Внеурочное занятие объединения «Я – исследователь» по теме «Решение проблем. Учимся делать выводы»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеурочное занятие объединения «Я - исследователь»

Тема «Решение проблем. Учимся делать выводы»

"... Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле".

Леонардо да Винчи

Цели урока:

Способствовать формированию учебно-познавательной компетенции учащихся через создание оптимальных условий для исследовательской деятельности с целью:

  • определить значение воды в жизни планеты и в жизни человека;

  • выявить причины загрязнения воды;

  • сформулировать способы ее защиты.

Задачи урока:

  • формирование учебно-информационных компетенций (умения работать с текстом, находить главное, существенное; готовить свое выступление по предложенной инструкции);

  • развитие коммуникативных компетенций (умения общаться, договариваться, взаимодействовать друг с другом);

  • воспитание бережного отношения к природе.

Структура занятия

1. Оргмомент.

Ребята! Сегодня мы продолжим работу нашей лаборатории. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям. НАБЛЮДАЮ - ЗАМЕЧАЮ - РАЗМЫШЛЯЮ - ДЕЛАЮ ВЫВОД

- А для этого нам понадобятся следующие качества:

Сообразительность, внимательность, взаимопомощь, усидчивость. Желаю вам плодотворной и интересной работы! Удачи и веры в свои силы!

2. Актуализация знаний и определение темы занятия

(Презентация)

- Что объединяет все фотографии? (На всех изображена природа)

- Какая из фотографий лишняя? (Та, на которой изображены горы. На остальных фотографиях изображена вода в природе в различных ее состояниях). Вода- единственное вещество на планете, которое бывает в трех состояниях.

Сформулируйте тему нашего занятия

- Сегодня мы продолжим решать проблемы, связанные с водой, делать выводы.

Я предлагаю вам, используя жизненный опыт, знания, наблюдения выполнить тест.

Тест.

- Предварительно оцените свою работу.

- Сравните свои ответы с правильными.

- Какие вопросы вызвали затруднение, почему?

3. Постановка проблемы

Есть моря и океаны,
Изморозь, роса, туманы,
Иней есть, есть облака,
Есть озёра, есть река.
Есть болота, есть пруды,
Есть каналы для воды
И позёмка тоже есть.
Всей воды не перечесть.
- Не слишком ли много на свете воды? Вода - это жизнь? Ваши гипотезы. Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в морях и океанах, но морская соленая вода непригодна для использования человеком. Пресной воды очень мало на планете. Основные запасы пресной воды находятся в полярных льдах и пока недоступны для использования. Для своих нужд человек использует два источника пресной воды: грунтовые воды (подземные) и поверхностный сток (ручьи, реки, озера, водохранилища). Одна из первоочередных задач нашего урока вместе - составить реальный план действий по охране окружающей среды и защите водоемов в нашем городе, районе. Но сначала проверим, насколько вы внимательны.

Физминутка:

Игра « Согласен - не согласен».

Я буду произносить фразу. Если вы согласны - похлопайте, если не согласны - потопайте.

1.На земле четыре океана. (Хлопаем)

2.Для питья годится морская вода.( Топаем)

3.При помощи воды добывается электрический ток.(Хлопаем)

4.Самое солёное море - Мертвое. (Хлопаем)

5. Байкал - самое глубокое озеро в мире и уникальный источник пресной воды. (Хлопаем)

6.Без воды нет жизни. (Хлопаем)

7.В Черном море вода - черная, в Красном - красная, в Желтом - желтая. (Топаем)

8.Вода составляет небольшую часть тела человека. (Топаем)

9.Начало реки называется исток, а конец называется устье. (Хлопаем)

10. Вода - источник жизни, её надо беречь. (Хлопаем)

4. Постановка проблемы и совместное открытие знаний.

А) Экологическая сказка Н.А. Рыжова "Жила-была река" ( рассказываю дети)

Жила-была Река. Река очень любила путешествовать.

Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли березы и ели, как на ее родине, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Люди обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега.

По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила и кормила весь город.

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. И никто не подумал, что Речка тоже живая. А она переживала: "Почему люди ко мне плохо относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни?"

Шло время. Люди еще больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся.

Однажды покрылась Река черной пленкой.

Стали ее жители - растения и животные - задыхаться без воздуха.

Совсем заболела Река.

"Нет, - думает, - Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой". И побежала она в край своего детства. Туда, где росли березы и ели, где человек - редкий гость.

А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов… Остановилась жизнь в городе. И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: "Я знаю, почему от нас ушла Река и что нужно делать, чтобы вернуть ее …"

- Интересно, что же он ответил? Как бы ответили вы? Вот над этим вам и предстоит сегодня подумать и предложить свои способы решения этой проблемы. Чтобы работа получилась наиболее полной и плодотворной, мы будем работать в группах в роли ученых- экологов и исследовать каждый свою тему, наша совместная работа как раз и раскроет проблему: "Зачем нам нужно охранять воду и как это сделать?"

Б) Исследовательская работа в группах.

Каждой группе предлагается

- инструкция по организации своей работы;

-научный текст по теме, который поможет раскрыть проблему;

- словари;

- вырезки из газет и журналов.

Каждая группа работает над решением определенной проблемы:

1 группа: Исследовать тему "Значение воды в жизни планеты Земля". 2 группа: Исследовать тему "Как человек использует воду и почему её нужно беречь".

3 группа. Выявить уже существующие способы охраны воды и составить план по охране водоемов 4 группа. "Аналитики" Определить главное в каждом тексте и придумать призыв к человечеству, в котором бы выражалась главная мысль всего нашего урока.

В) Выступление каждой группы.

Выступление 4 группы является итогом работы всех групп.

5. Итог урока

- Вернемся к сказке. Так почему же ушла Река и что нужно сделать, чтобы ее вернуть?

(Ответы детей)

- Какие методы исследования помогли решить проблемы и сделать выводы? ( Наблюдения, работа с текстом, словарем, умозаключения, решение задач)

- А хотите узнать, как заканчивается сказка и сравнить с вашими мыслями?

- И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: " Я знаю, почему ушла Река. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого, относились к ней плохо и должны попросить у нее прощения. Долго искали люди Реку, и нашли, но не сразу узнали ее, ведь она была чистой и прозрачной.

Попросили её вернуться, рассказали как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла, вернулась в город и стала помогать ее жителям.

А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. Что это за ученые?

С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

- Совпали ли ваши мысли, ваши предложения с тем как закончил сказку автор? (Да) Почему, как вы думаете? (Потому, что поняли главное. Человек - это часть природы и никто не давал ему право загрязнять водоемы, воду. От загрязнений страдает все живое, в том числе и сам человек. Воду нужно беречь и охранять) .

- В сказке всегда заложен глубокий скрытый смысл. В чем смысл этой сказки?

В том, что ко всему, что нас окружает, нужно относиться так, как мы хотим, чтобы относились к нам. И неважно река это, животное, растение или человек Рефлексия

- Что нового вы сегодня узнали? С какими трудностями столкнулись?

( по 1 человеку с каждой группы, которые попробуют себя в роли ...... Восстанови текст стихотворения:

2. И стороной обходит их беда.

4.Студеная и чистая вода!

1.Пусть на земле не умирают реки,

3. Пусть чистой остается в них навеки

- Оцените работу своей группы, выберите смайлик, соответствующий вашему настроению.

- Я хочу завершить наше занятие стихотворением, которое восстановили ребята. И еще раз призвать вас: "Человек! Помни, твое будущее в твоих руках!"

6. Домашнее задание.

  1. Узнать у старших, какая работа по охране вод проводится в нашем городе

  2. Нарисовать плакат "Берегите воду!"


3.Вспомнить стихи, пословицы, фразеологизмы о воде, нарисовать экологический знак, который можно установить на берегу реки.

Листок учета. Самооценка.

Внеурочное занятие объединения «Я – исследователь» по теме «Решение проблем. Учимся делать выводы»Наши выводы верны

Внеурочное занятие объединения «Я – исследователь» по теме «Решение проблем. Учимся делать выводы»в наших выводах есть ошибки

Внеурочное занятие объединения «Я – исследователь» по теме «Решение проблем. Учимся делать выводы»мы не смогли сделать выводы, но теперь знаем, как это

делать


© 2010-2022