- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения Сказка о мертвой царевне А. С. Пушкина (4 класс)
Урок литературного чтения Сказка о мертвой царевне А. С. Пушкина (4 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Франковская В.С. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Литературное чтение. 4 класс
Тема. «А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"».
Цели урока. Рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой; формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру; раскрыть идейно-художественное своеобразие пушкинской сказки; совершенствовать умение анализировать средства создания образа-персонажа в художественном произведении.
Оборудование. Тексты сказки братьев Гримм «Белоснежка» и «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина; таблицы для сравнительного анализа.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну сказок, узнаем много нового и интересного.
II. Актуализация знаний учащихся. Постановка задач
У. Когда мы читаем народную волшебную сказку, мы попадаем в удивительный мир. Давайте вспомним, какими признаками отличается эта сказка?
Дети. В ней есть сказочное место действия: тридевятое царство, подводное царство.
- В ней есть фантастические персонажи: леший, колдунья.
- В волшебной сказке случаются превращения: герои оживают, превращаются в предметы, в животных.
- Иногда им помогают волшебные предметы или волшебные слова.
У. Эти знания пригодятся вам сегодня на уроке. Вы должны будете определить, чем похожа сказка Пушкина на народные волшебные сказки и чем отличается от них.
III. Знакомство с новым материалом
У. Для ответа на этот вопрос обратимся к сопоставлению сказки братьев Гримм «Белоснежка» (обработанный народный вариант) и литературной сказки А.С. Пушкина.
Напомню вам, что немецкие ученые-филологи братья Гримм записывали сказки от народных сказителей, сознательно стремясь сохранить народный дух и народный язык. Позднее они лишь обработали услышанные и записанные варианты, придав им литературную форму. С русскими сказками подобную работу провели известнейший русский фольклорист Александр Николаевич Афанасьев и позднее писатель Алексей Николаевич Толстой.
Сказки братьев Гримм были опубликованы в начале ХIХ века, то есть раньше, чем сказка Пушкина. Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецкой сказкой. Также нам известно об интересе Пушкина к русским народным сказкам, песням, преданиям, к истории родной страны. Александр Сергеевич собирал исторические материалы и изучал архивы о великих деятелях русской истории - Петре Первом, Емельяне Пугачеве, Борисе Годунове. В своих произведениях писатель прославлял не только великих царей и полководцев, но и талант, самобытность простого русского человека. В селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с толпой людей, подпевая нищим слепцам, прислушиваясь к меткому народному слову. Вспомним, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке. Именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он написал: «Вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Пушкин создал пять замечательных литературных сказок, пропитанных русским духом. Вспомните их.
Д. «Сказка о рыбаке и рыбке».
- «Сказка о мертвой царевне... ».
- «Сказка о попе и о работнике его Балде».
- «Сказка о царе Салтане...».
- «Сказка о Золотом петушке».
IV. Сопоставительный анализ
У. Сравним сказку Пушкина со сказкой братьев Гримм.
По ходу работы дети заполняют таблицу, отпечатанную для каждого. У учителя аналогичная таблица на доске.
- Что общего в этих сказках?
Д. Герои, события.
У. Назовите героев, которые есть в обеих сказках. Докажите цитатой из текста.
Д. Мать, мачеха, жених, семь друзей.
У. Есть ли похожие события?
Д. Падчерица изгоняется мачехой из дома, находит приют в лесу, мачеха хочет ее убить, героиню выручают друзья, а затем оживляет принц.
У. Чем различаются сказки? В таблице уже заполнена первая колонка. В ней пять пунктов для сравнения произведений. Прочитайте их.
Сказка братьев Гримм
Сказка Пушкина
Семь гномов
Мачеха трижды пытается убить падчерицу
Принц случайно находит Белоснежку
Жестокий финал: мачеху убивают
Сказка написана в прозе
- Попробуйте самостоятельно дополнить таблицу.
В итоге совместной работы и обсуждений таблица приобретает следующий вид.
Сказка братьев Гримм
Сказка Пушкина
Семь гномов
Семь богатырей
Мачеха трижды пытается убить падчерицу
Царица приходит один раз с яблочком
Принц случайно находит Белоснежку
Жених - королевич Елисей долго ищет царевну, обращаясь к Солнцу, Месяцу, Ветру
Жестокий финал: мачеху убивают
Мачеха умирает от тоски и зависти
Сказка написана в прозе
Сказка написана в стихах, красивым литературным языком
- Как вы считаете, сказка Пушкина - пересказ немецкой сказки или авторская, литературная сказка?
Д. Поэт создает свою неповторимую сказку. Она отличается от сказки братьев Гримм и сюжетом, и героями, и языком. Сказка Пушкина более поэтична, красочна.
У. Как вы думаете, зачем Пушкин пересказал сказку братьев Гримм?
Д. Братья Гримм написали сказку о своем народе для немецких читателей, а Пушкин - о русских людях для русских.
У. Как это показано в тексте?
Д. Богатыри, терем, троекратное обращение Елисея к силам природы, народные выражения.
У. Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил в связи с тем, что хотел выразить свои собственные мысли, представления о жизни. Сказка братьев Гримм рассказывается ради традиционной народной идеи: наказание, и порой очень жестокое, злых сил и вознаграждение слабых и беззащитных.
В отличие от сказки братьев Гримм сказка Пушкина - о самой главной ценности для поэта: о верности и любови. Поиск своей возлюбленной королевичем Елисеем - пушкинское «добавление» к народному сюжету. Теме любви и верности посвящена и начальная картина смерти родной матери царевны («восхищенья не снесла»). С этой же темой связаны взаимоотношения царевны и богатырей, их сватовство, отсутствующие в сказке «Белоснежка». Темой преданности и любви продиктовано включение в сказку образа верного пса Соколко, погибающего ради спасения своей хозяйки.
V. Анализ образа главной героини
У. В каких русских народных сказках встречаются мачеха и падчерица?
Д. «Морозко», «Хаврошечка».
У. Какой в них изображается падчерица?
Д. Скромной, доброжелательной, трудолюбивой, ласковой девушкой.
У. Какой мы видим молодую царевну в сказке Пушкина?
Д. Красивой, ласковой, нежной, соблюдающей правила народного этикета («честь хозяям отдала»), трудолюбивой («все порядком убрала»), религиозной («засветила Богу свечку»), верной своему жениху («Но другому я навечно отдана. Мне всех милей королевич Елисей»).
У. То есть Пушкин продолжает фольклорные традиции, дополняет и углубляет их. В пушкинской сказке мы чувствуем открытое авторское отношение к героине, чего нет в народной сказке. Автор нежно любит свою героиню и восхищается ею («красавица-душа», «милая девица», «моя душа» и т.д.). В целом поэт создает неповторимый индивидуальный характер «царевны молодой» с помощью детального описания ее внешности, речи, подробного изображения поведения, включает в текст сказки многочисленные авторские оценки, показывает отношение к героине других персонажей.
VI. Домашнее задание
У. На следующем уроке мы будем сочинять рассказ о царевне. Приготовьтесь рассказать о ней, используя цитаты из текста. Нарисуйте иллюстрацию к любимому фрагменту для выставки «Час творчества».
VII. Итог урока
У. Сегодня мы с вами определяли, чем сказка Пушкина похожа на народные волшебные сказки и чем отличается от них. Каким образом мы это делали?
Д. Сравнивали сказку Пушкина и сказку братьев Гримм.
У. Понравился ли вам сегодняшний урок?
Спасибо всем! Урок окончен.