Образовательная технология: формирование типа правильной читательской деятельности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самообобщение опыта по теме самообразования
тема «
Образовательные технологии, предлагаемые к использованию в Образовательной системе
« Школа 2100»

Учитель начальных классов Ардашева Л.А.

( 2011-2012 учебный год)


Образовательная технология :формирование типа правильной читательской деятельности

Введение

Урок в образовательной системе « Школа 2100» предполагает использование определенных образовательных технологий. Под технологией мы понимаем системную совокупность приёмов и средств обучения и определённый порядок их применения. СЛАЙД 1

СЛАЙД 2 Одна из них - технология проблемно-диалогического обучения, которая используется на уроках открытия нового знания. Когнитивный ( познавательный) характер этой технологии предполагает её применения прежде всего на уроках русского языка, математики, истории, естествознания. Материал учебников по этим предметам даёт возможность учителю работать в данной технологии.

( Пример открытых уроков в 3 классе в прошлом году и во 2 классе в этом году)

Другая общепредметная технология - формирование типа правильной читательской деятельности. Предполагается её использование при работе с текстом на уроках по разным предметам

Начиная с 3-4 классов постепенно вводится проектная технология ( компетентностные задачи в форме проектов, проекты во внеурочной деятельности)

Успешно завершена апробация технологии оценивания образовательных достижений учащихся.

Таким образом, я для себя взяла 4 вопроса по самостоятельному изучению в рамках самообразования.

На сегодняшнем заседании я бы хотела осветить изученную и апробированную мной на практике технологию - формирование типа правильной читательской деятельности.

I. Технология формирования типа правильной читательской деятельности

1. Что такое литературное чтение? СЛАЙД 3

Оно предполагает:

  1. обязательную опору на на литературоведение ( в программе очерчен круг понятий из области теории литературы. , которые на практическом уровне осваиваются учащимися через рабочие тетради)

  2. введение художественного произведения в литературно-историческом контексте ( в 1-3 классах это обсуждение имени автора до чте6ия , беседа о его личности и рассказ учителя о писателе после чтения; в 4 классе самостоятельная работа с дополнительной информацией в учебнике и тетради до и после чтения ; петешествие в историю детской литературы, история создания произведения через авторские тексты в учебнике.

  3. установление связей с жизненным опытом ребёнка ( Это общий подход всех авторов образовательной системы « Школа 2100»

  4. анализ литературного произведения как обязательный этап работы с текстом

2. Что такое анализ текста? СЛАЙД 4

В 1 -м классе и частично во 2 -м речь идёт об элементах анализа текста, то в 3-4 классах - о собственно анализе.

Цель анализа текста на этом первом этапе - читательское освоение литературного произведения , создание его читательской антиципации (интерпритации,) и , главное её корректировка объективным авторским замыслом.

Итак, основная задача учителя на уроках в 3-4 классах- помочь ребёнку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность» ( наивный реализм читателей этого возраста побуждает их видеть лишь копию действительности), а это возможно лишь в ходе вдумчивого (аналитического, изучающего, «медленного» чтения)

Путь анализа текста и сам текст подсказывает учителю приёмы работы:

  1. выделение ключевых слов

  2. беседа

  3. составление плана

  4. построение структурной модели текстов

  5. наблюдение над системой образов ( без введения этого понятия) - 3-4 классы

  6. комментированное чтение

  7. диалог с автором через текст

СЛАЙД 5

Важно обратить внимание на два на два приёма: комментированное чтение и диалог с автором через текст - это наиболее короткий и доступный «путь к автору» , но недостаточно освоенный современной школой. Вместе с тем технология формирования типа правильной читательской деятельности заявленной в нашей программе, предполагает использование этих приёмов как основных. СЛАЙД 6

Первый этап технологии - работа с текстом до чтения - завершается постановкой цели: « Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».

Уже к концу 1 -го класса ребёнок овладевает элементами самостоятельного диалога с автором.

Второй этап - работа с текстом во время чтения: после того как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания ( «медленного» чтения) следует показать, каким мог бы быть диалог с автором

Третий этап - работа после чтения текста

3. Что такое диалог с автором?

С точки зрения методики преподавания - это приём работы с текстом во время его чтения ( достаточно новый для современной школы)

С точки зрения сформировавшегося читателя - это естественная беседа с автором через текст.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо во время чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытие авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора включать воображение.

4. Как учить детей вести диалог с автором?

СЛАЙД 7

К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно- у большинства учащихся её необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения и во время перечитывания - всё зависит от особенностей текста. Можно следовать таким действиям:

1) научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые ( НАПРИМЕР: « Но сегодня мне захотелось посмотреть , нет ли чего в такой трубочке…- в скрытой форме автор задаёт вопрос: а что там может быть?)

( И вот в первой же трубочке я нашёл орех, так плотно прихваченный , что с трудом удалось его вытолкнуть . Как же он туда попал? - это уже прямой вопрос автора, в том числе и к читателю)

Как правило автор на подобные вопросы даёт прямые ответы. В любом случае эти вопросы требуют остановки по ходу чтения, обдумывания, ответов-предположений и далее - проверки их точности по ходу дальнейшего чтения;

2) включать творческое воображение учащихся : по смыслу, детали, иной свёрнутой текстовой информации читатель прогнозирует , что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончится этот эпизод;

3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но не в явной , скрытой форме: чем это можно объяснить? Что из этого следует?Что сейчас случится? Почему именно так?Для чего? Кто такой?...Возникающие вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположение и проверку себя по ходу дальнейшего чтения;

4) помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. Это возможно сделать уже в конце 1-го класса. При таком переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложения) сигналы: В - вопрос(найди, задай), О- ответ ( ответь на этот вопрос), П - проверка ( проверь точность своих предположений именно в этом месте текста) , З - зеркало ( включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало). Авторы учебников Бунеевы ввели подобные сигналы в ряд текстов учебников для 1-3 классов( ПОКАЗАТЬ В УЧЕБНИКЕ)

5 Что такое комментированное чтение?

СЛАЙД 8

На этапе работы с текстом во время чтения комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором , обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нём автора.

СЛАЙД 9 Что же необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение?

А. Озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя

Б. Однако, если в ходе вашего комментирования дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения за них нужно буквально цепляться и вплетать в общий разговор, ни в коем случае не оставлять их без внимания, даже детские суждения расходятся с вашей (субъективной!0 точкой зрения.

В. Комментарий должен быть краткий и динамичный. Самая страшная для художественного текста ошибка учителя - когда вы «вязните» в своих комментариях, формулируете громоздкие вопросы и повторяете их по нескольку раз, пытаетесь комментировать то, чего нет в тексте ни в явной ни в скрытой форме. Уходит эмоциональная реакция детей на текст - главная ценность в этом возрасте. Комментарий удачен лишь тогда , когда усиливает эту эмоциональную реакцию, делает её более яркой и эстетической. Именно поэтому ответы детей не должны быть развёрнутыми , позвольте им кратко отвечать с места, не отрываясь от текста. Если дети затрудняются предложите им начало ответа , подскажите ответ интонацией.

Г. Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу!

Д. Вы комментируете текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что вы в любой момент можете прервать ребёнка.

СЛАЙД 10 Е. Прерывание чтения ребёнка должно происходить естественно для чего рекомендуем использовать следующие способы:

* рефрен ( повтор слова, словосочетания вслед за ребёнком), за которым следует сам комментарий или вопрос в особой форме, «свёрнутый»;

* включение воображения детей ( « Представьте себе…», « Увидели?...», Представили?» и др.);

* сам вопрос, который формулируется не так , как во время беседы: он максимально свёрнут, сжат( « Догадались почему?, « Почему именно?») Последите за своей речью: постарайтесь избегать слов « Стоп!», « Достаточно!», « Хватит!»

6. Как выбрать творческое задание для третьего этапа работы с текстом?

Третий этап работы с текстом ( после чтения) предполагает следующие шаги:

  1. Формулирование основного смыслового вопроса ( часто как проблемного)

  2. Повторное обращение к заглавию и иллюстрации.

  3. Беседа об авторе ( дети рассказывают, сто узнали о нём из прочитанного текста). Рассказ учителя об авторе ( один или несколько эмоционально окрашенных эпизодов из биографии).

  4. Выполнение творческих заданий.

Уточним. Что мы понимает под творческим заданием. На наш взгляд оно предполагает самостоятельность ребёнка при его выполнении. В этом случае творческий характер будут носить не только задания типа « Проиллюстрируй…», « Сочините…», « придумайте…», но и типа « Самостоятельно составьте план ( индивидуально, в группах, в парах)».

В читательскую деятельность ребёнка включены четыре сферы: эмоциональная, воображения, осмысление содержания, реакция на художественную форму. Самая развитая у читателей этого возраста сфера - осмысление содержания. Поэтому методика предлагает учителю богатый выбор заданий , связанный с этой сферой: рассказ о герое, событии; выборочный и краткий пересказ4 составление плана, структурной модели теста; постановка контрольных вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы учителя и др.

Реакция на художественную форму у большинства детей-читателей , как правило, отсутствует. Отсюда ограниченный перечень заданий: подробный художественный пересказ, стилистический эксперимент, наблюдение над языком, художественными особенностями текста, сопоставление литературного произведения с его художественной основой ( например, сказка Пушкина- сказка Арины Родионовны)

Эмоциональная сфера у детей работает активно, но эмоции читателей в этом возрасте не носят эстетического характера , они порождаются наложением на текст собственного жизненного опыта. Задания на правленые на развитие этой сферы, могут быть следующими: выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусств, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом и др.

Сфера воображения чрезвычайно важная для формирования ребёнка-читателя . Развитию творческого воображения способствуют такие задания: составление диафильма, киносценария, комиксы по тексту; творческий пересказ ; иллюстрирование; чтение по ролям, инсценирование и др.

Используемая литература

  1. Образовательная система « Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа /Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2010.- 400 с.

  2. Уроки чтения по книги « Маленькая дверь в большой мир» ( 2 класс). Методические рекомендации для учителя // Серия « Свободный ум». - М.: « Баласс», 2010, 208 с.

  3. Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ № 11, 2009


© 2010-2022