- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на темуПравописание частицы НЕ с глаголами
Конспект урока по русскому языку на темуПравописание частицы НЕ с глаголами
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Демидова Т.Г. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Т.Г. Демидова
МБОУ СОШ №73 им. А.Ф.Чернонога
Тема: Правописание частицы не с глаголами . Цель: Создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока, организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы «частица не с глаголами» Задачи: образовательная:
- исследовать частицу НЕ;
- познакомиться с правилом написания частицы НЕ с глаголами;
- формировать умение раздельно писать частицу НЕ с глаголом;
- развивающая:
- способствовать развитию речи, орфографической зоркости, мышления, внимания;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе, работе в паре.
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- умение определять и сохранять учебную задачу урока;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по коллективно составленному плану;
- соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; оценивание своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
-
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- участвовать в диалоге;
- слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)
1.Организационный момент. Проверьте готовность к уроку: на столе лежат учебник, тетрадь, ручка, линейка, карандаш. -Наш урок я хотела бы начать с вопроса: -Кто считает себя любопытным человеком? -Жить чрезвычайно любопытно! Человек, в котором живёт любопытство, никогда и ни за что не захочет «глотать» готовенькое. Он узнаёт про факты для того, чтобы заглянуть дальше, понять причину, уяснить законы, на которых держится мир. (Слайд 1) -Посмотрите на доску. Кто этот человек? (Альберт Эйнштейн - немецкий физик) -Говорят, великий Эйнштейн впервые задумался в 5 или в 6 лет, когда отец подарил ему компас. Стрелка на компасе шевелилась. -Почему? - спросил мальчик. Ему объяснили, но этого объяснения не хватило. - Почему? И это главное слово гналось за ним всю жизнь, до тех пор, пока он не открыл собственный, новый принцип устройства Вселенной, свою теорию, объясняющую «почему», «на чём» и «как » держится мир. - Как вы думаете. Какое отношение эта история может иметь к нашему уроку? Вы тоже будете делать свои собственные открытия, создавать теории и их доказывать, отвечая на вопросы: как? Зачем? Почему? -Сегодня на уроке мы продолжим работать над грамотностью письма и ещё раз прикоснёмся к тайнам русского языка. 2. Чистописание. Слайд 2 1 строка Уу 2 строка -соединение букв 3 строка -Пословица. Прочитайте пословицу. Как вы понимаете ее? Давайте сделаем синтаксический разбор предложения. Разбор предложения. У доски 1 человек Умелые руки не знают скуки. (Повест., невоскл., распрост) Руки (какие ?) умелые, не знают (чего?) скуки. 3. Словарная работа. Работа в парах . Слайд 3. Кроссворд «Про школу» Отгадайте кроссворд. Обменяйтесь листочками и проверьте работу соседа. Если нет ни одной ошибки нарисуйте солнышко, если есть ошибки нарисуйте облачко.
1) Учащийся в школе. (Ученик)
2) Продолговатый деревянный ящичек для хранения карандашей, ручек, перьев. (Пенал)
3) Коллективная поездка в театр, в музей, на выставку. (Экскурсия)
4) Сшитые листы чистой бумаги, в обложке или переплете, для записывания чего-нибудь. (Тетрадь)
5) Человек, занимающийся обучением детей в школе. (Учитель)
6) Сумка у школьников для ношения книг и учебных принадлежностей, надеваемая на спину. (Ранец)
7) Тонкая палочка графита, сухой краски и т. п., обычно вделанная в дерево, для письма, черчения и рисования. (Карандаш)
У
ч
е
н
и
к
п
е
н
а
л
э
к
с
к
у
р
с
и
я
т
е
т
р
а
д
ь
у
ч
и
т
е
л
ь
р
а
н
е
ц
к
а
р
а
н
д
а
ш
4. Актуализация имеющихся знаний. По вертикали в выделенных клеточках у вас получилось слово. Назовите его -ЧАСТИЦА. Что вы знаете об этой части речи?
Ответ: Это служебная часть речи. К частице нельзя поставить вопрос, она не является членом предложения, она служит для связи слов в предложении. Давайте вернемся к пословице из минутки чистописания. К какому слову относится частица не?
- к глаголу знают,
как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить? Назовите тему нашего урока
СЛАЙД 3 Правописание не с глаголами
Что мы должны будем выяснить на уроке? Как пишется частица НЕ с глаголами?
СЛАЙД 4
5. Правило написания глаголов с частицей не
- Послушайте стихотворение о глаголе и частице не. В нём спряталось правило. Кто услышит его? СЛАЙД 5
Глаголу нравится читать,
Играть, работать и мечтать!
Глаголу очень нравится
Всё делать очень живо.
Частица не - красавица,
Но как она ленива!
Она не ходит, не сидит,
Не шьёт, не жнёт и не кипит,
Книг не читает, не поёт,
Другим работать не даёт.
Глагол же, не любя безделья,
С частицей пишется раздельно!
- Что вы узнали из стихотворения о глаголе и частице не?
- Как пишется не с глаголами? (Отдельно). Откройте учебник и прочитайте правило на стр. 129
- Выпишите из этого стихотворения глаголы с частицей не, подчеркните пробел между глаголом и частицей.
Комментированное письмо.: не ходит, не сидит, не шьет, не жнет, не кипит, не читает, не поет, не дает.
6. Закрепление правила. Самостоятельная работа. ( Карточка у каждого ученика)
А теперь поработайте самостоятельно. СЛАЙД 6
Раскройте скобки и вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы.
-
Не стыдно (не) знать - стыдно (не) учиться.
-
Со_нца врагу (не) п_гасить, а нас (не) поб_дить.
-
Правда (в) огне (не) горит и в в_де (не) тонет.
-
Без букв и грам_атики (не) учатся математике.
Проверка СЛАЙД 7
7. Физминутка.
8. Слова -исключения. А как вы думаете, ребята, всегда ли частица НЕ пишется с глаголом раздельно? Ответить на этот вопрос вы сможете, прослушав мою грамматическую сказку. СЛАЙД 8 В некотором царстве, в некотором государстве жила-была частица Не. Не любили её другие части речи. С кем ни подружится коварная Не, всем жизнь портит: было Прилагательное хорошим - стало нехорошим, правда в неправду превратилась. Всем словам старается Не значение изменить. Не захотел с такой опасной частицей и дедушка Глагол дружить. Затосковала частица Не - скучно одной. Вот и просит она однажды: - Глагол, миленький! Не гони меня прочь - я тебе когда-нибудь пригожусь. Разреши рядом с тобой находиться хотя бы иногда, ведь тебе, старенькому, тяжело бывает, и понять тебя иногда трудно: что это за здоровиться, навидеть, взлюбить, домогать, а?! СЛАЙД 9 Здоровится взлюбить годовать волит Ребята, как вы думаете, есть ли такие слова в русском языке? НЕТ - Твоя правда, - призадумался Глагол. - Того и гляди забудут люди некоторые мои слова. Может быть, с тобой легче мне будет. Становись рядом, да смотри не путайся под ногами! Обрадовалась частица НЕ- дружбой стала дорожить. Рядом с глаголом идет, а в трудную минуту плечо подставляет. Глагол стал ее ласково приставочкой называть. А слова НЕЗДОРОВИТСЯ, НЕГОДОВАТЬ, НЕВОЛИТЬ с той поры счастливые бегают- не забыли их люди. СПАСИБО НЕ! СЛАЙД 10
Кто догадался, когда нужно писать НЕ раздельно, а когда слитно? Вывод: Если глагол употребляется без НЕ, то пишем раздельно. Если глагол не употребляется без НЕ, то пишем слитно. Давайте прочитаем ПРАВИЛО в учебнике. СТР 131 9 . Работа над лексическим значением слов-исключений. Нездоровится - находится в состоянии нездоровья. Негодовать - испытывать крайнее недовольство и возмущение неволить - принуждать, заставлять делать что-нибудь 10 . разбор по составу 11. Работа с учебником. УПР. 226 выборочное письмо выписать глаголы с не.: Нездоровилось, не хотелось, не было, ненавижу, не пели, не кричали, не смеялись, не шумят, не разговаривают, не пристает, не светит. 12. Итог урока. Вот и подходит к концу наш урок! Давайте вспомним: Над какой темой мы сегодня работали? - С какими частями речи мы сегодня работали? - Как пишется не с глаголами? - Когда глаголы пишутся с не слитно? 13. Рефлексия. А сейчас совсем последнее задание. Слайд 11. Необходимо выбрать один вариант из пяти, в тетрадку запишите цифру варианта. (правильно- 5) . Это ваша оценка за урок. Спасибо за работу.