Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях словМастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях словМастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях словМастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях словМастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях словМастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях словМастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях словМастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях словМастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях словМастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях словМастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях словМастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях словМастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях словМастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях словМастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Мастер-класс по теме:

Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов


Михайлова В.Е.

учитель начальных классов

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3

имени А.С.Макаренко»

городского округа город Фролово

«Расскажи - и я забуду,

Покажи - и я запомню,

Дай попробовать - и я пойму…»

(Китайская пословица)


. Цель: сформировать готовность слушателей использовать способы проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов-предметов и слов-признаков

Задачи:

  • 1)поделиться опытом и научить учителей способу проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы и признаки
  • 2)оказать методическую помощь в проведении уроков по теме «Правописание падежных окончаний в словах, называющих предметы и признаки»

Уважаемые коллеги! На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с методикой использования способов проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов , называющих предметы и признаки

Я работаю учителем начальных классов МКОУ «СОШ №3 имени А.С.Макаренко» по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Я хочу поделиться своим опытом по теме:« Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов»( слайд 1)

Учащиеся сначала знакомятся с темой «Зачем словам нужны окончания?»

У слов , кроме лексического значения есть грамматическое значение, а о грамматическом значении сообщает окончание. На основе этих знаний становится возможным перейти к исследованию системы падежных окончаний слов, называющих предметы и признаки При проверке самых многочисленных орфограмм слабых позиций - учащиеся в первую очередь используют закон письма, согласно которому позиционно чередующиеся звуки обозначаются одной буквой.

В 3 классе учащиеся обнаруживают, что закон русского письма определяет написание не только корней, но и приставок, и суффиксов. Следующим этапом будет работа по выявлению основных наборов падежных окончаний у слов, называющих предметы и признаки, и осуществлению переноса на орфограммы в этих окончаниях принципа (закона) письма. Теперь у детей есть всё, чтобы ответить на вопрос "Можно ли писать орфограммы в падежных окончаниях по закону письма?"

- А сейчас, уважаемые коллеги, разрешите мне с учениками продемонстрировать вам небольшой фрагмент урока, на котором я постараюсь показать, как исследовательским методом найти способ проверки орфограмм в падежных окончаниях,

Тема: Перенос способа проверки орфограмм в падежных окончаниях.

Цель: Используя различные приёмы проверки орфограмм слабых позиций в корнях, приставках, суффиксах, через осуществление коллективно - распределённой деятельности, исследовательским методом найти способ проверки орфограмм в падежных окончаниях, замоделировать его.

I . Создание ситуации успеха и ситуации "интеллектуального разрыва".

Учитель: Распределите данные слова по группам "могу проверить и записать" и "не умею проверять": дом_к, б_жал, п_ел, (в)дом_, к_ты, (под) берёз_й. (Индивидуальная работа) (слайд 7)

Дети: (ученик работает у доски)

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов слайд 8

Учитель: Почему распределили именно так?

Дети: Потому что в корнях, суффиксах и приставках мы умеем проверять орфограмму слабой позиции.

Учитель: Замоделируйте способы проверки орфограмм слабой позиции в приставках, корнях, суффиксах.

II. Определение задачи.

Учитель: Что мы будем сегодня делать?

Дети: Учиться определять написание орфограммы слабой позиции в окончании, открывать способ проверки и моделировать его.

Учитель: Есть предположения по поводу способа проверки в окончании?

Дети: Предполагаем, что он будет таким же, как в корнях, приставках и суффиксах, но это надо доказать.

III. Вводная рефлексия.

Учитель: Что мы узнали об окончании?

Дети:

1. Окончание имеет три работы: указывает на род, число, падеж.

Учитель: Сравните окончания в словах, работая в группах.

(под) осин[а]й, (под) сосн[о']й

Дети:

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

Слайд 10

Учитель: Одинакова ли у них работа?

Дети: Работа одинакова, "равна".

Учитель: Звуки в окончании одинаковы?

Дети: Звуки [а] и [о].

Учитель: Чем отличаются разные окончания, звуками или фонемами?

Дети: Фонемами.

Обсуждение результатов групп.

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

<Рисунок 4>

V. Развёртывание учебной задачи по переносу способа. Анализ.

(Сравнение позиции звука в окончании с одинаковой работой).

Коллективное обсуждение

Учитель: Почему в окончании с одинаковой работой оказались разные гласные звуки?

(Сравните позиции звуков).

Дети: Звуки стоят в разных позициях: [о'] - в сильной, [а] - в слабой.

Учитель: Какую фонему представляет ударный звук [о']?

Дети: Фонему ‹о›.

Учитель: Может ли этот звук работать в слабой позиции?

Дети: По правилам русского произношения звуки [о'] и [э'] встречаются только в позиции под ударением, в других позициях в безударных слогах они заменяются другими звуками, т.е. позиционно чередуются с другими звуками.

Дети: Действует ли этот принцип в окончании?

Учитель: Вернёмся к своим групповым работам. Какой фонемой обозначено окончание в слове (под) осин[а]й?

Дети: Фонемой ‹о›

Учитель: Как это сделали? Узнали?

Дети: Определили какой звук в том же окончании в слове (под) сосн[о']й, значит, в слове (под) осин[а]й он в окончании обозначен фонемой ‹о› Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов (под) осиной

Учитель: Запишите результат в работы.

Учитель: Что можете сказать об окончаниях в этих двух словах?

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях словСлайд 10

<Рисунок 6>

Окончания одинаковые, значит, (под) осиной

Учитель: Какой можете сделать вывод?

Дети: Орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях так же, как и в других частях слова пишутся по закону русского письма, т.е. фонемы в них обозначаются такими же буквами, которые пишутся в тех же падежных окончаниях в сильной позиции.

Учитель: А что же по поводу этого нам говорит дядюшка Ус? (Учебник русского языка, 3 класс, В.В. Репкин)

(Дети читают учебник на стр.164)

Учитель: Что мы сейчас сделали?

Дети: Знакомый способ "испробовали" на проверке падежных окончаний и поняли, что он работает.

Учитель: Прочитайте в учебнике на стр.160 вопрос: "Можно ли писать орфограммы в падежных окончаниях по закону письма?".

Ответили мы на вопрос параграфа? А замоделировать способ сможем?

Дети: Да.

VI. Моделирование способа в группах и обсуждение результатов.

Сможем ли мы сделать одну модель для всех частей слова?

Дети: Да. а) б) .

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

<Рисунок 8>

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов общий способ слайд 11

<Рисунок 9>

VII. Контроль и оценка способа. Рефлексия

Учитель: Что мы сделали?

Дети: Перенесли способ проверки для корней, суффиксов, приставок, на проверку окончания. Замоделировали его.

Учитель: А что можно теперь делать?

Дети: Проверить как работает этот способ.

Работа в группах.

(заглянул в) о'зер[а]

(заглянул в) окн[о']

Напишите, используя способ проверки падежных окончаний, окончания в словах буквами

Обсуждение результата.

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов

<Рисунок 10>

в окно'

в озеро

Учитель: Работает ли способ?

Дети: Да.

VIII. Итоговая рефлексия.

Учитель: Что мы делали?

Дети:

Учитель: Как закон здесь действует?

Дети:

Учитель: Что будем делать дальше?

Дети:

Учитель: Кому было интересно? Сложно?

Учитель: Кто помог вам в решении проблем?

А сейчас я расскажу, как на уроках отработать алгоритм проверки орфограмм падежных окончаний;

Система падежных окончаний. Применение закона письма к орфограммам в падежных окончаниях.

Цели и задачи раздела.

На данном этапе необходимо выяснить основные наборы падежных окончаний у слов, называющих предметы и признаки, и перенести на орфограммы в этих окончаниях принцип (закон) письма. Данная цель может быть реализована через осуществления промежуточных шагов, среди которых:


Урок русского языка (3 класс) Урок по теме «Проверка орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях» является десятым в изучении раздела: «Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям».

Цель урока:

Выявить работу основного закона русского письма в падежных окончаниях слов - признаков.

Задачи урока:

1) восстановить модели проверки основных наборов падежных окончаний слов-предметов,

2) отработать алгоритм проверки орфограмм падежных окончаний; определить возможность применения способа проверки орфограмм слабых позиций окончаний слов - предметов к окончаниям слов - признаков; конструирование способа проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов - признаков;

3) развивать умение применять и сохранять задачу, планируя свои действия; развивать умение взаимодействовать в ходе решения учебной задачи;

4) формировать контрольно -оценочную самостоятельность учащихся через организацию работы в разных образовательных пространствах, дискуссий; воспитывать толерантность, умение слушать и слышать, внимательность, уважение и тактичность при взаимодействиях с одноклассниками.

Тема: «Как проверить орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях».


Цели урока:

• поставить учебную задачу, сформулировать ее, обозначить в графической модели;

• выдвинуть гипотезы, обозначить их в словесной или в графической модели;

• организовать исследование;

• результат исследования зафиксировать в графической модели.


Ход урока:


I. Ситуация успеха.

На доске словосочетания:

Закружилась в танц__, сказочн_й музык_й,

вер_м в м_чту, об уд_вит_льн_й к_ртин_ .слайд 13

• Ребята, прочитайте словосочетания.

• Составьте, пожалуйста, из них красивые предложения.

• О чем говорят пропуски в этих словах?

• Пропуски говорят о том, что здесь звук находится в слабой позиции.

• Заполните пропуски, опираясь на модели.

(Дети вставляют пропущенные буквы в тех местах, где умеют это делать.

Объясняют каждый шаг.)

• Молодцы! Посмотрите, что мы умеем уже с вами?

• Проверять орфограммы слабых позиций в приставках, суффиксах, корнях.

• Каким способом вы пользуетесь?

• Проверяем по сильной позиции, по основному закону русского письма.

• Посмотрите еще раз на записанные словосочетания. Что вы заметили?

•Остались не заполнены только окончания.

Запись в тетрадях и на доске выглядит так:


Закружилась в танц_


II. Постановка учебной задачи.

• Какую учебную задачу сегодня мы можем поставить?

• Как проверить орфограммы слабых позиций в окончаниях слов?

• Как показать в модели эту задачу? (Могут быть варианты.).

• Итак, проблема в окончании? А что мы с вами вообще знаем об окончаниях?

• Окончание - изменяемая часть слова. Знаем, что такое одно и то же окончание.

• Да. Об окончаниях мы немало знаем. Может это позволит сделать нам предположения по решению нашей задачи. Что мы можем сделать?

• Выдвинуть гипотезы.

III. Решение учебной задачи.

(Работа в группах - выдвижение гипотез).

• Создать словарь окончаний,

• Проверять по сильной позиции,

• Новое правило создать и так далее.

• Итак, есть несколько гипотез. Начнем исследование.

Пронаблюдаем, как ведут себя окончания в разных условиях.

Начнем со слов, называющих предмет.

Проверим, изменится ли грамматическое значение окончания, если звук окажется в слабой позиции.

р р

ВЕСН А ч МУЗЫК А ч

п п

•Здесь работает одно и то же окончание.

• Пронаблюдаем за всеми изменениями этих слов, сравним звуковой состав падежных окончаний.

весн[а] музык[а]

весн[ы] музык[и]

весн[э] музык[и]

• Что заметили?

• Почему некоторые звуки не совпадают, ведь набор п.о. должен быть тем же?

•Здесь произошло позиционное чередование. Ударение сместилось. Звуков [о ] и [ э ] в слабой позиции не бывает.

• Как мы выбирали букву для слабой позиции звука, например, в корне?

• По сильной позиции.

• Как вы думаете, какую букву мы выберем для звука [ и ] в слабой позиции, например, в слове о зимушк_

• Такую же, как «о весне»

• Какому правилу будет это подчиняться?

•Закону русского письма.

• И что теперь вы можете сказать?

•Оказывается, все части слова подчиняются основному закону русского

письма.

IV. Моделирование.

• Как изобразить это в модели?

• Озвучьте эту модель.

• Звук в слабой позиции в окончании проверяется звуком в сильной позиции в том же окончании.

• Попробуйте заполнить пропуски в окончаниях в словосочетаниях.

V. Рефлексия урока.

• Каким был наш урок?

• Какую задачу решили?

• Что это нам позволит делать?

Русский язык

Цель урока:

Основные цели:

- выработать алгоритм для проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы;

- закрепление знаний о работе окончаний в словах названия предмета;

- закрепить изученные знания о рефлексивном методе преодоления затруднений, умение их применить при решении учебных задач;

- тренинг мыслительных операций анализа, сравнения, умение работать по алгоритму; развивать внимание, речь, логическое мышление, коммуникативные умения, воспитывать познавательный интерес, веру в свои силы.

Теперь я предлагаю самим выступить в роли исследователей

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия:

учебник русского языка для 3 класса ( В.В.Репкин)

Используемая методическая литература:

Методическое пособие по русскому языку для 3 класса.

Используемое оборудование:

маркерные доски для оформления ответа на вопрос, большие листы для проведения пробного действия.

Краткое описание:

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова по теме: « Порядок действий при проверке орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы».

1 этап

Систематизация имеющихся знаний.( общеучебные действия: умение строить речевое высказывание, умение структурировать знания;

коммуникативные: умение выражать свои мысли точно)

Учитель: прочитайте слова, записанные на доске, и постарайтесь назвать их одним словом.

стена стол окно рожь

обида поклон море капель

дядя сугроб дерево карусель слайд14 Задание 1

Ученики ( читают слова).

Это слова - названия предметов.

Учитель: В каждом слове выделите окончание и расскажите о его работе .

Ученики ( по одному выходят к доске и рассказывают).

( Пример ответа

Стена : окончание -а, 1 работа - ед.ч., 2 работа - ж.р., 3 работа - И.п..)

На доске появляются записи.

стена (-а) - ед.ч. слон (-) - ед.ч. окно (-о) - ед.ч. рожь (-) - ед.ч.

- ж.р. - м.р. - с.р. - ж.р.

- И.п. - И.п. - И.п. - И.п.

обида (-а) - ед.ч. поклон (-)- ед.ч. море (-е) - ед.ч. капель(-)- ед.ч.

- ж.р. - м.р. - с.р. -ж.р.

- И.п. - И.п. - И.п. - лов И.п.

дядя (-я) - ед.ч. сугроб(-)- ед.ч. дерево (-о)- ед.ч. карусель (-) - ед.ч.

- м.р. -м.р. -с.р. -ж.р.

-И.п. - И.п. -И.п. - И.п.

Учитель: В какой позиции находятся гласные в окончаниях?

Ученик: В одних словах гласные находятся в сильной позиции, а в других словах - в слабой позиции.

Учитель: Как изменяются слова - названия предметов?

Ученик : Слова - названия предметов изменяются по числам и падежам.

2 этап

Выявление места и причины затруднения.( регулятивные: умение выделить и самостоятельно сформулировать цели урока после предварительного обсуждения;

общеучебные: умение строить речевое высказывание, анализ объектов, синтез, выбор критериев для сравнения, доказательство)

Учитель: Давайте посмотрим, что происходит с окончаниями, если изменять слова по падежам.

Ученики: Произойдут изменения./Ничего не произойдет.

Учители: Просмотрите у нас разные мнения. С чем мы столкнулись?

Ученики: С проблемой?

Учитель: Что там предстоит на уроке сделать?

Ученики: Решить эту проблему.

Учитель: Я предлагаю решить эту проблему в группах.

Это будет задание для работы в группах.

3 этап

Построение проекта выхода из затруднения. Создание алгоритма.( личностные: смыслообразование; познавательные: добыча новых знаний, переработка полученной информации, умение делать выводы на основе обобщения знаний; коммуникативные: умение работать в группах, умение оформлять свои мысли в устной речи)

( Дети объединяются в группы, распределяют роли и получают задания).

Учитель: На листочках слова для каждой группы. Ваша задача изменить слова по падежам и выделить окончания.

1 группа : стена, обида, дядя

2 группа: стол ,поклон, сугроб

3группа : окно, море, дерево

4 группа: рожь, капель, карусель слайд 15 Задание 2

( Идет работа в группах. После выполнения работы группы вывешивают на доску результаты своей работы.)

Учитель: Что вы заметили, когда выполняли работу?

Ученик: Гласные в окончаниях в сильной и в слабой позиции одинаковые.

Учитель: Продолжайте работать в группах. Вам новое задание: с помощью модели изобразить свои выводы.

( Дети моделируют свои выводы. Учитель вывешивает маркерные доски с моделями. Выступающий ученик рассказывает о выводе, который они сделали.)

1 группа

силь. поз. (-) (-я), ж.р., м.р. , слово - помощник -стена

2 группа

силь.поз..(-) м.р., слово - помощник - стол

3 группа

силь.поз.( -о-),(-е)ср.р. - слово -помощник - окно

4 группа

силь. поз. (-) ж.р. - слово - помощник -рожь слайд 16 Задание 3

Потренируй себя

( Пример выступления.)

Ученик 1 группы: Мы сделали вывод, что слова- названия предметов мужского и женского рода с окончаниями -а или - я при изменении по падежам имеют такие же окончания , как при изменении слова стена.

Учитель: Посмотрите, ведь всего -то и надо запомнить четыре слова- помощника, чтобы написать орфограмму слабой позиции в окончаниях слов- названия предметов.

Учитель: Что нам поможет правильно действовать при написании окончаний у слов названии предметов?

Ученик: Мы должны составить алгоритм, который нам будет помогать.

( Дети помогают учителю составить алгоритм. Совместная работа учеников и учителя. В результате совместной работы вырабатывается алгоритм.) )

1.Определить, что называет слово.

2.Определить род.

3.Выбрать слово - помощник.

4.Поставить слово - помощник в нужный падеж.

5. Определить фонему в окончании.

6.Выбрать букву для обозначения фонемы.

( Алгоритм вывешивается на большом листке на доску.) слайд 18

4 этап

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учитель: Мы с вами составили алгоритм. Какие наши действия дальше?

Ученик: Проверить работу нашего алгоритма.

Откройте учебник на странице 184, упражнении 133.

( Дети выполняют часть упражнение с комментарием.)

Учитель: Работает наш алгоритм?

Ученик: Да.

5 этап

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.( оценка, самооценка)

Учитель: Совместно работая вы проверили работу алгоритма. Оставшуюся часть упражнения выполните самостоятельно, не забывайте пользоваться

алгоритмом.

( Учащиеся выполнят самостоятельно работу.)

Учитель: Проверьте свою работу по образцу.

( Образец выполненной работы написан на доске.)

Учитель: У кого правильное выполнение всей работы поставьте себе «плюс». Если у вас ошибки, то около неверного выполнения поставьте « минус».

Учитель: Поднимите руку у кого все верно? Ребята ,у которых ошибки, что вам предстоит сделать?

Ученики: Поработать .

6 этап

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель: Что нового мы открыли на уроке?

Ученик: Мы нашли способ проверки слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы, составили модели, которые теперь нам будут помогать правильно писать окончания.

Учитель: Решили мы нашу проблему?

Ученик: Да.

Учитель: Предположите, чем мы будем заниматься на следующем уроке?

Ученик: На следующем уроке мы будет отрабатывать работу алгоритма.


Уч. Пользуясь алгоритмом, проверьте слова и запишите их в тетрадь. за мор_м, на ножк_, по дорожк_, в лужиц_ , с больш_й ,за глубок_й рекой Задание 5

Уч.: Кто готов работать у доски?

Уч.: Где будешь работать? У какой доски: «сомнений», «умений» или «открытий»?

Ученики объясняют, записывают, оценивают работу

. Уч.: Я проходила и увидела, три варианта записи одного и того же слова (за глубокай, за глубокой, за глубок?й )

Уч.: Какая запись правильная? Почему?

Д.: Мы ещё не умеем проверять слова - признаки. Уч.: Давайте зафиксируем нашу проблему моделью. (Слайд №11)


как проверить?

. Уч.: В чём заключается наша проблема

Д.: Мы не умеем проверять слабую позицию в окончаниях слов - признаков.

Уч.: Что можно сделать? У кого-то может быть, уже есть предложения?

- Проверить по словарю. -

Проверить по окончанию слова - предмета.

- Проверить, так же как слова - предметы, по сильной позиции.

Уч.: А мы знаем, какая из этих версий правильная?

Д.: Нет. Надо проверить все версии.

Уч.: Давайте проверим первую версию. Что нужно сделать?

Д.: Проверим написание окончания слова по словарю. Проверка по словарям. Д.: Этого слова в словаре нет. Предположение о проверке по словарю ошибочно

. Уч.: Проверим другую версию.

Д.: Мы умеем проверять слабую позицию в окончании слова. Окончание в слове за быстр_й проверяю по окончанию слова рекой. В окончание слова рекой в сильной позиции пишется буква о и в окончание слова за быстр_й запишу букву о

. Д.: Нет, я не согласна. Мы умеем проверять только в словах - предметах,

а это слово - признак и проверить его по слову - предмету нельзя

. Уч.: Проверим последнюю версию.

Что нужно сделать?

Д.: Нужно подобрать слово - признак с сильной позицией в окончании слова и проверить слово за быстр_й по этому слову.

Подбор слов (большой, тупой, крутой, дорогой, молодой, пустой и т.д.

Д.: пустой слово - признак, окончание слова находится в сильной позиции, подставим его и проверим за быстр_й (за пустой) рекой, напишем за быстрой рекой.

Уч.: Используя новый способ проверьте пропущенные орфограммы.

Бел_е поле, красн_я девица,в дальн_ю деревню, под стар_й берёзой, в последн_м трамвае.

Уч.: Какой вывод можно сделать? Задание 6

Д.: Чтобы проверить орфограмму в окончании слова - признака, надо подобрать слово - признак, у которого гласная фонема окончания находится в сильной позиции( например, пустой), и подставить его в высказывание.

Уч.: Давайте сравним наш способ проверки со способом Дядюшки Уса (учебник с.147).

Д.: Теперь мы можем дополнить нашу модель. Вместо вопроса можно записать слово пустой.

Задание 7 « Исправь ошибки»

пустой

4. Итог урока (рефлексия). Уч.: Какая у нас будет задача на следующем уроке?

Д.: Мы будем отрабатывать способ проверки окончаний слов - признаков.

Уч.: Что было интересно (сложно; непонятно) на уроке?

Уч.: Можем ли мы с уверенностью сказать, что знаем, как проверять все окончания слов?

Д.: Нет, мы не знаем, как проверять падежные окончания в словах - действиях.


Приложения


Задание 1 Учитель: прочитайте слова, записанные на доске, и постарайтесь назвать их одним словом.

стена стол окно рожь

обида поклон море капель

дядя сугроб дерево карусель

Задание 2 Поработай в группе

1 группа : стена, обида, дядя

2 группа: стол ,поклон, сугроб

3группа : окно, море, дерево

4 группа: рожь, капель, карусель


Задание 5 Заполни пропуски:

за мор_м

на ножк_

по дорожк_

в лужиц_

с больш_й

за глубок_й рекой


Задание 6 Вставь окончание:

Бел_е поле

красн_я девица

в дальн_ю деревню

под стар_й берёзой

в последн_м трамвае

Задание 3 Потренируй себя

Под сосн…….- под стеной

В пенал…- в столе

У солнц…..- у окна

У осин….- у стены

В степ….-в ржи

Задание 7 Исправь ошибки

В рощи птичий гомон.

Стучат на дереви дятлы.

Пищат в гнёздых птенцы.

Кричат в чащи сычи.


























4)Памятка «Проверка орфограмм слабой позиции в окончаниях слов, называющих предметы и признаки»


Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов


















Развивающая система Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова, 3 класс

Тема: Проверка орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях названий предметов и признаков


1 шаг. В группах детям предлагается вспомнить основные признаки слов



(название предметов) (название признаков)



2 шаг. Группам раздаются карточки со словами - необходимо определить значимые части слова и определить место орфограммы



3 шаг. По опорным схемам дети объясняют способы проверки частей слова..

Мастер-класс по теме: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов



Шаг 4. Вспомнить слово - помощник для проверки окончания в словах названиях предметов и признаков.

Вывод: Безударное окончание можно проверить таким же окончанием.



Шаг 5. Составляется алгоритм проверки падежных окончаний

*сначала проверка падежных окончаний рассматривается в единственном числе, затем в словах множественного числа.



Шаг 6. Предлагаются слова с пропуском слабой позиции в окончании слова. Дети по алгоритму работают, затем осуществляется взаимопроверка











Приложение



4.1--4 (1)

Подбери к словам по 3слова с 4.1 -3 (1)

тем же окончанием.

на стуле --- ____________________________________________________

дверь --- _____________________________________________________

в реке --- _____________________________________________________

в степи --- ___________________________________________________


4.1 - 5(1) Все ли три слова в каждой группе принадлежат к одному набору падежных окончаний? Найди «лишнее» слово. Подчеркни его.

  1. стекло, метро, молоко
  2. у дороги, у площадки, у площади
  3. на верблюде, на автомобиле, на машине
  4. рожь, ночь, день
Выпиши из каждой строки «лишнее»слово и подбери к «лишнему» слову по 4 слова, с тем же набором падежных окончаний.
  1. ________________________________________________________________________________
  1. _______________________________________________________________________________

  1. ________________________________________________________________________________

4.___________________________________________________________________________________
4.1. - 6(1) Подчеркни пары слов, у которых одно и то же окончание (не забудь про наборы).
в папке - в пенале, на травке - на земле , стол - полка,

( нет) лошадки - (нет) лошади, шкаф - стеллаж, (есть) куклы - (нет) кукл


4.1.- 7(2) Ребята играли в такую игру. Подбирали слова, которыми можно проверить орфограмму в окончании слова (идти) по тропинк_. Выигрывает тот, кто больше всех подберет таких слов и не сделает при этом ни одной ошибки.

Антон нашёл такие слова: стена, земля, балалайка, швея, западня.

Таня - такие: дома, дуга, трава, нога, рука, сестра, курица.

У Даши вышел такой список слов: беда, струя, среда, река, статья, верба.

У Коли - такой: зима, пурга, весна, свинья, взяла.


Представь себе, что тебе предложили быть судьей в этой игре. Определи победителя. Обоснуй свой ответ.

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________




4.1.- 14(2)

Проверь, правильно ли ученик определил работу окончаний в словах высказывания . Если найдёшь ошибку, зачеркни и рядом напиши свой вариант ответа.

На тропинке Коля увидел колючего ежика.

на тропинке ед.ч., ж.р., Д.п.;__________________________________

Коля ед.ч., м.р., И.п. _________________________________________

увидело ед.ч., наст.вр.,м.р.,3лицо; ________________________________

колючего мн.ч., м.р., Р.п.; ________________________________________

ежика. ед.ч., м.р., В.п; ________________________________________


4.1.- 15(1)

Подбери слова,у которых окончания выполняют такую работу:


мн. ч., Р.п --- ____________________________________________________________


ед.ч., ж.р., И.п. ---- ______________________________________________________


ед.ч. наст.вр., 2лицо ---- __________________________________________________


ед.ч., прош.вр., м.р. --- ____________________________________________________

Выдели всловах окончания.


.1 - 22 (1)

Выбери из слов в скобках проверочное. Подчеркни его. Вставь пропущенную букву.


на палуб___ - (на корабле, на земле, на цепи) в гаван__-- (в реке , в степи, в окне)

в город__ - (в селе, в столе, в стене) за гараж__м - (за домом, за столом, за пером)























© 2010-2022