- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка во 2-м классе по теме Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова
Урок русского языка во 2-м классе по теме Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хамерзокова С.Р. |
Дата | 17.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова"
Цель: умение ставить ударение, опираясь на смысл слов.
Задачи урока:
-
Обучающие:
-
уточнить и систематизировать знания обучающихся об ударении, ударных и безударных слогов;
-
сформировать представление о смыслоразличительной роли ударения в словах.
-
-
Коррекционно-развивающие:
-
способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
-
коррекция слухового восприятия на основе упражнения «Определи звук»;
-
коррекция пространственного восприятия.
-
-
Воспитательная:
-
формировать культуру организации рабочего места.
-
Оборудование: проектор, презентация (Приложение)
ХОД УРОКА
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельностьучащихся
1. Оргмомент
Цель: коррекция пространственного восприятия.
2. Актуализция знаний
Цель: коррекция слухового восприятия на основе упражнения «Определи звук»;
Целеполагание.
Словарно-орфографическая работа.
Цель: повторение изученных орфограмм.
3. Изучение нового материала
Анализ, сравнение языкового материала;
Выделение существенных признаков;
Формулировка понятия;
4. Физминутка
4. Первичное закрепление
Коллективная работа
5. Закрепление
(самостоятельная работа по рядам)
6. Итог
- Прозвенел звонок, настроились все на урок. Мы начинаем урок русского языка. Сегодня урок обещает быть не только познавательным, но и интересным, но все будет зависеть от вашей работоспособности, внимательности и сообразительности. Итак, вы готовы приступить к работе?
- Давайте быстренько подготовим ваше рабочее место.
-
Положите дневник на угол парты;
-
Поверх дневника положите тетрадь;
-
Учебник положите так, чтобы он лежал над дневником, но под тетрадью;
-
Слева от учебника положите ручку;
-
Карандаш расположите так, чтобы он находился между ручкой и учебником;
-
С противоположной стороны учебника расположите линейку и ластик.
- Запишите число, классная работа.
- Итак, определить тему нашего урока вам поможет упражнение «Определи звук». От вас требуется максимум внимания.
- Послушайте инструкцию: я читаю слово, а вы определяете, с какого звука оно начинается, и записываете соответствующую букву в тетрадь.
Улитка
дерево
аист
рассказ
енот
ножницы
игра
ель.
- Если каждый из вас выполнил задание, верно, то, соединив эти буквы, у вас получится слово.
- Прочитайте его.
- Действительно, тема нашего урока: «Ударение».
- Скажите, мы встречались уже с таким понятием?
- А что оно означает?
- Действительно, мы на практике встречались с ударением, учились ставить ударение в слове, определять на какой слог падает ударение, но само правило, что такое ударение и какова его роль в русском языке мы еще не изучали.
- Исходя из этого, какую задачу урока для себя вы бы поставили?
- Чтобы ответить на все поставленные вопросы, давайте для начала выполним словарно-орфографическую работу.
- Спишите слова, вставляя нужную букву:
Замо(г,к), атла(з,с), кру(ж,ш)ки
- Давайте проверим, правильно ли вы написали.
- Какую орфограмму мы сейчас с вами повторили?
- Давайте произнесем эти слова с ударением. Отметьте ударение в словах.
- На какой слог падает ударение в 1, 2, 3 словах?
- Как можно назвать слог, на который падает ударение?
- Сколько таких слогов в слове?
- А как назвать слог, на который не падает ударение?
- Давайте с вами прислушаемся, как мы произносим слог, на который падает ударение.
- Одинаково ли этот слог произносится по сравнению с остальными слогами в слове?
- А как?
- Так что такое ударение? Какой вывод можно сделать?
Работа с правилом в учебнике (стр. 102)
- Мы с вами решили только первую задачу урока. Прежде чем двигаться дальше, давайте отдохнем.
ИГРА «Красный, желтый, зеленый»
- Может быть, кто-то из вас уже готов высказать предположение, какова роль ударения в русском языке?
- Если не готовы, тогда послушайте одну сказку.
В некотором царстве, некотором государстве собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение каждого из вас!» Слова, конечно, не поверили.
Вышли вперед стрелки и сказали: «Мы умеем стрелять и можем себя защитить». А Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый и получились стрелки. А потом выбежали белки. Мы такие резвые, что вмиг ускачем от Ударения. Но и здесь Ударение перешло на другой слог и получилось слово белки.
Как вы думаете, какой вывод сделали слова?
Они поняли, для чего им необходимо ударение?
- Как, по-вашему, мнению, Ударение могло бы изменить смысл наших слов? (Замок, атлас, кружки)
- Давайте попробуем. Что получилось бы? Объясните.
- Так как мы ответим на второй поставленный нами вопрос в начале урока? Какова роль ударения в русском языке?
Работа с правилом (на доске)
Перестановка ударения с одного слога на другой может изменить смысл (значение) слова.
- Давайте попробуем изменить слово при помощи ударения.
хлопок
мука
Поля
полки
плачу
- А если в слове только 1 слог, ударение сможет изменить смысл этого слова?
- А сейчас выполним задание только, наоборот: по смыслу слова вы должны догадаться, куда падает ударение.
1 ряд
Мы сегодня ели уху.
Комар подлетел к уху.
2 ряд
Дети пили молоко.
Пили бревно ровно.
3 ряд
Собака сидит у ворот.
У рубахи вышит ворот.
- Давайте еще раз прочитаем, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока.
- Что такое ударение?
- Какова его роль в русском языке?
- Я бы хотела, чтобы вы свою работу подытожили следующим образом: выберите то, что вам подходит, и продолжите предложение:
1. Я повторил на уроке…
2. Мне понравилось…
3. Мне не понравилось…
4. Кто, по-вашему, хорошо работал…
5. Кто мешал…
6. За что ты можешь себя похвалить…
7. За что ты можешь себя поругать…
8. Я для себя на уроке узнал…