Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС, УМК Школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка к рабочей программе «Русский язык» 3 класс



Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы. Книга 2. Программы отдельных учебных предметов, курсов для начальной школы и авторской программы - Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 3 класс. //Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. /Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Баласс, 2011. Программа обеспечена учебником «Русский язык» 3 класс, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина - М.: «Баласс», 2013. Цели, задачи и содержание курса русского языка в начальной школе Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык», а именно - формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель); - формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель). В соответствии с этой целью ставятся задачи: - развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; - осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой; - формирование у детей чувства языка; - воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой; - сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

Отличие данной программы от других действующих в традиционной системе обучения и развивающих системах заключается в том, что: 1. Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение систематических знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка. 2. Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей. 3. Введено понятие «орфограмма», названы опознавательные признаки орфограмм. 4. Сведения о частях слова вводятся раньше - с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами, которое вызывает у детей живой интерес. 5. Состав слова и лексика - «сквозные темы» всего курса. 6. Усилено внимание к синтаксису и пунктуации - основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации. 7. Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения. 8. Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка - формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приемов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.Реализация программы основана на следующих принципах: *личностно-ориентированное (знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного отношения к миру); *культурно-ориентированные (человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей); * деятельностно-ориентированные (решение проблемных и творческих задач).



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе. Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного. Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.



Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества: *эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; *эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; *чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; *любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; *интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; *интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;*интерес к изучению языка; *осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: *самостоятельно формулировать тему и цели урока; *составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; *работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; *в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: *вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; *пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; *извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема); *перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); *пользоваться словарями, справочниками; *осуществлять анализ и синтез; *устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. Коммуникативные УУД: *оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; *адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. *высказывать и обосновывать свою точку зрения; *слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; *договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; *задавать вопросы. Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 3 классе является - сформированность следующих умений: *воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; *осознанно, правильно, выразительно читать вслух; *самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам; *производить звуко-буквенный анализ доступных слов;*видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; *правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55-60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь; *находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах; *распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы; *определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления; *разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой; *видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и); *составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи; *осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении; *читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану; *читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану); *письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста). Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению русского языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи. По учебному плану ОУ на изучение русского языка в 3 классе отводится 170 часов (5 часов в неделю), что совпадает с программой. В авторскую программу изменения не внесены.



Содержание учебного предмета «Русский язык» 3 класс

170 ч (5 часов в неделю) Вводный урок Повторение Слово 1. Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных.Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег - снежок). Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ. Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например, класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова. Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный. Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения. 2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами. Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение). 3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1-2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных). 4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов. Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник- Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот. Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-. Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы. Понятие о наречии. Наречие как часть речи. В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов - с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова. Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём. Вводится новая орфограмма-обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.). Предложение и текст Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи. Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые. Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения. Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания. Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану. В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи. Ребята знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению. Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста. Повторение Развитие речи - одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков. Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.

































































Календарно-тематическое планирование 3 класс

Дата

№ пп

Тема раздела/ урока

Характеристика деятельности

Планируемые результаты (УУД)

Формы контроля № (К.Р., диктант, изложение-то что оценивается
1 1. Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык» .Что мы знаем о слове.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества: - эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; - эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; - чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД: - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема); - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения. Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы. Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений: - произносить звуки речи в соответствии с нормами языка; - производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов; - правильно писать слова с изученными орфограммами; - видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические); - находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; - пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам; - различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов); - ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь); - производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного; - разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок; - писать подробное изложение текста повествовательного характера (90-100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после оответствующей подготовки; - читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану; - воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова; - создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

Раздел 1 Повторение (14ч)


2 1. Что мы знаем о тексте. Знакомиться с новым учебником, вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозировать содержание и виды работы по учебнику. Называть отличительные признаки слова, предложения, текста. Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Составлять устный рассказ «Что я знаю о тексте»; сопоставлять содержание своего рассказа и рассказов одноклассников. Классифицировать изученные орфограммы (бук- венные - небуквенные; буквы гласных, буквы согласных, буквы ъ и ь). Находить в словах изученные орфограммы, составлять и писать самодиктанты. Группировать слова с изученными орфограммами. Графически обозначать выбор написания, писать графические диктанты. Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму.

3 2. Что мы знаем о слове, предложении, тексте.

4 3. По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами.

5 4. Повторяем изученные орфограммы.

6 5. Графическое обозначение орфограмм

7 6. Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы.

8 7. Развитие умения писать заглавную букву в словах

9 8. Развитие умения писать заглавную букву в словах Проверочное списывание. Проверочное списывание.
10 9. Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита.

11 10. Проверочный диктант №1 «Повторение» Проверочный диктант №1 «Повторение»
12 11 Работа над ошибками.

13 1. Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных в корне. Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора. Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни. Составлять связный текст из деформированных предложений.

14 2. Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне.

15 3. Р/Р Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений.

16 Правописание проверяемых согласных букв в корне слова (4ч) 1. Правописание проверяемых согласных в корне слова( на конце и в середине слова) Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания. Участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов. Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки. Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать это при фонетическом разборе слова. Формулировать обобщённое правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова. Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами. Писать свободный диктант после предварительной подготовки.

17 2. Правописание проверяемых согласных в корне слова.

18 3. Развитие умений видеть изученную орфограмму в словах. правильно писать слова и графически обозначать орфограмму.

19 4. Проверочная работа №1 « Части слова. Корень. Правописание проверяемых согласных в корне» Проверочная работа №1
20 Удвоенные согласные в корне слова (6ч) Понятие об удвоенных согласных буквах.

21 Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне.

22 Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне

23 Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне Творческая работа.


24 Проверочная работа №2 «Удвоенная согласная в корне» Проверочная работа №2
25 Работа над ошибками.

26 Непроизносимые согласные в корне слова (10ч) Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне.

27 Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова.

28 Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.


29 Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука.

30 Формулирование обобщённого правила правописания проверяемых согласных в корне слова.

31 Правописание проверяемых согласных в корне слова.

32 Р/Р Творческая работа . Сочинение по опорным словам

33 Проверочная работа №3 «Непроизносимая согласная в корне слова» Проверочная работа №3
34 Контрольный диктант №2 «Непроизносимые согласные в корне слова» Контрольный диктант №2
35 Работа над ошибками.

36 Безударные гласные в корне слова. (8) Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

37 Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные гласные.

38 Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне.

39 Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне

40 Р/Р Свободный диктант. Сочинение по опорным словам.

41 Проверочная работа №4 «Безударные гласные в корне слова» Проверочная работа №4
42 Контрольный диктант №3 «Безударные гласные в корне слова» Контрольный диктант №3
43 Работа над ошибками.

44 Сложные слова и их правописание (9 ч ) Знакомство с понятием «сложные слова» Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е). Осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней. Использовать в речи и правильно писать сложные слова разных тематических групп, в том числе характеризующих человека (внешность, характер).

45 Соединительные гласные о е в сложных словах

46 Образование сложных слов.

47 Сложные слова - имена сущ-е и имена прил-е, их использование в речи для характеристики людей.

48 Употребление в речи и правописание сложных слов

49 Р/Р Свободный диктант.

50 Работа над ошибками


51 Контрольный словарный диктант. Проверочная работа №5 «Сложные слова и их правописание»
Контрольный словарный диктант. Проверочная работа №5
52 Работа над ошибками.


53 Части слова. Приставка (2ч) 1. Приставка, её роль в слове. Различие приставок и предлогов. Находить в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимичные приставки и предлоги. Мотивировать слитное - раздельное написание (по- - это приставка, так как ... поэтому пишется слитно; по - это предлог, так как ... поэтому пишется раздельно; это орфограмма-пробел). Различать приставки по- и па-, про- и пра-. Различать и правильно писать слова с удвоен- ной буквой согласного в корне и на стыке при- ставки и корня. Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ъ или ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков. Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму. Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы.

Участвовать в открытии нового знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учеб- ном диалоге, сотрудничать с одноклассниками.

54 Развитие умения находить в словах приставки.

55 Безударные гласные в приставках (3 ч) Правописание безударных гласных в приставках.

56 Правописание безударных гласных в приставках

57 Приставки про и пра , по и па ,их правописание.

58 Удвоенные согласные на стыке корня и приставки. (2 ч) Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня.

59 Различие и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня.

60 Разделительные ь и ъ (6 ч) Звук /й/ и его обозначение на письме. Правила правописания разделительного Ъ и Ь.

61 Правописание слов с Ъи Ь

62 Упражнения в написании слов с разделительным Ъ и Ь

63 Проверочная работа №6 «Части слова» Проверочная работа №6
64 Контрольный диктант №4 «Орфограммы в корне слова» Контрольный диктант №4
65 Работа над ошибками.

66 Части слова. Окончание и основа. (2 ч) Понятие об окончании и основе слова.

67 Развитие умения находить в слове окончание.

68

Основа слова и окончание.(2 ч)

Как найти в слове основу.

69 Развитие умения находить в слове окончание и основу.

70 Части слова. Суффикс. (2 ч) Суффикс и его роль в слове.

71 Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова.

72 Разбор слова по составу (5 ч) Составление слов по схемам.

73 Порядок разбора слова по составу.

74 Упражнения в разборе слов по составу. Контрольный словарный диктант.

75 Проверочная работа №7 «Части слова. Окончание» Проверочная работа №7
76 Контрольное списывание Работа над ошибками. Контрольное списывание



77
Части речи в русском языке (1 ч) Части речи в русском языке. Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Составлять в группе обобщённую схему «Части речи», сопоставлять свой вариант с вариантом учебника. Открывать, участвуя в проблемном диалоге, при- знаки имени существительного как части речи. Определять грамматические признаки имён существительных. Определять начальную форму имени существительного. Наблюдать за использованием имён существительных в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением имён существительных. Употреблять имена существительные в речи: выполнять твор- ческую работу - составление текста-описания с помощью имён существительных. (П) Анализировать имена существительные: называть их грамматические признаки в определён- ной последовательности (выполнять морфологический разбор). Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно- ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения. Разбирать имена существительные по составу, соотносить слово со схемой.

78 Имя существительное как часть речи. (4 ч) Определение имени существительного.

79 Роль имени существительного в речи.

80 Р/Р Творческая работа: Составление текста.

81 Работа над ошибками

82 Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. (3 ч) Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.

83 Имена существительные в речи.

84 Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных.

85 Род имён существительных (3 ч) Имена существительные мужского, женского и среднего родов

86 Род - постоянный признак имён существительных.

87 Окончания имён существительных мужского, женского и среднего родов.

88 Число имён существительных (4 ч) Изменение имён существительных по числам.

89 Образование множественного числа имён существительных.

90 Окончания имён существительных в единственном и во множественном числе.

91 Разбор имени существительного как части речи.

92 Словообразование имён существительных. (9 ч) Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Продуцировать связное высказывание на грамматическую тему («Что я знаю об именах существительных», «Опираясь на знания об именах существительных, я умею...»).

Письменно пересказывать текст-повествование с элементами описания (писать обучающее по- дробное изложение текста).

Сочинять сказку, используя имена существительные с различными суффиксами

93 Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке.

94 Образование имён существительных от основ существительных и глаголов.

95 Р/Р Сочинение сказки с использованием имён существительных с различными суффиксами.

96 Разбор имён существительных по составу.

97 Р/Р Творческая работа.

98 Р/Р Обучающее изложение «Мурлыка»


99 Проверочная работа №8 «Имя существительное как часть речи»
Проверочная работа №8
100 Работа над ошибками.


101 Местоимение как часть речи (8 ч) Понятие о местоимении. Личные местоимения. Отличать местоимения от слов других частей речи. Заменять в тексте местоимения именами суще- ствительными и наоборот (элементы редактиро- вания). Писать предлоги с местоимениями раздельно. Осознавать роль личных местоимений в речи. Продуцировать текст с использованием место- имений (сочинение «О себе»).

102 Местоимения 1,2,3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями.

103 Разбор местоимения как части речи.

104 Роль личных местоимений в речи.

105 Р/Р Обучающее сочинение «О себе»

106 Р/Р Свободный диктант «Паучок»

107 Закрепление знаний о местоимении

108 Проверочная работа № 9 «Местоимение как часть речи» Проверочная работа № 9
109 Имя прилагательное как часть речи. (4 ч) Определение имени прилагательного.

Группировать слова по частям речи. Находить в тексте имена прилагательные по вопросу. Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением имён прилагательных. (П) Различать текст-повествование и текст-описание. (П) Выделять в предложении словосочетания прил. + сущ., ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Называть признаки имени прилагательного (морфологический разбор). Продуцировать текст-описание по опорным словам. Подбирать антоним к данному имени прилагательному. (П)

Проверять написание безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса. Разбирать по составу имена прилагательные.

110 Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными.

111 Роль имён прилагательных в речи

112 Разбор имени прилагательного как части речи.

113 Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. (4 ч) Окончания имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе.

114 Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных.

115 Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами.

116 Закрепление правописания слов с изученными орфограммами.

117 Разбор имён прилагательных по составу ( 6 ч) Словообразование имён прилагательных.

118 Разбор имён прилагательных по составу

119 Р/Р Сочинение по опорным сочетаниям слов

120 Проверочная работа №10 «Имя прилагательное как часть речи» Проверочная работа №10
121 Контрольный диктант №5«Имя прилагательное как часть речи» Контрольный диктант №5
122 Работа над ошибками.

123 Глагол как часть речи.(4 ч) Определение глагола как части речи. Наблюдать за ролью глаголов в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением глаголов. (П) Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания о грамматических признаках глаголов. Выделять начальную (неопределённую) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени. Выделять суффикс -л- в форме прошедшего времени глагола.

124 Изменение глагола по временам.

125 Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

126 Изменение глаголов по числам.

127 Правописание частицы НЕ с глаголами( 4 ч) Употребление частицы НЕ с глаголами. Правило правописания частицы НЕ с глаголами.

128 Развитие умения писать частицу НЕ с глаголами.

129 Р/Р Свободный диктант.

130 Работа над ошибками.

131 Неопределённая форма глагола ( 8 ч) Понятие о неопределённой форме глагола. Определять изученные грамматические признаки глагола. Накапливать опыт употребления в речи различных глагольных форм. Совместно составлять алгоритм разбора глагола как части речи

132 Неопределённая форма глагола. Правописание Ь в глаголах неопределённой формы.

133 Образование времени от неопределённой формы глагола.

134 Разбор глагола как части речи.

135 Проверочная работа №11 «Глагол как часть речи» Проверочная работа №11
136 Контрольный диктант №6 «Правописание НЕ с глаголами» Контрольный диктант №6
137 Р/Р Контрольное изложение.

138 Работа над ошибками.

139 Виды предложений по цели высказывания и интонации ( 3 ч) Виды предложений по цели высказывания Различать виды предложений по цели высказывания.

Произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невос- клицательные. Накапливать опыт постановки логического ударения. Различать слово, словосочетание и предложение. Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически. Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения. Устанавливать грамматические связи в слово- сочетании с помощью вопросов

140 Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение

141 Восклицательные и невосклицательные предложения

142 Главные и второстепенные члены предложения ( 6 ч) Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.

143 Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое.

144 Понятие о второстепенных членах предложения

145 Составление схем предложений и предложений по схемам

146 Предложения распространённые и нераспространённые

147 Разбор предложений. Контрольный словарный диктант.

148 Предложения с однородными членами ( 9 ч) Однородные подлежащие и сказуемые.

149 Упражнения в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении

150 Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами.

151 Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.

152 Главные и второстепенные однородные члены предложения.

153 Определение однородных членов предложения.

154 Запятая в предложениях с однородными членами. Урок-практикум.

155 Повторение изученного: Предложения с однородными членами

156 Р/Р Свободный диктант.

157 Простые и сложные предложения ( 8 ч) Понятие о простом и сложном предложении Разделять непунктированный текст на предложения. Совместно обсуждать порядок действий при синтаксическом разборе простого предложения. Использовать этот порядок при разборе. Оценивать правильность работы. Распространять и сокращать предложение до основы, сравнивать смысл. Находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами. Объяснять постановку знаков препинания. Конструировать предложения с однородными членами. Накапливать опыт нахождения в тексте и использования в речи таких предложений. Наблюдать за ролью разделительного знака - запятой в предложении с однородными членами. Различать простое и сложное предложения (одна грамматическая основа - две грамматические основы). (П) Накапливать опыт постановки запятой и употребления в речи сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью. (П) Конструировать сложные предложения (по схеме, по данному началу). (П) Совместно составлять алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, действовать по алгоритму, проверять себя. (П) Систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации. Представить его в виде схем, таблиц Продуцировать устное сообщение на грамматическую тему по изученному материалу.

158 Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения.

159 Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые.

160 Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении

161 Разбор простого и сложного предложений

162 Р/Р Свободный диктант.

163 Проверочная работа №12 «Предложение» Проверочная работа №12
164 Работа над ошибками.

165 Повторение (6ч) Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. Контрольный словарный диктант.

166 Повторение изученных орфограмм и состава слова. Контрольное списывание Контрольное списывание
167 Итоговая контрольная работа Итоговая контрольная работа
168 Итоговый контрольный диктант. Итоговый контрольный диктант.
169 Повторение орфограмм в словах и между словами.

170 Орфограммы - гласные.



Учебно-методическое обеспечение. 1. Учебник: «Русский язык» 3 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого-М.: Просвещение, 2007. 2. Канакина В.П. Русский язык 3 класс. Рабочая тетрадь: В 2-х частях.ФГОС 3. Методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 3 класса В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Г.А. Фомичёва М.:Просвещение, 2003. 4. «Контрольные и проверочные работы по русскому языку 1-4 кл» О.В. Узорова , Е.А. Нефёдова. - М.:ООО АСТ, 2001.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1.Компьютер

2. Проектор

3.Экран для проектора

4.Принтер

5.Классная доска

6.Комплект ученических парт и стульев



© 2010-2022