• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Разработка урока Особенности авторской сказки по сравнению с народной (по произведению П. П. Бажова «Огневушка-Поскакушка»)

Разработка урока Особенности авторской сказки по сравнению с народной (по произведению П. П. Бажова «Огневушка-Поскакушка»)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 58 тема урока: Особенности авторской сказки по сравнению с народной (по произведению П.П. Бажова «Огневушка-Поскакушка»). С.7- 25

Задачи урока: предметные: - продолжить знакомство учащихся с творчеством великого русского писателя, певца Урала Павла Петровича Бажова на примере «Огневушки-Поскакушки»; - ввести учащихся в художественный мир необычного в литературе жанра - сказа, показать его сходство и различие со сказкой; - провести наблюдения над языком художественного произведения; - продолжать обучение устному монологическому высказыванию; - развитие навыков парной и групповой работы;

личностные: - осознание нравственно-эстетической проблематики литературного произведения; потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания, саморазвития, интереса к литературе и другим видам искусств

метапредметные: - осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета; отбирать, систематизировать и фиксировать информацию; ; проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в том числе в подготовке сообщений

- сотрудничать с учителем и сверстниками; проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе; адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности; вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов; осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои действия и действия окружающих.

Основные понятия: сказка, сказ

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык

Ресурсы: компьютер, проектор, экран, презентация, книга П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка»; учебник «Литературное чтение» 2 часть, 4 класс В.Ю.Свиридова, карточки- тесты со штрихкодом, шкатулка, камешки разного цвета, листы самооценки; разрезная таблица; карточки-заготовки; карточки с разноуравневым домашним заданием.

Ход урока.

1. Организационный момент (слайд 1)

У вас на столе лежат листы самооценки, в процессе всего урока вы должны оценить свою работу на всех этапах урока

Лист самооценки ученика (цы) 4 «Г» класса

________________________________________

Критерии

Мои комментарии

Оценка (1-5 баллов)

Выполнение теста

Сравнение сказа и сказки

Выделение особенностей сказовой манеры Бажова

Составление модели текста

2.Речевая разминка (Слайд 2)

Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь. ( Ганс Христиан Андерсен )

-хоровое чтение

-прочитать с ударением на 1 слово, на 2 слово, на предпоследнее слово

- с убыстрением

3. Введение в тему урока (Слайд 3)

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Правильно, мы вновь заглянем в сказку. В каждой сказке есть волшебник. Итак……..

- В некотором царстве, в некотором государстве жил добрый волшебник. У него была пушистая и белая борода и живые, необыкновенно лучистые глаза. Когда он ходил по городу его сразу узнавали - …

(Слайд 4)

- Кого же узнавали все жители города, мы узнаем, разгадав кроссворд. Если мы с вами разгадаем его правильно, то сумеем прочитать фамилию того, кому посвящен этот урок.

Разработка урока Особенности авторской сказки по сравнению с народной (по произведению П.П. Бажова «Огневушка-Поскакушка»)( на доске)

1. Место в руднике, где вырубают руду, каменный уголь.

2. Ценный камень уральских гор.

3. Уральские горы богаты рудой, из которой делают … Что?

4. Ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя.

5. Что мечтал сделать из камня Данила-мастер?

4. Актуализация знаний (Слайд 5)

Правильно, Это Павел Петрович Бажов.

- Как называется главная книга писателя? (Малахитовая шкатулка)

- Что он поместил в эту книгу? (сказы)

(Слайд 6)

Сам же писатель говорил: «Шкатулка она на то и служит, чтобы заполнять её постепенно, из года в год, чтоб хранить в ней сокровища".

В шкатулке - Сказы «Малахитовой шкатулки»

  • 1 «Медной горы хозяйка»

  • 2 «Малахитовая шкатулка»

  • 3 «Каменный цветок»

  • 4 «Горный мастер»

  • 5 «Хрупкая веточка»

  • 6 «Железковы покрышки»

  • 7 «Две ящерки»

  • 8 «Приказчиковы подошвы»

  • 9 «Сочневы камешки»

  • 10 «Травяная западёнка»

  • 11 «Таюткино зеркальце»

  • 12 «Синюшкин колодец»

13 «Огневушка-поскакушка»

- С каким сказом вы познакомились? ( 1 ученик находит название сказа, который читали дома, в шкатулке)

5. Проверка домашнего задания - самостоятельная работа (Слайд 7)

Тест

1. Кто является главным героем? А) Дед Ефим Б)Старатель, артельщик В) Федюня

2. Что искали старатели? А) Железную руду Б) Золото грудное В) Хризолиты

3. Какой из волшебных персонажей является главным? А) Клубочек Б) Огневушка-Поскакушка В) Лопатка

4.Что становилось с Огневушкой-Поскакушкой, когда она круги делала? А) уменьшалась Б) исчезала В) подрастала

5.Какая птица насмехалась над Огневушкой-Поскакушкой? А) ворон Б) филин В) дятел

Ответы теста

1 - В 2 - Б 3 - Б 4 - В 5 - Б

Разработка урока Особенности авторской сказки по сравнению с народной (по произведению П.П. Бажова «Огневушка-Поскакушка»)

6. Работа по теме урока

Ситуация Яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

Сказитель сказ сказка


Подберите однокоренные слова к слову "сказ" (сказывать, сказительница, рассказывать).

- Кто такой «сказитель»? Слова «сказка» и «сказ» очень близкие слова, но есть между ними и разница. Давайте попытаемся их найти - заполнение разрезной таблицы - Терминологическая работа - 2 группы у доски

сказка

сказ

Что такое? занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях.

это быль с элементами сказочного

События

происходят в фантастическом, вымышленном мире

место действия конкретное, реальное

Рассказчик

повествует о временах давних, уже забытых

либо свидетель, либо участник событий

Главные герои

не различаются по своему положению: и царевич, и крестьянский сын могут быть положительными героями

различаются по своему положению: приказчик не может быть героем положительным, а мастер - труженик не может быть отрицательным

Волшебство

основа действия

лишь источник вдохновения труженика

Закрепление термина «сказ» на примере произведений Бажова (в чем проявились особенности сказа).

Остальные работают в паре с карточками-заготовками

Особенности сказовой манеры Бажова (заполнение правой колонки таблицы - работа с карточками-заготовками):

1

Сказы опираются на народные предания и легенды

Урала.

2

Сочетание реальности и фантастики

(Два мира: 1). Реальный (горняки); 2). Фантастический (Огневушка-поскакушка,).

3

Подражание сказочной манере

(волшебным сказкам)

4

Герои

старатели

Физминутка - песня И Сорокина «Огневушка-побегушка»

В сказе автор использует фольклорные элементы, также присущие сказке:

традиционный зачин

(Начало с. 7) выразительное чтение

Дом задание

1 группа

диалектные слова

дедко Ефим, парнишечко, дескать…

2 группа

речевые повторы

(платочком махнула, как свистнула: -Фи-т-ть! Й-ю-ю-у… с.8, 14,22)

3 группа

рифмованные предложения

(У меня тепло! У меня светло! Красно летичко! С. 21)

4 группа

традиционный символ: цифра «3»

( 3 встречи с Огневушкой-Поскакушкой) Инсценировка отрывка с.20-22

5 группа

уменьшительно-ласкательные суффиксы

Бажов артистически владел словом. Часто он использовал в своих сказах характерные для устной народной поэзии суффиксы -к-; -еньк- // -оньк-; -ечк- // -очк-, -ишк-. Надо вспомнить, как называются эти суффиксы и какое значение могут приобретать в зависимости от контекста.

Маленечко, тятенька, волосенки…. С.8

6 группа

Метод моделирования текста. - в тетрадях каждый сам, а затем рисуют на доске

- Графическая модель. Выделение главных событий.

Разработка урока Особенности авторской сказки по сравнению с народной (по произведению П.П. Бажова «Огневушка-Поскакушка»)

Вывод: Сначала Федюня видит Поскакушку вместе со всеми, потом только с дедом и, наконец, один.

вывод: чудо, которое переживает герой Бажова, _это не только чудо встречи с фантастическим персонажем, но и прикосновение к тайнам природы.

Итог: (чтение стихотворения подготовленным учеником)

Добрый волшебник с Урала,
Павел Петрович Бажов,
Чтоб нам грустно не стало,
Сказочный отпер засов.
Только засов отворился,
В сказку открылася дверь:
Запах лесов заструился, -
В мир ты волшебный поверь.
Чтоб Огневушка смешная
К кладам открыла нам путь,
Или змея голубая, -
Книги прочесть не забудь

Рефлексия

Посмотрите на свои листы самооценки, оцените себя до конца, выберите себе камушек - если вы работали отлично - камушек - желтого цвета; если хорошо - прозрачный,

Домашнее задание

Выберите себе домашнее задание:

Обычное задание - белая карточка

Перескажите сказ

Повышенной трудности- желтая карточка

Перескажите сказ от имени Федюньки

Творческое задание - красная карточка

Написать письмо Федюньке

«На понимание и синтез»:

-Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках литературы фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя к другому; представить, что встретились с героями

© 2010-2022