Урок русского языка в 3 классе «Склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных. »

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 3 классе «Склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных.» (Повторение изученного).


Цель урока: - совершенствование умения определять тип склонения имён существительных; - формирование навыков грамотного, безошибочного, осознанного письма. Задачи урока: повторение правила проверки безударных окончаний имён существительных; отработка правописания безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонений; закрепление ранее изученных орфограмм;

  1. Организационный момент. Оформление записей в тетради.

  2. Активизация знаний.

- Расставьте буквы в порядке возрастания чисел, и вы узнаете тему нашего урока:

К С О Л Е Н И Н Е

2 1 4 3 6 5 8 7 9

Вопросы:

-Эта тема новая? Давайте вспомним всё, что мы знаем об имени существительном. (Ответы обучающихся).

- Что такое склонение?

-Умеете ли вы определять склонение имени существительного?

-Давайте проверим ваше умение.

-Возьмите перфокарты, я буду называть имена существительные, а вы отмечать цифры: 1,2,3 в зависимости от типа склонения названного имени существительного:

- трава, солнце, печь;

-дочь, восторг, нож;

-багаж. магистраль, удочка;

- ремень, канитель, дядя;

-ночь, хлопушка, карандаш.

Проверка: учитель называет правильные ответы тройками (1, 2, 3 и т. д.), дети обводят в кружок неверные ответы.

- Оцените результат своей работы.



  1. Тема и цель урока.

-Какую цель для себя вы поставили на данном уроке? (Научиться быстро и по возможности безошибочно определять тип склонения и правильно писать безударные окончания имён существительных).

-Что необходимо знать,чтобы добиться поставленной цели? ( Дети вспоминают правила). - Откроем учебник. (Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3 склонений). - Этот урок относится к какому блоку? («Правописание») - Сегодня на уроке мы будем отрабатывать правописание безударных окончаний имён существительных. Работаем в тетради «Пишем грамотно».

4. Закрепление системы окончаний всех трёх склонений. - Для того чтобы вспомнить падежные окончания имён существительных, заполним таблицу, данную в упражнении № 1. ( Выполняется самостоятельно с последующей проверкой.) - Те ребята, у кого возникнут трудности, могут воспользоваться карточкой-помощницей.

5. Отработка написания безударных падежных окончаний.

- Прочитайте задание к упражнению № 2. ( Выполняется фронтально). Какое доказательство правильности выбора окончания мы будем записывать в скобках? (Склонение и падеж.) - Дома вам надо будет выполнить упражнение № 6, где вы ещё раз закрепите написание падежных окончаний и вам придётся доказывать правильность выбранного окончания. - Итак, чтобы доказать правильность выбранного окончания у существительного, что мы должны определить? ( Склонение и падеж.)

6. Физкультминутка. - Чтобы правильно выполнить следующее упражнение, мы должны вспомнить, у существительных какого склонения никогда не пишется окончание - и? (У существительных 2 склонения.) Прочитайте задание и скажите, имён существительных какого склонения не будет среди выписанных слов? Почему? ( У существительных 2-го склонения никогда не пишется окончание - и) - Самостоятельно вставьте окончания в тетради и запишите слова в рабочую тетрадь. (О мыши, из вишни, в тетради, к цели, от молодёжи, из избушки, от радости, после болезни, от дедушки, вдоль речки, из речки, в жизни) - А теперь проверьте, как эту работу выполнил Винни-Пух. (О мыши, из вишни, в тетрадки, к цели, от молодёжи, из избушки, от радости, после болезни, от дедушки, вдоль речки, из речки, к речки, в жизни.) - Давайте поможем Винни-Пуху исправить ошибки. - Итак, что нужно знать, чтобы правильно писать безударные падежные окончания? (Нужно уметь определять склонение и падеж существительных и знать таблицу окончаний.) - Но мы знаем ещё один способ проверки безударных окончаний. Какой это способ? (Безударные окончания имён существительных можно проверить по ударным окончаниям опорных слов.) - При выполнении следующего упражнения, мы будем пользоваться этим способом. - Вспомните опорные слова 1-го, 2-го, 3-го склонения. (Весна, слон, рожь) - Перед началом работы определим склонение каждого слова, изображённого на картинке, и справа от картинки напишем соответствующую цифру.

7. Комплексное повторение изученных орфограмм. Выполняется самостоятельно с последующей устной проверкой. Упражнение № 3. - В каких частях слова встретились орфограммы? ( В корне, приставке, окончании.) - Назовите слова, в которых пропущенная буква находится в окончании, и объясните написание. (У Всезнайки, летом, в фуфайке, в холодильнике) - Назовите слова, в которых орфограмма находится в корне (спросили, зима, сидит, холодильнике, морозит, белоснежные, снегурки, поглядите, хожу, часто, отморозьте, проверяя) приставке. (Заснеженной, поглядите, отморозьте). Дополнительное задание (работа в парах): найти в группе лишнее слово и объяснить, по какому признаку оно отличается от остальных. 1) о столе, о стене, о весне, о лисе; 2) к кошке, к земле, к маме, к башне; 3) в степи, в ночи, в цепи, в кровати; 4) от деревни, от рощи, от площади, от палатки; 5) свечой, удачей, рощей, тучей; 6) около ели, около ёлки, около ёлочки, около мышки;

8. Подведение итога урока. - Итак, давайте ещё раз повторим, как проверить правильность написания безударных окончаний. (Работая в парах, дети заполняют карточки.) Проверь себя 1) К 1 склонению относятся существительные …………………….. и …………………………… рода с окончаниями …………………. в начальной форме. 2) К …………………… склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием и ь на конце. 3) В предложном падеже у существительных 2 склонения пишется окончание ………….. . 4)В дательном падеже у существительных …………………… склонения пишется окончание -е. 5) У существительных 3 склонения в родительном, дательном, предложном падежах - окончание ………… .

9. Домашнее задание: выполнить упражнение №_______ из рабочей тетради.

10 Рефлексия.

- Какие знания, ты повторил на уроке?

- Что сегодня я делал и достиг?

- Чем я сегодня помог, чем порадовал учителя, одноклассников?

- Что я сегодня сделал для своего здоровья?

- Какое у меня настроение?



© 2010-2022