Урок русского языка 2 класс. Тема: «Слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ. »

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Маркова Людмила Викторовна

Гатчинский район

МБОУ «Таицкая средняя

общеобразовательная школа»

учитель начальных классов


Урок русского языка

2 класс

Тема. Слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ.

Цель урока. Создание условий учащимся для самостоятельного выведения правила написания слов, имеющих сочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

Задачи:

  1. Развивать умение самостоятельно добывать знания.

  2. Формировать умение написания слов, имеющих сочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

  3. Совершенствовать фонематические умения.

  4. Исследовать проблему и вывести правило на писания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ.

  5. Развивать собственные личностные качества: наблюдательность, внимательность, логическое мышление.

Оборудование. Рисунок тучки, облачка с заданиями, сигнальные карточки. Учебник Т. Г. Рамзаевой «Русский язык»2 класс 2008 год

Ход урока

Ответы детей

время

1

  • Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.
  • Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте улыбнемся, друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.

2 Проверка домашнего задания. - Мне кажется, что кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть? (показываю). - Что закрыла тучка?

- Но сначала проверим домашнее задание. - Что вам было задано на дом? 78. Прочитай. Найди слова с мягкими шипящими звуками. В школе нас учат помогать друг драгу, защищать слабых, уважать старших. Спиши. Подчеркни сочетания ча, ща. Дополни предложение (устно). - В каких словах домашнего упражнения встретились слова с сочетаниями ЧА, ЩА? - Почему в сочетаниях ЧА, ЩА пишется буква А, а не Я?


- Как вы дополнили это предложение?


- Молодцы. Поднимите руку те, кто выполнил домашнее задание правильно. Кто допустил ошибки? В каком слове? - Запишите в тетради число, классная работа. И вспомните правила посадки при письме.

- Она спрятала от нас задания, которые мы выполним на уроке.

- Упр. 78, нужно было списать предложение и подчеркнуть слова с сочетаниями ЧА, ЩА.

- Учат, защищать.

- В слове «учат» - звук [ч'] - согласный, непарный, мягкий. В сочетании ЧА, пишется буква А. В слове «защищать» звук [щ'] - согласный, непарный. В сочетании ЩА пишется с буквой А.

- Нам нравиться ходить в школу и получать новые знания.

- В школе нас учат дружбе, уважению и сопереживанию.

/ошибок нет/

3






4 Чистописание. - Тучка спрятала от нас задание по чистописанию. Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесем слово вместе. - Тучка. Какой звук вы слышите в середине слова? - Какой буквой обозначается этот звук? - Давайте найдем эту букву на нашей помощнице - Ленте букв. - Что мы знаем о букве Ч? - А о звуке [ч]? - Молодцы. Тучка открыла нам задание. Напишем заглавную и строчную букву ч. /Учитель показывает правильное написание на доске/ - При написании заглавную букву Ч не путать с буквой У. (нижнее закругление вправо) - В сочетании букв ча - среднее соединение, чу - верхнее, чм - нижнее. - Запишите два слова на сочетания чу и ча. - Какие слова вы записали?
- Когда мы при написании этих слов мы используем заглавную букву Ч? - Все ли требования каллиграфии вы выполнили? (наклон, высота и ширина букв, соединения.) На что вам надо обратить внимание?



Создание проблемной ситуации. /карточки с транскрипцией слов/ - За тучкой спряталось ещё задание, которое поможет нам узнать тему сегодняшнего урока. Это карточки с заданием. - Прочитайте слово на карточке, записанное знаками транскрипции и попробуйте записать его в тетради. Если сомневаетесь при написании слова, то поставьте вопросительный знак в том месте, которое вызывает у вас затруднение. [поч'ка] - Что записано на карточке? - Замените транскрипционную запись буквенной и запишите это слово. - Кто из вас записал так - ручка, а кто так - руч?ка? [соч'ный] - Что записано на карточке? - Замените транскрипционную запись буквенной и запишите это слово. - Кто из вас записал так - сочный, а кто так - соч?ный? [поч'та] - Что записано на карточке? - Замените транскрипционную запись буквенной и запишите это слово. - Кто из вас записал так - почта, а кто так - поч?та? - Посмотрите на доску. Вот что у нас получилось. РУЧКА РУЧ?КА СОЧНЫЙ СОЧ?НЫЙ ПОЧТА ПОЧ?ТА - Что интересного заметили?
- Давайте выделим сочетания, которые в каждой паре произносятся одинаково, но мы записали их по-разному. - На какой вопрос мы будем искать сегодня ответ? В чём проблема?

/Дети произносят слово./

-[ч']

- Ч

- Она согласная.

- Согласный, глухой, мягкий. Не имеет парного твёрдого звука.

/Учащиеся записывают./

- Час, чудо, дача, роща, чулок.

- В начале предложения.

- У меня не очень хорошо получилось написание соединений.

- Я должен обратить внимание на наклон букв.

/Учащиеся записывают слова./

- Почка.

/Сигнальные карточки/

- Сочный.

/Сигнальные карточки/

- Почта.

/Сигнальные карточки/

- Одно и тоже слово записано по-разному. - [ч'к], [ч'н], [ч'т]

Как правильно писать слова с сочетаниями ЧН, ЧК, ЧТ? /вопрос появляется на доске/

4 Поиск решения проблемы - Сегодня на уроке мы с вами выясним, как правильно писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ. - Чем отличаются слова на доске в первом столбике от слов, записанных во втором столбике? /Если дети согласны с ответом ученика, то показывают сигнальную карточку./ - Какова роль мягкого знака в русском языке?



- Ещё раз назовите сочетания, при написании которых у нас возникла проблема. - Дайте характеристику шипящего звука.


- Подумайте надо ли в этих словах обозначать на письме мягкость [ч'] мягким знаком? - Какой вывод мы можем сделать при написании сочетаний ЧК, ЧК, ЧТ?
- Кто сомневался при написании слов в этих сочетаниях и поставил вопросительный знак? Зачеркните его.

- Во втором столбике в сочетаниях есть буква мягкий знак.

- Он на письме служит для обозначения мягкости предыдущего согласного звука.

- ЧК, ЧН, ЧТ.

[ч']- согласный звук, глухой, мягкий, не имеет парного твёрдого.

- Думаю, что не надо.

- Сочетания ЧК, ЧН и ЧТ пишутся без мягкого знака.

/сигнальная карточка/

5 Работа с учебником - А теперь откройте учебник на странице 49. - Сравните наш вывод с правилом в учебнике. - Совпали ли наши выводы с правилом в учебнике?
- Если в русском языке есть слова с таким сочетанием, то можем ли мы дополнить правило? - Какое открытие мы с вами сделали сегодня на уроке?
- Молодцы. Тучка довольна. Составьте предложение со словом тучка. /Спросить 3 учеников/



- Давайте запишем предложение Дениса, а завтра Лизы? На небе тёмная тучка. - Запишите его в тетради. - Как вы записали сочетание ЧК в слове тучка? - Подчеркните орфограмму. - Какие ещё орфограммы вам встретились?




- Какие ещё сочетание с буквой ч будем писать без мягкого знака? - Приведите устно примеры слов с сочетаниями чк, чн и чт.

/Дети читают самостоятельно./

- Не совсем. В правиле ни чего не сказано о сочетании ЧТ.

- Можем.

- В сочетаниях ЧК, ЧН и ЧТ мягкий знак не пишется.

- На небе тёмная тучка.

- Набежала тучка.

- Мы спрятались от тучки.

- На небе тёмная тучка.

- Без мягкого знака.

- Начало предложения пишем с заглавной буквы.

- НА - это предлог, его пишем отдельно от слова.

-ЧН и ЧТ.

Кочка, сорочка, срочный, вечный, чтение.


- Найдите упражнение 83. Прочитайте задание. 83. Прочитай. Рука, ручка, ручная птица, река, речка, речная вода, ёлка, ёлочка, ёлочные игрушки, яблоко, яблочко, яблочный сок. Спиши слова с сочетаниями ЧК, ЧН. Подчеркни эти сочетания. - Прочитайте слова, записанные в упражнении. - Выполните задание. Но помните главное правило списывания с учебника. Как пишем слова? /Самостоятельная работа. Учитель помогает слабым ученикам / - Помните о правилах посадки при письме. - А теперь проверим. Прочитайте слова, которые вы выписали, и назовите орфограмму, изученную на уроке.







- Молодцы. Справились с задание в учебнике. Кто не сделал ни одной ошибки при выполнении этого задания? А у кого есть ошибки? Какие? - Будьте внимательны и не торопитесь. - С какими сочетаниями вы выписали слова?
- Слов, с каким сочетанием нет в учебнике? - На доске, записаны слова, в которых пропущено это сочетание. Мечта, мачта, почтение. Давайте запишем их в тетрадь. Ме__та, ма__та, по__тение. - Есть ли непонятные слова? - Что означает слово «почтение». - Выделите орфограмму в этих словах.


- Прочитай. Спиши слова с сочетаниями ЧК, ЧН. Подчеркни эти сочетания.

/Дети читают все слова, записанные в упражнении./

- Пишем, диктуя себе по слогам.

- Ручка. В этом слове звук [ч'] - мягкий, непарный звук. В сочетании ЧК мягкий знак не пишется.

- Ручная. В этом слове сочетание ЧН пишется без мягкого знака, так как звук [ч']- всегда мягкий.

/Дети поднимают руки./

- У меня пропущено слово «яблочко».

- С сочетаниями ЧК и ЧН.

- С сочетанием ЧТ.

- Уважение.

- Сочетание ЧТ пишется без мягкого знака, так как звук [ч']- мягкий, непарный.


Физминутка


Словарная работа. - В старину люди часто употребляли такие слова, как дева, девица. Сейчас же мы можем встретить их только в сказках или стихах. В современном мире на смену этим словам пришло слово девушка. Дева, девица или девушка - так мы называем уже взрослого человека. А как называют ещё маленького? (Показываю карточку с закрытой буквой о) ДЕВЧКА - Какую орфограмму вы уже увидели в этом слове?
- Слово девочка образовалось от слова дева при помощи части слова -очк-. В русском языке есть такие уменьшительно-ласкательные части слова -очк-, -ечк-, они служат для образования новых слов. - Прочитать это слово орфографически, по слогам, как написано. - А теперь произнести орфоэпически правильно. - Написание какой буквы не совпадает с произношением звука? - Запишите это слово, поставьте ударение и выделите гласную, которую нужно запомнить. - Проверьте то, что вы написали. -Вывод: чк, чн и чт встречаются и в словарных словах.

- Девочка.

- В сочетании ЧК мягкий знак не пишется.

ДЕ - ВОЧ - КА

[д'эвач'ка]

- В слове девочка ударение падает на первый слог, безударная гласная о, которую нужно запомнить.


Самостоятельная работа - Вы очень хорошо работали, а теперь настало время проверить, как вы усвоили данную тему. Наша тучка ушла, а на стол к вам опустилось облачко, а на нем задания. Первое задание на облачке для всех учеников, а второе - выполните на облачке, если успеете. Внимательно прочитайте первое задание. Выполните. У кого возникнут вопросы, поднимите руку. Выпиши слова, вставь мягкий знак там, где нужно. Подчеркни изученную орфограмму.

Мал_чик, точ_ка, ласточ_ка, оч_ки, свеч_ка, печ_ной, скуч_ный, ч_тение.

На другой стороне облачка. Измени слово так, чтобы в них появились сочетания ЧК, ЧН или ЧТ. Запиши их, подчеркни орфограммы. Свеча - (что?), мечта - (кто?), молоко - (какой), овца - (кто?), дача - (какой?). Самопроверка. - Возьмите зелёную ручку и проверьте самостоятельно правильность выполнения задания. /Для сильных учеников проверка на карточках/
- Поднимите руки те ученики, которые после проверки не допустила ни одной ошибки? - Какие ошибки допустили? - Мы не должны забывать о красоте нашего подчерка, о каллиграфии.

/Учитель помогает слабым ученикам/

/для сильных учеников/

/на доске/

1. Мальчик, точка, ласточка, очки, свечка, печной, скучный, чтение.

2. Свечка, мечтатель, молочный, дачный

6 Подведение итогов урока - На какой вопрос мы отвечали сегодня на уроке?
- Какое же новое знание открыли?





- Молодцы. Вы работали сегодня очень хорошо.

Как писать слова с сочетаниями ЧН, ЧК, ЧТ?

В сочетаниях ЧК, ЧН и ЧТ мягкий знак не пишется, потому что звук [ч']- мягкий, непарный и его мягкость на письме обозначать не надо.

7 Домашнее задание. - Прочитайте задание в упражнении 84.

- Какое ещё задание можно будет выполнить с этими словами?
- Дома выполните упражнение 84, и подчеркните сочетание ЧК. А желающие могут устно составить предложения с этими словами.

- Узнай слова и напиши их в тетради через запятую.

- Устно придумать предложение с одним из слов.

Самоанализ урока.
Учитель - Маркова Людмила Викторовна, 2-А класс. Работаю по самостоятельно - сформированному комплекту (Русский язык, Т.Г.Рамзаева - 2 класс, 2008 год) В классе обучается 28 человек. Из них 11 девочек и 17 мальчиков. Тема. Слова с сочетаниями ЧК, ЧН. Цель урока. Создание условий учащимся для самостоятельного выведения правила написания слов, имеющих сочетания ЧК, ЧН. Реализовывалась цель урока с помощью задач. Задачи:

  1. Развивать умение самостоятельно добывать знания.
Данная задача решалась на этапе поиска решения проблемы, где учащимся было предложено записать слова с сочетаниями ЧК, ЧН. При организации данной работы использовала практический метод. Дети вывели проблему написания слов с сочетаниями ЧК и ЧН через предложенные слова, написанные в транскрипции, и, опираясь на свои знания о звуке [ч'] сформулировали новое знание о правописании слов с этими сочетаниями.
  1. Формировать умение написания слов, имеющих сочетания ЧК, ЧН.
Эта задача решалась на этапе работы с учебником. В ходе работы учащиеся выполнили упражнение из учебника. Из данных слов они списали только те, в которых встретились сочетания ЧК и ЧН и подчеркнули орфограмму. Из 28 человек только двое допустили незначительные ошибки (пропустили слова).
  1. Совершенствовать фонематические умения.
Фонематические умения совершенствовались на протяжении всего урока. Так же во время работы со словарным словом, выделяя изученную орфограмму и произнося слово орфографически и орфоэпически, то есть, соотнося произношение и написание слова «девочка».
  1. Исследовать проблему и вывести правило на писания слов с сочетаниями ЧК, ЧН.
Данная задача решалась на этапе поиска решения проблемы. Учащиеся в ходе рассуждения о звуке [ч'] и роли мягкого знака в русском языке вышли на правило. Работа велась с теми учащимися, которые допустили ошибки в первичном написании слов. А остальные, используя сигнальные карточки, подтверждали правильность или неправильность рассуждений.
  1. Развивать собственные личностные качества: наблюдательность, внимательность, логическое мышление.
Наблюдательность, внимательность и логическое мышление развивалось на этапе поиска решения проблемы и при работе с учебником. В ходе урока на изученное правило детьми было записано 24 слова. При создании проблемной ситуации - 3 слова. На первичном написании слов с сочетаниями ЧК, ЧН 17 человек не допустили ни одной ошибки, 8 человек написали слова с одной ошибкой (поч?та) и 3 человека (1 чел - справка ОНР, 2 чел - иноязычные) написали все слова с ошибками. При работе с учебником написали 13 слов на изученную орфограмму (1 - словарное слово и с 1 составили предложение). При проверке полученных знаний на уроке я выбрала задания на карточках (8 слов). Первое - для всех учащихся, а второе - для сильных учеников. В результате проверки были допущены незначительные ошибки. (Пропуск букв и исправления - 3 человека). Считаю, что урок цели достиг. Ученики в ходе урока выявили проблему в написании слов с сочетаниями ЧК и ЧК и решили учебную задачу. План урока выполнен в полном объёме. Выбранные приёмы, формы и методы работы были эффективны.


© 2010-2022