• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику «В одном счастливом детстве» ОС «Школа 2100» авторы Е. В. Бунеева, Р. Н. Бунеев Тема урока: Что такое взаимопонимание? В. Драгунский «Девочка на шаре»

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику «В одном счастливом детстве» ОС «Школа 2100» авторы Е. В. Бунеева, Р. Н. Бунеев Тема урока: Что такое взаимопонимание? В. Драгунский «Девочка на шаре»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику «В одном счастливом детстве» ОС «Школа 2100» авторы Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев

Тема урока: Что такое взаимопонимание? В.Драгунский «Девочка на шаре».

Тип урока: урок получения новых знаний.

Методическая цель урока: Создать условия для продолжения знакомства с творчеством В.Драгунского.

Личностные результаты обучения:

  • (эмоциональность) формирование умения осознавать и определять свои эмоции;

  • (эмпатия) формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;

  • формирование интереса к чтению, потребности в чтении;

  • формирование уважительного отношения к предпочтениям других людей, ориентации в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступках других людей.

Метапредметные результаты обучения:

Регулятивные УУД:

  • формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы;

  • формировать умение оценивать свою работу на уроке.

Познавательные УУД:

  • формирование критического мышления ;

  • формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, пользоваться словарями, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • овладение диалогической и монологической речью;

  • формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

Применяемые технологии:

  • технология продуктивного чтения;

  • технология деятельностного подхода;

  • проблемно-диалоговая технология.

Отбор электронных ресурсов:

  1. Работа с карточкой «Портрет В.Драгунского» на этапе актуализации знаний. school-collection.edu.ru/catalog/res/5d52c714-8c43-4733-86d4-c0aabc9496f6/view/ №190889.

  2. Работа с карточкой Рассказ В.Драгунского «Девочка на шаре» . school-collection.edu.ru/catalog/res/6ca245fa-7914-4732-ade0-75480ec0bcfe/view/ №190892..

Ход урока:

I.Организационный момент.

Вот опять звенит звонок.

Он позвал нас на урок.

А когда звенит звонок,

Не приглашая на урок?

Ответы детей: (Звонок может звенеть в театре, в цирке).

Всех прошу вас сесть, друзья,

Ведь без знаний жить нельзя.

Мы начнём сейчас урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

II. Проверка домашнего задания.

На доске слова: Мама, папа, я = мы

- В какую одну тему можно объединить эти слова? (семья) -Какое отношение может иметь слово семья к нашему уроку литературного чтения? (раздел, который мы изучаем называется "Мы с папой и мамой"). С какими произведениями и каких авторов мы уже познакомились в этом разделе ?

- "Всё в порядке."

Эдуард Успенский

- "Если был бы я девчонкой"- "…Бы?"

Виктор Драгунский

- "Подарки под подушкой"

Ю.Коринец

- "Разговор с дочкой"

А.Л.Барто

- "Красные яблоки"

И.Дик

- "Перед сном"

А.Л.Барто

- Чему посвящены произведения этого раздела? (семье, то есть детям, папам, мамам). Какова тема этих произведений? (взаимоотношения детей и родителей, их чувства) Какие отношения должны быть в семье? Давайте разберемся в этой проблеме. Говорят в семье должно быть взаимопонимание. Как вы понимаете это слово?

Хотели бы вы и дальше окунуться в мир отношений детей с родителями, почувствовать то что переживают герои? (да). - Ну что ж: в Добрый путь! "Где есть желание, найдется путь".

С какими произведениями мы познакомились на прошлом уроке? ( "Красные яблоки", "Перед сном").

Дополнительный вопрос: Какая основная мысль стихотворения? (ребёнок скучает, ему не хватает общения)

На доске слова. Разделите их на 2 группы.

  • фонарь

  • за окном

  • жонглёр

  • Валерка и Севка

  • зажигают

  • наледь

  • клоун

  • целый вечер

  • арена

  • красные яблоки

  • дела

  • скорая помощь

  • цирковое представление

  • перед сном

Как вы наверное поняли в одной группе будут слова, которые относятся к произведению

«Красные яблоки» ( Валерка и Севка, наледь, красные яблоки, скорая помощь), а другой - «Перед сном». (фонарь, за окном, зажигают, целый вечер, дела, перед сном). Какие слова остались? (жонглер, клоун, арена, цирковое представление) Почему мы не смогли их определить не в одно из этих произведений? - Можно ли их объединить в одну тему? Определите тему? (цирк) Как вы думаете, чему будет посвящено произведение , которое сегодня будем читать? (цирку).

II.Актуализация знаний.

  1. Что общего ?

«Кот в сапогах», «Англичанин Павля», «Сестра моя Ксения», «Он живой и светится», «Бы…», «Дымка и Антон».

Ответы детей: Их автор Виктор Драгунский.

Именно его произведение мы будем сегодня читать.

Когда произносят его фамилию, что сразу хочется сделать?

Писатель писал много для детей. Самое известная его книга «Денискины рассказы». В Драгунский родился в 1913 году, умер в 1972 году.

Родился писатель в Нью-Йорке в еврейской семье переселенцев из России. Позднее они вернулись в Россию и жили в Гомеле. Во время войны отец Виктора умер от тифа.

В молодости В.Драгунский работал учеником токаря. Учился актёрскому мастерству в «Литературно-театральных мастерских» . После окончания был принят в Театр транспорта . Позднее стал актёром Театра сатиры.

С 1940 года публикует фельетоны и юмористические рассказы, позже собранные в сборник «Железный характер» , пишет песни, интермедии, клоунады, сценки для эстрады и цирка.

Во время Великой Отечественной войны Драгунский выступал с фронтовыми концертными бригадами. Работал в цирке клоуном, потом вернулся в театр. С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про вымышленного мальчика Дениса Кораблёва и его друга Мишку Слонова .

Виктор Драгунский писал произведения и для взрослых тоже.

3. Изучение нового материала.

-Откройте учебник на странице 130 и прочитайте название произведения.

Сделайте предположение, о чем оно? -Как вы думаете, где будут происходить события?

-Предположите, кто же эта- девочка на шаре?

Посмотрите на иллюстрацию. Кто на ней изображён?

Что можно предположить о героях произведения? О жанре? - Чему мы будем учиться на уроке. Каковы наши задачи? Дети:

  1. Познакомиться с содержанием произведения В.Драгунского "Девочка на шаре". Определить тему произведения, героев произведения.

У испанского художника Пабло Пикассо есть картина, которая также называется. Это, пожалуй, одна из самых известных картин Пикассо. Свой шедевр художник написал в 1905 году. «Девочка на шаре» знаменует собой новый период в творчестве Пабло Пикассо, который исследователи назвали «розовым». Основные герои его картин в это время - люди циркового искусства. Стоит отметить, что в выборе тематики Пикассо был не одинок. Многие художники в начале века запечатлевали циркачей, ощущая с ними некое духовное родство. На холсте «Девочка на шаре» Пикассо изобразил бродячую труппу акробатов. В центре композиции находятся двое артистов - девочка-гимнастка и силач. Ребенок балансирует на шаре, репетируя свой номер. Фигурка девочки грациозно изогнута, она подняла руки, чтобы удержать хрупкое равновесие. Атлет сидит неподвижно, его мощное тело исполнено спокойствия. Двое артистов резко контрастируют друг с другом. С одной стороны, хрупкость и порывистость тоненькой девочки на шаре, а с другой - сила, мощь и статичность мужчины, сидящего на кубе.

- Сейчас мы начнем читать произведение, возьмите карандаш и отметьте те слова, которые будут вызывать у вас затруднение.

Чтение 1 части рассказа.

Ответы на вопросы во время остановок.

-Кто выступает роли рассказчика?

-Что вы узнали об Алёнке? (подруга мальчика)

Сколько раз мальчик был в цирке?

С каким настроением он туда пришел? - Почему Дениска мало что запомнил из посещения циркового представления? - Когда вам было смешно? - Как рассказчик добивается улыбки читателя? (Переносит цирковое представление в реальную жизнь, события описываются глазами ребёнка). - Узнали ли мы что - нибудь о девочке на шаре?

Какая главная мысль первой части? (Дениска сожалеет о том, что ему уже скоро 8 лет, а в цирке он был всего лишь один раз.)

Лексическая работа. Арена- сцена в цирке Акробаты - артисты цирка (какие еще профессии есть в цирке) Ужасно расхохотался - сильно рассмеялся Карабкались- лезли

Чтение 2 части рассказа.

Лексическая работа.

Объясните выражения и слова:

Угодил тётеньке- попал.

Жонглёр -цирковой артист.

Суматоха-неразбериха.

Не причёска, а нахлобучка -взъерошенные волосы.

Дирижер - руководитель оркестра.

Вопросы по ходу чтения:

-Что больше всего понравилось Дениске в цирке?

Когда началась потеха?

Почему потеха перешла в суматоху?

Чем закончилось выступление жонглера?

Вопросы ко 2-й части.

Что вы узнали о вкусах Дениски? ( любит все яркое, веселье, мороженое)

Когда мы читаем эту часть, то нам кажется , что мы сами находимся там. Слышим звуки цирка, запах, цвета. А в каком эпизоде это особенно хорошо показано? Найдите и прочитайте. (Мне сразу понравилось…) Как надо читать отрывок о выступлении жонглера? ( с ускорением темпа, меняя громкость) Какое настроение у зрителей в зале?

Какие словосочетания особенно ярко передают настроение ? - Узнали ли мы что - нибудь о девочке на шаре? ( Появился шар. Возможно, на нем будет девочка. Надо читать дальше)

Чтение 3 части. Вопросы и комментарии по ходу чтения.

- Представьте себе эту девочку. Что в ней было особенного? - Какая музыка сопровождает выступление девочки? Почему тихая музыка и звон колокольчиков понравились Дениске, он же любил все веселое? (Было ощущение сказки)- Какое открытие поразило Дениску? (Девочка умеет светиться в темноте) - Какое желание возникло у мальчика? Почему? Как вы думаете, действительно девочка увидела Дениску? Почему Дениска уже ни на что не хотел смотреть? (Он хотел ее лучше запомнить)

Вопросы после чтения 3 главы.

- В каких словах показано отношение автора к этой девочке? Какие краски использует автор?

(синие-синие глаза; серебряное платье; голубой шар, умеет светиться в темноте) С кем автор сравнивает девочку? ( с Дюймовочкой) Когда девочка соскочила с шара, какое желание возникло у мальчика? Почему мальчик испугался? Когда вышел клоун, почему Дениска зажмурил глаза? ( Я все время думал про девочку на шаре.) Почему Дениску не развеселило выступление клоуна с петухом? Что нового вы почувствовали в Дениске? ( Он в душе поэт, кажется взрослее)

.Как вы думаете, каково лексическое значение слова "душа"? Однозначным или многозначным является это слово? (душа - это то, что находится внутри человека; то, что мы не видим, но чувствуем; душа - человек - это добрый человек. Слово является многозначным).

2.Проверим правильность наших ответов по толковому словарю. (Толкование данного слова читает заранее подготовленный ученик).

Душа:

  1. Внутренний психический мир человека, его сознание.

  2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами.

  3. Вдохновитель чего - нибудь, главное лицо.

  4. В старину: крепостной крестьянин.

  5. О человеке в устойчивых сочетаниях.

Чтение 4 части чтение по абзацам.

Подберите синоним к слову антракт. (перерыв)

Что такое пампасы? (Южноамериканские степи)

Как сказать по-другому «туземное население». (коренное, местное)

Какое желание преследовало мальчика после антракта и затем дома? -Почему Дениске не понравилось выступление львов? -О чём спросил папа? Обратите внимание, как ответил Дениска, что он выделил) -Чему удивилась мама? ( ее сын повзрослел)

Итог урока. - Как вы думаете, как дальше будут развиваться события? - Появятся ли другие персонажи?

Домашнее задание.

  1. Дочитать рассказ, записать вопросы, которые возникнут по ходу чтения 5-7 частей.

  2. Ответить на первый и второй вопросы стр.124.

Рефлексия.

-Оцените свою работу на уроке.

-Что понравилось на уроке?

-Что запомнилось больше всего?






© 2010-2022