• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Календарно-тематическое планирование и рабочая прогамма по окружающему миру 3 класс «Перспективная начальная школа» по ФГОС

Календарно-тематическое планирование и рабочая прогамма по окружающему миру 3 класс «Перспективная начальная школа» по ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематическое планирование по окружающему миру 3 класс

Программа «Перспективная начальная школа»

п/п

Тема урока)

страницы учебника

Решаемые проблемы

Понятия

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС)

Домашшнее

задание

Дата

Предметные результаты

УУД

Изображение Земли на глобусе

1

Глобус - модель Земли

ПДД №1. Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах.

1; 7 - 11

Проблема различения объектов живой и неживой природы

Живая и неживая природа.

Учащиеся научатся:

- различать объекты живой и неживой природы.

Личностные:

- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Познавательные.

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Регулятивные.

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Коммуникативные:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Хрестом. С 7-9, пересказ.

2

Материки и океаны

(название, расположение на карте и глобусе) ОБЖ №1 Безопасное поведение на дорогах

1; 12 -14

Работа с готовыми моделями- глобусом.

Глобус - модель земного шара, меридианы, параллели, нулевой меридиан, экватор.

Учащиеся научатся:

- находит на глобусе меридианы, параллели, Северный и Южный полюсы, северное и южное полушария.

Учебник 1, с. 12-14, читать, хрест. С. 10-15,

3

Общие представления об основных формах поверхности.

ОБЖ № 2 Лесные пожары. Действие школьников по их предупреждению

1; 15 18

Материки и океаны( общее представление, расположение на глобусе).

Материки

океаны.

Учащиеся научатся:

- находит на глобусе материки и океаны.

Учебник 1, с. 15-18, читать,

ТПО. с. 5,

4

Знакомство с основными формами поверхности родного края(экскурсия)

-

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте).

Равнины

горы

Учащиеся научатся:

- различать равнины и горы на глобусе.

-

5

Географическая карта как ещё один источник получения информации об окружающем мире.

Карта полушарий.

р /к №1 Почвы края.

1; 19 -24

Элементарные приёмы чтения карты.

Карта.

Учащиеся научатся:

- работать с картой;

- выполнять задание на контурной карте.

Личностные:

- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Познавательные.

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Регулятивные.

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Коммуникативные:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные:

- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Познавательные.

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Регулятивные.

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Коммуникативные:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

хрест. С. 17-21, , ТПО с. 7-8, работа с картой.

6

Физическая карта России. Условные обозначения на физической карте.

Практическая работа № 1 «Работа с физической картой и контурными картами России»»

ПДД №2.Новое о светофоре. Информационно-указательные знаки

1; 25 -27

Физическая карта

карта полушарий.

Учащиеся научатся:

- находить и показывать на карте физические объекты.

Учебник 1, с25-27, читать,

ТПО с. 8-9, заполни пропуски.

7

План местности. Масштаб.

Практическая работа № 2

« Работа с планом местности, сравнение карты и плана, элементарные приёмы чтения плана и карты

1; 28 -30

Элементарные приёмы чтения планы местности.

План местности

Учащиеся научатся:

- называть отличия плана местности от рисунка местности на конкретном примере села Мирного.

Учебник 1, с.28-30, читать,

ТПО с. 9, начертить план местности.

8

Холмы и овраги.

Практическая работа № 3

«Крупные равнины и горы, моря, реки, озёра»

р/к №2 Природные сообщества нашего края.

1; 31 -34

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте).

Понятия «холмы», «овраги».

Учащиеся научатся:

- называть части холма;

- определять виды склонов;

- называть части оврага;

- рассказывать о вреде, который приносят природе и хозяйственной деятельности человека овраги, и о мерах борьбы с ними.

Учебник 1, с.31-34, пересказ.

9

Стороны горизонта. Линия горизонта.

Практическая работа № 4

«Определение горизонта по компасу» »» ОБЖ №3Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением

1; 35 -37

Горизонт. Линия горизонта.

Учащиеся научатся:

- определять стороны горизонта на местности с помощью солнца.

Учебник 1, с. 35 -

37, читать,

ТПО с. 14-15, определить стороны горизонта на карте.

10

Ориентирование на местности: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта.

Компас.

Практическая работа № 5

« Работа с компасом, определение сторон.»

1; 38 -41

Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта с помощью компаса.

Компас

Учащиеся научатся:

- находить стороны горизонта на местности по признакам при роды;

- находить стороны горизонта с помощью компаса.

Хрестом. С 28-32, пересказ по рядам.

11

Практическая работа № 6

Ориентирование на местности

(урок-экскурсия)

-

Учащиеся научатся:

- работать с картой;

- выполнять задания на контурной карте.

Учебник 1, с. 38-41, читать.

12

Проверочная работа№1 теме

«Изображение земли на глобусе» ОБЖ №4 Дорожная разметка

-

Проблема различения

твердых, жидких, газообразных веществ.

Твёрдые, жидкие, газообразные вещества.

Учащиеся научатся:

- ставить и проводить опыты;

определять тела, вещества и частицы;

- различать тела искусственные и тела живой и неживой природы.


Учебник 1, с. 42,.


Неживая природа

13

Первоначальные представления о веществе

Тела; вещества; частицы ОБЖ №5 Переходим дорогу, перекрёсток

1; 43 -48

Отличие объектов живой и неживой природы от изделий человека.

Тела, вещества, частицы.

Учащиеся научатся:

- проводить опыты;

- различать тела, вещества, частицы.

Личностные:

- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Познавательные.

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

Регулятивные.

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Коммуникативные:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Учебник 1, с43 -48, читать, хрест. С. 33- 34,

ТПО с. 19-20.

14

Вода - необыкновенное вещество.

ПДД №3. Что надо знать о перекрёстках и опасных поворотах транспорта

1; 49 -52

Проблема различения

свойств воды.

Твёрдые, жидкие, газообразные вещества

Учащиеся научатся:

-определять состояние воды;

- проводить опыты и наблюдения.

Учебник 1, с.49-52, читать, хрест. С. 35,

ТПО с. 21.

15

Тест №1 теме «Из чего всё на свете».

Готовимся к школьной олимпиаде

1; 53 -55

Твёрдые, жидкие, газообразные вещества

Учащиеся научатся:

- ставить и проводить опыты;

- определять тела, вещества и частицы;

- различать тела искусственные и тела живой и неживой природы.

Учебник 1, с. 53 -56, , хрест. С. 36-40,

пересказ по рядам.

16

Свойства воды в жидком состоянии

1; 57 -62

Проблема различения свойства воды при нагревании и охлаждении

Твёрдые, жидкие, газообразные вещества

Учащиеся научатся:

- проводить опыты, формулировать выводы, фиксировать выводы в письменном виде.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Познавательные.

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Регулятивные.

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Учебник 1, с. 57 -62, пересказ , хрест. с. 46, пересказ.

17

Термометр и его устройство. ОБЖ №6 Сигналы регулировщика и светофора

1; 63 -67

Простейшие измерения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра.

Термометр

Учащиеся научатся:

- пользоваться термометром;

- определять температуру воды;

- проводить исследовательскую работу.

Учебник 1, с. 63 -67, пересказ ТПО с. 24-25, определить температуру.

18

Свойство воды в твёрдом состоянии (свойство льда)

1; 68 -71

Разные состояния воды.

Твёрдые, жидкие, газообразные вещества

Учащиеся научатся:

- делать выводы о свойствах льда, о практическом применении свойств воды.

Учебник 1, с. 68 -71,

пересказ , хрест. с. 41-45,

пересказ по рядам.

19

Свойство воды в газообразном состоянии. ОБЖ № 7Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени

1; 72 -74

Учащиеся научатся:

- определять свойства водяного пара в опытах и наблюдениях.

Учебник 1, с. 72 -74, пересказ , ТПО с.27, дополнить предложения.

20

Готовимся к школьной олимпиаде

ПДД № 4.Что помогает соблюдать безопасность на улицах города и дорогах


1; 76 -80

Учащиеся научатся:

- проводить опыты, формулировать выводы, фиксировать выводы в письменном виде.

Учебник 1, с. 76 -80, пересказ , хрест. с. 47-48, пересказ,

21

Круговорот воды в природе

ОБЖ №8 Защита квартиры от воров и грабителей

1; 81 -84

Вода в природе. Разные состояния воды.

Круговорот воды в природе.

Учащиеся научатся:

- доказывать круговорот воды в природе.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Познавательные.

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Регулятивные.

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Учебник 1, с. 81 -84, пересказ , хрест. с. 49, с. 54-55, 59-60 пересказ,

22

Туман и облака. Осадки.

ОБЖ №9 Основные мероприятия ГО по защите населения

1; 85 -87

Осадки

Учащиеся научатся:

- проводить исследовательскую работу;

- определять виды облаков.

Учебник 1, с. 85 -87,

ТПО с. 30, записать результаты наблюдений.

23

Вода - растворитель. Тест №2

1; 88 90

Растворимые и нерастворимые вещества.

Раствори

тель

Учащиеся научатся:

- делать фильтр;

- простейшим способом определять растворимые и нерастворимые вещества.

Учебник 1, с. 88 -90, ТПО с. 32-33, записать результаты опытов.

24

Растворы в природе.

ОБЖ №10 Мы-пассажиры

1; 91 -94

Учащиеся научатся:

- проводить опыты;

- определять с помощью мерного цилиндра степень прозрачности воды.

Учебник 1, с. 91 -94, ТПО с. 34-35, дополнить текст.

25

Почему воду надо беречь? р/к №3. Реки края, естественные и искусственные водоемы.

1; 96 -102

Водоёмы, их использование человеком, охрана воды.

Учащиеся научатся:

- охранять водные богатства.

Учебник 1, с. 96 -102, пересказ , хрест. с. 61-66, пересказ по вариантам. .

26

Готовимся к школьной олимпиаде

1; 103 - 108

Вода в природе. Разные состояния воды.

Учащиеся научатся:

- проводить исследовательскую работу;

- охранять водные богатства.

Учебник 1, с. 103-110, ТПО с. 39-40, дополнить текст.

27

Океан, которого нет на карте и глобусе.

ОБЖ №11 Безопасность пассажиров

1; 111 - 114

Твёрдые, жидкие, газообразные вещества

Атмосфера

Учащиеся научатся:

- проводить опыты;

- показывать, что воздух, окружающий нас, присутствует в твёрдых телах и в воде.

Личностные:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Познавательные.

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Регулятивные.

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Учебник 1, с. 111-114, хрест. с. 69-72,читать.

28

Воздух - это смесь газов.

ПДД№5. Правила безопасного перехода железнодорожного переезда

1; 115 - 119

Различение свойств воздуха.

свойства воздуха

Учащиеся научатся:

- определять свойства кислорода и углекислого газа.

Учебник 1, с. 115-119, хрест. с. 73-75,пересказ.

29

Свойство воздуха.

ОБЖ №12Правила обеспечения сохранности личных вещей

1; 120 - 122

Учащиеся научатся:

- с помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении - сжимается, что тёплый воздух легче холодного.

Учебник 1, с. 120-122, хрест. с. 76,пересказ.

30

Готовимся к школьной олимпиаде. Проверочная работа № 2 по теме «Неживая природа»

1; 123 - 125

Твёрдые, жидкие, газообразные вещества

Учебник 1, с. 123-125, ответить на вопросы.

Тайна недр пород. Почва

31

Горные породы

2; 5 - 8

Простейшие измерения температуры воздуха с помощью термометра.

Термометр

Учащиеся научатся:

- измерять температуру воздуха с помощью термометра.

Личностные:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Познавательные.

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Регулятивные.

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Учебник 2, с. 5-8, хрест. с. 77-79, пересказ.

32

Горные породы

ОБЖ №13 Пожарная безопасность и поведение при пожаре

2; 5 - 8

Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов.

Флюгер

анемометр

Учащиеся научатся:

- пользоваться флюгером и анемометром.

Учебник 2, с. 5-8, хрест. с. 77-79,

33

Разрушение твёрдых пород под воздействием воды , ветра, растений, колебаний температуры воздуха.

2; 9 - 11

Явление природы

Дневник наблюдения

Учащиеся научатся:

- вести элементарные наблюдения за погодой, работая с дневником наблюдений.

Учебник 2, с. 9-11, ТПО с. 2-3, отметить породы.

34

Минералы.

ПДД №6.Правила езды на велосипеде.

Минералы.

Практическая работа № 11 «Сравнение минералов по твёрдости»

2; 12 -15

2; 12 -15

Простейшие измерения температуры воздуха с помощью термометра.

Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов.

Учащиеся научатся:

- определять свойства воды и воздуха, их значение в природе и жизни человека.

Учебник 2, с. 12-15, ТПО с. 4, дополнить высказывания.

35

Учебник 2, с. 12-15, ТПО с. 4, дополнить высказывания.

36

Полезные ископаемые

ИКТ Презентация

2; 16 -21

Краткая характеристика объектов неживой природы.

Горные породы.

Учащиеся научатся:

- различать виды горных пород;

- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Познавательные.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

Регулятивные.

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Коммуникативные:

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Личностные:

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Познавательные.

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Регулятивные.

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Коммуникативные:

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


Учебник 2, с. 16-21, хрест. с. 80-81, пересказ.

37

Полезные ископаемые

ОБЖ №14 Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера

2; 16 -21

Осадочные горные породы.

Учащиеся научатся:

- наблюдать за проведением учителем опытов, иллюстрирующих разрушение горных пород под влиянием температуры и воды.

Учебник 2, с. 16-21, хрест. с. 80-81, пересказ.

38

Практическая работа № 12 «Изучение свойств полезных ископаемых известняка, мрамора, песка, глины)

р/к №4 Горные породы своей местности.

2; 22 -25

Минералы

Учащиеся научатся:

- выполнять практическую работу.

Учебник 2, с. 22-25, хрест. с. 82, пересказ.

39

Использование и охрана полезных ископаемых

2; 26 -30

Полезные ископаемые, сплав, металлы, месторождение,

руда.

Учащиеся научатся:

- называть свойства песка, глины, мрамора, гранита.

Учебник 2, с. 26-30, хрест. с. 83-84, пересказ.

40

Почва - единство живого и неживого

ОБЖ №15 Особенности поведения с незнакомыми людьми

2; 31 -34

Учащиеся научатся:

- в опытах определить свойство известняка, мрамора, песка, глины по данному плану.

Учебник 2, с. 31-34, хрест. С. 82, пересказ.

41

Почва и её состав

Практическая работа № 13 «Определение примерного состава почвы»

2; 35 -38

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств.

Учащиеся научатся:

- уметь охранять полезные ископаемые и бережно относиться к богатствам природы;

- работать с учебными текстами.

Учебник 2, с. 35-38, пересказ, ТПО

с. 10-11

42

Разнообразие живых организмов почвы: растения, грибы, животные, микроорганизмы.

ПДД№7.Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте.

-

Учащиеся научатся:

- в опытах определить свойство известняка, мрамора, песка, глины по данному плану.

-

43

Почвы родного края (экскурсия)

-

Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы.

Горные породы.

Учащиеся научатся:

- работать с оглавлением учебника, учебными текстами;

- составлять цепи питания.

-

44

Разрушение почв под воздействием потоков вод, ветра, непродуктивной хозяйственной дея-тельности

-

Почва

Учащиеся научатся:

- изучать состав почвы;

- проводить опыты и наблюдения;

- делать выводы.

-

45

Охрана почв . Тест №3

р/к №5 Мой дом, моё село, моя Россия.

2; 39 -42


Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств.

Почва

Учащиеся научатся:

-договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности;

- обсуждать проблему.

Учебник 2, с. 39-42, пересказ, ТПО

с. 15, заполнить таблицу.

46

Проверочная работа №3

«Тайна недр пород. Почва»

ПДД№8. Я-пешеход.

-

Взаимосвязь растений и животных

Природное сообщество.

Учащиеся научатся:

- раскрывать связи, которые существуют между обитателями леса;

- составлять цепи питания, существующие в лесном сообществе.

-


Природные сообщества. Человек и природные сообщества.

Личностные:

- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Познавательные.

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ.

Регулятивные.

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Коммуникативные:

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

47

Лес и его обитатели

Практическая работа № 14 «Работа с гербариями растений леса: описание внешнего вида, условий произрастания»



2; 43 -49

Правила поведения в лесу

Лес. Гербарий

Луг , обитатели луга

Учащиеся научатся:

- раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга;

- составлять цепи питания, существующие в луговом сообществе.

Учебник 2, с. 43-49, хрест. С. 85-87, пересказ

48

Луг и его обитатели

Практическая работа № 15 «Работа с гербариями растений луга: описание внешнего вида, условий произрастания»

2; 50 -54

Учащиеся научатся:

- раскрывать связи, которые существуют между обитателями поля;

- составлять цепи питания, существующие в сообществе поля.

Учебник 2, с. 50-54, ТПО с. 18.

49

Поле и его обитатели.

Практическая работа № 16 «Работа с гербариями растений поля: описание внешнего вида, условий произрастания»

2; 55 -58

Учащиеся научатся:

- раскрывать связи, которые существуют между обитателями пресного водоёма;

- составлять цепи питания, существующие в сообществе пресного водоёма.

Учебник 2, с. 55-58, хрест. С. 117-120, пересказ.

50

Пресные водоемы и его обитатели. ОБЖ №16 Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика отравлений

2; 59 -64

Учащиеся научатся:

- раскрывать связи, которые существуют между обитателями болота;

- составлять цепи питания, существующие в болотном сообществе.

Учебник 2, с. 59- 64, хрест. с. 97-99, с.102, пересказ.

51


Болото и его обитатели ОБЖ №17 Соблюдение мер безопасности при пользовании электроприборами

2; 65 -68

-

Учащиеся научатся:

- раскрывать связи, которые существуют между обитателями природных сообществ;

- составлять цепи питания, присущее этим сообществам.

Учебник 2, с. 65-68, хрест. с. 105-112, пересказ.


52

Растения и животные природных сообществ родного края

(Экскурсия)

53

Роль и значение лесов в жизни человека

ПДД№9.Световые сигналы на пешеходных переходах

2; 69 -73

Значение леса для природы и для жизни человека.

Природное сообщество.

Учащиеся научатся:

- охранять природные богатства.

Личностные:

- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Познавательные.

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ.

Регулятивные.

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Коммуникативные:

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Личностные:

- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Познавательные.

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ.

Регулятивные.

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Коммуникативные:

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Учебник 2, с. 69-738, хрест. с. 121-122, пересказ.

54

Безопасное поведение человека в лесу

(заседание клуба)

ОБЖ №19 Первая помощь при отравлении

2; 74 -78

Правила поведения в природе.

Учащиеся научатся:

- выполнять правила безопасного поведения в лесу.

Учебник 2, с. 74-78, хрест. С. 123-124, пересказ, ТПО С. 27-28.

55

Роль и значение луга в жизни человека

ИКТ Презентация

2; 79 -

82

Взаимосвязь растений и животных.

Охрана природы

Учащиеся научатся:

- раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга;

- составлять цепи питания, присущие луговому сообществу.

Учебник 2, с. 79-82, ТПО с. 29-30.

56

Роль и значение болота в жизни человека ОБЖ №20 Причины отравлений газообразными или

токсическими веществами

2; 83 -85

Связь неживой и живой природы.

Учащиеся научатся:

- выполнять правила безопасного поведения на болотах.

Учебник 2, с. 83-85, ТПО. с. 31.

57

Роль и значение водоёмов в жизни человека

р/к №6 Герб и флаг Ставропольского края.

2; 86-89

Водоёмы и их использование.

Реки и озёра России родного края.

Учащиеся научатся:

- показывать на карте реки и озёра;

- выполнять правила поведения у водоёмов.

Учебник 2, с. 86-89, ТПО с. 32, дорисовать

58

Безопасное поведение человека у водоемов

(заседание клуба)

2; 90 -

93

Правила поведения в природе.

Учащиеся научатся:

- выполнять правила поведения у водоёмов.

Учебник 2, с. 90-93,

ТПО. с. 33.

59

Водоём родного края. (экскурсия) Практическая работа № 17 «Озеленение школьного двора

-

Охрана природных богатств. Правила поведения в природе.

Учащиеся научатся:

- выполнять правила поведения у водоёмов.

-

60

Человек-защитник природы.

Практическая работа №18 «Уход за комнатными растениями»

2; 94 -96

Охрана природных богатств.

Развитие насекомых.

Красная книга.

Учащиеся научатся:

- называть детёнышей животных.

Учебник 2, с. 94-96, ТПО с. 34, хрест.с. 127-132, пересказ.

61

Развитие животных (на примере появления из яйца и развитие бабочки-капустницы)»ОБЖ №21 Защита человека в чрезвычайных ситуациях

2; 97 -102

Учащиеся научатся:

- охранять природные богатства.

Учебник 2, с. 97-102, пересказ,

ТПО с. 35-37.

62

Проверочная работа по теме

« Природные сообщества»

ОБЖ №22 Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Стихийные бедствия.

-

История отечества.

лента времени

месяц, век, год

Учащиеся научатся:

- ориентироваться по ленте времени.

-


Путешествие в прошлое

63

Лента времени.

Практическая работа № 19 «Определение последовательности исторических событий, соотнесение века с годами по ленте времени»

Города России - Золотое кольцо России. Тест №4

Практическая работа № 20 «Работа с картой - города Золотого кольца России»

ОБЖ №23 Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени

2; 103 - 107

2; 108 - 123

Россия - наша родина.

города России

Учащиеся научатся:

- называть города России, их достопримечательности;

- показывать на карте города России.

Личностные:

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Познавательные.

- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Регулятивные.

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Коммуникативные:

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Учебник 2, с. 103-107, ТПО. С. 38.

64

Учебник 2, с. 108-115, печ. Тетр. С. 39, хрест. С. 133-135, пересказ.

65

Названия городов Золотого кольца, расположение на карте, достопримечательности-памятники зодчества и живописи.

р/к №7 Рельеф моей местности по плану.

2; 108 - 123

2; 124 - 136


Учащиеся научатся:

- показывать Санкт- Петербург на карте;

- рассказывать об основных достопримечательностях города.

Учебник 2, с. 115-123,переск, тетр. с. 40-41.

66

Санкт-Петербург. Расположение на карте.Практическая работа №21 «Расположение Санкт-Петербурга».

ПДД№10. Экскурсия по селу.

Учебник 2, с. 124-131,

67

Достопримечательности Санкт-Петербурга

(заседание клуба)

р/к №8Достопримечательности родного края.

2; 124 - 136

История отечества.

Россия - наша родина.

лента времени

месяц, век, год

Учащиеся научатся:

- называть города России, их достопримечательности;

- показывать на карте города России;

- ориентироваться по ленте времени.

Учебник 2, с. 132-136, хрестом. с. 139-143

68

Мой край, моё село.Экскурсия

р/к №9 Местоположение своего селения. ОБЖ №24 Подготовка обучаемых к проведению Дня Защиты детей.

-

-


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего за год

ПДД

10

ОБЖ

24

П/Р

21

Р/К

9

тестов

1

1

1

1

4

Проверочных

работ

1

1

1

1

4

Всего часов

68



Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования примерной программы по окружающему миру и на основе авторской программы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова (УМК «Перспективная начальная школа» 2010). Цели: - формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности; - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой. Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Задачи - формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; - развитие умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; - создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества. Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.


Общая характеристика учебного предмета Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля. Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Основные учебно-воспитательные задачи курса: - дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта; - последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений - работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений; - изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин; - воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.

3 класс В 3-м классе расширяются знания школьников об источниках информации. Учащиеся знакомятся с устройством простейших измерительных приборов (лупа, микроскоп как система увеличительных стекол, песочные часы, часы, термометр, флюгер) и моделей (географическая карта, глобус). Одной из задач обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез. Содержание темы «Неживая природа. Тела и вещества» позволит более глубоко раскрыть прежде изученные взаимосвязи неживой и живой природы. Знания о живой и неживой природе расширяются за счет изучения свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе, изучения природных сообществ (луг, лес, водоем) и цепей питания. Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.


Описание места учебного предмета в учебном плане Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч., из них в 1 классе 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2, 3 и 4 классах по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся осваивают основы адекватного природного и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Данный курс наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно - нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально - культурного многообразия России и мира.
  • Семья как основа духовно - нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно - ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно - нравственной консолидации российского общества.
  • ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально - нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Планируемые результаты освоения учебного предмета


Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 3 класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Обучающиеся получат возможность научиться:
  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Регулятивные УУД:
  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Обучающиеся получат возможность научиться:
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:
  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Обучающиеся получат возможность научиться:
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:
  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)..

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений. В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
  • характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;
  • находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
  • определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
  • сравнивать и различать формы земной поверхности;
  • находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название;
  • моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;
  • проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»;
  • называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро, пруд, болото);
  • находить на физической карте разные водоемы и определять их название;
  • характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;
  • ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;
  • приводить примеры веществ;
  • сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;
  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • сравнивать свойства воды и воздуха;
  • следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
  • характеризовать кругооборот воды в природе;
  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;
  • характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности);
  • обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;
  • различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности);
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);
  • проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» - ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;
  • характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о безопасном поведении в лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения);
  • опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ;
  • называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России;
  • называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
  • понимать необходимость соблюдения правил безопасности при походах в лес, в поле, на луг;
  • использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
  • использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, интернет - адреса для поиска необходимой информации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
  • самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;
  • извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;
  • осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воду, газ, топливо) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела);
  • выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
  • описывать достопримечательности Московского Кремля;
  • различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
  • находить место изученного события на ленте времени;
  • находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца», город Санкт-Петербург;
  • описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов «Золотого кольца»;
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях Санкт-Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка).
Обучающиеся получат возможность научиться:
  • соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей, конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
  • находить на ленте времени место изученному историческому событию;
  • проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации;
  • использовать дополнительные источники информации (словари учебников и интернет-адреса).
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;
  • соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
  • соблюдать правила безопасного поведения в гололед;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе.


Содержание программы


3 класс

№ п/п

Наименование раздела

Содержание программы

1.

Изображение Земли на глобусе (12 ч)


Глобус - модель Земли. Экватор. Параллели и меридианы. Географическая карта как еще один источник получения информации об окружающем мире. Карта полушарий. Северное и Южное полушария. Западное и Восточное полушария. Физическая карта России. Условные обозначения на физической карте. Материки и океаны (названия, расположение на карте и глобусе). План местности. Масштаб. Стороны горизонта. Линия горизонта. Ориентирование на местности: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Компас. Общие представления об основных формах поверхности: горы, равнины, холмы, овраги. Их особенности, сходство и различие. Практические работы: работа с физической и контурной картами России, с планом местности. Крупные равнины и горы (3-5 названий), моря, реки, озера (3-5 названий). Работа с компасом (знакомство и устройство), определение сторон. Определение горизонта по компасу. Сравнение карты и плана, элементарные приемы чтения плана и карты. Экскурсия: знакомство с основными формами поверхности родного края.

2. Неживая природа (22 ч)


Первоначальные представления о веществе. Примеры твердых, жидких, газообразных веществ. Вода. Свойства воды в жидком состоянии (ранее изученные и новые): текучесть, не имеет формы, запаха, цвета, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается и др. Вода - растворитель. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда). Свойства воды в газообразном состоянии. Три состояния воды. Вода в природе. Туман, облака, осадки. Кругооборот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Охрана водоемов, бережное отношение к воде. Воздух - смесь газообразных веществ (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха (ранее изученные и новые). Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при расширении нагревается, при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло. Значение воздуха на Земле для растений, животных и человека. Охрана воздуха от загрязнений.

Движение воздуха (ветер), температура воздуха. Первые представления о погоде: облачность, ветер, осадки, температура воздуха. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Твердые вещества. Свойства твердых тел (на примере полезных ископаемых). Горные породы. Полезные ископаемые. Использование и охрана полезных ископаемых. Практикум: Наблюдения за погодой: облачность, ветер, осадки, температура воздуха. Практические работы. Изучение свойств воды в жидком и твердом состоянии. Измерение температуры воды и воздуха с помощью термометра. Изучение свойств полезных ископаемых (известняка, мрамора, песка, глины). Расширение твердых тел при нагревании. Сравнение минералов по твердости. Изучение свойств воздуха (расширение при нагревании, сжатие при охлаждении и др.). Доклады для первоклассников и второклассников о безопасном поведении во время гололеда. Изготовление модели термометра, компаса.

3.

Тайна недр пород. Почва (9 ч) Разрушение твердых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха. Почва - единство живого и неживого, ее примерный состав, свойства, значение для жизни. Разнообразие живых организмов почвы: растения, грибы, животные, микроорганизмы. Почвы родного края. Разрушение почв под действием потоков воды, ветра, непродуманной хозяйственной деятельности. Охрана почв. Экскурсия по родному краю: «Почвы родного края». Практические работы: определение примерного состава почвы.

4. Природные сообщества (7 ч)


Лес, луг, водоем, поле, болото. Взаимосвязи в сообществах. Растения и животные природных сообществ. Развитие животных (на примере появления из яйца и развитие бабочки- капустницы).

Растения и животные природных сообществ родного края. Роль и значение природных сообществ в жизни человека. Влияние человека на природные сообщества. Взаимосвязи в природном сообществе (на примере своей местности): растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений). Охрана природных сообществ родного края. Безопасное поведение человека в природе (у водоема, в лесу, вблизи болот). Человек - защитник природы. Наблюдения за животными в ближайшем природном окружении. Экскурсии по родному краю (лес, луг, водоем). Практические работы. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка птиц, озеленение школьного двора и др.). Работа с гербариями растений природных сообществ: описание внешнего вида, условий произрастания. Работа в уголке природы по уходу за комнатными растениями.

5. Человек и природные сообщества (8 ч)

6. Путешествие в прошлое (10 ч)
Лента времени. Города России - Золотое кольцо России. Названия городов Золотого кольца, расположение на карте, достопримечательности - памятники зодчества и живописи (межпредметные связи с уроками литературного чтения). Санкт-Петербург. Расположение на карте. Основание Санкт-Петербурга. План-карта Санкт-Петербурга XVIII века. Достопримечательности Санкт-Петербурга (Памятник Петру I - Медный всадник, Петропавловская крепость, Летний сад, Адмиралтейство, Домик Петра, Зимний дворец, Эрмитаж). Практикум Практические работы: работа с картой - города Золотого кольца России, расположение Санкт-Петербурга. Определение последовательности исторических событий (раньше, позже), соотнесение века с годами по ленте времени. Экскурсия в краеведческий, художественный музей.


Формы реализации программы:

-фронтальная;

-парная;

-групповая;

-индивидуальная

Методы реализации программы:

-практический;

-объяснительно-иллюстративный;

-частично- поисковый;

-наблюдение;

-информативный

Способы и средства:

-технические средства;

-модели и таблицы;

-рисунки;

-альбомы по искусству;

-дидактический раздаточный материал.


Формы диагностики уровня знаний, умений и навыков

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого

3 класс

Тесты

1

1

1

1

4

Проверочные работы

1

1

1

1

4

Учебно-методическое обеспечение программы

1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир знакомый и загадочный. 3 класс: Учебник-хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник, 2012

2.Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Федотова О.Н. Наш мир. 3класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/Учебник,2012.

3.Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Наш мир в вопросах и заданиях. 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. - М.: Академкнига/Учебник, -2012.

4.Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Наш мир. 3 класс: Учебник. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.

5.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир в вопросах и заданиях. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.

6.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/Учебник, 2010. 14.А.М.Кондаков, Л.П.Кезина. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. -М.: Просвешение, 2010 15.Р.Г.Чуракова.Проектирование основной образовательной программы общеобразовательного учреждения. -М.:Академкнига/ Учебник, 2011

16.Справочные пособия, энциклопедии;

17.Схемы;

18.Таблицы;

19.Альбомы с демонстрационными материалами;

20.Электронные ресурсы.



Рабочая программа по окружающему миру


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования примерной программы по окружающему миру и на основе авторской программы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова (УМК «Перспективная начальная школа» 2010).

Цели:

- формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности;

- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.

Задачи

- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

- развитие умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

- создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Общая характеристика учебного предмета

В 3-м классе расширяются знания школьников об источниках информации. Учащиеся знакомятся с устройством простейших измерительных приборов (лупа, микроскоп как система увеличительных стекол, песочные часы, часы, термометр, флюгер) и моделей (географическая карта, глобус).

Одной из задач обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез. Содержание темы «Неживая природа. Тела и вещества» позволит более глубоко раскрыть прежде изученные взаимосвязи неживой и живой природы. Знания о живой и неживой природе расширяются за счет изучения свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе, изучения природных сообществ (луг, лес, водоем) и цепей питания.

Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч., из них в 1 классе 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2, 3 и 4 классах по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:


  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.


  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).


Обучающиеся получат возможность научиться:


  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.


  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.


  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.


  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.


  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.


  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.


Регулятивные УУД:


  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.


  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.


Обучающиеся получат возможность научиться:


  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.


  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:


  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.


  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.


  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).


  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.


  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.


Обучающиеся получат возможность научиться:


  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.


  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.


Коммуникативные УУД:


  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.


  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


Обучающиеся получат возможность научиться:


  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.


  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.


  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)..


  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).


  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.



^ Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:


  • характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;


  • находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;


  • определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;


  • сравнивать и различать формы земной поверхности;


  • находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название;


  • моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;


  • проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»;


  • называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро, пруд, болото);


  • находить на физической карте разные водоемы и определять их название;


  • характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;


  • ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;


  • приводить примеры веществ;


  • сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;


  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;


  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;


  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;


  • сравнивать свойства воды и воздуха;


  • следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;


  • характеризовать кругооборот воды в природе;


  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;


  • характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности);


  • обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;


  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;


  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;


  • различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности);


  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;


  • характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);


  • проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» - ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;


  • характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);


  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о безопасном поведении в лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;


  • фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения);


  • опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;


  • обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;


  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ;


  • называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России;


  • называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;


  • понимать необходимость соблюдения правил безопасности при походах в лес, в поле, на луг;


  • использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;


  • использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, интернет - адреса для поиска необходимой информации.


Обучающиеся получат возможность научиться:


  • самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;


  • извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;


  • осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воду, газ, топливо) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);


  • обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;


  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела);


  • выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.


В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:


  • описывать достопримечательности Московского Кремля;


  • различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;


  • находить место изученного события на ленте времени;


  • находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца», город Санкт-Петербург;


  • описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов «Золотого кольца»;


  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях Санкт-Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;


  • находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка).


Обучающиеся получат возможность научиться:


  • соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей, конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;


  • находить на ленте времени место изученному историческому событию;


  • проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации;


  • использовать дополнительные источники информации (словари учебников и интернет-адреса).


В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:


  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;


  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;


  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.


Обучающиеся получат возможность научиться:


  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;


  • соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;


  • соблюдать правила безопасного поведения в гололед;


  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе.


© 2010-2022