Урок литературного чтения по сказкам А. С. Пушкина

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования администрации округа Муром

Владимирской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20

имени Героя Советского Союза В. И. Филатова»

Урок литературного чтения по сказкам А.С.Пушкина

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

УРОК ПО СКАЗКАМ А.С.ПУШКИНА

3 КЛАСС



Подготовила

Митрофанова Инесса Васильевна-

учитель начальных классов I квалификационной категории


г. Муром

Цели:

1. Создать условия для обобщения знаний учащихся об А.С.Пушкине, его творчестве и сказках.

2. Пробуждать в детях интерес к книге, к чтению; расширять их литературный кругозор.

3. Развивать внимание, мышление, речь, память учащихся.

4. Воспитывать культурных слушателей и зрителей.

5. Учить работать в коллективе, группах.

Оборудование:

  1. Книги со сказками А.С.Пушкина

  2. Компьютер

  3. Проектор

  4. Выставка рисунков по сказкам А.С.Пушкина

  5. Выставка книг поэта

  6. Музыкальная заставка

  7. Карточки с пословицами

  8. Разрезное лото

  9. Картинки к сказкам

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений ( урок закрепления)

Методы: наглядный, словесный, поисковый, информационный, диалогический

Методические приёмы: работа с книгой, диалог, групповая работа, синтез и анализ

Ход урока:


Эпиграф: «Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок».

А.С.Пушкин


  1. Организационный момент. Мотивация.

- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Я сегодня к вам на урок пришла в хорошем настроении и очень хочу поделиться им с вами. Примите мою улыбку и добрые пожелания. Улыбнитесь друг другу, мне и нашим гостям. Надеюсь, что с такой же улыбкой мы закончим наш урок через 45 минут.

2. Речевая разминка.

- Прочитайте отрывок из стихотворения «Птичьим базаром».

На море, на окияне, на острове Буяне

Стоит бык печёный,

В заду чеснок толчёный.

С одного-то боку режь,

А с другого макая да ешь.

- А теперь попробуем прочитать медленно, потом с ускорением.

3. Вступительное слово учителя.

- Я, ребята, предлагаю вам начать урок с небольшой игры. У меня в руках карточки. Вы выбираете одну, ищите себе пару и садитесь за парту, где лежит нужная вам книга.

- А теперь сформулируйте тему нашего урока. (Сказочный мир А.С.Пушкина)

- Какие цели можете поставить себе на урок? ( Обобщить знания по сказкам, учиться работать в группах, развивать память, внимание, мышление)

- Молодцы!

(На фоне музыки)

- Пушкин! В это имя навечно влюблена Россия, его образ дорог и близок каждому человеку!( слайд 1)

- Как солнечный луч он входит в наше детство, и с тех пор мы помним его сказки и стихи.

4. Стихи о Пушкине читают дети:

Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски.

Добро цветёт в них, злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!

- А что вы знаете об А.С.Пушкине?

Ученик:

- Великий русский поэт А.С.Пушкин родился в Москве 2 века назад. С раннего детства он был окружён заботой и вниманием родителей. Но особенно заботилась о нём его няня - простая крестьянка, мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у неё был особый, певучий. Маленький Саша очень любил свою няню и называл её ласково матушкой.

- Кто хочет дополнить? ( ответы детей)

- А кто из вас знает, как звали няню А.С.Пушкина? (Арина Родионовна) ( слайд 2)

- Своей няне Арине Родионовне Пушкин посвятил стихотворение.

Чтение учеником стихотворения:

Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы горюешь, будто на часах,

И дремлют поминутно спицы в твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты на чёрный отдалённый путь:

Тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь.

- Спасибо! Молодец!

- А.С.Пушкин собирал и записывал произведения народного творчества и создавал новые свои произведения.

-Какие жанры использовал Пушкин в своём творчестве? ( стихи, басни, романы, оды, элегии, комедии, сказки)

- Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете? Перечислите их.

1. Сказка о рыбаке и рыбке.

2. Сказка о попе и о работнике его Балде.

3. Сказка о мёртвой царевне.

4. Сказка о золотом петушке.

5. Сказка о царе Салтане.

6. Сказка о медведихе ( не дописанная, не успел из-за гибели)

- Какие замечательные слова, с какой любовь автор говорит о сказках. Давайте вспомним все сказки А.С.Пушкина. (слайды 5-9)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

То на весь крещёный мир

Приготовила б я пир.

(«Сказка о царе Салтане»)

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

Пошёл, сел у берега моря;

Там он стал верёвку крутить,

Да конец её в море мочить.

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

Царь к востоку войско шлёт,

Старший сын его ведёт.

Петушок угомонился,

Шум утих, и он забылся.

(«Сказка о золотом петушке»)


  1. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.


  1. Основной этап работы по сказкам.

- А сейчас, ребята, мы начнём работу в группах. У каждой группы своя сказка. Задания тоже свои. Вам нужно ответить на вопросы по сюжету сказки, и посовещавшись решить, какова основная идея сказки, чему она нас учит. И подобрать соответствующую пословицу, подчеркнув её.

- Работаем в группе 2-3 минуты. Как только будете готовы, поднимите руку. Желаю удачи!

Защита номинаций.

Учащийся из каждой группы называет автора, сказку и даёт свои ответы на вопросы. После каждого ответа учитель задает вопрос: Какова основная идея сказки? (мнение класса). А далее каждая группа читает свою пословицу, которая по их мнению отражает основную идею сказки. ( после выступления детей учитель оценивает работу группы, мотивируя свою оценку)

Номинация «Сказка о рыбаке и рыбке» (слайд13). На слайде управляющие кнопки с номерами вопросов. Необходимо, прежде чем нажать вопрос, подождать изменения цвета кнопки. Вопросы нажимаем по порядку. Ответы на слайде появляются по щелчку.


  1. Что отвечала рыбка старику, когда он приходил к ней с очередной просьбой? («Не печалься, ступай себе с богом» -Найти строчки в тексте.

  2. Сколько раз ходил старик к морю по приказу старухи? (5)

  3. Назовите все желания старухи по порядку. ( 1- корыто, 2- дом, 3- стать столбовою дворянкой, 4 - стать царицей, 5 - стать владычицей морскою)

- За что была наказана старуха? ( жадность, жажда власти и богатства)

- Подберите к сказке пословицу из карточек, лежащих на столе. ( Не тот жаден, у кого мало, а тот, кто хочет большего. Жадность - всякому горю начало.)

Номинация «Сказка о царе Салтане».

  1. Назови в нужной последовательности все превращения князя Гвидона ( 1- комар, 2 - шмель, 3 - муха)

  2. Сопоставь имя героини и дива, о котором она поведала царю Салтану. ( Повариха - про чудесную белку, Ткачиха - про 33 богатыря, Бабариха - про Царевну-лебедь)

  3. Какими родственными узами связаны герои сказки с князем Гвидоном? (Бабариха - бабушка, ткачиха и повариха - тетя, царь Салтан - отец, Царевна-Лебедь - жена, Царица - мать)

- Чему учит сказка? (Не рой другому яму, сам в неё попадёшь)

Номинация «Сказка о попе и о работнике его Балде».

  1. Что посоветовала попадья попу, чтобы избавиться от Балды? (Попадья говорит: «Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь. А требуй, чтоб он её исполнил точь-в-точь») - Найти строчки в тексте.

  2. В «Сказке о попе и о работнике его Балде» Балда дал попу три щелчка. Сопоставь последовательность щелчков с их воздействием. ( 1- прыгнул до потолка, 2 - лишился языка, 3 - вышибло ум)

  3. В какой последовательности проходили соревнования между Балдой и чертёнком? (1 - помогли зайцы, 2- закинул за тучку. 3- проскакал на коне)

- Какую пословицу можно соотнести со сказкой? (Скупой платит дважды)

Физкультминутка. (кадры из мультфильма)

Номинация «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

  1. К кому и в какой последовательности обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? ( 1- солнце, 2 - месяц, 3 ветер)

  2. Определите занятие семи богатырей. (охота, охрана границ, расчистка леса, отлов браконьеров)- Найти в тексте.

  3. Сколько торговых городов и тетемов приготовил царь в приданое дочери? (7 городов, 140 теремов)

- Чему учит сказка? (любви. верности, состраданию, преодолению трудностей)

Проверка домашнего задания.

- Вы должны были разделить сказку на части и вместе с родителями составить диафильм.

Презентация 1-2 работ.

- А сейчас, ребята, мы посмотрим отрывок из одной сказки и угадаем её.

Инсценировка отрывка из «Сказки о золотом петушке».

Всех приветствует Дадон…

Вдруг в толпе увидел он,

В сарачинской шапке белой,

Весь как лебедь поседелый,

Старый друг его, скопец.

«А, здорово, мой отец,-

Молвил царь ему,- что скажешь?

Подь поближе. Что прикажешь?»-

……………………….

До слов «Оттащите старика!»

Номинация «Сказка о золотом петушке».

  1. Что входит в обязанности золотого петушка? (охранять царство, воевать за царство, будить царя)

  2. Что пообещал мудрецу царь Дадон за золотого петушка? ( Волю первую твою я исполню как свою) - Найти строчки в тексте.

  3. Какие слова кричал золотой петушок, предупреждая царя Дадона об опасности? («Кири-ку-ку, царствуй лёжа на боку»)

- Соотнесите пословицу со сказкой. (Лучше сделать не обещав, чем обещав не сделать)

7.Творческая работа.

- Ребята, у вас на партах лежат листы бумаги. Я предлагаю вам посовещаться в группах и придумать к своей сказке другой конец. Это уникальная возможность побыть в роли сказочника. Буквально 2-3 предложения запишите. Как будет готово - поднимайте руку. ( 2-3 минуты)

Прослушивание творческих заданий.

Сделать выводы:

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».

- Почему сказка ложь? (выдумка)

- Что за намёк? (хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы)

- В чём сила сказок? (добро побеждает зло)

Молодцы!

8.Домашнее задание: выучить наизусть любой отрывок наизусть из своей сказки.

Заключительное слово учителя:

К нам приходят пушкинские сказки

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,

Всё быстреё нам хочется узнать…

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,

В 20, 30 лет и в 45

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство ярких красок,

В торжество добра над тёмным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

- Ну, а в конце нашего урока покажите на своих лицах, остались ли ваши улыбки? Или настроение ухудшилось? Спасибо вам, ребята, за работу на уроке.

9.Резерв.

Номинация «Все сказки».

  1. Найди лишнего героя. (лягушка)

  2. Сопоставь литературного героя со сказкой (Гвидон - «Сказка о царе Салтане»; Елисей - «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Чертёнок - «Сказка о попе и работнике его Балде»; Звездочёт - «Сказка о золотом петушке»; Кот учёный - «У лукоморья дуб зелёный»; Столбовая дворянка - «Сказка о рыбаке и рыбке»)

  3. Кто или что здесь лишнее? (волшебное зеркальце, волшебная палочка, золотая рыбка, золотой петушок)

  4. Какие сказки заканчиваются словами «Я там был; мёд, пиво пил - И усы лишь обмочил». («Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

  5. Сопоставь слово с его толкованием. (лукоморье - морской залив, берег; Полба - особый вид пшеницы; Пава - самка павлина)




© 2010-2022