Воспитательное занятие для начальных классов коррекционных школ по рассказу Л. Н. Толстого «Птичка»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательное занятие для начальных классов коррекционных школ по рассказу Л. Н. Толстого «Птичка»

Тема: чтение рассказа Льва Николаевича Толстого «Птичка».

Программное содержание: 1) познакомить детей с великим русским

писателем Л.Н. Толстым; учить внимательно слушать чтение рассказа; отвечать на вопросы;

  1. развивать внимание, память, мышление, речь;

  2. воспитывать любовь к природе; уважение к великому русскому писателю.

Методические приемы: рассказ воспитателя, выразительное чтение.

объяснение, вопросы, оценка детской речи.

Материалы и оборудование: портрет Л.Н Толстого.

Организация: дети сидят полукругом. Ход: I. Сегодня, ребята, я хочу познакомить вас с великим русским писателем Львом Николаевичем Толстым (показывает портрет). - Лев Николаевич Толстой написал очень много рассказов. сказок, басен для детей и взрослых. Его лицо выражает мужество, любовь, доброту, простоту. По его портрету мы можем сказать, что он очень любит русскую природу, русский народ. Лев Николаевич Толстой родился очень давно в Ясной поляне. В семье Толстых было пятеро детей: четыре брата - Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и сестра Маша. Когда Леве не было еще двух лет. умерла его мама. Воспитывала детей родственница Толстых, которую они называли «тетенькой». Всю жизнь Лев Николаевич любил и вспоминал тетеньку Татьяну Александровну. Дети были дружны между собой, любили и умели играть. Часто игры придумывал старший брат Коленька. Он сочинил игру в «зеленую палочку», рассказав, что в одном из уголков Яснополянского парка зарыта палочка, на которой написано, как стать счастливым. Найти эту палочку сможет тот, кто выполнит три условия: не будет наступать на полоски, когда ходит по половицам, не увидит ни разу за год зайца - ни живого, ни мертвого, ни жареного и, стоя в углу, не будет думать о белом медведе. Два условия были легко выполнимы, но третье... как только мальчиков, наказав, ставили в угол, они сразу начинали думать о белом медведе. Игра так запомнилась Льву Николаевичу, что, будучи уже старым человеком, он велел похоронить себя в том уголке парка, где в детстве искал «зеленую палочку». Там его и похоронили. Мальчиком Толстой был очень жалостливым, не мог видеть зла, плакал, если дети находили мертвую птичку. Совсем молодым Лев Николаевич вернулся в Ясную Поляну из Казани, где он учился, и открыл школу. Потом, уже став писателем, он учил в этой школе детей - крестьянских ребятишек и писал для них книги. У Льва Николаевича Толстого было много детей. Став взрослыми, они рассказывали, как любили и уважали своего отца. Лев Николаевич прожил очень долгую жизнь. Он написал очень много книг для взрослых и детей. То, что он был известным писателем, не мешало ему постоянно заниматься спортом. Он очень любил физический труд (он пахал землю, косил траву). Давно уже нет в живых писателя Льва Николаевича Толстого, но все люди во всем мире читают и любят его книги, хотят как можно больше узнать о нем. Подрастая, вы будете ближе и подробнее знакомиться с творчеством Льва Николаевича Толстого. Тогда он вам станет понятнее и дороже. II. Как я уже сказала, Лев Николаевич Толстой очень любил природу. Послушайте рассказ «Птичка», который написал Л.Н.Толстой. (Приложение ) А теперь ответьте на вопросы: - Почему Л.Н.Толстой назвал рассказ «Птичка»? О ком вам хочется поговорить прежде всего и почему? (Потому что рассказ про птичку, о птице, о чижике...) - Какие намерения были у Сережи? (Сережа хотел птичку держать дома, мальчик думал, что птичка игрушка...) - В чем виноват мальчик? (Не хотел отпускать чижика, хотел его держать в клетке, не дал свободы...) - Как бы вы поступили на месте главного героя? (Отпустил бы летать, хорошо кормил бы, отпустил бы на свободу...) - Чему учит этот рассказ? (Не обижать животных, не быть жестоким, не закрывать птичек в клетку...) - С каким писателем мы познакомились? (С великим русским писателем Львом Николаевичем Толстым) - О чем и о ком он написал? (О птичке, о птице, о мальчике...) - Что нового вы узнали из рассказа Л.Н.Толстого «Птичка»? (О мальчике Сереже, о птичке, о том, что птичек нельзя держать в клетке...) Сегодня очень внимательно меня слушали... Хорошо отвечали на вопросы...

Приложение


Птичка Был Серёжа именинник, и много ему разных подарили подарков: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтобы птиц ловить. Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка, и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить на двор. Прилетит птичка, сядет на дощечку, дощечка подвернётся, и сетка сама захлопнется. Обрадовался Серёжа, прибежал к матери показать сетку. Мать говорит: - Не хороша игрушка. На что тебе птички? Зачем ты их мучить будешь?
- Я их в клетки посажу. Они будут петь, и я их буду кормить! Достал Серёжа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели на сетку. Пошёл Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, сетка захлопнулась, и под сеткой бьётся птичка. Серёжа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.

- Мама! Посмотрите, я птичку поймал, это, верно, соловей! И как у него сердце бьётся.

Мать сказала:
- Это чиж. Смотри же, не мучай его, а лучше пусти.
- Нет, я его кормить и поить буду. Посадил Серёжа чижа в клетку, и два дня сыпал ему семя, и ставил воду, и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воды. Мать ему и говорит:
- Вот видишь, ты забыл про свою птичку, лучше пусти её.
- Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку.

Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик, испугался, бьётся об клетку. Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой.

Мать увидала, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:
- Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка!

Не успела она сказать, чижик нашёл дверцу, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку, да не видал стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.

Прибежал Серёжа, взял птичку, понёс её в клетку. Чижик был ещё жив, но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать:
- Мама! Что мне теперь делать?
- Теперь ничего не сделаешь. Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро дышал. Когда Серёжа пошёл спать, чижик ещё был жив. Серёжа долго не мог заснуть; всякий раз, как он закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит. Утром, когда Серёжа подошёл к клетке, он увидел, что чиж уже лежит на спинке, поджал лапки и закостенел. С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц.

© 2010-2022