- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательная математика 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательная математика 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Котлова Н.А. |
Дата | 13.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
I.Пояснительная записка Рабочая программа клуба «Занимательная математика» для 3 класса составлена на основе авторской программы: Кочурова, Е.Э. Занимательная математика. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под редакцией Н.Ф. Виноградовой. /Е.Э.Кочурова. -М.: Вентана -Граф, 2012.- 192с. Общие цели начального общего образования по учебному курсу «Занимательная математика»: 1) использование учащимися начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений; 2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи; 3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Содержание и последовательность тем рабочей программы соответствует авторской. Формы организации учебного процесса: игры, проекты, экскурсии, творческие работы, викторины, соревнования. II.Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» Цель данной программы - расширять математический кругозор и эрудицию учащихся, способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий. Задачи:
- развитие математических способностей учащихся;
- обучение решению математических задач творческого и поискового характера;
- формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения;
- воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты учебного курса. Личностными результатами изучения данного курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» являются: - развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; - развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; - воспитание чувства справедливости, ответственности; - развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты: - анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; - включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; - выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; - аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; - сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; - контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. - выявлять закономерности в расположении деталей, составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; - сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; - объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии; - анализировать предложенные возможные варианты верного решения; - моделировать объемные фигуры из различных материалов ( проволока, пластилин и др.) и из разверток; - осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. Предметные результаты: - сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; - моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда: использовать его к ходе самостоятельной работы; - применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками; - ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; - ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения; - проводить линии по заданному маршруту (алгоритму); - выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; - анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции; - составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
Планируемые результаты обучения в клубе «Занимательная математика»
К концу 3 класса ученик научится - сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; - моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда: использовать его к ходе самостоятельной работы; - применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками; - анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; - включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; - выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; - аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; - сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; - контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки; - анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); - искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; - моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации; - конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; - объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; - воспроизводить способ решения задачи; - сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; - анализировать предложенные варианты решений задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; - оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); - участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; - конструировать несложные задачи; - ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; - ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения; - проводить линии по заданному маршруту (алгоритму); - выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; - анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции; - составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; - выявлять закономерности в расположении деталей, составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; - сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; - объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии; - анализировать предложенные возможные варианты верного решения; - моделировать объемные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из разверток; - осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. VI. Содержание программы курса «Занимательная математика» 3 класс Числа. Арифметические действия. Величины. Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчет числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.) Числа от 1 до 1000.Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо, и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.) Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения - математические игры:
- «Веселый счет» - игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
- Игры: «Волшебная палочка», «Лучший счетчик», «Не подведи друга!», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
- Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
- Игры с набором: «Карточки-считалочки» (сорбонки) - двусторонние карточки: на одной стороне - задание, на другой - ответ;
- Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10, 20; 100», «Вычитание в пределах 10, 20, 100», «Умножение», «Деление»;
- Работа с палитрой - основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 100» и др.
- Игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой « и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
VII. Тематическое планирование
«Занимательная математика» 3 класс
34 ч
№ п/п
Наименование раздела программы, тема
Часы учебного времени
Характеристика деятельности обучающихся
(основные учебные умения и действия
Дата
Корректировка
по плану
факт
Мир занимательных задач в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; воспроизводить способ решения задачи; - сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;- анализировать предложенные варианты решений задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; конструировать несложные задачи. Числа, арифметические действия. сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда: использовать его к ходе самостоятельной работы; - применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками; - анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; - включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; - аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Величины ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; - ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;- анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции; - составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; - выявлять закономерности в расположении деталей, составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; - сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; - объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии; - анализировать предложенные возможные варианты верного решения; - моделировать объемные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из разверток; - осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
1
07.09
«Числовой» конструктор
1
14.09
21.09
Волшебные переливания
1
28.09
В царстве смекалки
1
5.10
В царстве смекалки
1
12.10
6.
«Шаг в будущее»
1
19.10
7.
«Спичечный» конструктор
1
26.10
8.
«Спичечный» конструктор
1
9.11
9.
Числа. Арифметические действия. Величины.
1
16.11
10.
Числовые головоломки
1
23.11
11.
Мир занимательных задач
1
30.11
12.
Интеллектуальная разминка
1
7.12
13. Интеллектуальная разминка
1
14.12
14.
Мир занимательных задач
1
21.12
15.
Интеллектуальная разминка
1
28.12
16. Интеллектуальная разминка
1
11.01
17.
Числа. Арифметические действия. Величины.
1
18.01
18.
Математические фокусы
1
25.01
19.
Математические игры
1
1.02
20.
Секреты чисел
1
8.02
21.
Мир занимательных задач
1
15.02
22.
Математическая копилка
1
22.02
23. Числа. Арифметические действия. Величины
1
29.02
24.
Математическое путешествие
1
7.03
25.
Выбери маршрут
1
14.03
26.
Числовые головоломки
1
21.03
27.
В царстве смекалки
1
4.04
28.
В царстве смекалки
1
11.04
29.
Мир занимательных задач
1
18.04
30.
Мир занимательных задач
1
25.04
31. Геометрическая мозаика
1
16.05
32.
Геометрический калейдоскоп
1
23.05
33.
Мир занимательных задач
1
30.05
34.
Интеллектуальная разминка
1
VIII.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Коли чество
Книгопечатная продукция
Основная литература
- 1. Гороховская, Г.Г. Решение нестандартных задач - средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа.- 2009. - №7.- С. 19-21.
- Зубков, Л.Б. Игры с числами и словами. - СПб.: Кристалл, 2001.-145с.
- Игры со спичками: Задачи и развлечения /сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. - Минск: Фирма «Вуал», 1993.-174с.
- Лавлинскова, Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М.: Просвещение, 2006.-235с.
- Труднев, В. П. Внеклассная работа по математике в начальной школе: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1975.-327с.
- 1. Гурин, Ю.В., Жакова О.В.Большая книга игр и развлечений. - СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.-423с.
- Сухин, И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. - СПб.: Союз, 2001.-237с.
- Сухин, И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. -М.: АСТ, 2006.-185с.
1(100%)
1(100%)
1(100%)
1(100%)
1(100%)
Печатные пособия
- Таблицы к основным разделам учебного материала, содержащегося в стандарте начального образования по математике
-
Наборы сюжетных (и предметных) картинок, репродукции картин в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по математике
1(100%)
Информационно-коммуникативные средства
- Интернет-сайты: - www solnet. ru; - www festival. ru; - www kulichiki.ruvneuroka.ru/matematics.php - образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
- konkurs - kenguru.ru - российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
- 4 stupeni.ru/stady - клуб учителей начальной школы. 4ступени.
- develop-kinder.com - «Сократ» - развивающие игры и конкурсы.
- puzzle-ru.blogspot.com - головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
Экранно-звуковые пособия 1.Презентации, соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по математике 2.Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения
Технические средства обучения 1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок 2.Мультимедийный проектор 3.Компьютер 4.Экспозиционный экран 1(100%)
1(100%) 1(100%) 1(100%)
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование 1.Сигнальные карточки 2.Линейка 3.«Математический веер» с цифрами и знаками. 4.Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения). 27(100%)
Оборудование класса
1.Ученические столы 2 местные с комплектом стульев 2.Стол учительский 3.Компьютерный стол 4.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. 5. Сенсорные кресты 14(100%) 1(100%) 1(100%) 2 2(100%)
9