Конспект урока литературного чтения 3 класс О. Уайльд Мальчик-звезда

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата: --------------

Предмет: литературное чтение

Тема: О.Уайльд «Мальчик-звезда»

Цель: Ознакомление с литературной сказкой Оскара Уайльда «Мальчик-звезда»; формирование представлений о литературном герое и его портрете; понимание истинной красоты человека.
Планируемые результаты (задачи урока): предметные: знание содержания сказки «Мальчик-звезда», умение формулировать основную мысль сказки, понимание литературного героя и его портрета; личностные: формирование нравственных понятий об истинной красоте души человека; системно-деятелъностные: умение пользоваться разными видами чтения, понимать прочитанное, давать ему оценку, умение выделять из текста слова и выражения для характеристики персонажей сказки.
Наглядное оборудование урока: портрет О. Уайльда, иллюстрации из его сказки.
Ход урока
1. Организационно-мотивационный момент. Приветствие.
2. Актуализация знаний.
Какие литературные сказки вы знаете? О чем рассказали они? Перескажите литературную сказку.
Слово о писателе. Оскар Уайльд - известный английский писатель Он родился в столице Ирландии - Дублине в 1856 г., в семье знаменитого хирурга. Больше всего в жизни он любил литературу и искусство и этому посвятил свою жизнь. О. Уайльд написал для детей удивительные сказки, в которых стремился выяснить, что важнее для человека - добро или красота?
Сообщение темы и цели урока.
2. Освоение содержания и анализ сказки «Мальчик-звезда.
1) Слушание сказки в чтении мастеров художественного слова (электронный вариант учебника; см. диск.)
2) Чтение сказки. Чтение по ролям (эпизод «Раз¬говор двух лесорубов и разговор с женой»).
Художественный пересказ с начала сказки до слов «Лесорубы находят ребенка». Чтение продолжения сказки в хрестоматии.
3. Словарная работа:
Милосердие - готовность по¬мочь или простить из сострадания.
Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.
4. Беседа.
Понравилась ли вам сказка? Чем понравилась? Понравился ли вам Мальчик-звезда? Когда происходит первое знакомство с литературным героем? Почему Лесоруб взял ребенка, которого нашел в лесу? (Добрые, заботливые люди взяли мальчика к себе в дом, проявили мудрость, человечность, чуткость, милосердие. Падающая звезда - символ новой жизни, признак счастья.) Как приняла это решение его жена? Почему в доме появился злой ветер? Прибавилось ли счастья в семье бедного лесоруба с появлением Мальчика-звезды? (В семье лесоруба его ничем не отличали от своих детей, принимали его как родного. Но все-таки одно отличие было. Какое же? (Он был красив, горд и заносчив.)
Найдите в тексте описание внешности героя («Лицо белое и нежное, словно выточенное из слоновой кости»; «золотые кудри его были, как лепестки нарцисса»; «а губы - как лепестки алой розы...») Автор сравнивает Мальчика-звезду с цветком, чтобы подчеркнуть его красоту. Принесла ли красота добро герою сказки? Почему? Красота добра не принесла. Он вырос себялюбивым, гордым, жестоким, себя считал лучше и выше других. Почему у мальчика нет имени? Каково лексическое значение слово «звезда»? (Мальчика так называли потому, что он упал со звезды и отличался от всех.) Как приняли сверстники Мальчика-звезду? Почему? Как сложилась дальнейшая жизнь найденного мальчика?
5. Инсценирование эпизода «Встреча Мальчика-звезды и матери».
Почему сын оттолкнул свою мать? Как изменилось отношение сверстников к нему после этой встречи? Почему Мальчик-звезда стал уродливым?
Изменился ли он? (Да, когда все от него отвернулись, он задумался над своим поведением.) Вывод: лицо стало отображением злой души героя сказки. Дочка Лесоруба дала понять мальчику, что можно завоевать уважение людей не внешней красотой, а внутренними качествами: «Это еще не беда, что ты утратил свою красоту. Оставайся с нами, я никогда не буду дразнить тебя».
Что понял Мальчик-звезда? (Он понял, что совершил зло, и наказанием стала его уродливость за жестокое отношение к своей матери. Он понял, что только сам должен исправить свою ошибку.) Как отнеслись к Мальчику-звезде звери, к которым он обратился за помощью? (Все от него отвернулись. Звери напомнили о тех бедах, которые он им принес.) Когда и как он обрел счастье? (Счастье пришло к нему тогда, когда он совершил добрые поступки.)
6. Обобщение прочитанного. Чему учит сказка? Счастье не в красоте. Счастье - это мир, семья, уважение окружающих. Мальчику пришлось выдержать много испытаний, чтобы быть счастливым. В конце сказки герой становится звездой в лучшем смысле. Красота лица стала олицетворением его души. Именно сердце помогло понять истину. Как стал править и жить Мальчик-звезда? («И был он справедлив и милосерден ко всем». Мальчик-звезда стал править по совести, относясь ко всем одинаково.)
Чему учит эта сказка О. Уайльда? (Учит жить по со¬вести, быть милосердным, добрым, отзывчивым. Уважительно относиться к матери и окружающим людям.)
5. Задание на дом: написать сочинение-рассуждение на тему «О чем заставила меня задуматься сказка О. Уайльда «Мальчик-звезда?»
6. Подведение результатов урока (релаксация): предметные: знают содержание и автора сказки «Мальчик-звезда»; пересказывают сказку, находят описание портрета героя, дают ему характеристику; личностные: дают оценку поведению мальчика, понимают, что такое истинная красота и счастье человека; системно-деятельностные: умеют находить ответы на вопросы в тексте сказки; понимают, в чем смысл сказки, чему она учит, работают над развитием воображения, мышления и речи.



© 2010-2022