- Преподавателю
- Начальные классы
- Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках в начальной школе
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Циприс М.П. |
Дата | 16.05.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ВКО г. Риддер КГУ «Средняя школа № 16»
Учитель: Циприс М.П.
Активизация познавательной деятельности младших школьников
на уроках в начальной школе
Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Одно из важнейших факторов интереса к учению - понимание младшими школьниками необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала. Поэтому, перед тем, как приступить к изучению какой - либо темы, я стараюсь найти активные формы и методы обучения, продумывая каждый урок, чтобы заинтересовать детей к учебной деятельности Готовясь к урокам, на которых учащиеся получают новые знания, стараюсь пробудить в них активное восприятие. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые применяю на уроке. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету дидактическая игра. Она вызывает у детей интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче понять учебный материал. Активизация деятельности учащихся на уроке - одно из направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Различные виды занимательности целесообразно использовать на всех этапах урока в зависимости от ее дидактической направленности: при проведении устного счета, при подготовке к изучению и при изучении нового материала, при закреплении и повторении ранее пройденного материала. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. В 1-м классе в течение года на уроках математики проводится работа над формированием вычислительных навыков в пределах десяти. Для привлечения интереса к обучению необходимо присутствие в вычислительных упражнениях элемента занимательности, игры, догадки, сообразительности, использование интересного наглядного материала. Опираясь на свой опыт работы, хочу предложить некоторые приёмы, которые позволят учителю решить многие проблемы: сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживая внимание детей, контролировать дисциплину. На первых уроках, когда дети только начинают писать цифры, готовлю индивидуальные карточки с заданиями. Решая примеры, дети соединяют шарики (грибы, письма) с цифрами на числовой прямой. Индивидуальной работе предшествует фронтальная работа у доски.
Хорошим помощником в проведении устного счёта является игра "Молчанка", использование которой на уроках традиционно. Приведу примеры нескольких из них Для раскрашивания детям предлагаются герои известных мультфильмов, сказок, забавные сюжеты. Задания отличаются разнообразием формы и содержания, составлены в соответствии с программным материалом. Для отработки вычислительных умений и навыков использую картинки - раскраски. Раскрашивать можно как индивидуально, так и в паре (иногда провожу соревнование, чья пара быстро и правильно раскрасить картинку или сюжет)
В содержание каждого этапа урока стараюсь включать занимательные задания, которые способствуют развитию математического мышления детей. Вот некоторые из них. 1. Света, Алёша и Рената катались на велосипедах. У них были трехколесные и двухколесные велосипеды, а всего было 8 колес. Сколько велосипедов было трехколесных? 2. Сколько цифр использовано для записи числа 22? Что обозначает каждая из цифр в записи числа 22? 3. Расположи карточки так, чтобы произведения, записанные на них, возрастали. Прочитай получившееся слово
. Решение:
4. «Угадай число». На доске изображена схема, по ней выполняется все четыре арифметические действия. Конечный результат - число 40. Угадай первоначальное число.
На уроке русского языка при изучении темы: "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" использовала следующее задания
-
Дается цепочка слов:
Машина, самолет, Маша, Жучка, Иртыш, Омск, лопата, Мурка, Астана.
- Можно ли среди этих слов выделить две группы?
- Если можно, то, по какому принципу? (По написанию.)
Вывод: одни слова пишутся с большой буквы, а другие с маленькой. Почему?
- А по какому принципу еще можно разделить эти слова на две группы?
(Возникает проблемная ситуация.)
- На какой вопрос отвечают все эти слова.
Вывод: одушевленные существительные называют живые предметы и отвечают на вопрос кто?, а неодушевленные существительные - неживые предметы и отвечают на вопрос что?
На этапе закрепления использовала такие задания:
1) Из данных слов выпишите существительные.
Холодно, смелый, нос, радость, кошка, сорока, воробей.
2) Найди в стихотворении все имена существительные, где есть орфограммы, выпиши в столбик, поставив их в начальную форму. Укажи род.
Золотое солнце
В яркой синеве,
Золотые тени
Движутся в траве.
На этапе проверки знаний использую задания в виде текстов, где не только нужно выбрать правильный ответ, но и его обосновать. 1) Подчеркните в тексте имена существительные и объясните ваш выбор. Шел сильный снег. Дороги замело. Выглянуло солнце и снег перестал. 2) Что такое имя существительное: Придумайте по 5 существительных на тему , школьные принадлежности, посуды и т.д.. 3) Вспомните, что вы знаете об имени существительном. Распределите слова в две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Объясните, почему вы так сделали? По какому правилу? Машина, цветок, корова, Мурка, часы, лопата, Жучка, сорока; 4). Пришла зима. С севера подул студеный ветер. С неба посыпались снежинки. Растут сугробы. - Подчеркните имена существительные. - Поставьте вопрос. - Двумя чертами подчеркните существительные, которые обозначают явления природы. 5) - На какой вопрос отвечают одушевленные предметы? - На какой вопрос отвечают неодушевленные предметы? - Выпишите в один столбик одушевленные, а в другой неодушевленные предметы. Брат, мама, корабль, овраг, мороз, внук, река, бабушка, шуба, дуб, котенок. Коля, сосед урок, сирень, товарищ, воробей, день, рама. 6) Отгадайте загадки. Запишите ответы: сначала те, которые отвечают на вопрос кто? а затем на вопрос что? - Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла (корова); - Белое одеяло весь мир покрывало, стало тепло - в речку утекло (снег); - Кто зимой белый, а летом серый (заяц); - Под соснами, под елками бежит мешок с иголками (еж); - Стоит Антошка на одной ножке, шляпа есть, а головы нет (гриб); - Не будильник, а разбудит, запоет - проснутся люди (петух). Практика показывает, что учащимся нравится работать с подобными заданиями, они могут обратиться за помощью к учителю, при необходимости к учебнику, к соседу по парте при работе в паре. Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает учителю выполнять одну из самых важных задач школьного обучения: активизировать познавательную деятельность учащихся с целью повышения познавательных мотивов.