- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения по сказкам А. С. Пушкина
Урок литературного чтения по сказкам А. С. Пушкина
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Митрофанова И.В. |
Дата | 05.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Управление образования администрации округа Муром
Владимирской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20
имени Героя Советского Союза В. И. Филатова»
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
УРОК ПО СКАЗКАМ А.С.ПУШКИНА
3 КЛАСС
Подготовила
Митрофанова Инесса Васильевна-
учитель начальных классов I квалификационной категории
г. Муром
Цели:
1. Создать условия для обобщения знаний учащихся об А.С.Пушкине, его творчестве и сказках.
2. Пробуждать в детях интерес к книге, к чтению; расширять их литературный кругозор.
3. Развивать внимание, мышление, речь, память учащихся.
4. Воспитывать культурных слушателей и зрителей.
5. Учить работать в коллективе, группах.
Оборудование:
-
Книги со сказками А.С.Пушкина
-
Компьютер
-
Проектор
-
Выставка рисунков по сказкам А.С.Пушкина
-
Выставка книг поэта
-
Музыкальная заставка
-
Карточки с пословицами
-
Разрезное лото
-
Картинки к сказкам
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений ( урок закрепления)
Методы: наглядный, словесный, поисковый, информационный, диалогический
Методические приёмы: работа с книгой, диалог, групповая работа, синтез и анализ
Ход урока:
Эпиграф: «Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок».
А.С.Пушкин
-
Организационный момент. Мотивация.
- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Я сегодня к вам на урок пришла в хорошем настроении и очень хочу поделиться им с вами. Примите мою улыбку и добрые пожелания. Улыбнитесь друг другу, мне и нашим гостям. Надеюсь, что с такой же улыбкой мы закончим наш урок через 45 минут.
2. Речевая разминка.
- Прочитайте отрывок из стихотворения «Птичьим базаром».
На море, на окияне, на острове Буяне
Стоит бык печёный,
В заду чеснок толчёный.
С одного-то боку режь,
А с другого макая да ешь.
- А теперь попробуем прочитать медленно, потом с ускорением.
3. Вступительное слово учителя.
- Я, ребята, предлагаю вам начать урок с небольшой игры. У меня в руках карточки. Вы выбираете одну, ищите себе пару и садитесь за парту, где лежит нужная вам книга.
- А теперь сформулируйте тему нашего урока. (Сказочный мир А.С.Пушкина)
- Какие цели можете поставить себе на урок? ( Обобщить знания по сказкам, учиться работать в группах, развивать память, внимание, мышление)
- Молодцы!
(На фоне музыки)
- Пушкин! В это имя навечно влюблена Россия, его образ дорог и близок каждому человеку!( слайд 1)
- Как солнечный луч он входит в наше детство, и с тех пор мы помним его сказки и стихи.
4. Стихи о Пушкине читают дети:
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
- А что вы знаете об А.С.Пушкине?
Ученик:
- Великий русский поэт А.С.Пушкин родился в Москве 2 века назад. С раннего детства он был окружён заботой и вниманием родителей. Но особенно заботилась о нём его няня - простая крестьянка, мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у неё был особый, певучий. Маленький Саша очень любил свою няню и называл её ласково матушкой.
- Кто хочет дополнить? ( ответы детей)
- А кто из вас знает, как звали няню А.С.Пушкина? (Арина Родионовна) ( слайд 2)
- Своей няне Арине Родионовне Пушкин посвятил стихотворение.
Чтение учеником стихотворения:
Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы горюешь, будто на часах,
И дремлют поминутно спицы в твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты на чёрный отдалённый путь:
Тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь.
- Спасибо! Молодец!
- А.С.Пушкин собирал и записывал произведения народного творчества и создавал новые свои произведения.
-Какие жанры использовал Пушкин в своём творчестве? ( стихи, басни, романы, оды, элегии, комедии, сказки)
- Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете? Перечислите их.
1. Сказка о рыбаке и рыбке.
2. Сказка о попе и о работнике его Балде.
3. Сказка о мёртвой царевне.
4. Сказка о золотом петушке.
5. Сказка о царе Салтане.
6. Сказка о медведихе ( не дописанная, не успел из-за гибели)
- Какие замечательные слова, с какой любовь автор говорит о сказках. Давайте вспомним все сказки А.С.Пушкина. (слайды 5-9)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир.
(«Сказка о царе Салтане»)
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
Пошёл, сел у берега моря;
Там он стал верёвку крутить,
Да конец её в море мочить.
(«Сказка о попе и работнике его Балде»)
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
Царь к востоку войско шлёт,
Старший сын его ведёт.
Петушок угомонился,
Шум утих, и он забылся.
(«Сказка о золотом петушке»)
-
Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
-
Основной этап работы по сказкам.
- А сейчас, ребята, мы начнём работу в группах. У каждой группы своя сказка. Задания тоже свои. Вам нужно ответить на вопросы по сюжету сказки, и посовещавшись решить, какова основная идея сказки, чему она нас учит. И подобрать соответствующую пословицу, подчеркнув её.
- Работаем в группе 2-3 минуты. Как только будете готовы, поднимите руку. Желаю удачи!
Защита номинаций.
Учащийся из каждой группы называет автора, сказку и даёт свои ответы на вопросы. После каждого ответа учитель задает вопрос: Какова основная идея сказки? (мнение класса). А далее каждая группа читает свою пословицу, которая по их мнению отражает основную идею сказки. ( после выступления детей учитель оценивает работу группы, мотивируя свою оценку)
Номинация «Сказка о рыбаке и рыбке» (слайд13). На слайде управляющие кнопки с номерами вопросов. Необходимо, прежде чем нажать вопрос, подождать изменения цвета кнопки. Вопросы нажимаем по порядку. Ответы на слайде появляются по щелчку.
-
Что отвечала рыбка старику, когда он приходил к ней с очередной просьбой? («Не печалься, ступай себе с богом» -Найти строчки в тексте.
-
Сколько раз ходил старик к морю по приказу старухи? (5)
-
Назовите все желания старухи по порядку. ( 1- корыто, 2- дом, 3- стать столбовою дворянкой, 4 - стать царицей, 5 - стать владычицей морскою)
- За что была наказана старуха? ( жадность, жажда власти и богатства)
- Подберите к сказке пословицу из карточек, лежащих на столе. ( Не тот жаден, у кого мало, а тот, кто хочет большего. Жадность - всякому горю начало.)
Номинация «Сказка о царе Салтане».
-
Назови в нужной последовательности все превращения князя Гвидона ( 1- комар, 2 - шмель, 3 - муха)
-
Сопоставь имя героини и дива, о котором она поведала царю Салтану. ( Повариха - про чудесную белку, Ткачиха - про 33 богатыря, Бабариха - про Царевну-лебедь)
-
Какими родственными узами связаны герои сказки с князем Гвидоном? (Бабариха - бабушка, ткачиха и повариха - тетя, царь Салтан - отец, Царевна-Лебедь - жена, Царица - мать)
- Чему учит сказка? (Не рой другому яму, сам в неё попадёшь)
Номинация «Сказка о попе и о работнике его Балде».
-
Что посоветовала попадья попу, чтобы избавиться от Балды? (Попадья говорит: «Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь. А требуй, чтоб он её исполнил точь-в-точь») - Найти строчки в тексте.
-
В «Сказке о попе и о работнике его Балде» Балда дал попу три щелчка. Сопоставь последовательность щелчков с их воздействием. ( 1- прыгнул до потолка, 2 - лишился языка, 3 - вышибло ум)
-
В какой последовательности проходили соревнования между Балдой и чертёнком? (1 - помогли зайцы, 2- закинул за тучку. 3- проскакал на коне)
- Какую пословицу можно соотнести со сказкой? (Скупой платит дважды)
Физкультминутка. (кадры из мультфильма)
Номинация «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
-
К кому и в какой последовательности обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? ( 1- солнце, 2 - месяц, 3 ветер)
-
Определите занятие семи богатырей. (охота, охрана границ, расчистка леса, отлов браконьеров)- Найти в тексте.
-
Сколько торговых городов и тетемов приготовил царь в приданое дочери? (7 городов, 140 теремов)
- Чему учит сказка? (любви. верности, состраданию, преодолению трудностей)
Проверка домашнего задания.
- Вы должны были разделить сказку на части и вместе с родителями составить диафильм.
Презентация 1-2 работ.
- А сейчас, ребята, мы посмотрим отрывок из одной сказки и угадаем её.
Инсценировка отрывка из «Сказки о золотом петушке».
Всех приветствует Дадон…
Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.
«А, здорово, мой отец,-
Молвил царь ему,- что скажешь?
Подь поближе. Что прикажешь?»-
……………………….
До слов «Оттащите старика!»
Номинация «Сказка о золотом петушке».
-
Что входит в обязанности золотого петушка? (охранять царство, воевать за царство, будить царя)
-
Что пообещал мудрецу царь Дадон за золотого петушка? ( Волю первую твою я исполню как свою) - Найти строчки в тексте.
-
Какие слова кричал золотой петушок, предупреждая царя Дадона об опасности? («Кири-ку-ку, царствуй лёжа на боку»)
- Соотнесите пословицу со сказкой. (Лучше сделать не обещав, чем обещав не сделать)
7.Творческая работа.
- Ребята, у вас на партах лежат листы бумаги. Я предлагаю вам посовещаться в группах и придумать к своей сказке другой конец. Это уникальная возможность побыть в роли сказочника. Буквально 2-3 предложения запишите. Как будет готово - поднимайте руку. ( 2-3 минуты)
Прослушивание творческих заданий.
Сделать выводы:
«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».
- Почему сказка ложь? (выдумка)
- Что за намёк? (хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы)
- В чём сила сказок? (добро побеждает зло)
Молодцы!
8.Домашнее задание: выучить наизусть любой отрывок наизусть из своей сказки.
Заключительное слово учителя:
К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Всё быстреё нам хочется узнать…
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже если мы уже не дети,
В 20, 30 лет и в 45
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
- Ну, а в конце нашего урока покажите на своих лицах, остались ли ваши улыбки? Или настроение ухудшилось? Спасибо вам, ребята, за работу на уроке.
9.Резерв.
Номинация «Все сказки».
-
Найди лишнего героя. (лягушка)
-
Сопоставь литературного героя со сказкой (Гвидон - «Сказка о царе Салтане»; Елисей - «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Чертёнок - «Сказка о попе и работнике его Балде»; Звездочёт - «Сказка о золотом петушке»; Кот учёный - «У лукоморья дуб зелёный»; Столбовая дворянка - «Сказка о рыбаке и рыбке»)
-
Кто или что здесь лишнее? (волшебное зеркальце, волшебная палочка, золотая рыбка, золотой петушок)
-
Какие сказки заканчиваются словами «Я там был; мёд, пиво пил - И усы лишь обмочил». («Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
-
Сопоставь слово с его толкованием. (лукоморье - морской залив, берег; Полба - особый вид пшеницы; Пава - самка павлина)