведения.
- 6.Зачем ребята это делали?
- Просто так, для забавы.
- 7.Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
- Докажите строчками из произведения.
- 8.А какое чувство пережили утята?
- Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
- А какое слово вы кричите, когда боитесь?
- Мама!
- А ваша мама переживает за вас?
- Как она ведет себя при этом?
- Как в рассказе чаще всего называют уточку?
- Мать.
- А какая она мама?
- Заботливая.
- Вам её жалко?
- Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас , которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
- Какие пословицы о маме вы знаете?
Пословицы о маме
-
При солнышке светло, при матери добро.
-
Нет милее дружка, чем родная матушка
-
Матери все дети равны - одинаково сердцу больны.
-
Сердце матери греет лучше солнца.
- 9.Утята пойманы, что собираются делать ребята?
- Кто помешал мальчишкам? (автор)
-10. Смогли ли они объяснить свой поступок? (нет, они струсили)
- 11.Какое приказание дал им взрослый?
- Докажите строчками из произведения.
-12. Назовите слова, которые показывают строгость автора. (живо, идите, возвратите)
- 13.Что можно сказать о ребятах? (глупые)
-14. Как их назвал рассказчик? (глупыши)
- 15.Можно ли сказать, что ребята были жестокими? (нет)
- Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.
- 16.Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?
- Докажите строчками из произведения.
- Как шла уточка-мать в начале рассказа? (позади)
- А почему сейчас она побежала впереди?
- Хотела быстрее увести детей от врагов.
-17. Как Пришвин попрощался с утятами?
- Что он сделал при этом?
- Докажите строчками из произведения.
- Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?
- Знак уважения.
- 18.Как мальчишки на это прореагировали?
- Почему?
-19. Что пожелали люди уточке?
- Нужно ли было пожелание людей уточке?
- Почему? (потому что, она не понимала их языка)
5) Работа с пословицами.
(слайд 15)- Давайте попробуем продолжить пословицы, записанные на доске.
- Прочитайте их про себя.
- Вслух прочитает первую пословицу …
(Умел ошибиться - умей и …)
- Продолжите пословицу.
- Умел ошибиться - умей и поправиться.
- К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица? (мальчикам)
- Почему?
- Вслух прочитает вторую пословицу …
(Сей добро, посылай …, оделяй …)
- Продолжите пословицу.
- Сей добро, посылай добро, оделяй добром.
- К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица? (автору)
- Почему?
6) Определение главной мысли рассказа.
- Как автор назвал свой рассказ?
- Почему?
- Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.
- Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?
- Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.
- Что же вы можете сказать о М.Пришвине?
(слайд 16 )- Докажите, что М.Пришвин - человек
а) добрый;
б) строгий;
в) неравнодушный.
7) Заключительное слово.
- Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание:
(слайд 17) Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе - вода, птице - воздух, зверям - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину".
6. Итог урока
Рефлексия-самооценка. Раздаю наклейки. Шкала оценки. Подсчёт лучиков на солнышках.
-Чему вас научил урок?
-Кто доволен своей работой?
-Кому захотелось создать иллюстрацию к произведению?
(слайд 18) 7.Домашнее задание: стр.92-94
Подготовить подробный пересказ рассказа, нарисовать иллюстрацию.
(слайд 19) Спасибо!
Результативность технологии: способствовало формированию у детей интереса, любознательности, развитие внимания, памяти.
Восточно - Казахстанская область
Кокпектинский район
с.Преображенка