Урок русского языка во 2-м классе по теме Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка во 2-м классе по теме Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова"

Цель: умение ставить ударение, опираясь на смысл слов.

Задачи урока:

  • Обучающие:

    • уточнить и систематизировать знания обучающихся об ударении, ударных и безударных слогов;

    • сформировать представление о смыслоразличительной роли ударения в словах.

  • Коррекционно-развивающие:

    • способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы;

    • коррекция слухового восприятия на основе упражнения «Определи звук»;

    • коррекция пространственного восприятия.

  • Воспитательная:

    • формировать культуру организации рабочего места.

Оборудование: проектор, презентация (Приложение)

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельностьучащихся

1. Оргмомент


Цель: коррекция пространственного восприятия.

2. Актуализция знаний

Цель: коррекция слухового восприятия на основе упражнения «Определи звук»;

Целеполагание.

Словарно-орфографическая работа.

Цель: повторение изученных орфограмм.

3. Изучение нового материала

Анализ, сравнение языкового материала;

Выделение существенных признаков;

Формулировка понятия;

4. Физминутка

4. Первичное закрепление

Коллективная работа

5. Закрепление

(самостоятельная работа по рядам)

6. Итог

- Прозвенел звонок, настроились все на урок. Мы начинаем урок русского языка. Сегодня урок обещает быть не только познавательным, но и интересным, но все будет зависеть от вашей работоспособности, внимательности и сообразительности. Итак, вы готовы приступить к работе?
- Давайте быстренько подготовим ваше рабочее место.

  • Положите дневник на угол парты;

  • Поверх дневника положите тетрадь;

  • Учебник положите так, чтобы он лежал над дневником, но под тетрадью;

  • Слева от учебника положите ручку;

  • Карандаш расположите так, чтобы он находился между ручкой и учебником;

  • С противоположной стороны учебника расположите линейку и ластик.

- Запишите число, классная работа.
- Итак, определить тему нашего урока вам поможет упражнение «Определи звук». От вас требуется максимум внимания.
- Послушайте инструкцию: я читаю слово, а вы определяете, с какого звука оно начинается, и записываете соответствующую букву в тетрадь.

Улитка
дерево
аист
рассказ
енот
ножницы
игра
ель.

- Если каждый из вас выполнил задание, верно, то, соединив эти буквы, у вас получится слово.
- Прочитайте его.
- Действительно, тема нашего урока: «Ударение».
- Скажите, мы встречались уже с таким понятием?
- А что оно означает?
- Действительно, мы на практике встречались с ударением, учились ставить ударение в слове, определять на какой слог падает ударение, но само правило, что такое ударение и какова его роль в русском языке мы еще не изучали.

- Исходя из этого, какую задачу урока для себя вы бы поставили?

- Чтобы ответить на все поставленные вопросы, давайте для начала выполним словарно-орфографическую работу.
- Спишите слова, вставляя нужную букву:

Замо(г,к), атла(з,с), кру(ж,ш)ки

- Давайте проверим, правильно ли вы написали.

- Какую орфограмму мы сейчас с вами повторили?

- Давайте произнесем эти слова с ударением. Отметьте ударение в словах.

- На какой слог падает ударение в 1, 2, 3 словах?

- Как можно назвать слог, на который падает ударение?

- Сколько таких слогов в слове?

- А как назвать слог, на который не падает ударение?
- Давайте с вами прислушаемся, как мы произносим слог, на который падает ударение.
- Одинаково ли этот слог произносится по сравнению с остальными слогами в слове?
- А как?

- Так что такое ударение? Какой вывод можно сделать?

Работа с правилом в учебнике (стр. 102)

- Мы с вами решили только первую задачу урока. Прежде чем двигаться дальше, давайте отдохнем.

ИГРА «Красный, желтый, зеленый»

- Может быть, кто-то из вас уже готов высказать предположение, какова роль ударения в русском языке?
- Если не готовы, тогда послушайте одну сказку.
В некотором царстве, некотором государстве собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение каждого из вас!» Слова, конечно, не поверили.
Вышли вперед стрелки и сказали: «Мы умеем стрелять и можем себя защитить». А Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый и получились стрелки. А потом выбежали белки. Мы такие резвые, что вмиг ускачем от Ударения. Но и здесь Ударение перешло на другой слог и получилось слово белки.
Как вы думаете, какой вывод сделали слова?
Они поняли, для чего им необходимо ударение?

- Как, по-вашему, мнению, Ударение могло бы изменить смысл наших слов? (Замок, атлас, кружки)
- Давайте попробуем. Что получилось бы? Объясните.
- Так как мы ответим на второй поставленный нами вопрос в начале урока? Какова роль ударения в русском языке?

Работа с правилом (на доске)

Перестановка ударения с одного слога на другой может изменить смысл (значение) слова.

- Давайте попробуем изменить слово при помощи ударения.

хлопок
мука
Поля
полки
плачу

- А если в слове только 1 слог, ударение сможет изменить смысл этого слова?

- А сейчас выполним задание только, наоборот: по смыслу слова вы должны догадаться, куда падает ударение.

1 ряд

Мы сегодня ели уху.
Комар подлетел к уху.

2 ряд

Дети пили молоко.
Пили бревно ровно.

3 ряд

Собака сидит у ворот.
У рубахи вышит ворот.

- Давайте еще раз прочитаем, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока.
- Что такое ударение?
- Какова его роль в русском языке?
- Я бы хотела, чтобы вы свою работу подытожили следующим образом: выберите то, что вам подходит, и продолжите предложение:

1. Я повторил на уроке…
2. Мне понравилось…
3. Мне не понравилось…
4. Кто, по-вашему, хорошо работал…
5. Кто мешал…
6. За что ты можешь себя похвалить…
7. За что ты можешь себя поругать…
8. Я для себя на уроке узнал…




© 2010-2022