Путешествие в страну Здоровья. Внеурочная деятельность

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка. Рабочая программа учителя для 1б класса по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального образования второго поколения, Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Москва «Просвещение», 2011. Программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы Степанова П.В., Сизяева С.В. «Программы внеурочной деятельности», М.: Просвещение, 2011г. Программа рассчитана на 2 ч.

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению - это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Программа «Путешествие в страну Здоровья» является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования.

Программа «Путешествие в страну Здоровья» помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
Цель:

  • приобщение школьников к здоровому образу жизни, воспитание ответственности за сохранение своего здоровья,

  • обучение способам и приёмам сохранения и укрепления собственного здоровья;

  • создание оптимальных условий в классе для формирования здоровой личности ребенка,

  • повышение уровня физического развития учащихся,

  • развитие основных физических качеств,

  • снятие психо - эмоционального напряжения у детей;

  • развитие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья.
    Задачи:

  • формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни;

  • научить сознательно относиться к своему здоровью;

  • добиться выполнения элементарных правил здоровья сбережения;

  • формировать основы гигиенических навыков;

  • через практические задания в доступной форме познакомить с функциями органов;

  • познакомить с правилами поведения в обществе, с культурой поведения на дороге;

  • вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам;

  • развивать умения работать в коллективе;

  • формировать у детей уверенность в своих силах.

Основные направления реализации программы:

- организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

- организация и проведение разнообразных мероприятий оздоровительного характера;

- проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

- организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;

- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе, дома;

- организация правильного питания учащихся.

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Работа с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий наполнены игровыми сюжетами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям, к жизни. В первом полугодии на спортивно -оздоровительную деятельность отводится 3 часа в неделю за счёт 1 часа физкультуры (с октября), во втором полугодии - 2 часа в неделю. Поэтому содержание программы «Путешествие в страну Здоровья» дополнено темами из программы по физическому воспитанию: «Способы физкультурной деятельности» (3 часа). Это оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки; подвижные игры во время прогулок; правила организации и проведения игр, комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.

Содержание

Поговорим о продуктах (7 ч)

Давайте узнаем о продуктах (15 ч)

Путешествие в страну Гигиена (22 ч)

Поговорим о правилах этикета (7 ч)

Наша безопасность (13 ч)

Подвижные и спортивные игры (2 ч)


Предполагаемые результаты.

В результате усвоения программы

учащиеся должны знать:

  • факторы, влияющие на здоровье человека;

  • причины некоторых заболеваний;

  • виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

  • о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
    основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

  • особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;

  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

  • основы рационального питания;

  • правила оказания первой помощи;

  • способы сохранения и укрепление здоровья;

  • основы развития познавательной сферы;

  • соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;

  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

  • знания о "полезных" и "вредных" продуктах, значение режима питания.

учащиеся должны уметь:

  • выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и

осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

  • осуществлять активную оздоровительную деятельность;

  • формировать своё здоровье;

  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

  • различать "полезные" и "вредные" продукты;

  • использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;

  • определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;

  • заботиться о своем здоровье;

  • применять коммуникативные и презентационные навыки;

  • использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;

  • оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;

  • находить выход из стрессовых ситуаций;

  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

  • отвечать за свои поступки;

  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Ожидаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены тела , о технике безопасности на занятиях и правилах бесконфликтного поведения; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к окружающим людям; об ответственности за поступки, слова и мысли, за свое физическое и душевное здоровье; о неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окружения.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе и различным ее проявлениям (животным, растениям, деревьям, воде и т.д.).

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших, опыта самообслуживания, самооздоровления и самосовершенствования, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за здоровье и благополучие других.

В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

Календарно-тематическое планирование спортивно-оздоровительной внеурочной деятельности в 1в классе «Путешествие в страну Здоровья».

2 часа в неделю,

66 часов в год

№ урока

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректи-рованные

сроки прохождения

Поговорим о продуктах

1

Введение. Если хочешь быть здоров. Игра «Знакомство»

02.09

2

Подвижные игры «Слови колокольчик», «Море волнуется».

05.09

3

Поговорим о пище.

Из чего состоит наша пища.

9.09

4

Полезные и вредные привычки. Игры «Повтори за мной», «Запомни движения».

12.09

5

Самые полезные продукты. Игра

« Выбор полезных продуктов».

16.09

6

Как правильно составить свой рацион питания. «Составление меню». Игра.

19.09

7

Как готовят пищу. Экскурсия в столовую. Конкурс рисунков «Кухня моей семьи».

23.09

Давайте узнаем о продуктах

8

Из чего варят кашу и как сделать кашу полезной. Блюда из зерна. Игра-путешествие «По дороге Хлебной».

26.09

9

Хлеб - всему голова. Практическая работа «Приготовление бутерброда».

30.09

10

Молоко и молочные продукты.

03.10

11

Почему полезно есть рыбу. Рыба и рыбные блюда. Игра «Море волнуется- раз,..», «Узнай, кто я?»,

07.10

12

Мясо и мясные блюда. Игры «Повтори за мной», «Запомни движения».

10.10

13

Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки (пепси, фанта и т. д.), торты. Презентация «Вредные друзья».

14.10

14

Игры «Съедобное - несъедобное»

17.10

15

Что такое овощи. Давно ли человек выращивает овощи.

21.10

16

Игры: «Море волнуется - раз,..», «Узнай, кто я?»,

24.10

17

Практическая работа «Приготовление салатов».

28.10

18

Овощи, ягоды и фрукты - самые полезные продукты. Кроссворды, загадки.

31.10

19

Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. Ролевая игра «Овощной магазин».

11.11

20

Всякому овощу - своё время. Дары леса. Подвижная игра «Шишки, желуди, орехи».

14.11

21

Где найти витамины зимой и весной.

18.11

22

Подвижная игра на внимание «Смена места».

21.11

Путешествие в страну «Гигиена».

23

Советы доктора Воды.

25.11

24

Друзья Вода и Мыло.

28.11

25

Глаза - главные помощники человека.

2.12

26

Гимнастика для глаз. Разучиваем народную игру «Юрта».

5.12

27

Гимнастика для глаз.

Игра «Городки».

9.12

28

Чтобы уши слышали.

12.12

29

Упражнение «Ладонь - кулак», игры «Ищи безостановочно», «Заметь всё», «Запомни порядок».

16.12

30

Почему болят зубы. Ролевая игра «Чистим зубы».

19.12

31

Чтобы зубы были здоровыми.

23.12

32

Как сохранить улыбку красивой.

26.12

33

Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка «Баба Яга», «Три характера».

9.01

34

«Рабочие инструменты» человека.

13.01

35

Зачем человеку кожа.

20.01

36

Надёжная защита организма

23.01

37

Если кожа повреждена

27.01

38

Игры «Ну-ка, отгадай», «Определим игрушку». Подвижная игра «Пчёлки»

30.01

39

Сон - лучшее лекарство

13.02

40

Скелет - наша опора

6.02

41

Гимнастические упражнения. Эстафеты.

10.02

42

Осанка - стройная спина

13.02

43

Упражнения на равновесие на гимнастической скамейке

24.02

44

Комплекс ОРУ со скакалкой.

27.02

Поговорим о правилах этикета.

45

Как правильно есть. Режим питания.

03.03

46

Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола.

06.03

47

Ролевая игра «Накрываем на стол»

10.03

48

Как правильно вести себя за столом. Ролевая игра «Правила этикета».

13.03

49

Конкурс рисунков по теме «Этикет»

17.03

50

Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой

20.03

51

Вредные и полезные привычки в питании.

31.03

Наша безопасность.

52

«Хилый в шубу - здоровый на мороз»

Секреты закаливания

3.04

53

«Дышите на здоровье»

Правила дыхания

7.04

54

Секреты здоровья в скороговорках

10.04

55

Профилактика травматизма

Причины травматизма младших школьников в школе

14.04

56

Оказание первой доврачебной помощи при травмах

17.04

57

Практическое занятие.

21.04

58

«Здоровье в порядке - спасибо зарядке!»

Физические упражнения

24.04

59

«Учусь принимать решения в опасных ситуациях»

28.04

60

Игры «Ищи безостановочно», «Заметь всё», «Запомни порядок»

1.05

61

Мои привычки. Игра «Правильно - неправильно»

5.05

62

«Злые колдуны Алкоголь и Никотин». Конкурс рисунков «Победим колдунов»

8.05

63

Массаж пальчиков. Дыхательная гимнастика «Я умею дружить!»

12.05

64

Игра «Перемена мест»

15.05

Подвижные и спортивные игры

65

Весёлые старты с мячом.

19.05

66

Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки»

22.05

Итого: 79 ч

Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов «Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность», М.: «Просвещение», 2011 г.

  2. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002г.

  3. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа - 2001 - № 12

  4. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа - 2005. - № 11.

  5. Игры на переменах для школьников 1-3 классов//М: «Физкультура и спорт» 1985г.

  6. «Все цвета, кроме черного» /под ред. М.М. Безруких . - М.: Вентана - Граф

  7. «Азбука здоровья и развития» /под ред. М.М. Безруких . - М.: Вентана - Граф

  8. «Разговор о правильном питании» /под ред. М.М. Безруких. - М.: Олма - Пресс

  9. «Все о младшем школьнике» / под ред. Н.Ф. Виноградовой: книга для родителей . М.: Вентана - Граф, 2005

  10. В.В. Цвынтарный. «Играем пальчиками и развиваем речь». Санкт-Петербург, 2001г.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

школьного методического

объединения учителей

начальной школы

от 30.08.201 № 1

______________________

руководитель ШМО

\ \



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________________________

\ \

31.08.201 г.

8


© 2010-2022