Урок литературного чтения А. С. Пушкин Зимний вечер

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения 3 класс


Тема урока: А.С.Пушкин «Зимний вечер». Цели: Продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина. показать, что стихотворение не просто пейзажная зарисовка, а прочувствованное общение двух людей. добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя. Провести исследование, что пейзажные описания, сделанные от лица лирического героя, проникнуты стремлением лирического героя поделиться радостью увиденного с героиней. Прививать детям любовь к поэзии; развивать навыки выразительного чтения, анализа и сравнения; учить понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя. Развивать речь, мышление, память. Воспитывать любовь к родной природе, к родному месту, к Отечеству, к близким и дорогим людям.

Задачи:

образовательные: познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа; отрабатывать навык выразительного чтения лирического текста; • развивающие: развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять в тексте произведения изобразительно - выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения. • воспитательные: расширить кругозор учащихся , представления о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа; воспитание любви и уважения к людям старшего возраста, умение видеть красоту человеческих отношений.

Тип урока: совершенствование знаний, формирование умений и отработка навыков. Материал для чтения: А. С. Пушкин. «Зимний вечер».

Оборудование урока:

  • учебник «Литературное чтение» 3 класс, автор Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий

  • Иллюстрации зимнего вечера

  • ИКТ:компьютер, телевизор, презентация Power Point для сопровождения урока

  • Карточки для словарно-лексической работы

  • Выставка книг - произведения А.С. Пушкина

  • Аудиозапись пьесы П.И.Чайковского «Январь. У камелька» (из альбома «Времена года»)

  • Портрет А.С.Пушкина . Художник В. А Тропинин

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Мотивация. Ребята, улыбнитесь вы друг другу, Я улыбнусь, конечно, вам, И с настроением отличным Начать урок предложу вам!
ІІ. Речевая разминка (Слайд № 1) Звукоподражание

Ма - ма - ма - на дворе зима
Ом- ом-ом - слепим снежный дом.
Мы- мы-мы - дождались зимы
Ды-ды-ды- на снегу следы
Ать-ать-ать - я иду гулять
Ну-ну-ну - саночки тяну
Ок-ок-ок - на дворе снежок
Ос-ос-ос - я укутал шарфом нос.
Ул-ул-ул - ветерок подул.
Ул-ул-ул - зимний лес уснул.
Ра-ра-ра - пришла зимняя пора.
Ра-ра-ра - вьюга с самого утра.
Ры-ры-ры - прокачусь с горы.
Ру-ру-ру - начинаем мы игру.
Ре-ре-ре - санки на горе
Ри-ри-ри - на рябину посмотри. Четырехстишие Учись читать! Учись читать! Важнее нет науки, Тот, кто умеет сам читать, Совсем не знает скуки.

- А какой урок у нас начинается?

- Помните, что вы самые умные, сообразительные ученики, у вас всё получится. Вы готовы начать урок?

III. Актуализация опорных знаний учащихся (Слайд №2)

И пробуждается поэзия во мне…

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут..

  • Вы узнали этого поэта? (Пушкин)

III. Подготовка к восприятию лирического стихотворения. 1.Это строчки А.С.Пушкина. Пушкин был эмоциональным человеком и свои чувства начал очень рано выражать в стихотворениях. Первые знания о жизни, первые впечатления о ней маленький Саша получил от своей няни. -Вспомните, как звали няню поэта?


2.Арина Родионовна портрет.(Слайд№3) -Арина Родионовна - крепостная крестьянка, она прожила и прослужила в доме Пушкиных много лет. Вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но особенно она любила маленького Сашеньку, будущего поэта Пушкина. Он тоже любил свою няню, считал её своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым.

3. Портрет Пушкина взрослого.(Слайд № 4) -Пушкин был очень смелым поэтом: некоторые его стихи были направлены против царской власти и законов. Конечно, царю это не понравилось, и он решил наказать поэта. Царь запретил ему жить в Москве и на два года сослал Пушкина в далёкое и глухое село Михайловское.



4. Cело Михайловское.(Слайд № 5)

- Кого вы видите на картине? (Пушкина, няню и друга)

- К Пушкину приехал в гости его близкий друг Иван Иванович Пущин, Друзья общаются, а няня сидит за столом. Она занята вязанием и в то же время внимательно слушает Александра Сергеевича, который что-то читает своему другу.

Один из таких зимних вечеров 1825 года описан в его стихотворении «Зимний вечер».

V. Восприятие новых знаний.

  1. Чтение стихотворения учителем «Зимний вечер».

  2. Проверка первичного восприятия стихотворения.

  • Понравилось ли вам стихотворение?

  • Какую картину представили вы , когда его слушали?

  • От чьего имени ведется рассказ?

  • Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

  1. Словарно - лексическая работа (Слайд № 6)

Буря - ненастье с сильным разрушительным ветром. Мгла - непрозрачный воздух от тумана, сумерек, тьмы . Вихрь - порывистое, круговое, движение ветра. Кровля обветшалая - очень плохая крыша. Ветхая лачужка - небольшая, плохая изба, хижина. Веретено - приспособление для прядения.

4. Слушание романса «Зимний вечер»(Слайд № 7)

-Лицейский друг Пушкина Яковлев написал музыку к этому стихотворению. Получился красивый романс. (Звучит запись романса)

-Удалось ли композитору передать в музыке грусть, тоску поэта?

  1. Чтение текста стихотворения с анализом. Работа над логическим ударением.

-Прочитайте стихотворение сами и отметьте слова, которыми автор рисует такую грустную картину.

- 1 часть.

Как вы понимаете содержание первой строчки? Что такое «мгла»?

(Мгла - это непрозрачный воздух от тумана, снежный пыли или сумерек)

-А теперь найдите в этой части текста, с чем автор сравнивает бурю.

(Со зверем: «То, как зверь она завоет…»;

С ребёнком: «То заплачет, как дитя…»;

С путником: «То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит») -Давайте обсудим, зачем автор природное явление сравнивает с людьми, с животными, то есть с живыми существами? - Сегодня я открою вам ещё один «секрет» литературных произведений, когда автор с чем-либо или с кем-либо сравнивает людей, явления природы. В литературе такой приём называется сравнением. - Автор рисует бурю и вой ветра с помощью звукописи. В тексте много слов со звуками, изображающими шум ветра, его порыва и завывание, похожие на рёв зверя: (р) - «буря», «кроет», «вихри», «крутя», «зверь»; (с), (з), (ч), (ш) - «зверь», «завоет», «обветшалой», «соломой», «зашумит», «запоздалый», «окошко», «застучит»; (а), (о), (у), передающие вой ветра: «буря», «мглою», «небо», «кроет» . -Как вы думаете, почему автор стихотворения начинает с описания ненастной картины природы? -Случайно ли здесь такое описание зимнего вечера? -2 часть. - О ком говорит автор в этой части? К кому обращается? - Найдите в тексте слова, которыми он называет няню. -Какое настроение у автора? -Какими словами в тексте автор передаёт это настроение? - В этом стихотворении вся боль и тоска, переживания поэта, который находится в тяжелом безрадостном положении. В ссылке. Вдали от друзей и родных. -3 часть. - Какие слова отражают настроения автора? («Бедной юности моей»; «Выпьем с горя»; «Сердцу будет веселей») Дети приходят к выводу, что и здесь автору грустно и на сердце тяжело. -Найдите слова, которыми поэт обращается к няне. («Добрая подружка») -С какой просьбой он обращается к няне? ( «Выпьем, добрая подружка»; «Спой мне песню») -Зачем поэт просит няню спеть песню? Как он говорит об этом? 4 часть. -Прочитайте последнюю часть . Как изменилось настроение в конце стихотворения? -Случайно ли поэт так построил последнюю строфу? - Одинаковые ли по настроению первая и последняя части ? Сравните их.
VI . Формирование умений и отработка навыков .(Слайд№ 8)

  1. Обобщающая беседа.
-Для чего автор написал это стихотворение?

2. Аудиозапись пьесы П.И.Чайковского «Январь. У камелька» (Слайд № 9)

(из альбома «Времена года») 3.Словарная работа: Камелёк - это небольшой камин, очаг для обогревания -Представьте холодный зимний вечер. За окном буря, непогода, а в помещении горит огонёк и согревает своим теплом душу человека, который сидит у камелька. 4.Зарисуйте фрагмент природы ,которую описывает автор, в своих тетрадях. 5. Выразительное чтение стихотворения учениками. VI Подведение итогов урока.

  1. Вывод.

Что же нового мы сегодня узнали о жизни и творчестве Пушкина?

С каким произведением поэта познакомились?

У каждого из вас есть бабушки. В наше современное время они выполняют роль няни. У некоторых детей, кроме бабушек, есть и няни. Что вы можете рассказать о них?

2. Домашнее задание:

1) выучить стихотворение «Зимний вечер».

2) составить рассказ о своей бабушке, чтобы все смогли её себе представить и понять, какая она добрая и ласковая, как любит вас.


© 2010-2022