- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка на тему Приставка как часть слова
Урок русского языка на тему Приставка как часть слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Скачкова Т.М. |
Дата | 12.06.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
«Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Зеленовская средняя общеобразовательная школа» Фроловского муниципального района Волгоградской области
МБОУ «Зеленовская СОШ»
Конспект урока русского языка для 2класса «Приставка»
(«Начальная школа 21 век»)
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Скачкова Татьяна Михайловна
МБОУ «Зеленовская СОШ»
Фроловского муниципального района
Волгоградской области
2015г
Тема: «Приставка»
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала. Цель: дать понятие о приставке как значимой части слова. Задачи: образовательные: познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов; организовать наблюдение за этой частью слова и научить выделять её из состава слова. воспитательные: воспитывать чувство аккуратности, усидчивости, готовности к уроку, товариществу. развивающие: развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщения; речь детей при работе.
Дидактические средства: для учителя: карточки со словами, иллюстрации, презентация, для обучающегося: учебник, рабочая тетрадь, набор карточек с приставками, памятки с алгоритмом, карточки для парной работы и тестовой работы.
Ход урока
- Организационный момент.
Алёнушка
У моей двоюродной сестрички
твердый шаг и мягкие косички.
Аккуратно платьице пошито.
Белым мылом лапушки помыты .
Под бровями в солнечном покое
тихо светит небо голубое.
Нет на нем ни облачка, ни тучки.
Детский голос. Маленькие ручки.
-Найдите слова, образованные суффиксальным способом.
(Дети называют слова и сигналят карточками).
- Замечательно поработали. Чтобы нам больше узнать о частях слова, я предлагаю вам ещё раз перечитать текст «Части слова». Он разделен на части. Ваша задача:
- определить, что в тексте вам хорошо знакомо,
- с чем вы встретитесь впервые;
- с помощью специальных значков сделать пометки в тексте
(значки: V - уже знал; + - новое; ? - не понял, есть вопрос)
Время работы с текстом 3 минуты. Приступайте. 1. Прием «Инсерт». Части слова . Корень - это главная часть слова. В корне содержится основное значение слова. Корень обозначается так . Суффикс - это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение. Суффикс обозначается так . Окончание - часть слова, которая изменяется. Обозначается окончание так Приставка - это … слова. Она стоит …. Приставки служат для ………... Приставки могут иметь …. значение. Обозначается приставка так ..
- Проверим, что у вас получилось. - Какая информация стала для вас новой? (Информация о приставке). - Все верно. Какая же тема нашего урока? (Приставка). - Где можно проверить наше предположение? (В учебнике). 2.Работа с учебником. - Открываем учебник стр.143. Прочитайте тему урока. - Совпало наше предположение? (Да). - Какую цель поставим на сегодняшний урок? (Узнать, что такое приставка, какую работу выполняет). Сегодня мы с вами путём исследования должны выяснить, какую роль играют приставки в словах? - Что нужно сделать, чтобы решить эту проблему? (Составить план работы).
- С чего начинаем?
1.Узнаем новое.
Что это? Где находится? Как обозначается? Для чего служит? 2. Упражняться в нахождении приставок. 3.Оценка работы. КО (иллюстративный план на доске).
Очень хорошие вопросы у вас получились. Мне кажется, самое время начать на них
отвечать. В этом нам будет помогать статья, учебник, ваши светлые головы. Готовы? - Как будем работать? (Все вместе, в паре, индивидуально).
Тогда начнем.
III. Изучение нового материала.
а). Откройте тетради и запишите слова.
(2 ученика у доски).
Школа город
пришкольный пригородный
- Понаблюдайте за словами. Как называются вторые в парах?
На какой вопрос отвечают? Что обозначают? Выделите корни и суффиксы в данных словах. - Можно ли сказать, что вторые слова в парах имеют общее значение «находящийся рядом, около»? - Назовите ту часть слова, которая образовала это значение (часть ПРИ). Оцените работу у доски:
П. К. (правильно, красиво). Б). Парная работа. У. Слова спокойно жили в книжке, Но книжку вдруг прогрызли мышки, Вот что мышки натворили, Часть от слова откусили! Учебник, стр. 143 упр.1 - Прочитайте, допишите недостающую по смыслу часть слова. - Как будете работать? (В паре). - Кому трудно воспользуйтесь подсказкой. Работаем в карточках!
…бежал за угол; …бежал из дома; …бежал первым; …бежал через дорогу;…бежал то края. Какую работу выполняет недостающая часть слова? Где стоит?
- Как обозначить эту часть слова? Где проверим наше предположение?
(учебник, с 144), значок. Чтение правила.
- Выполните цветовую оценку работы! Красный - не понял, повторить. Жёлтый - не до конца понял, есть ошибки.
Зелёный - всё выполнил, всё ясно.
У. У корня в недругах, представьте - ка,
Есть дама гордая - Приставка
А злит она его одним -
Стоит - всегда перед ним.
Физминутка. Наши руки сжали тесно, Что такое? Интересно! В руки мы бинокль возьмём, А потом их развернём. 1, 2, 3, 4, 5, Будем с лёгкостью писать! IV. Систематизация новых знаний. - Продолжим работу по учебнику. Выполним упражнение 2 на странице 144. Прочитайте задания. Как будете работать? (По рядам -3 столбика, 3 ряда), (3 ученика у доски). На полях ретроспективная оценка. Перед выполнением- Л - легко, С - сомневаюсь, Т - трудно. После выполнения - букву обвести. - Каждый из вас спишет только одну группу слов, ту, которая понравится. После этого постарайтесь ответить на вопросы задания. Время работы 3 минуты. Беседа у доски. - Можно ли сказать, что слова данного столбика родственные? - Может быть, это формы одного и того же слова? - Так какие же это слова? (Однокоренные!) - Сделайте вывод, для чего служит приставка? (Для образования новых слов). - Вывод верный. Приставки помогают образовывать множество однокоренных, но разных по значению слов одной и тойже части речи. -Где можем проверить наше предположение? -В учебнике. -Посмотрите на стр.145. Наш вывод подтверждает учебник? (Да). - Так после чего отмечаем в словах приставку? - Для чего нужны приставки? (Ответы детей). Физминутка. (приставки на доске) С при- приставкою присесть С по- приставкою подняться и немного покачаться, С под- подпрыгнуть, подмигнуть, С вы- вытягиваем руки, С о- опустим их опять. Вот и всё. Настало время, С за- зарядку завершать!
- А как найти приставку? Давайте составим алгоритм нахождения приставки в словах. Кому трудно, воспользуйтесь подсказкой (с.145, учебник).
- Подбери однокоренные слова.
- Обозначь корень.
- Найди часть слова перед корнем, которой различаются слова. Это приставка.
- Назови приставку.
Список использованной литературы.
- Русский язык : 2 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 1 / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др. - М.: Вентана-Граф, 2012. (Начальная школа XXIвека).
- Русский язык : 2 класс : комментарии к урокам / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. - М.: Вентана - Граф, 2011. (Начальная школа XXI века).