«Расширение образовательного пространства урока через использование сайта педагога»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья по теме: «Расширение образовательного пространства урока через использование сайта педагога».

Автор статьи: Резниченко Юлия Леонидовна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Саянск

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности. Соглашаясь с авторами стандартов второго поколения, а так же в рамках реализации научно-методической темы школы: «Повышение качества образования как условие формирования успешной личности» возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии. Нельзя не согласиться, что информационные компьютерные технологии усиливают образовательные эффекты, повышают качество усвоения материала. Использование мобильных цифровых лабораторий, системы голосования Optivote, цифровых микроскопов, интерактивной приставки Mimio Teach позволяет сделать учебный процесс более эффективным, насыщенным, формируя современную информационно-образовательную среду в условиях внедрения ФГОС нового поколения. Но, исходя из реальности сегодняшних дней, возникает противоречие: - с одной стороны, улучшение материально-технической базы школы и требования социального заказа государства к современному школьнику, способного успешно адаптироваться в современном информационном обществе; - с другой стороны, отсутствие эффективной модели обучения, интегрирующей средства ИКТ и современные образовательные технологии в классно-урочной системе, ориентированной на личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты. Поэтому назрела необходимость в новых приёмах, способах использования ИКТ в начальных классах с целью организации системно-деятельностного подхода. Перед собой поставила проблему: как эффективно выстроить работу через собственный сайт, организуя познавательный интерес к предмету, и какие при этом использовать возможности Интернета, чтобы каждый учащийся усваивал новые знания, находил эффективные способы решения проблемы, осуществлял поиск нужной информации, критически мыслил, вступал в дискуссию, работал в группе, овладевая умениями и компетентностями? Понимая цель модернизации российского образования, которое ставит перед педагогом принципиально новые задачи и заставляет менять свою деятельность, предположила, что использование педагогического сайта, как средства построения и расширения образовательного пространства урока, осуществит дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, позволит организовать самостоятельное усвоение новых знаний, покажет возможности использования Интернета в образовательном процессе. Новизна идеи заключается в создании и апробации модели учебного процесса, включающей интеграцию очных и дистанционных форм обучения через собственный сайт педагога, позволяющей каждому ученику реализовать личностный потенциал в образовании, а так же интегрировать новые образовательные технологии и ИКТ. Данная статья - это попытка обобщить тот небольшой опыт работы сайта, который был накоплен по использованию модели в преподавании окружающего мира за два года (3-4 классы). Для реализации идеи мною была выбрана платформа Google, которая показалась мне с технической точки зрения простым и легко реализуемым делом, выбраны Интернет-ресурсы, позволяющие интегрировать технологию проблемного диалога (автор Е.Л.Мельникова), технологию развития критического мышления (автор Муштавинская И.В.) с ИКТ, реализуя идеи ФГОС. Работу сайта организовала в двух направлениях: очная форма обучения с информационной поддержкой и заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Очная форма обучения с информационной поддержкой. Работу в классе организую в соответствии с этапами выбранной мною технологии, используя интерактивные задания, размещенные на сайте, которые созданы или подобраны мною с целью обеспечить индивидуальную траекторию деятельности ученика в разделе (теме). На первом этапе урока (стадия вызова) учащимся необходимо определить область знания и незнания, для осознания необходимости расширения своих знаний. С этой целью использую задания подобного вида: индивидуальные карточки блиц-опроса, интерактивные задания, созданные на сервисе LearningApps.org learningapps.org/, систему голосования Optivote. Такие типы интерактивных заданий как кроссворды, викторины, таблицы соответствий, позволяют осуществить диагностику уровня знаний и области незнания по данной теме, разделу. «Расширение образовательного пространства урока через использование сайта педагога».«Расширение образовательного пространства урока через использование сайта педагога».«Расширение образовательного пространства урока через использование сайта педагога». Обязательным условием является фиксация вопросов, на которые учащиеся не смогли ответить из-за недостаточного объёма знаний, тем самым определяя цель и тему урока. На этапе поиска решения проблемы (стадия осмысления), работая индивидуально или в парах с учебниками, учащиеся находят и фиксируют ответы только на некоторые вопросы, так как материала учебника недостаточно, тем самым возникает необходимость в дополнительном источнике информации. Для реализации самостоятельной познавательной деятельности учащихся (как правило, парная или групповая форма) работу организую с использованием цифровых образовательных ресурсов, размещённых в федеральных коллекциях ЦОР. Многие используемые мною ресурсы работают автономно. Так мультимедийный справочник по анатомии «Атлас тела человека», установленный на каждом компьютере, «Расширение образовательного пространства урока через использование сайта педагога». позволяет воспользоваться нужной информацией на любом этапе урока. Электронные учебники от компании "Кирилл и Мефодий», энциклопедия ВекипедиЯ, видео-уроки, формируют у обучающихся умения находить нужный ресурс с сети Интернет, анализировать и добывать новые знания, извлекая информацию, представленную в разных формах (текст, схема, видео). Каждая группа фиксирует отобранный материал в «маршрутных листах», в таблице ««Знаю - Хочу знать - Узнал» или, создавая мини-проект. Тем самым формирую навыки самоорганизации, самостоятельной работы: умение слушать и выделять главное, кратко формулировать мысль; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи, отбирая необходимые источники информации, работать в группе, развивая умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Важным моментом на уроке является этап осмысления и обобщения полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем, анализ всего процесса изучения материала и выработка собственного отношения, повторная проблематизация (стадия рефлексии). Наиболее эффективными на данном этапе считаю следующие интерактивные (разноуровневые) задания: «Сортировка картинок», «Кто хочет стать миллионером», «Выделить слова», которые разрабатываю и встраиваю на странице сайта «Проверь свои знания по окружающему миру» в соответствии с целью и задачами данного урока. «Расширение образовательного пространства урока через использование сайта педагога».«Расширение образовательного пространства урока через использование сайта педагога».«Расширение образовательного пространства урока через использование сайта педагога». Данный тип упражнений позволяет не только диагностировать уровень усвоения материала, но и определить вид домашнего задания, организовать заочную форму обучения через сайт педагога. Получение обратной связи на уроке организую с использованием интерактивных тестов, тестов в PowerPoint на основе шаблона используется на правах FreeWare, опросов (система голосования Optivote). Это позволяет осуществить программирование каждым учеником индивидуальной образовательной деятельности по отношению к «своим» проблемам на обозначенный период. Работа с сайтом позволяет расширить рамки урока, включить учащихся в творческий проект, повторить или изучить материал, исходя из проблем, выявленных в конце урока, при отсутствии по уважительной причине (участие в соревнованиях, концертах, конкурсах, олимпиадах, по болезни) через организацию заочной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Страница сайта «Рекомендации по окружающему миру» даёт возможность учащимся и их родителям в дистанционном режиме познакомиться с лекциями опытных преподавателей interneturok.ru/, найти полезные ссылки на образовательные ресурсы. Тесты, викторины, созданные мною на основе карт и форм Google, встроенные на страницах «Проверь свои знания по окружающему миру» и «Викторины для Вас», позволяют скорректировать образовательную траекторию каждого учащегося, создать условия применения полученных знаний в различных областях, организовать внеурочную деятельность, познакомить родителей с достижениями и творчеством их детей. «Расширение образовательного пространства урока через использование сайта педагога».«Расширение образовательного пространства урока через использование сайта педагога».«Расширение образовательного пространства урока через использование сайта педагога». Проектируя и создавая внеурочную среду для своих учащихся, включаю каждого в поиск информации в сети, обучаю созданию собственных цифровых ресурсов: фотоальбомов с использованием сервиса Веб-альбомы Picasa, презентаций (SlideBoom slideboom.com/ - представляет собой интернет-сервис, чтобы поделиться своими идеями и презентациями), используя план работы или инструкцию по изложению материала. Например: 1) назови орган чувств; 2) значение этого органа для жизни человека (или что человек чувствует с его помощью); 3) строение органа; 4) предупреждение заболеваний органа; 5) интересные факты.

«Расширение образовательного пространства урока через использование сайта педагога». «Расширение образовательного пространства урока через использование сайта педагога». «Расширение образовательного пространства урока через использование сайта педагога». Организация работы подобным образом позволяет направить познавательную активность детей в образовательный сектор Интернета, использовать компьютер как инструмент познания. Главным при подготовке к уроку является подборка заданий, удовлетворяющих принципам здоровьесбережения: «Не навреди!», непрерывность и преемственность - работа ведётся не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке. Деятельность ученика в сотрудничестве с одноклассниками, педагогом и родителями - это важный момент в его образовании. Для определения результативности созданной мною модели интеграции ИКТ в учебный процесс совместно с психологом нашей школы была проведена диагностика показателей формирования и развития метапредметных и личностных результатов: «Методика изучения уровня школьной мотивации учащихся» автор Н. Г. Лусканова (положительная динамика мотивации) «Расширение образовательного пространства урока через использование сайта педагога». «Методика исследования самооценки «Лесенка»В.Г.Щур, С.П. Якобсон (модифицированный вариант В. В. Ветровой) «Расширение образовательного пространства урока через использование сайта педагога». «Методика исследования словесно-логического мышления младших школьников» Г. Амтхауэр (модифицированный вариант Э.Ф. Замбацявичене)

«Расширение образовательного пространства урока через использование сайта педагога». Результаты диагностики подтверждают прирост интеллектуальных и психоэмоциональных возможностей учащихся по отношению к зоне их ближайшего развития; положительную динамику уровня развития компонентов саморегуляции. Оптимальный уровень усвоения программного материала большинством учащихся подтверждается положительной динамикой уровня обученности учащихся, качества знаний по предмету: «Расширение образовательного пространства урока через использование сайта педагога».«Расширение образовательного пространства урока через использование сайта педагога». Безусловно, что такая целенаправленная, организованная система в большей степени направлена на достижение желаемого результата - портрета выпускника, представленного новыми образовательными стандартами. Способствует формированию универсальных учебных действий. Личностных УУД: развитие речи, умение кратко формулировать мысль, учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативных УУД: умение анализировать, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Регулятивных УУД: развивать умение выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию (использую метод самооценки). Познавательных УУД: развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций; давать ответы на вопросы к иллюстрации; отбирать необходимые источники информации. Таким образом, позволю себе утверждать, что персональный сайт учителя является наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения, системно-деятельностного подхода для реализации ФГОС нового поколения: «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта», /Стандарты второго поколения/.

Интернет-ресурсы в помощь учителям: Федеральные хранилища ЭОР school-collection.edu.ru/ fcior.edu.ru/ Создание собственных интерактивных заданий learningapps.org/ puzzleit.org/ - создание пазлов, русский интерфейс Кроссворды, ребусы, комиксы puzzlecup.com/crossword-ru/ - фабрика кроссвордов toondoo.com/ - создание комиксов animaps.com/pb/638004/2835/showcasee - создание анимированных карт Создание карт знаний (интеллект-карт) spiderscribe.net/ bubbl.us/ Учебное видео interneturok.ru/ - коллекция Интернет-уроков video.edu-lib.net/ - коллекция научно-популярных и учебных фильмов

© 2010-2022