- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья «Системно-деятельностный подход в системе Л. В. Занкова»
Статья «Системно-деятельностный подход в системе Л. В. Занкова»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Александрова Т.А. |
Дата | 03.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Системно-деятельностный подход в системе Л. В. Занкова. Подготовила учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 5» высшей квалификационной категории Александрова Татьяна Александровна.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (2009 г.) подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования». Эта общая целевая установка Стандарта совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, сформулированной более полувека назад как «достижение оптимального общего развития каждого ребенка». Развитие личностных качеств и способностей младшего школьника опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Так что можно ещё раз напомнить, что всё новое - это хорошо забытое старое. Цель обучения по этой системе - оптимальное общее развитие каждого ребенка. Задача обучения - представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Дидактические принципы: - обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; - ведущая роль теоретических знаний; - осознание процесса учения; - быстрый темп прохождения учебного материала; - работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого. Типические свойства методической системы - многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность. Система развивающего обучения Л.В. Занкова обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания учебных предметов, что создает условия для реализации системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения. Учебно-методический комплект (УМК) для начального и среднего звена разработан в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования, с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального и общего образования и с новым Базисным учебным планом. Теоретические исследования показывают, что способность к саморазвитию формируется при организации учебной деятельности в соответствии со следующей структурой: индивидуальная деятельность ученика, затруднение в индивидуальной деятельности, выявление причин затруднения, определение пути выхода из затруднения и осознание собственной деятельности по выходу из затруднения. Научить развиваться можно только при постоянном включении ребенка в деятельность по преодолению затруднений с последующим осознанием этапов деятельности, позволивших выйти из затруднения. Уроки, организованные по вышеуказанной структуре - развивающие уроки. Я хотела бы сегодня поделиться с вами практическими приёмами преподавания в системе Л. В. Занкова и рассказать о конкретном рабочем уроке русского языка, проведённом мной во втором классе по учебнику А. В. Поляковой, на котором реализуется системно-деятельностный метод. Рассмотрим урок по теме «Слова близкие и противоположные по смыслу». Цель урока: развитие умения подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу; уточнение представлений о роли антонимов и синонимов в речи. I. Слова, близкие по значению, их роль в речи. 1.Учитель. Узнать тему нашего урока поможет это задание: замените предложения одним словом.
- Перечень букв в определённом порядке. (Алфавит, или азбука.)
- Предмет, при помощи которого измеряют температуру. (Градусник, или термометр.)
- Человек, который ездит на лошади. (Всадник, или наездник.)
- - видеть границу между известным и неизвестным;
- - находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их;
- - вырабатывать критерии для оценки учебной работы;
- - оценивать свои и чужие действия по заданным критериям;
- - оценивать собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и возможных способов их преодоления;
- - планировать операциональный состав действий при решении поставленных задач;
- - определять личные достижения в учебной и внеучебной деятельности;
- - делать прогностическую оценку уровня сложности задания;
- - самостоятельно выбирать учебный материал (задание) для выполнения.
Русский язык. Автор: Полякова А.В. - Литературное чтение. Литературное чтение. Автор: Свиридова В.Ю. Литературное чтение. Автор: Лазарева В.А. - Математика. Авторы: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С. и др. (1 класс); Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. (2-4 класс). - Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. - Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. - Музыка. Автор: Ригина Г.С. - Технология. Авторы: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. (1-2 класс); Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. (3-4 класс). - Физическая культура. Автор: Шаулин В.Н. Все вышеперечисленные учебники прошли государственную экспертизу на соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту и вошли в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2013/2014 учебный год. Учебные программы и УМК по системе Занкова направлены на развитие каждого ученика и реализуются во всех видах учебных заведений (общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях).