Родительское собрание Внимание! Одарённый ребёнок

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание: «Внимание! Одарённый ребёнок»

Дата проведения собрания: 21 января 2014 г

1. Подготовительный этап

-Наблюдение за учащимися класса и фиксирование результатов наблюдения по разработанной схеме;

-Подготовка оснащения родительского собрания: результаты анкетирования родителей «Ваш ребёнок одарён?» и тестирования детей, материал с тестом

-подготовка текста выступления на родительском собрании;

-изучение методик развития способностей детей с целью дальнейшего применения на практике во внеурочной деятельности.

2. Организационный этап «Дети - единственные смелые философы,

и смелые философы-непременно дети».

(Е.И. Замятин)

Современные психологи утверждают, что каждый человек от рождения обладает своим ресурсом способностей, которые проявляются или не проявляются в зависимости от окружающей среды. Талантливые, одарённые дети - ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из важнейших ресурсов. Эти дети представляют культурный и национальный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем.

Проблема воспитания и обучения талантливых (одарённых) не нова, но в наше время особенно актуальна. Выявление талантливых детей должно начинаться как можно раньше на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления.

«Талант похож на жемчужину, заключённую в раковине. Иногда раковины бывают открыты, и в этом случае талант ребёнка очевиден: он прекрасно рисует, поёт, сочиняет стихи, музыку, складывает в уме трёхзначные числа… Нужно очень постараться, чтобы не заметить очевидное - этот ребёнок - талант. Таких детей очень мало».

Гораздо больше детей с «закрытыми раковинами». Талант (а если не талант, то способности) есть. Но нужно приложить усилия, для того чтобы его разглядеть и развить. В научной психологии различают два типа одарённости детей: интеллектуальную и творческую. Первый тип отличается повышенной способностью к обучению, его представители поражают всех своими энциклопедическими знаниями. Люди второго, творческого типа, обладают прежде всего нестандартностью мышления. Они резко выделяются из толпы. Любопытно, что если человек одарён творчески, у него всегда высокий интеллект. А вот интеллектуал, в свою очередь, может быть напрочь лишён творческих способностей.

Нередко талантливые дети очень плохо ассимилируют в школе. Бывает так, что у ребёнка очень высокий интеллект и способности. Но при этом он не может сидеть спокойно на уроках - отвлекается, его внимание рассеивается. И чем дальше, тем больше проблем. Это значит, для него придётся составлять особый режим, а ещё уделять особое внимание укрепляющей гимнастике и водным процедурам. Кроме того, специалисты рекомендуют проверить, всё ли у него в порядке со слухом и зрением, правильно ли он воспринимает всё написанное и услышанное. Так что не лишним будет пройти тестовое обследование у специалистов.

Независимо от того, трудно сосредоточиться ребёнку на занятиях или нет, его ни в коем случае нельзя ругать и вешать на него ярлык «лодыря» или «бестолочи». Эксперименты показали, что даже у детей, страдающих такими серьёзными нарушениями, как дисклексия (неспособность овладеть чтением) и дисграфия (неспособность овладеть) письмом, практически не бывает умственных расстройств. Более того, часто у детей с диагнозом «дисклексия» и «дисграфия» обнаруживаются высокие интеллектуальные способности, тонкий слух и восприимчивость к художественным вещам. Не отчаивайтесь, если ребёнок постоянно делает ошибки. Возможно, в нём дремлют нераскрытые таланты. К примеру, многочисленные исследования показали, что: - если у ребёнка при чтении возникают проблемы с гласными о, а, у, если он «теряет» в тетради возвратные частицы - в нём может затаиться склонность к дизайну и архитектуре; - если «выпадают» причастные и деепричастные обороты, не складываются отношения с гласными я, ю, е, то возможно, в ребёнке живёт талант садовода, флориста; - если главный дефект-неспособность разделить фразу по смыслу, поставить, где надо точку-значит, у ребёнка могут быть способности находить общий язык с животными; - если он путает твёрдые и мягкие, шипящие и свистящие, в нём имеются задатки фотографа или художника.

Научно доказано, что в целом гении живут на 14 лет меньше, чем их современники. И, как ни грустно, около 90 % вундеркиндов рано или поздно становятся обыкновенными людьми-заурядными и ничем не примечательными. Как правило, это происходит, когда ребёнок понимает, что он не один такой исключительный. Есть и другие. Для его нервной системы это может быть таким стрессом, что она блокируется и всё. Развитие останавливается, наступает так называемый кризис одарённости.

Но и тут базу будущего дара надо сформировать! Разовьёт свой дар малыш или загубит его, во многом зависит от семьи, воспитания, педагогов. Но сегодня статистика печальна: большинство детей к 8-10 годам теряют свои задатки. Задатки каждый малыш, действительно получает с рождения, их заложили мама и папа. Конечно. Все родители понимают, что задатки ребёнка надо развивать, превращая их в способности. И тогда их чадо достигнет успеха.

Способности - это индивидуальные особенности личности, проявляющиеся и развивающиеся в деятельности, только в деятельности, и при том положительной, успешной, вызывающей благоприятный эмоциональный настрой. В реальности способности могут быть великолепно развиты, но чаще преждевременно угасают или деформируются. Способности, вовремя не выявленные и нераскрытые - утрачиваются. К тому же, у каждой способности своё время. А если просто ждать у моря погоды?

Уже к 7 годам у малыша может произойти необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей (Б. Никитин). То, что в 2- 3 года познается с интересом, легко, в 6 лет может вызвать трудности и как следствие - нежелание учиться. Упустишь - не наверстаешь. Поэтому особенно актуально раннее развитее детей.

Талантливый ребенок требует к себе повышенного внимания со стороны родителей и педагогов. Нередко для проявления способностей необходима мотивация. Именно наличие одаренности в сочетании с мотивацией и упорным трудом дают возможность говорить о таланте. Без мотивации одаренный ребенок может так и не проявить свои способности, а без работы над совершенствованием своего дара может не добиться больших результатов в данной области. Поэтому многое зависит от родителей - именно они могут создать соответствующую мотивацию, поставить перед ребенком какую - то заманчивую цель, для достижения которой необходимы постоянные занятия любимым делом, научить ребенка использовать свои умственные способности.

Талантливость и одаренность обнаруживается только в деятельности. Нельзя говорить о способности человека к рисованию, если его ещё не научили этому. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у обучающегося одарённость, талант. Это обнаруживается в том, насколько быстро и легко он усваивает приёмы работы, цветовые отношения. И как результат- победы в международных и всероссийских конкурсах.

Не у всех родителей, к сожалению, хватает на это времени и желания. Вот и жалуются потом мамы и папы, что «ему бы только телевизор смотреть», «только бы за компьютером сидеть», «только бы во дворе гулять». И забывают мамы и папы, что когда-то им было «некогда замечать, что ребёнок тянется к краскам («нечего бумагу пачкать!»), мечтает ходить в каратэ или влюблёнными глазами смотрит на пианино в гостях у друзей.

Родители должны быть партнёрами в процессе воспитания и образования своего сына или дочери. Благодаря педагогическому вниманию и заботе дети раскрывают и проявляют свой талант, добиваясь невероятных высот.

Одной из приоритетных задач современного образования является развитие способностей школьников, выявление возможностей ребёнка или его одарённости, которая обеспечивает возможность достижения успеха в одной или нескольких областях.

3. Ознакомление родителей с результатом анкетирования и тестирования / из родителей 25 учащихся только 5 предполагают наличие у детей одарённости, 22 хотели бы побольше узнать о способностях детей), результаты обследования психолога.

4. Проведение педагогического всеобуча для родителей

«Одарённость - качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего успеха или меньшего в выполнении той или другой деятельности» \Теплов Б.М. Способности и одарённость.\\ Психология индивидуальных различий. Тексты М.. Изд-во Моск. Ун-та, 1982. С. 136

«Способности могут различаться не только по своему качеству или направленности, но и по своему уровню или масштабу. У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у различных людей наблюдаются одни те же способности, т.е. способности к одной и той же деятельности, но эти способности могут различаться» \Рубенштейн с.Л. Основы общей психологии. СПб Питер 2000. С 543.\

«Одарённость-системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных ) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» \ Рабочая концепция одарённости «Одарённые дети» В.Д. Шадриков , Д.Б. Богоявленский. \

Одарённый ребёнок выделяется яркими очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Развитее одарённости происходит в результате сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного игровой, учебной, трудовой деятельностью ребёнка, а так же психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

По мнению авторов данной концепции потенциальная одарённость по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, а актуальную демонстрируют не-которые.

Причинами отсутствия проявлений того или иного вида одарённости могут быть трудности развития ребёнка (заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер) и недостаток (в силу условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит ребёнку их усвоить, как его одарённость становится явной и очевидной.

Специфика проявлений одарённости в детском возрасте.

  1. Детская одарённость часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. ( дошкольники очень любознательны , предрасположены к изучению иностранных языков, подростки проявляют поэтические и литературные способности).

  2. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культуры поведения, и семейного воспитания и т.д. может происходить угасание признаков детской одарённости.

  3. Формирование детской одарённости нередко проявляется неравномерно(рассогласованность психического развития). По одним признакам ребёнок может индетифицироваться как одарённый, по другим-как отстающий в психическом развитии.

  4. Проявления детской одарённости трудно зачастую отличить от обученности (или шире-степени социализации).

0ценка конкретного ребёнка как одарённого в значительной мере условна.

Признаки одарённости

Особенности одарённого ребёнка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером действий.

Инструментальный аспект поведения характеризуется:

1.Наличие специфических стратегий деятельности, обеспечивающих её качественно своеобразную продуктивность.

*быстрое освоение деятельности и высокая успешность её выполнения «всё схватывает на лету»);

*использование и изобретение новых, нестандартных способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

*выдвижение новых целей деятельности за счёт более глубокого овладения предметов, ведущее к новому ведению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд. Неожиданных идей и решений;

2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности и самодостаточной системой саморегуляции.

3. Высокая структуированность знаний. Умение видеть изучаемый предмет в системе, свёрнутость способов действий в соответствующей предметной области.\способность, с одной стороны, практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь среди множества других предметных сведений, и с другой,-- удивительно легко переходить от единичной детали к её обобщению и развёрнутому контексту её интерпритации.

4. Особый тип обучаемости: высокая скорость и лёгкость обучения или замедленный темп обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Мотивационный аспект:

  1. Повышенная избирательная чувствительность к определённым сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету и т.д. ) либо к определённым формам физической, познавательной или иной активности), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

  2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлечённость каким-либо предметом. Погружённость в то или иное дело.

  3. Повышенная познавательная потребность.

  4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределённой информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

  5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Поведенческие признаки одарённых детей вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социального контекста.

Детям с признаками одарённости присущи следующие отличительные черты

Опережающее познавательное развитие

  1. Отличаются широтой восприятия, остро чувствуют всё происходящее. Чрезвычайно любопытны, способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать всё окружение.

  2. Способны воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы: им нравится в своём воображении создавать альтернативные системы.

  3. Отличная память, раннее языковое развитие, способность к классификации помогают накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.

  4. Большой словарный запас позволяет им свободно и чётко излагать свои мысли, но ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.

  5. Наряду со способностями воспринимать смысловые неясности, сложные задачи, одарённые дети не терпят. Когда им навязывают готовый ответ.

  6. Некоторые обладают повышенными математическими способностями в плане вычисления и логики, что может повлиять на прогресс в чтении.

  7. Отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

  8. Увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что ему пока не по силам.

Психосоциальная чувствительность

  1. Обострённое чувство справедливости; остро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим; их опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

  2. Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, изобретательность и богатая фантазия.

  3. Отличное чувство юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

  4. Им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте они нетерпеливы и порывисты.

  5. Иногда характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость, чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.

  6. Эгоцентризм в младшем школьном возрасте проявляется как у обычных детей.

  7. Нередко негативное самовосприятие, трудности в общении со сверстниками, сложности в адаптации к требованиям социального окружения

А. Маслоу выделял возможные 4 уровня функционирования одарённых детей в школе:

Первый уровень-выживания-ребёнок лишь физически присутствует и борется за самосохранение.

Второй уровень - обороны - сохраняет самовосприятие, найдя «нишу безопасности».

Третий уровень-уверенности-направляет основную часть энергии на самоутверждение, развитие и учёбу и лишь незначительную-на приспособление.

Четвёртый уровень-процветание-вся энергия отдаётся творческим продуктивным заданиям.

Виды одарённости

По критерию «Вид деятельности и обеспечивающие её сферы психики» выделяют следующие виды одарённости

Вид деятельности

Виды одарённости

Практическая

Одарённость в ремёслах, спортивная и организационная

Познавательная

Интеллектуальная одарённость различных видов

Художественно-эстетическая

Хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная

Коммуникативная

Лидерская

Духовно-ценностная

Одарённость в создании

По критерию «степень сформированности» можно выделить актуальную \ с такими наличными показателями психического развития. Которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой\ и потенциальную одарённость.

Развитие этого потенциала может сдерживаться трудными семейными обстоятельствами. Недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды.

4 группы причин, которые препятствуют реализации потенциальной одарённости:

  1. Сенсорные недостатки (слепота, глухота, недостатки речевого развития)

  2. Плохое преподавание и учебные программы, не отвечающие запросам одарённых детей.

  3. Социальные причины.

  4. Психологические особенности, мешающие реализации возможностей ребёнка: негативное отношение к школе и учению; подверженность колебаниям настроения; недостаток настойчивости, склонность отвлекаться и откладывать дела; недостаток самодисциплины и неспособность нести ответственность за свои действия; эмоциональная неуравновешенность, чувствительность к критике.

Особую категорию актуально одарённых детей составляют талантливые дети с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованиям объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребёнка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.

По критерию «форма проявления» выделяют явную и скрытую одарённость.

По критерию «широта проявления в различных видах деятельности» можно выделить общую (или умственную) или специальную (в отношении отдельных областей деятельности ( спорт, музыка и т.д. )) одарённость. «Общая одарённость и специальные способности как бы взаимопроникают друг в друга; они два компонента единого целого».

По критерию «особенности возрастного развития» можно выделить раннюю и позднюю одарённость. Примером ранней одарённости являются дети вундеркинды, как правило, дошкольного и младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в музыке, рисовании, пении и т.д. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве.

Личностные особенности школьников с различными уровнями интеллекта и творческих способностей.

В исследованиях М. Воллаха и Н.Когана выявлены 4 группы

  1. Дети с высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью \совокупностью творческих способностей\ уверены в своих способностях, имеют адекватную самооценку, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому, инициативны, но, вместе с тем, успешно приспосабливаются к требованиям окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.

  2. Дети с высоким уровнем интеллекта и низкой креативностью стремятся к успехам, выражающимся в форме отличной оценки, избегают риска, не любят публично высказывать свои мысли. У них преобладает не надежда на успех, а страх перед неудачей. Они сдержаны, скрытны, дистанцируются от одноклассников, имеют мало друзей.

  3. Дети с низким уровнем интеллекта и высокой креативностью с трудом приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют увлечения «на стороне», (хобби, кружки) где в свободной обстановке могут проявить свои творческие способности. Они наиболее тревожны, страдают от неверия в себя, «комплекса неполноценности», часто попадают в позицию изгоев.

  4. Дети с низким уровнем интеллекта и низкой креативностью внешне хорошо адаптируются, держатся «в середняках» и довольны своим положением. Имеют адекватную самооценку, низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью, пассивностью в учёбе.

Типичные проблемы, которыми сталкиваются одарённые дети

*Неприязнь к школе;

*Игровые интересы (к более сложным играм);

*Конформность ( отвергают стандартные требования);

*Погружение в философские проблемы;

*Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием;

*Стремление к совершенству;

*Ощущение неудовлетворённости;

*Нереалистичные цели;

*Сверхчувствительность;

*Потребность во внимании взрослых;

*Нетерпимость

Особенности детей с гармоничным типом развития

Отличительной чертой таких детей считается стремление к творческой деятельности, высокий уровень познавательной деятельности, огромная любознательность, страстная увлечённость любимым делом. Часто наблюдается специфическая направленность познавательной мотивации одарённых детей: высокий уровень лишь в тех областях знаний, которые связаны с их ведущими способностями, при этом игнорируя «ненужные». Для значительной части одарённых детей характерен перфекционизм (стремление к совершенству в выполнении деятельности), переходящий в самоедство, в невозможность довести работу до конца.

Отличительная характеристика ОР-устойчиво высокая самооценка. С другой стороны-его актуальная самооценка может колебаться. Именно эта противоречивость самооценки и есть условие поступательного развития его личности и способностей.

Независимость (автономность)- одна из основных характеристик ОД, ориентир не на общее мнение, а на лично добытое знание, что иногда приводит к конфликтам.

Одарённые дети хорошо адаптируются к школьному обучению и коллективу соучеников. Такие дети становятся лидерами, «звёздами» класса в школах, где обучение является ценностью.

Иногда они проявляют амбиции и критичность по отношению к учителям и сверстникам. Но при спокойном и уважительном отношении к ученику эти конфликты можно сравнительно легко погасить.

Особенности детей с дисгармоничным типом развития

Детям с дисгармоничным типом развития характерно значительное опережение в умственном или художественно-эстетическом развитии. Эмоциональная, социальная и физическая сфера не всегда поспевают за таким бурным ростом, что приводит к неравномерности развития, усиливающейся чрезмерной специализацией интереса, соответствующего их незаурядным способностям. Закономерен факт чрезвычайно высокой самооценки, но у особо эмоциональных детей она может сменяться другой крайностью, когда он считает, что ничего не может и не умеет. Перфекционизм способствует достижению вершин профессионального мастерства. Но может вызвать тяжелейшие стрессы, длительное переживание своих неудач. Повышенная впечатлительность часто ведёт к необоснованному чувству вины, самобичеванию, депрессивным состояниям, сопровождающихся истериками. Иногда эмоциональность носит скрытый характер, обнаруживая себя в излишней застенчивости в общении, трудностях засыпания, иногда в психоматических заболеваниях. У этих детей проблема саморегуляции.

Большое значение для понимания особенностей личности одарённого ребёнка с дисгармоничным типом общения имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Эти дети редко становятся лидерами, так как у них часто отсутствуют эффективные навыки социального общения.

Понимание своеобразия личности одарённого ребёнка является принципиально важным для успешной работы учителя.

Принципы и методы выявления одарённых детей, сформулированные в «Рабочей концепции одарённости»

- Комплексный характер оценивания;

- длительность оценивания;

-анализ поведения ребёнка в тех сферах деятельности. Которые в максимальной сфере соответствуют его склонностям и интересам;

-подключение к оценке одарённого ребёнка экспертов;

-оценка признаков одарённости ребёнка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учётом зоны ближайшего развития;

-преимущественная опора на методы, имеющие дело с оценкой реального поведения ребёнка в реальной ситуации( анализ творческих работ

, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей, родителей).

При этом может быть задействован широкий спектр методов:

-различные варианты метода наблюдения ( в школе и вне её);

-экспертное оценивание учителями, родителями;

-проведение «пробных уроков» по специальным программам, включение детей в игровые и предметно-ориентированные занятия;

-экспертное оценивание (рисунков, моделей…) профессионалами;

-организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров.

Оценка ребёнка как одарённого не должна являться самоцелью. Выявление одарённого ребёнка необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а так же с оказанием им психологической помощи и поддержки.

«Гипотеза подражания» утверждает, что для развития творческих способностей необходимо, чтобы среди близких ребёнку людей был творческий человек, с которым бы ребёнок себя идентифицировал. Именно учитель в младшем школьном возрасте является наиболее значимой фигурой. И именно он является для ребёнка образцом для подражания. В экспериментальных исследованиях В.Н. Дружининой было установлено, что для развития творческих способностей ребёнка необходимы нерегламентированная среда с демократическими отношениями и подражание ребёнка творческой личности».

\Психология общих способностей. М- Наука.1994 с.284

5. Социологический опрос . Тест «О талантах ребёнка: как их выявить» , выбор методики развития способностей детей во внеурочной деятельности (А. Зак «Интеллектика» или Л.В. Мищенкова «Развитие познавательных способностей»).

Многие учителя отмечают, что в последнее время возросло число детей, которым учиться трудно. Наиболее распространёнными причинами такого явления выступают, во-первых. Недостаточный уровень умственного развития, в частности плохое развитие логического мышления и, соответственно, познавательных УДД, Во-вторых. Низкий уровень личностного развития, проявляющегося в отсутствии познавательных мотивов и адекватной самооценки, в-третьих. Слабость волевой регуляции детьми своего поведения, т.е. недостаточная сформированность регулятивных учебных действий.

Курс развивающих занятий «Интеллектика» призван способствовать разностороннему развитию личности и интеллектуальной сфер младших школьников за счёт гармоничного сочетания учебной деятельности, (связанной с усвоением знаний, умений и навыков), с поисковой, творческой деятельностью, способствующей развитию познавательной активности и инициативы учащихся, созданию благоприятных условий для самостоятельного решения нетиповых задач и проявления индивидуальных особенностей. КРЗ направлен на формирование познавательных универсальных действий, связанных с развитием умственной сферы младших школьников ( процессов восприятия, памяти, воображения и мышления), и на формирование регулятивных УД, связанных с совершенствованием волевой регуляции поведения вообще и отмеченных познавательных процессов в частности. В то же время групповые занятия создают хорошие возможности для формирования коммуникативных и личностных универсальных действий.

При создании курса А. Зак и его соратники опирались на кардинальные положения разработанного в отечественной психологии деятельностного подхода (Л. Выготский, С.Л. Рубенштейн, А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), согласно которым способности как внутренние условия действий человека развиваются в соответствующей деятельности и вне её формироваться не могут. Это означает, что мыслительные способности как внутренние условия формирования УУД развиваются в мыслительной деятельности по решению задач и чем более разнообразны решаемые задачи по содержанию, тем более разнообразной и, следовательно, более полноценной будет мыслительная деятельности. Так, способность анализировать совершенствуется в ходе решения задач «на сопоставление». Способность комбинировать- при решении задач « на преобразование». Развитие способности планировать обеспечивается за счёт решения задач «на перемещение». Способности делать вывод, умозаключать, рассуждать обеспечивается за счёт решения задач « на выведение».

Принципиальной задачей курса «Интеллектика» выступает формирование универсальных учебных действий, - особенно регулятивных и познавательных, -- на основе развития мыслительных способностей, связанных с решением поисковых задач разного рода и вида. На занятиях создаются благоприятные условия для развития творческих способностей, формируется гибкость мышления ( задачи с разным содержанием искомого), глубина мышления, критичность, обоснованность суждений.

Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность создаёт условия для формирования у детей личностных универсальных учебных действий, связанных с развитием у детей познавательных интересов, становлением у них стремления к размышлению и поиску, укреплением чувства уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, становлением развитых форм самосознания и самоконтроля, что приводит к исчезновению боязни ошибочных шагов, снижению тревожности и необоснованного беспокойства, поскольку оценки не ставятся.

Курс «Развитие познавательных способностей» (Мищенкова Л.В.)

Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка. В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка: «Любознательный. Интересующийся. Активно познающий мир: умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»

Курс «РПС» нацелен на формирование у учащихся вышеуказанных качеств. Основная цель курса6развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих занятий. Задачи курса: - развитие познавательных способностей младших школьников;

- развитие творческих способностей младших школьников;

-расширение кругозора учащихся;

- развитие эмоционально-волевой сферы учащихся;

-формирование стремления учащихся к личностному росту-

Курс «РПС» представляет собой комплекс специально разработанных занятий. сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Эта совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания. Наблюдательности, быстроты реакции, воображение, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию. В содержание курса интегрированы задания из различных областей знаний : русского языка, литературы, математики, окружающего мира.

Рекомендуемые способы стимулирования творческой активности школьников на занятиях курса «РПС»: -Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребёнка.

-Безотметочная система обучения.

-Обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности.

-Поощрение высказывания оригинальных идей.

-Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.

- Использование педагогом личного примера- творческого подхода к решению проблемы.

-Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

В результате голосования единогласно был выбран курс Л.В. Мищенковой «Развитие познавательных способностей»).

6. Выступление представителей родительского комитета или инициативной группы родителей. (приобретение рабочих тетрадей) Было решено закупать организовано рабочие тетради в 2-х частях через интернет магазин, «За»- 20 человек; «Против» - 1 человек (Желюкова);«Воздержалось»- 5 человек

7. Итог собрания.

-продолжать исследования детей по выявлению их одарённости родителям совместно с психологами и педагогами к курсу «РПС» Мищенковой;

-в кратчайшие сроки родительскому комитету приобрести рабочие тетради О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам» в 2-х частях;

-по желанию осуществить индивидуальные консультации с психологом.

Уважаемые родители! Завершая нашу встречу, надеюсь, что на этапе начальной школы нашим вкладом в будущий успех детей будет выявление и развитие их способностей. Думаю, что объединив усилия, мы обязательно добъёмся успехов.

Приложение 1 Анкета «Ваш ребёнок одарён?»

1.Ф.И.О ребёнка____________________________________________________

2. Мой ребёнок имеет одаренность с сфере ( подчеркните нужное):

-двигательной;

-интеллектуальной;

-академических достижений (чтение, математика, естествознание );

-творческой;

-художественной деятельности ( изо, музыка);

-общения и лидерства

3. Я считаю своего ребёнка одарённым в данной сфере, потому, что отмечаю у него такие способности (перечислите):

4. По теме «Одарённые дети» получить дополнительную информацию (подчеркнуть)

-желаю;

-не желаю.

Приложение 2

Рекомендации родителям учащихся

  1. Помочь детям определить направления своего развития и осуществить запись в учреждения дополнительного образования.

  2. Организовывать в классе мероприятия, способствующие развитию творческого потенциала детей.

  3. Поддерживать инициативу детей к творчеству в школе и дома.

  4. Организовать посещение выставок художников, мастеров народных промыслов с целью ознакомления с их творчеством в Серпуховский историко-художественный музей и «Центральный выставочный зал»

  5. В классном уголке демонстрировать достижения учащихся: оформление выставок, стендов.

  6. Принимать вместе с детьми участие во внеклассных мероприятиях эстетической и спортивной направленности.

Приложение 3

Тест «О талантах ребёнка: как их выявить»

(методика А. Де Хана и Г.Кафа)

Каждый ребёнок обязательно имеет одарённость в одной из восьми областей человеческой деятельности. Правильны ли ваши предположения о способностях ребёнка, поможет оценить этот тест.

Оценивайте по 5-ти бальной системе \но не ниже 2 баллов\ каждый характерный «признак «опознания» таланта. Затем суммируйте баллы каждого из 8 разделов. Полученную сумму поделите на число признаков таких талантов. Например, сумму, полученную при сложении баллов, оценивающих спортивный талант, надо поделить на восемь.

1. Артистический талант выражается у ребёнка в том, что он

*любит и понимает значение красивой и характерной одежды;

* меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

*пластичен и открыт всему новому;

*с большим желанием выступает перед аудиторией, причём стремится, чтобы его зрителями были взрослые;

*стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чём -то рассказывает;

* с удивляющей вас лёгкостью «переживает» чьи-то привычки, позы, выражения;

*часто, когда ему не хватает слов. Выражает свои чувства мимикой и жестами и движениями.

2. Незаурядный интеллект

*гораздо лучше и шире своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;

*задаёт много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

*интересуется книгами, причём по своей собственной программе;

*легко и быстро схватывает новую познавательную информацию4

*обгоняет своих сверстников в знаниях;

*обладает хорошей памятью;

*обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла. рассудителен не по годам, даже расчётлив;

*очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на всё новое, неожиданное в жизни;

* хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

3. Музыкальный талант

*если поёт или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, своё настроение;

*любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;

*научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте;

*очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них и запоминает;

* сочиняет свои собственные мысли;

4. Способности к исследовательской деятельности

*не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение. Проект не поддержан и не осмеян;

*обладает ярко выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

*проявляет интерес к научно-популярным изданиям, взрослым статьям и книгам, опережая сверстников, причём отдаёт предпочтение этой, а не развлекательной литературе;

* с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;

5. Литературные дарования

*выбирает в своих рассказах такие слова. Которые хорошо передают эмоциональные чувства героев сюжета;

*изображает персонажей своих рассказов живыми и интересными;

*любит, уединившись, сочинять рассказы, возможно о своей собственной жизни;

*рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета. Не теряет основную мысль.

*фантазирует или импровизирует на тему действительного события, причём придавая событию что-то новое и необычное.

6. Спортивный талант

*кажется, он никогда всерьёз не устаёт;

*лучше многих сверстников физически развит и координирует свои движения, двигается легко, пластично;

*неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него всегда есть свой герой спортсмен, которому он подражает;

*неизвестно, когда успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами;

*предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;

*почти всегда берёт верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

*смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;

* энергичен, всё время хочет трудиться, двигаться.

7. Технические способности

* интересуется самыми разными механизмами и машинами;

* интересуется специальной, даже взрослой технической литературой;

*любит конструировать модели, приборы;

* любит и умеет рисовать ( «видит») чертежи и эскизы;

* сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов и любит загадочные поломки и сбои в работе механизмов;

*пробует чинить испорченные механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;

8. Художественные способности

* в своих рисунках и картинках отражает разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;

*не боится высказывать собственное мнение даже о классическом произведении. Причём может даже попробовать критиковать. Приводя вполне разумные доводы;

* не находя слов, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;

*охотно лепит. Рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

*стремится создать какое-нибудь произведение, имеющее очевидно прикладное значение-украшение для дома, одежды или ещё что-нибудь подобное;

*серьёзно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьёзным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение.

Самоанализ проведённого мероприятия

Анализируя проведённое собрания, я убедилась в его своевременности и актуальности. Характер вопросов, задаваемых родителями, свидетельствует об их заинтересованности данным вопросом и желании оказать посильную помощь. Следует продолжить диагностическую и коррекционную работу со школьным психологом и в дальнейшем познакомить родителей с разными видами игр и упражнений, способствующих развитию способностей детей.

Список литературы

  1. Л.А. Саляхова «Родительские собрания» 1-4 классы, Москва, ООО «Глобус», 2007 г.

  2. Г.А. Стюхина «Психологические особенности и механизмы развития ребёнка младшего школьного возраста». Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2010 г.

  3. С. Р. Рябова «Родительские собрания» 1 класс, Москва, «ВАКО», 2008 г.

  4. В. М. Слуцкий, Г.В. Бурменская «Одарённые дети», перевод с английского, Москва «Прогресс», 1991 г.

  5. А. Зак «Интеллектика», «Интеллектика-центр» , 2013 г.

  6. «Обозрение для школы и семьи», Издательский дом «Родительский комитет», осень, 2011 г.

© 2010-2022