• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Рабочая программа по курсу Изобразительное искусство 3 класс (на основе авторской интегрированной программы по предмету: 1-4 классы /Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. -3-е изд. , перераб. - М. : Вентана-Граф, 2013)

Рабочая программа по курсу Изобразительное искусство 3 класс (на основе авторской интегрированной программы по предмету: 1-4 классы /Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. -3-е изд. , перераб. - М. : Вентана-Граф, 2013)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

к курсу «Изобразительное искусство» (3 класс)

на 2015/2016 учебный год



Рабочая программа составлена для 3 классов на основании следующих нормативных документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 с учетом изменений, внесенных приказом Минобразования и науки РФ от 26.11.2010 № 1241);
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования
  • Положения «О рабочей программе учебных предметов (курсов)» МБОУ «СОШ №59», принятого на заседании педагогического 31.03.2010, протокол №1; утвержденного приказом директора № 586 от 02.04.2010;
  • Образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №59», утвержденной приказом директора № 179 от 02.09.2013 ;
  • Учебного плана для 1-4 классов МБОУ «СОШ №59» на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом директора № 178 от 02.09.2013;
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год (утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 19.12.2012 № 1067), с._____
  • Авторской программы по предмету: Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы /Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская.-3-е изд., перераб.- М.: Вентана- Граф, 2012. - 112 с.

Обоснование выбора УМК для реализации учебной программы:


Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана на основе концепции и общеобразовательной программы «Начальная школа ХХI века» и интегрированной программы Л. Г. Савенковой «Изобразительное искусство» 1 - 4 классы, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2010 г.), учебным планом школы. Данная программа учитывает опыт и современные направ­ления педагогики в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обу­чения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имён и тенденций в искусстве. Современный уровень социокультурного развития общест­ва требует обновления культуры общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), разработки таких учебных программ по предмету «Изобрази­тельное искусство», которые обеспечивали бы полихудожест­венное развитие школьников.
Цель уроков изобразительного искусства в начальной шко­ле - разностороннее художественно-творческое развитие уча­щихся: • формирование у детей целостного, гармоничного воспри­ятия мира; • активизацию самостоятельной творческой деятельности; • развитие интереса к природе и потребности общения с ис­кусством (восприятие и практическая деятельность); • формирование духовных начал личности, воспита­ние эмоциональной отзывчивости и культуры воспри­ятия произведений профессионального и народного ис­кусства; • воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны. Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»: • воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных наро­дов; обогащать нравственные качества детей; формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетиче­ские предпочтения; • развивать творческий потенциал ребёнка путём активи­зации у него воображения и фантазии; формировать спо­собность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту; формировать навыки сотруд­ничества и сотворчества в художественной деятельности; • формировать навыки работы в разных видах пластиче­ских искусств: живописи, графике, декоративно-приклад­ном искусстве, архитектуре и дизайне; • формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графиче­ской грамоты, навыки работы разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и предпоч­тения детей, их желание выразить в творчестве свои пред­ставления об окружающем мире; • развивать опыт художественного восприятия произведе­ний искусства. Проблема всестороннего художественного развития уча­щихся реализуется в программе путём развития дифференци­рованного зрения, освоения художественно-образного языка изобразительного искусства. Особое внимание в программе уделяется самостоятельной художественно-творческой деятель­ности школьников, восприятию ими произведений разных ви­дов искусства. В основе преподавания предмета «Изобразительное искус­ство» лежит единство обучения и воспитания, взаимодействие с образовательными дисциплинами. В программе представлены три направления художествен­ного развития учащихся.
1. Развитие дифференцированного зрения: перенос на­блюдаемого в художественную форму (изобразительное ис­кусство и окружающий мир). Освоение законов создания про­изведения искусства (композиция, форма, пространство) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объём, сим­метрия, асимметрия, динамика, статика, силуэт и др.). 2. Развитие фантазии и воображения. Воспитание творче­ской инициативы учащихся, развитие у них способности само­стоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в ка­ком-либо виде художественной деятельности. Развитие жела­ния творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить компо­зицию.
3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Система­тическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собст­венной творческой деятельности.

Направления работы в каждом классе реализуются в следую­щих видах художественной деятельности. Работа на плоскости направлена на овладение детьми раз­ными материалами: гуашевыми и акварельными красками, цветными мелками, пастелью, карандашами, тушью. Декоративно-прикладные виды деятельности связаны с созданием орнаментов, элементов украшения, декоративных композиций на основе стилизации и обобщения природных форм (цветов, деревьев, зверей, рыб, птиц, насекомых и т. д.) с помощью разнообразных художественных материалов (кра­сок, фломастеров, карандашей) и в различных техниках (аппли­кации, коллаже). Работа в объёме (скульптура) предполагает лепку из глины или пластилина; художественное конструирование и дизайн - создание несложных геометрических форм из бумаги, использо­вание в работе готовых объёмных форм (коробок разной величины, пузырьков, пластмассовых контейнеров, упаковок), природ­ного материала (веток, листьев, почек, камней, ракушек и др.). Художественно-творческое восприятие произведений искусства (музейная педагогика) предусматривает беседы, об­суждения, экскурсии, проектные и исследовательские работы. Развивающие и художественные задачи решаются в каж­дом классе путём рассмотрения ряда учебных проблем: разви­тие пространственного мышления и представлений о про­странстве в искусстве и жизни, развитие представлений о фор­ме в искусстве и окружающей действительности, развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире, композиционные задачи в искусстве.
3 класс. Главная тема этого года - мир природы и мир человека (взаимосвязь «человек - природа - среда»). Дети учатся наблюдать за объектами разных природных пространств (воздуха, воды, земной поверхности, подземного мира), составляющими основу творчества многих художников, и передавать свои впечатления в самостоятельных творческих работах; знакомятся с новыми художественными понятиями и техниками, узнают об особенностях использования формы, цвета, объёма, ритма в разных видах и жанрах изобразительного искусства. Ведущая практическая задача в 3 классе - развитие и активизация продуктивного воображения и фантазии, композиционного мышления. Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве. Изучение исторического и национального аспектов освоения пространства Земли человеком (на основе истории развития искусства разных народов). Движение, ритм в природе и в жизни человека рассматривается через категорию пространства (цикличность жизни в природе). Обогащение представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Развитие представлений о форме в искусстве. Символ и его значение в истории разных народов. Красота и целесообразность внешней и внутренней формы в природе. Развитие представлений о цвете в искусстве, окружающем предметном мире и искусстве. Цвет в изобразительном искусстве. Наблюдения за природой: цветовое разнообразие природных ландшафтов разных народов и разнообразие их творчества. Освоение композиционных задач в искусстве. Смысловая взаимосвязь элементов в композиции: ритм пятен, линий; орнамент, его роль в жизни человека, природа его зарождения, его специфика и особенности национального колорита. Задания по ИКТ на третьем году обучения направлены на развитие наблюдательности и любознательности, формирование интереса к природным объектам (флоре и фауне). Использование разнообразных видов компьютерной графики позволяет развивать у детей навыки самостоятельной творческой деятельности; даёт возможность включать в процесс обучения исследовательские задания и проектные формы работы, что развивает способность аргументированно защищать свою точку зрения, формирует умение слушать собеседника. Овладеть новыми знаниями, понятиями из различных областей науки помогает работа с Интернетом - поиск информации и её анализ.


Результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:


• целостное, гармоничное восприятие мира; • интерес к окружающей природе, к наблюдениям за при­родными явлениями; • умение формулировать, осознавать, передавать своё на­строение, впечатление от увиденного в природе, в окру­жающей действительности; • способность выражать свои чувства, вызванные состояни­ем природы; • способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насеко­мых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу); • представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство; • самостоятельная мотивация своей деятельности, опреде­ление цели работы (задания) и выделение её этапов; • умение доводить работу до конца; • способность предвидеть результат своей деятельности; • адекватная оценка результатов своей деятельности; • способность работать в коллективе; • умение работать индивидуально и в малых группах; • готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументи­рованно отстаивать собственное мнение.

Метапредметные результаты:


• постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца); • принятие и удержание цели задания в процессе его выпол­нения; • самостоятельная мотивация учебно-познавательного про­цесса; • самостоятельная мотивация своей деятельности, опреде­ление цели работы (задания) и выделение её этапов; • умение проектировать (планировать) самостоятельную дея­тельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей; • умение критически оценивать результат своей работы и ра­боты одноклассников на основе приобретённых знаний; • умение применять приобретённые знания по одному предмет)' при изучении других общеобразовательных дис­циплин; • умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач; • умение проводить самостоятельные исследования; • умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной за­дачей; • умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний; • умение находить нужную информацию в Интернете; • участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений; • умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием; • обогащение словарного запаса, развитие умения описы­вать словами характер звуков, которые «живут» в различ­ных уголках природы, понимать связь между звуками в му­зыкальном произведении, словами в поэзии и прозе; • умение пересказывать небольшие тексты (сказки, расска­зы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, соз­давать мини-рассказы по своему сюжету; • понимание и передача своих впечатлений от услышанно­го, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, на­родной речи, разных видах и жанрах искусства); • умение сопоставить события, о которых идёт речь в про­изведении, с собственным жизненным опытом, выделе­ние общего и различного между ними; • умение объяснить, чем похожи и чем различаются тради­ции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

Предметные результаты:


• сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне; • умение анализировать и сравнивать произведения искус­ства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содер­жания; • умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему; • способность обосновывать своё суждение, подбирать сло­ва для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства; • умение высказывать предположения о сюжете по иллюст­рации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, карти­не, спектакле, книге; • умение фиксировать своё эмоциональное состояние, воз­никшее во время восприятия произведения искусства; • сформированность представлений о природном про­странстве и архитектуре разных народов; • сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего ре­гиона, их истории; • активное участие в обсуждении роли искусства в жизни об­щества и человека; • понимание влияния природного окружения на художест­венное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества; • понимание зависимости народного искусства от природ­ных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа; • умение объяснить, чем похожи и чем различаются тради­ции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом; • умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства - словесном, изобразительном, пла­стическом, музыкальном; • умение развивать предложенную сюжетную линию (сочи­нение общей сказки, пьесы и т. п.); • сформированность навыков использования средств компь­ютерной графики в разных видах творческой деятельности; • умение выражать в беседе своё отношение к произведени­ям разных видов искусства (изобразительного, музыкаль­ного; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них; • умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла; • умение сравнивать произведения на одну тему, относящие­ся к разным видам и жанрам искусства; • умение распознавать выразительные средства, использо­ванные автором для создания художественного образа, вы­ражения идеи произведения; • умение использовать элементы импровизации для реше­ния творческих задач.

Место предмета в учебном плане На изучение курса «Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 1 час еженедельно. В год - 34 часа.


Количество уроков по разделам за год

Раздел

Кол-во учебных часов

Контрольные работы (стандартизированные), лабораторные работы, практические работы Развитие дифференцированного зрения: перенос на­блюдаемого в художественную форму (изобразитель­ное искусство и окружающий мир)

17

Не предусмотрены авторской программой

Развитие фантазии и воображения

11

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

6

Итого:

34

Данная рабочая программа полностью соответствует авторской программе.


Формы организации образовательного процесса


Эффективнее учебная деятельность учащихся на занятиях, построенных на сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по пред­ставлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов кол­лективного творчества и индивидуальной работы на уро­ках; изучение художественного наследия; подбор иллюст­ративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных) На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, ис­торией, трудом. С целью формирования опыта творче­ского общения в программу вводятся коллективные зада­ния. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество учащихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров. Выполненные на уроках художест­венные работы учащиеся могут использовать как подарки для родных и друзей. Приветствуется любое обществен­ное приложение результатов художественной деятельнос­ти школьников.

Формы занятий по изобразительному искусству:

теоретические и практические (экскурсии, урок-путешествие и др.)

Методы и технологии преподавания:

- обучающее иллюстрирование

- инсценирование

- игровая технология

- ролевые игры

- проблемный

- частично-поисковый

Оценка достижений результатов обучения осуществляется при помощи:
- текущего контроля

- тематического контроля

Оценивать деятельность учащихся на уроках изобразитель­ного искусства необходимо индивидуально, с учётом возраста и прогресса каждого ученика, определяя освоение темы, техно­логию работы, овладение материалами и инструментами. При оценке необходимо найти успех, пусть незначительный, каждо­го школьника и отметить это перед другими учащимися. Осо­бенно это касается оценок творческих работ детей. Когда рабо­та коллективная, следует так организовать её, чтобы каждый мог наиболее полно проявить себя в тех видах деятельности, которые ему наиболее удаются. Перед выполнением работы надо предупредить детей, что именно в работе будет оцениваться. Так, важно подчеркнуть, что в отличие от других общеобразовательных предметов на уроках изобразительного искусства оценивается не аккурат­ность, а творческая активность ученика, его желание сделать что-то своё. Применяются следующие формы контроля:


- выставки, конкурсы, викторины;
- творческие задания;
- открытые занятия;
- творческие проекты;
- устные опросы.


Критерии оценки разных видов работ соответствуют Положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «СОШ № 59». После каждого года обучения дети участвуют в разноуровневых конкурсах и выставках. Эти мероприятия являются контрольными и служат показателем освоения детьми программы, а также сплачивают детский коллектив.














Содержание программы

3 класс (34 часа)
Развитие дифференцированного зрения: перенос на­блюдаемого в художественную форму (изобразитель­ное искусство и окружающий мир) (17 часов). Овладение основами языка живописи и графики. Передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, графики. Изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях. Передача ритмического своеобразия природного ландшафта с помощью выразительных средств изобразительного искусства. Создание цветовых графических композиций в технике компьютерной графики. Запечатление объектов природы с помощью фотоаппарата. Понимание и изображение природного ритма. Отделение главного от второстепенного. Выделение композиционного центра. Создание композиции на плоскости на заданную тему. Выбор формата в зависимости от темы и содержания. Выбор художественных материалов. Создание эскизов будущей работы с помощью компьютерной графики. Передача воздушной перспективы графическими средствами. Выбор и освоение картинной плоскости в зависимости от творческого замысла. Использование в работе средств компьютерной графики. Эксперименты с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создание плавных переходов цвета. Овладение приёмами самостоятельного составления натюрморта. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Сознательный выбор формата, преодоление измельчённости изображения. Передача смысловой связи предметов в натюрморте. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению. Выполнение кратких зарисовок (набросков) фигуры человека с натуры и по представлению в разных положениях. Работа в одной цветовой гамме. Передача объёма графическими средствами. Передача формы предмета с помощью штриха. Передача контраста и нюанса в объёме (лепка из глины или пластилина). Освоение профессиональной лепки. Создание объёмно-пространственной композиции. Передача ритма и динамики при создании художественного образа. Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм (по описанию в сказках). Выражение замысла в рельефных эскизах. Работа в группах по три - пять человек. Поиск в Интернете музейных экспозиций. Освоение техники бумажной пластики. Создание эскизов одежды по мотивам растительных форм.
Развитие фантазии и воображения (11 часов). Передача настроения и ритма музыкального и поэтического произведения графическими средствами. Использование цветового разнообразия оттенков. Композиционный центр и ритмическое изображение пятен и линий. Передача индивидуальной манеры письма. Передача контрастных отношений в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики. Передача смысловой зависимости между элементами изображения путём выбора формата, материала изображения. Передача содержания художественного произведения в графической иллюстрации. Соотнесение содержания книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Создание своих буквиц для сказочных произведений, оригинальных вариантов заглавной буквы своего имени, отражение в образе буквы своего характера и интересов. Оформление сцены к спектаклю (игровому или кукольному). Работа в коллективе, распределение обязанностей. Использование музыкального материала для передачи настроения и эстетического образа пространства. Создание игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Использование в украшении игрушек мотивов растительного и животного мира. Соотнесение характера украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Раскрытие символики цвета и изображений в народном искусстве. Коллективное исследование на тему «Знаки и символы русского народа». Передача равновесия в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт.
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)(6 часов). Выражение в словесной форме своих представлений о видах изобразительного искусства. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Коллективное исследование по данной теме. Поиск и объяснение общего и различного в языке разных видов искусства. Выражение в беседе своего отношения к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимание специфики художественного языка каждого из них. Классификация произведений изобразительного искусства по видам и жанрам. Ведущие художественные музеи России и своего региона. Объяснение символики в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональности, практической значимости произведений декоративно-прикладного искусства. Представление о связи архитектуры с природой. Архитектурные памятники региона, их история. Архитектурные памятники региона, их история.


Требования к уровню подготовки

обучающихся по данной программе
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся бу­дут сформированы: • духовные начала личности и целостная картина мира; • основы художественной культуры; • понимание роли искусства в жизни человека; • представления, о выразительных возможностях языка изо­бразительного искусства; • потребность в творческом проявлении; • наглядно-образное мышление, способность к порождению замысла, фантазия, воображение; • умение ставить перед собой художественную задачу и на­ходить пути её реализации в художественном материале; • способность формулировать эстетическую, художествен­ную оценку, выражать своё отношение к происходящему; • понимание красоты родной природы, любовь к культуре своего народа, региона, знание основ его мировоззрения, патриотизм.

Обучающийся научится:


• создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; • использовать выразительные средства изобразительного искусства - цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объ­ём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.; • работать с художественными материалами (красками, ка­рандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелка­ми, пластилином, бумагой, картоном и т. д.); • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характе­ра персонажа, эмоционального состояния человека, приро­ды), смешивать цвета для получения нужных оттенков; • выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с постав­ленными задачами; • создавать образы природы и человека в живописи и гра­фике; • выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия гори зонта: ближе - больше, дальше - меньше; загораживание; композиционный центр); • понимать форму как одно из средств выразительности; • отмечать разнообразие форм предметного мира и переда­вать их на плоскости и в пространстве; • видеть сходство и контраст форм, геометрические и при­родные формы, пользоваться выразительными возможно­стями силуэта; • использовать разные виды ритма (спокойный, замедлен­ный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания вы­разительности своей работе; • передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния чело­века, животного, настроения в природе; • использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа; • создавать свой сказочный сюжет с вымышленными геро­ями, конструировать фантастическую среду на основе су­ществующих предметных и природных форм; • изображать объёмные тела на плоскости; • использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа; • применять различные способы работы в объёме - вытяги­вание из целого куска, налепливание на форму (наращива­ние формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей; • использовать художественно-выразительный язык скульп­туры (ракурс, ритм); • чувствовать выразительность объёмной формы, много­сложность образа скульптурного произведения, вырази­тельность объёмных композиций, в том числе многофи­гурных; • понимать истоки и роль декоративно-прикладного искус­ства в жизни человека; • приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по моти­вам народных промыслов; • понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов; • понимать выразительность формы в декоративно-при­кладном искусстве; • использовать законы стилизации и трансформации при­родных форм для создания декоративной формы; • понимать культурно-исторические особенности народно­го искусства; • понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства; • приводить примеры ведущих художественных музеев стра­ны, объяснять их роль и назначение.

Обучающийся получит возможность научиться:


• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; • выражать в собственном творчестве отношение к постав­ленной художественной задаче, эмоциональные состоя­ния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи; • видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы; • понимать и передавать в художественной работе различ­ное и общее в представлениях о мироздании разных наро­дов мира; • активно работать в разных видах и жанрах изобразитель­ного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмо­циональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы; • работать в историческом жанре и создавать многофигур­ные композиции на заданные темы и участвовать в кол­лективных работах, творческо-исследовательских про­ектах; • воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство); • переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ; • работать с поделочным и скульптурным материалом, соз­давать фантастические и сказочные образы на основе зна­комства с образцами народной культуры, устным и песен­ным народным творчеством и знанием специфики совре­менного дизайна; • участвовать в обсуждениях произведений искусства и дис­куссиях, посвященных искусству; • выделять выразительные средства, использованные ху­дожником при создании произведения искусства, объяс­нять сюжет, замысел и содержание произведения; • проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.); • использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.

Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса


Перечень учебно-методического обеспечения


  1. Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 3 класс: органайзер для учителя: методические разработки уроков / Л. Г.Савенкова, Е. А.Ермолинская. - М. : Вентана-Граф, 2013. - 176 с.

  2. Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы / Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская.-3-е изд., перераб.- М.: Вентана- Граф, 2012. - 112 с.

  3. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя М.: Вентана-Граф, 2013.

  4. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное ис­кусство: 3 класс: учебник для учащихся общеобразователь­ных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2013;

  5. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2015.

Материально-техническое обеспечение

Для организации и проведения уроков изобразительного искусства необходим кабинет, в котором должны быть:

  • раковина и кран с холодной водой;

  • специально оборудованное место для учителя: большая доска (желательно белая), экран, мультимедийная установка, компьютер;

  • комплект наглядных пособий для демонстрации на уроке;

  • диски с репродукциями картин художников из крупнейших музеев мира, видеофильмами, музыкальными произведениями, предусмотренными школьной про­граммой.

Оборудование

комплекты ученической мебели (15 шт.), меловая доска (1 шт.), стол для учителя (1 шт.)

Список литературы

Для учителя:

1. Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 3 класс: органайзер для учителя: методические разработки уроков / Л. Г.Савенкова, Е. А.Ермолинская. - М. : Вентана- Граф, 2013. - 176 с.

  1. Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы / Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская.-3-е изд., перераб.- М.: Вентана- Граф, 2012. - 112 с.

  2. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя М.: Вентана-Граф, 2013.


Для учащихся:

  1. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное ис­кусство: 3 класс: учебник для учащихся общеобразователь­ных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2013;

  2. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2015.

Календарно-тематическое планирование

учебного предмета «Изобразительное искусство», 3 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Календарные

сроки

Основное содержание

Формы и

методы

Контрольно-измерительные материалы, оборудование

Примечание

Плани

руемые

Факти

ческие

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)

(17 часов)

Образовательные результаты по разделу «Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму»


Предметные



Метапредметные


Личностные


• Сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне; • умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания; • умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему; • способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства; • умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге; • умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства.


• Постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца); • принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения; • самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса; • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов; • умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей; • умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний; • умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин.


• Целостное, гармоничное восприятие мира; • интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями; • умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности; • способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы; • способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу); • представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство.

1

Природное пространство в творчестве художника: пейзаж, натюрморт.

«Букет из осенних листьев»

Освоение человеком природного пространства (среда и населяющие её звери, птицы). Знакомство с разнообразием и красотой природы

Фронтальная.

Лекция учителя с элементами эвристической беседы.

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации. М/м презентация

2

Освоение картинной плоскости. Работы на пленэре - этюды

Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы языком изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

3

Открытое и закрытое пространство. «Корабли в море», «Подводные обитатели»

Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство, водный мир, недра земли, подземный мир (горы, долины, русла рек, озёра, моря, поля, леса создают в природе особый рисунок)

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации

4

Ритм и орнамент в жизни и в искусстве: день и ночь, времена года

Ритм и орнамент в природе и в искусстве. Каждый предмет имеет своё строение (конструкцию). Рассмотри деревья. Рисунок земной поверхности на карте или глобусе (суша, возвышенности, моря, реки, океаны и др.)

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации. М/м презентация

5

Освоение и выбор формата изобразительной плоскости при создании композиции

Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации

6

Освоение понятий «перспектива» и «воздушная перспектива». «Журавлиная стая на восходе солнца».

Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов: чем дальше объекты от зрителя, тем они меньше. Воздушная перспектива

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации

7

Освоение и закрепление понятий контраста, нюанса в форме, цвете, размере.

Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета

Групповая. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации

8

Освоение понятия «тематический натюрморт». «Осенний букет»

Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации

9

Изображение человека в движении, за характерными для разных времён года занятиями

Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению)

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации

10

Освоение разнообразных видов штриха. Рисунок с натуры яблока, чашки

Передача объёма в живописи и графике

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

М/м презентация.

11

Освоение приёмов стилизации объектов живой природы в творчестве художников-дизайнеров

Понятие стилизации. Использование приёма стилизации в создании предметов объёмной формы: на примере насекомого, выделяя его характерные особенности, создать летающий объект

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации, лист А4, ножницы

12

Представление о контрасте и нюансе в объёмных формах

Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал)

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

М/м презентация.

13

Освоение приёмов лепки фигуры человека. «Артисты на арене цирка»

Передача динамики в объёмном изображении: лепка по памяти фигуры человека в движении

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации, пластилин, стеки

14

Освоение навыков сотворчества при создании крупной композиции. «Детский городок».

Лепка объёмно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или из глины. Использование простого каркаса из проволоки и палочек

Групповая. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации, пластилин, стеки, проволока

15 Создание композиции по мотивам литературных произведений Х.К. Андерсена, Н.Н. Носова, Дж. Родари.

Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм в технике рельефа

Групповая. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации

16

Создание вазы из «камня» для конкретного интерьера на основе информации и впечатлений.

Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве: обобщённость, силуэт

Групповая. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации, цветной пластилин, стеки, цветная бумага, клей

17

Знакомство с разнообразием растительного мира. Создание своего кораллового острова и заселение его растениями и животными.

Выявление декоративной формы: растительные мотивы в искусстве. Кораллы - одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые

Создание художественной формы на основе наблюдений за природой. Например: «Одежда жителей цветочного города», «Лесные феи»

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

М/м презентация.

Пластилин, стеки

Развитие фантазии и воображения

(11 часов)

Образовательные результаты по разделу «Развитие фантазии и воображения»


Предметные



Метапредметные


Личностные


• Сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов; • сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории; • активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека; • понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества; • понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа; • умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом; • умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства - словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном; • умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т. п.)
• Умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач; • умение проводить самостоятельные исследования; • умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей; умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний; • умение находить нужную информацию в Интернете; • участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений; • умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием.


• Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов; • умение доводить работу до конца; • способность предвидеть результат своей деятельности; • адекватная оценка результатов своей деятельности; • способность работать в коллективе; • умение работать индивидуально и в малых группах.

18

Отображение природы в музыкальных, литературных произведениях, в живописи, графике.

Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной). Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

М/м презентация

19

Композиции на передачу контраста в рисунке. «Унылое и радостное»

Зарождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения.

Смысловая зависимость между форматом и материалом

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь

20

Развитие художественных представлений: звуки ветра, земли, гор, цветов, травы, деревьев, стаи птиц.

Самостоятельное решение поставленной творческой задачи в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объёме). Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

М/м презентация

21

Чтение художественных произведений с подробным описанием, их передача в графических образах

Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением

Групповая. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

М/м презентация

22

Коллективные творческие исследования, связанные с выявлением особенностей графического решения заглавных букв (буквиц)

Взаимосвязь содержания книги (литературного произведения) с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Роль и значение буквицы при издании сказочных и былинных произведений

Групповая. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, ватман, иллюстрации.

М/м презентация

23

Создание сюжетных объёмно-пространственных композиций по мотивам театральной постановки.

Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и художественным решением атрибутов сцены, костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля

Групповая. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, М/м презентация, коробка

24

Вовлечение школьников в мир сказочных героев, способных мгновенно изменить пространственную среду в зависимости от своего желания

Изменение пространственной среды (визуальное, звуковое оформление) в зависимости от ситуации. Создание необычного (сказочного) игрового пространства (эскиза): уголка в классе, сцены для проведения художественного события. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Воображаемое путешествие в прошлое и будущее: ознакомление со средой, в которой жил писатель-сказочник (время, страна, архитектура, декоративное искусство, одежда)

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь

25

Зависимость формы предмета от его назначения и материала, из которого он изготовлен.

Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, глина, пластилин, стеки

26

Заочное путешествие вместе с коробейниками по ярмаркам и базарам.

Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки. Зависимость формы, материала и украшения игрушки от особенностей растительного и животного мира того края, где она изготовлена. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

М/м презентация, цветная бумага, ножницы

27

Знакомство с символами и знаками в искусстве и жизни. «Древо жизни».

Освоение разнообразия форм в архитектуре. Влияние исторической эпохи и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Освоение особенностей работы на небольших форматах

Групповая. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

М/м презентация, фломастеры, цветные карандаши

28

Формирование представления о характере и форме украшений. Цвет, форма, ритм и символика.

Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве.

Украшение как важный элемент народного и современного костюма: броши, бусы, подвески и т. д.

ИндивидуальнаяНаглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

М/м презентация, пластилин

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика)

(6 часов)

Образовательные результаты по разделу «Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика)»


Предметные



Метапредметные


Личностные


• Сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности; • умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них; • умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла; • умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства; • умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения; • умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
• Обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе; • умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету; • понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства); • умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними; • умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.


  • Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

  • опираясь на освоенные изобразительные знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;

  • проявлять готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение, желание оказать посильную помощь одноклассникам;

  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;

  • описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, уважительно относиться к результатам труда мастеров.

29

Знакомство с видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство).

Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

М/м презентация

30

Восприятие произведений разных видов искусства.

Использование музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

М/м презентация

31

Выполнение этюдов, набросков после беседы или посещения музея (выставки).

Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к объекту изображения. Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А.А. Дейнека, В.А. Фаворский, Е.И. Чарушин

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

М/м презентация

32

Организация и проведение экскурсий (заочных и очных), бесед, обсуждений.

Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет; анималистический, исторический, бытовой; натюрморт; мифологический. Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва); музеи, находящиеся в регионе, где расположена школа

Групповая. Защита творческих проектов

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

М/м презентация

33

Выражение художником своего отношения к изображаемому. В.М. Васнецов, И.И. Шишкин

Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства

Групповая. Защита творческих проектов

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

М/м презентация

34

Экскурсия по архитектурным достопримечательностям города.

Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей

Фронтальная. Беседа, наблюдение, обсуждение

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

М/м презентация


© 2010-2022