- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка, 2 класс Школа России, Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»
Конспект урока русского языка, 2 класс Школа России, Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Хайруллина Г.И. |
Дата | 03.11.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
8
Конспект урока русского языка во 2 классе
Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»
Образовательные цели:
- помочь учащимся систематизировать знания, полученные при изучении корня слова, применять знания на практике,
- закрепить умение выделять у слова состав и признаки;
- закрепить у учащихся первоначальные сведения о том, как проверяется безударный гласный в корне слова;
- формировать самостоятельную учебную деятельность, через умение постановки учебных задач, усвоение общих способов анализа предмета проектной деятельности, превращение общего замысла в упорядоченную систему проектных учебных действий, умение проводить корректировку деятельности, т.е. проводить контроль и оценку деятельности.
- формирование УУД
1.Личностные УУД
• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,
• осознание ответственности ученика за общее благополучие группы
2.Регулятивные УУД
Ученик развивает навыки:
• принимать и сохранять заданную учебную цель,
• учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале,
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
• адекватно понимать оценку взрослого,
• взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
3.Познавательные УУД
Школьник учится:
• осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,
• обобщать полученные знания,
• использовать знаково-символическоое моделирование.
• осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
4.Коммуникативные УУД
Школьник учиться:
• слушать собеседника,
• задавать вопросы,
• контролировать действия партнёра,
• эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.
Воспитательные:
- формировать навыки коллективной деятельности, сплочение детского коллектива;
Проектные цели: развивать умение строить монологическую речь; умение самостоятельно и в группе, работать по теме проекта; умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.
Планируемые результаты
(личностные, метапредметные и предметные)
-
Видеть орфограммы корня, применять алгоритм проверки безударных гласных в корне слова, анализировать лексическое значение слова.
-
Писать грамотно, уметь анализировать вид орфограммы , оценивать правильность хода рассуждения.
-
Формулировать доказательство своей позиции.
-
Вести логически-поисковую деятельность, работать с информацией, анализировать данные и обобщать их.
-
Овладение учащимися общеучебными навыками, формирование умения применять знания и умения на практике, развитие аналитических способностей, формирование навыков совместной познавательной деятельности.
Оборудование урока:
-
компьютер
-
принтер
-
презентация урока
-
демонстрационный раздаточный материал
-
«Гора грамоты»
Формы работы: самостоятельная работа. индивидуальная работа ,групповая работа.
Методы обучения:
-
проблемный;
-
частично-поисковый;
-
словесно-логический;
-
метод самостоятельной работы учащихся
-
метод групповой работы учащихся
Ход урока:
-
Организационный момент 3 мин
Необычный день у нас.
Гости к нам пожаловали в класс.
- И гостям сказать нам надо?
-Видеть Вас мы очень рады!
-Давайте поприветствуем гостей как ученики. Встанем.
- Понапрасну не болтай,
Рассуждай и убеждай.
Здесь не нужен шум и гам,
Ты решай задачи сам.
Если же не сможешь вдруг,
Пусть придёт на помощь друг.
Чистописание. 5 мин.
- - Определите, какой согласный звук часто повторяется в песенке Водяного из мультфильма.
(Видеоролик) сл.№1
Я водяной, я водяной,
Никто не водится со мной.
Внутри меня водица.
Ну что с таким водиться!
Он имеет парный глухой согласный звук - т ?
- Это звук д . какая орфограмма связана с этой буквой? Как проверить?
- Дайте характеристику этому звуку.
- Какой буквой он обозначается на письме? - Эту букву мы будем писать .
(Учитель показывает образцы на доске, дети прописывают в тетрадях) сл.№2
- Оцените себя.
3. Определение темы урока. Постановка учебных целей. 3 мин
- Что еще объединяет эти слова из песенки? На экране сл№3 (воляной, водица, водиться)
(Они близки по смыслу- имеют отношение к воде) Согласны? Какое чужое слово?
- Можно ли к ним добавить слова с общим значением?
Сл.№ 4 Водяной, водица, подводник, водянка, водонос, водолаз, водичка.
- Что еще одинаково в словах?
(Часть слов записана одинаковыми буквами- вод…) на слайде выделение.
- Как называется общая часть родственных слов?(корень)
- Кто назовет нам тему сегодняшнего урока? (Корень слова)
- Верно, ребята, посмотрите на экран , тема нашего урока: сл.№5 Корень слова. Однокоренные (родственные) слова.
- Какие знания нам необходимо усвоить сегодня на уроке? (
-
? Мы должны закрепить, что такое корень слова,
-
? как он выделяется,
-
? какие слова называются однокоренными.
4. Основной этап урока.5 мин
- Давайте, вспомним о чём говорили на прошлом уроке?
- Что такое корень? Сл.№6 Корень слова - общая часть родственных слов
- Какие слова называются однокоренными? Сл. №7 Слова, образованные от одного и того же корня, называются однокоренными или родственными
а) Применение знания.10 мин
Прочитайте цепочки слов на экране..Запишите однокоренные слова. Обоснуйте ответ.( один комментирует у доски)
а) нос, носильщик, носик, носатый;
б)час, часок, часть, часовщик;
в) гусь, гусята, гусеница, гусыня;
- Какие слова называем однокоренными? Оцените себя. Как вы справились с этим заданием
5. Физминутка 2 мин
-На доске написаны пары слов. В одних - родственные слова, а в других - нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо.
лес -лесник , стена- гвоздь
река- плот , кот - котик
сад - садовый, поле - полюшко
дом - домашний, дом - дым
- Что помогало вам в работе, какие признаки однокоренных слов? Сл.№8
. Признаки однокоренных слов:
- имеют общую часть
- близки по смыслу
6. Работа с учебником. Выполнение упр. 90. 7 мин.
Откройте учебники , на какоё странице подскажите? Проговариваем, делим на группы и доказываем. Записываем по рядам. Взаимопроверка Сл.№9.
Оценили себя.
-
Физминутка для глаз
-
Перед началом упражнений прикройте глаза ладошками, почувствуйте тепло рук. Откройте глаза, расслабьтесь
-
Сядьте прямо, держите голову ровно
-
За движущимися предметами на слайде следите только глазами
-
При мерцании огня на маяке часто моргайте
-
По завершении физминутки опять прикройте глазки ладошками, закройте глаза на несколько секунд, затем откройте
-
Вот вы и отдохнули!
в) . Работа в парах Упр. 86 5 мин. Первую пару слов вместе с учителем с показом на доске.
Вывод (дети пытаются сами сформулировать вывод, а затем учитель показывает нужный слайд):
Сл. №10 В корне заключён главный смысл всех родственных слов
Оценили себя.
Групповая работа.
Игра «Копилка русского языка».
- Соберите в копилку как можно больше родственных слов с корнем:
1 группа - сад
2 группа - лес
3 группа - корм
4 группа - ход
5 группа - лист
6 группа - дом
- Выдели в словах корень. Проверка выполненного задания.
Та группа, которая за пять минут запишет больше слов - выиграла.
- Что нужно сделать, чтобы правильно определить в слове корень?
Вывод: Сл. №11 Чтобы правильно определить в слове корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов, та часть в слове, которая не изменяется, и будет являться корнем. Самостоятельная работа
- зачеркнуть в каждой строке «лишнее» слово; - выделить корень в однокоренных словах.- Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисёнок,
Лось, лоскут, лосёнок,
Горный, горка, городок,
Пёс, песочный и песок,
Где слова родные (однокоренные)?
Самопроверка. Эталон на экране сл. №12.
Подведение итогов. Рефлексивно-оценочный этап.
- Какая цель была на уроке?
Достигли ли мы её? Замена карточек.
- Что такое корень слова?
- Как правильно определить корень в слове?
- Как выделяется корень?
- Какие слова называются однокоренными?
Сегодня на уроке активно работали и показали хорошие результаты...
- Получили оценки...
15. Домашнее задание.
-Творческое задание. Составить цепочки («семейки») из большего количества слов к одному выбранному слову, объяснить лексическое значение этого слова.
А сейчас оцените свои силы, как вы поработали на уроке.
На доске изображена «Гора грамоты» . Где правильно описаны ваши возможности, поставьте там магнитик. - Спасибо за работу. Урок окончен.