Статья «Системно-деятельностный подход в системе Л. В. Занкова»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Системно-деятельностный подход в системе Л. В. Занкова. Подготовила учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 5» высшей квалификационной категории Александрова Татьяна Александровна.


В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (2009 г.) подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования». Эта общая целевая установка Стандарта совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, сформулированной более полувека назад как «достижение оптимального общего развития каждого ребенка». Развитие личностных качеств и способностей младшего школьника опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Так что можно ещё раз напомнить, что всё новое - это хорошо забытое старое. Цель обучения по этой системе - оптимальное общее развитие каждого ребенка. Задача обучения - представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Дидактические принципы: - обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; - ведущая роль теоретических знаний; - осознание процесса учения; - быстрый темп прохождения учебного материала; - работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого. Типические свойства методической системы - многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность. Система развивающего обучения Л.В. Занкова обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания учебных предметов, что создает условия для реализации системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения. Учебно-методический комплект (УМК) для начального и среднего звена разработан в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования, с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального и общего образования и с новым Базисным учебным планом. Теоретические исследования показывают, что способность к саморазвитию формируется при организации учебной деятельности в соответствии со следующей структурой: индивидуальная деятельность ученика, затруднение в индивидуальной деятельности, выявление причин затруднения, определение пути выхода из затруднения и осознание собственной деятельности по выходу из затруднения. Научить развиваться можно только при постоянном включении ребенка в деятельность по преодолению затруднений с последующим осознанием этапов деятельности, позволивших выйти из затруднения. Уроки, организованные по вышеуказанной структуре - развивающие уроки. Я хотела бы сегодня поделиться с вами практическими приёмами преподавания в системе Л. В. Занкова и рассказать о конкретном рабочем уроке русского языка, проведённом мной во втором классе по учебнику А. В. Поляковой, на котором реализуется системно-деятельностный метод. Рассмотрим урок по теме «Слова близкие и противоположные по смыслу». Цель урока: развитие умения подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу; уточнение представлений о роли антонимов и синонимов в речи. I. Слова, близкие по значению, их роль в речи. 1.Учитель. Узнать тему нашего урока поможет это задание: замените предложения одним словом.

  • Перечень букв в определённом порядке. (Алфавит, или азбука.)
  • Предмет, при помощи которого измеряют температуру. (Градусник, или термометр.)
  • Человек, который ездит на лошади. (Всадник, или наездник.)
Пары слов дети записывают на доске. - Что общего у этих слов? (Значение одно.) - Чем они различаются? (Написанием.) - Как называются в русском языке слова, которые близки по значению, но по-разному называют одно и то же? (Коллизия.) - Найдите ответ на этот вопрос в учебнике (с. 13). Слова, близкие по значению, - синонимы. - Приведите свои примеры синонимов. 2. Учитель. Как вы думаете, для чего нужны синонимы? Можно ли обойтись без них? Открывается запись на доске: Проходят по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые автомобили. - Что заметили? (Повторяется одно слово «проходят».) - Как можно этого избежать? - Запишите получившееся предложение. Едут по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, мчатся легковые автомобили. - Какую роль играют синонимы в речи? Сделайте свой вывод. Вывод. Употребление синонимов делает нашу речь ярче, богаче и разнообразнее. II. Слова, противоположные по смыслу. 1.Учитель. В русском языке есть слова, которые противоположны по своему значению. Как они называются? (Коллизия.) - Найдите ответ в учебнике (с. 13). Слова, противоположные по значению, - это антонимы. - Назовите тему нашего урока. 2. Учитель. Подберите к словам антонимы. Коллективная работа Запись на доске: Широкий - (узкий) твёрдый - (мягкий) старый - (новый) скучный - (интересный) бесполезный - (ценный) неряшливый - (аккуратный) Если у детей вызывает затруднение подбор антонимов, эти слова на карточках можно развесить по классу или на доске. - Первые буквы пропущенных слов, если их прочесть по вертикали, составят ещё одно хорошее слово. - Какое слово получилось? (Умница.) - Про кого так можно сказать сегодня на уроке? (На данном этапе идёт оценивание и самооценивание.) III. Итог урока. Домашнее задание. Особенности методики развивающего обучения позволяет учащимся самостоятельно добывать знания при минимальной косвенной помощи учителя. Учебник русского языка (как и все учебники в системе) построен таким образом, что учащиеся выходят на новые знания не только при изучении нового материала, но и во время работы с заданиями, направленными на закрепление изученных ранее вопросов. Чем руководствуется учитель в развивающей системе, готовясь к уроку? Безусловно, личным опытом, возможностями детей и особенностями системы. Система Л.В. Занкова способствует развитию мышления, а этого нельзя достичь без правильно заданного вопроса. Задача учителя - научиться задавать вопросы и научить этому учеников. На уроке нужно создавать проблемную ситуацию (коллизию), и тогда ребёнок, прежде чем ответить, начинает анализировать, сравнивать, рассуждать и на основе этого делать выводы. Построение процесса обучения в системе развивающего обучения стимулирует ребенка высказывать собственное мнение, внимательно относиться к другому мнению, т.е. проявлять диалогичность, толерантность. Ученики выбирают форму выполнения задания: самостоятельно или в паре, в группе, фронтально. Различным может быть и распределение по группам: по количеству и формированию (смешанные и отдельные группы мальчиков и девочек). Предоставление ученикам возможности принимать решение относительно формы работы является показателем уважения к их мнению, ставит их в позицию активных созидателей учебного процесса, формирует самооценку. В учебниках по литературному чтению, русскому языку, музыке предусмотрены специальные задания по инсценированию разных речевых ситуаций, которые помогают младшим школьникам освоить средства устного общения: интонацию, жесты, мимику, движения. Разыгрывание разных ситуаций, примеривание к себе всевозможных ролей дает ученику очень важный опыт понимания чувств других людей. Таким образом, в УМК широко используется технология само- и взаимообучения, само- и взаимопроверки, позволяющая сформировать у учащихся следующие умения:
  • - видеть границу между известным и неизвестным;
  • - находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их;
  • - вырабатывать критерии для оценки учебной работы;
  • - оценивать свои и чужие действия по заданным критериям;
  • - оценивать собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и возможных способов их преодоления;
  • - планировать операциональный состав действий при решении поставленных задач;
  • - определять личные достижения в учебной и внеучебной деятельности;
  • - делать прогностическую оценку уровня сложности задания;
  • - самостоятельно выбирать учебный материал (задание) для выполнения.
Такие универсальные учебные действия, как использование различных способов поиска (в справочных источниках, у взрослого), сбора, анализа информации; участие в подготовке проекта, исследования, его оформлении, презентации, в системе развивающего обучения Л.В. Занкова стали правилом. В УМК заложена система развития средств устного общения. В результате дети приобретают навыки доказательно излагать свое мнение, воспринимать точку зрения одноклассников, вступать в спор с автором суждения. Курс «Окружающий мир» знакомит школьников с культурой народов мира и народов России, проводит идею их равенства и значимости, ученики узнают о героизме людей разных национальностей, который сопровождал великие открытия и великие войны, ребенок проживает судьбу своей Родины (своего родного края) с древнейших времен до современности, он осмысливает место семьи в обществе, свое место в этом мире, дети узнают символы российского государства. Материал курса располагается «по спирали», на каждом новом витке дети, опираясь на имеющиеся знания, применяют их в новой ситуации, в другом содержании. Система Л.В. Занкова обеспечивается завершенными учебно-методическими комплектами (предметными линиями) по следующим основным предметам начального общего образования: - Русский язык. Азбука. Авторы: Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Русский язык. Авторы: Нечаева Н.В. (1-2 класс); Нечаева Н.В. Яковлева С.Г. (3-4 класс).
Русский язык. Автор: Полякова А.В. - Литературное чтение. Литературное чтение. Автор: Свиридова В.Ю. Литературное чтение. Автор: Лазарева В.А. - Математика. Авторы: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С. и др. (1 класс); Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. (2-4 класс). - Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. - Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. - Музыка. Автор: Ригина Г.С. - Технология. Авторы: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. (1-2 класс); Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. (3-4 класс). - Физическая культура. Автор: Шаулин В.Н. Все вышеперечисленные учебники прошли государственную экспертизу на соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту и вошли в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2013/2014 учебный год. Учебные программы и УМК по системе Занкова направлены на развитие каждого ученика и реализуются во всех видах учебных заведений (общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях).

Статья «Системно-деятельностный подход в системе Л. В. Занкова»

© 2010-2022