- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка 2 класс. Тема: «Слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ. »
Урок русского языка 2 класс. Тема: «Слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ. »
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Маркова Л.В. |
Дата | 23.05.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Маркова Людмила Викторовна
Гатчинский район
МБОУ «Таицкая средняя
общеобразовательная школа»
учитель начальных классов
Урок русского языка
2 класс
Тема. Слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ.
Цель урока. Создание условий учащимся для самостоятельного выведения правила написания слов, имеющих сочетания ЧК, ЧН, ЧТ.
Задачи:
-
Развивать умение самостоятельно добывать знания.
-
Формировать умение написания слов, имеющих сочетания ЧК, ЧН, ЧТ.
-
Совершенствовать фонематические умения.
-
Исследовать проблему и вывести правило на писания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ.
-
Развивать собственные личностные качества: наблюдательность, внимательность, логическое мышление.
Оборудование. Рисунок тучки, облачка с заданиями, сигнальные карточки. Учебник Т. Г. Рамзаевой «Русский язык»2 класс 2008 год
Ход урока
Ответы детей
время
1
- Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.
- Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте улыбнемся, друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.
2 Проверка домашнего задания. - Мне кажется, что кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть? (показываю). - Что закрыла тучка?
- Но сначала проверим домашнее задание. - Что вам было задано на дом? 78. Прочитай. Найди слова с мягкими шипящими звуками. В школе нас учат помогать друг драгу, защищать слабых, уважать старших. Спиши. Подчеркни сочетания ча, ща. Дополни предложение (устно). - В каких словах домашнего упражнения встретились слова с сочетаниями ЧА, ЩА? - Почему в сочетаниях ЧА, ЩА пишется буква А, а не Я?
- Как вы дополнили это предложение?
- Молодцы. Поднимите руку те, кто выполнил домашнее задание правильно. Кто допустил ошибки? В каком слове? - Запишите в тетради число, классная работа. И вспомните правила посадки при письме.
- Она спрятала от нас задания, которые мы выполним на уроке.
- Упр. 78, нужно было списать предложение и подчеркнуть слова с сочетаниями ЧА, ЩА.
- Учат, защищать.
- В слове «учат» - звук [ч'] - согласный, непарный, мягкий. В сочетании ЧА, пишется буква А. В слове «защищать» звук [щ'] - согласный, непарный. В сочетании ЩА пишется с буквой А.
- Нам нравиться ходить в школу и получать новые знания.
- В школе нас учат дружбе, уважению и сопереживанию.
/ошибок нет/
3
4 Чистописание. - Тучка спрятала от нас задание по чистописанию. Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесем слово вместе. - Тучка. Какой звук вы слышите в середине слова? - Какой буквой обозначается этот звук? - Давайте найдем эту букву на нашей помощнице - Ленте букв. - Что мы знаем о букве Ч? - А о звуке [ч]? - Молодцы. Тучка открыла нам задание. Напишем заглавную и строчную букву ч. /Учитель показывает правильное написание на доске/ - При написании заглавную букву Ч не путать с буквой У. (нижнее закругление вправо) - В сочетании букв ча - среднее соединение, чу - верхнее, чм - нижнее. - Запишите два слова на сочетания чу и ча. - Какие слова вы записали?
- Когда мы при написании этих слов мы используем заглавную букву Ч? - Все ли требования каллиграфии вы выполнили? (наклон, высота и ширина букв, соединения.) На что вам надо обратить внимание?
Создание проблемной ситуации. /карточки с транскрипцией слов/ - За тучкой спряталось ещё задание, которое поможет нам узнать тему сегодняшнего урока. Это карточки с заданием. - Прочитайте слово на карточке, записанное знаками транскрипции и попробуйте записать его в тетради. Если сомневаетесь при написании слова, то поставьте вопросительный знак в том месте, которое вызывает у вас затруднение. [поч'ка] - Что записано на карточке? - Замените транскрипционную запись буквенной и запишите это слово. - Кто из вас записал так - ручка, а кто так - руч?ка? [соч'ный] - Что записано на карточке? - Замените транскрипционную запись буквенной и запишите это слово. - Кто из вас записал так - сочный, а кто так - соч?ный? [поч'та] - Что записано на карточке? - Замените транскрипционную запись буквенной и запишите это слово. - Кто из вас записал так - почта, а кто так - поч?та? - Посмотрите на доску. Вот что у нас получилось. РУЧКА РУЧ?КА СОЧНЫЙ СОЧ?НЫЙ ПОЧТА ПОЧ?ТА - Что интересного заметили?
- Давайте выделим сочетания, которые в каждой паре произносятся одинаково, но мы записали их по-разному. - На какой вопрос мы будем искать сегодня ответ? В чём проблема?
/Дети произносят слово./
-[ч']
- Ч
- Она согласная.
- Согласный, глухой, мягкий. Не имеет парного твёрдого звука.
/Учащиеся записывают./
- Час, чудо, дача, роща, чулок.
- В начале предложения.
- У меня не очень хорошо получилось написание соединений.
- Я должен обратить внимание на наклон букв.
/Учащиеся записывают слова./
- Почка.
/Сигнальные карточки/
- Сочный.
/Сигнальные карточки/
- Почта.
/Сигнальные карточки/
- Одно и тоже слово записано по-разному. - [ч'к], [ч'н], [ч'т]
Как правильно писать слова с сочетаниями ЧН, ЧК, ЧТ? /вопрос появляется на доске/
4 Поиск решения проблемы - Сегодня на уроке мы с вами выясним, как правильно писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ. - Чем отличаются слова на доске в первом столбике от слов, записанных во втором столбике? /Если дети согласны с ответом ученика, то показывают сигнальную карточку./ - Какова роль мягкого знака в русском языке?
- Ещё раз назовите сочетания, при написании которых у нас возникла проблема. - Дайте характеристику шипящего звука.
- Подумайте надо ли в этих словах обозначать на письме мягкость [ч'] мягким знаком? - Какой вывод мы можем сделать при написании сочетаний ЧК, ЧК, ЧТ?
- Кто сомневался при написании слов в этих сочетаниях и поставил вопросительный знак? Зачеркните его.
- Во втором столбике в сочетаниях есть буква мягкий знак.
- Он на письме служит для обозначения мягкости предыдущего согласного звука.
- ЧК, ЧН, ЧТ.
[ч']- согласный звук, глухой, мягкий, не имеет парного твёрдого.
- Думаю, что не надо.
- Сочетания ЧК, ЧН и ЧТ пишутся без мягкого знака.
/сигнальная карточка/
5 Работа с учебником - А теперь откройте учебник на странице 49. - Сравните наш вывод с правилом в учебнике. - Совпали ли наши выводы с правилом в учебнике?
- Если в русском языке есть слова с таким сочетанием, то можем ли мы дополнить правило? - Какое открытие мы с вами сделали сегодня на уроке?
- Молодцы. Тучка довольна. Составьте предложение со словом тучка. /Спросить 3 учеников/
- Давайте запишем предложение Дениса, а завтра Лизы? На небе тёмная тучка. - Запишите его в тетради. - Как вы записали сочетание ЧК в слове тучка? - Подчеркните орфограмму. - Какие ещё орфограммы вам встретились?
- Какие ещё сочетание с буквой ч будем писать без мягкого знака? - Приведите устно примеры слов с сочетаниями чк, чн и чт.
/Дети читают самостоятельно./
- Не совсем. В правиле ни чего не сказано о сочетании ЧТ.
- Можем.
- В сочетаниях ЧК, ЧН и ЧТ мягкий знак не пишется.
- На небе тёмная тучка.
- Набежала тучка.
- Мы спрятались от тучки.
- На небе тёмная тучка.
- Без мягкого знака.
- Начало предложения пишем с заглавной буквы.
- НА - это предлог, его пишем отдельно от слова.
-ЧН и ЧТ.
Кочка, сорочка, срочный, вечный, чтение.
- Найдите упражнение 83. Прочитайте задание. 83. Прочитай. Рука, ручка, ручная птица, река, речка, речная вода, ёлка, ёлочка, ёлочные игрушки, яблоко, яблочко, яблочный сок. Спиши слова с сочетаниями ЧК, ЧН. Подчеркни эти сочетания. - Прочитайте слова, записанные в упражнении. - Выполните задание. Но помните главное правило списывания с учебника. Как пишем слова? /Самостоятельная работа. Учитель помогает слабым ученикам / - Помните о правилах посадки при письме. - А теперь проверим. Прочитайте слова, которые вы выписали, и назовите орфограмму, изученную на уроке.
- Молодцы. Справились с задание в учебнике. Кто не сделал ни одной ошибки при выполнении этого задания? А у кого есть ошибки? Какие? - Будьте внимательны и не торопитесь. - С какими сочетаниями вы выписали слова?
- Слов, с каким сочетанием нет в учебнике? - На доске, записаны слова, в которых пропущено это сочетание. Мечта, мачта, почтение. Давайте запишем их в тетрадь. Ме__та, ма__та, по__тение. - Есть ли непонятные слова? - Что означает слово «почтение». - Выделите орфограмму в этих словах.
- Прочитай. Спиши слова с сочетаниями ЧК, ЧН. Подчеркни эти сочетания.
/Дети читают все слова, записанные в упражнении./
- Пишем, диктуя себе по слогам.
- Ручка. В этом слове звук [ч'] - мягкий, непарный звук. В сочетании ЧК мягкий знак не пишется.
- Ручная. В этом слове сочетание ЧН пишется без мягкого знака, так как звук [ч']- всегда мягкий.
/Дети поднимают руки./
- У меня пропущено слово «яблочко».
- С сочетаниями ЧК и ЧН.
- С сочетанием ЧТ.
- Уважение.
- Сочетание ЧТ пишется без мягкого знака, так как звук [ч']- мягкий, непарный.
Физминутка
Словарная работа. - В старину люди часто употребляли такие слова, как дева, девица. Сейчас же мы можем встретить их только в сказках или стихах. В современном мире на смену этим словам пришло слово девушка. Дева, девица или девушка - так мы называем уже взрослого человека. А как называют ещё маленького? (Показываю карточку с закрытой буквой о) ДЕВЧКА - Какую орфограмму вы уже увидели в этом слове?
- Слово девочка образовалось от слова дева при помощи части слова -очк-. В русском языке есть такие уменьшительно-ласкательные части слова -очк-, -ечк-, они служат для образования новых слов. - Прочитать это слово орфографически, по слогам, как написано. - А теперь произнести орфоэпически правильно. - Написание какой буквы не совпадает с произношением звука? - Запишите это слово, поставьте ударение и выделите гласную, которую нужно запомнить. - Проверьте то, что вы написали. -Вывод: чк, чн и чт встречаются и в словарных словах.
- Девочка.
- В сочетании ЧК мягкий знак не пишется.
ДЕ - ВОЧ - КА
[д'эвач'ка]
- В слове девочка ударение падает на первый слог, безударная гласная о, которую нужно запомнить.
Самостоятельная работа - Вы очень хорошо работали, а теперь настало время проверить, как вы усвоили данную тему. Наша тучка ушла, а на стол к вам опустилось облачко, а на нем задания. Первое задание на облачке для всех учеников, а второе - выполните на облачке, если успеете. Внимательно прочитайте первое задание. Выполните. У кого возникнут вопросы, поднимите руку. Выпиши слова, вставь мягкий знак там, где нужно. Подчеркни изученную орфограмму.
Мал_чик, точ_ка, ласточ_ка, оч_ки, свеч_ка, печ_ной, скуч_ный, ч_тение.
На другой стороне облачка. Измени слово так, чтобы в них появились сочетания ЧК, ЧН или ЧТ. Запиши их, подчеркни орфограммы. Свеча - (что?), мечта - (кто?), молоко - (какой), овца - (кто?), дача - (какой?). Самопроверка. - Возьмите зелёную ручку и проверьте самостоятельно правильность выполнения задания. /Для сильных учеников проверка на карточках/
- Поднимите руки те ученики, которые после проверки не допустила ни одной ошибки? - Какие ошибки допустили? - Мы не должны забывать о красоте нашего подчерка, о каллиграфии.
/Учитель помогает слабым ученикам/
/для сильных учеников/
/на доске/
1. Мальчик, точка, ласточка, очки, свечка, печной, скучный, чтение.
2. Свечка, мечтатель, молочный, дачный
6 Подведение итогов урока - На какой вопрос мы отвечали сегодня на уроке?
- Какое же новое знание открыли?
- Молодцы. Вы работали сегодня очень хорошо.
Как писать слова с сочетаниями ЧН, ЧК, ЧТ?
В сочетаниях ЧК, ЧН и ЧТ мягкий знак не пишется, потому что звук [ч']- мягкий, непарный и его мягкость на письме обозначать не надо.
7 Домашнее задание. - Прочитайте задание в упражнении 84.
- Какое ещё задание можно будет выполнить с этими словами?
- Дома выполните упражнение 84, и подчеркните сочетание ЧК. А желающие могут устно составить предложения с этими словами.
- Узнай слова и напиши их в тетради через запятую.
- Устно придумать предложение с одним из слов.
Самоанализ урока.
Учитель - Маркова Людмила Викторовна, 2-А класс. Работаю по самостоятельно - сформированному комплекту (Русский язык, Т.Г.Рамзаева - 2 класс, 2008 год) В классе обучается 28 человек. Из них 11 девочек и 17 мальчиков. Тема. Слова с сочетаниями ЧК, ЧН. Цель урока. Создание условий учащимся для самостоятельного выведения правила написания слов, имеющих сочетания ЧК, ЧН. Реализовывалась цель урока с помощью задач. Задачи:
- Развивать умение самостоятельно добывать знания.
- Формировать умение написания слов, имеющих сочетания ЧК, ЧН.
- Совершенствовать фонематические умения.
- Исследовать проблему и вывести правило на писания слов с сочетаниями ЧК, ЧН.
- Развивать собственные личностные качества: наблюдательность, внимательность, логическое мышление.