- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру УМК школа 21 века
Рабочая программа по окружающему миру УМК школа 21 века
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Муфтахова Э.С. |
Дата | 02.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе авторской программы по окружающему миру Н.Ф. Виноградовой и примерного тематического планирования (Москва «Вентана-Граф» 2012г. УМК «Начальная школа XXI века», соотнесенной с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и на основе примерной программы по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)
2.1. Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе -представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт.
Задачи курса
Образовательная задача - формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке вдоступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятий, развитие целостного восприятия окружающего мира.
Развивающая задача - обеспечение осознания отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения; формирование общеучебных умений (выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений). Развивающая задача предмета - формирование элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.
Воспитывающая задача - решение задач социализации ребёнка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и этических чувств. При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
2.2 Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я». Таким образом, изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
2.3 Описание места учебного предмета
Во втором классе на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов (34 учебные недели).
2.4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Окружающий мир»
.
Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, ее совершенства, сохранение и приумножение ее богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
2.5Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса окружающий мир
Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебныедействия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение,классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученнойинформации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание идр.).
-
Содержание курса окружающий мир
Название раздела (темы)
Программное содержание
Характеристика деятельности детей
(универсальные учебные действия)
Введение.
Что окружаетчеловека
Что такое окружающий мир. Время: настоящее, прошлое, будущее
Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека. Различение: прошлое - настоящее - будущее
Кто ты такой
Сходство и различия разных людей. Наследственность (без предъявления термина).
Органы чувств. Здоровье человека: как его сохранить. Режим дня. Правильное питание. Физическая культура. Закаливание
Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил.
Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность
Кто живёт рядом с тобой
Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье. Правила поведения
Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное - отрицательное (добрый - жадный, справедливый - несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях
Россия - твояРодина
Наша Родина - Россия. Символы государства. Конституция России, права и обязанности граждан. Родной край - частица Родины. Труд россиян. Города России. Жизнь разных народов в нашей стране
Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина». Характеристика прав и обязанностей граждан России. Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям
Мы - жители Земли
Солнечная «семья». Земля как планета жизни
Характеристика планет Солнечной системы
Природныесообщества
Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водные жители
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные - дикорастущие растения
Природаи человек
Человек - часть природы. Правила поведения в природе
Моделирование ситуаций: человек и природа. Поиск информации на тему «Роль человека в сохранении и умножении природных богатств. Правила поведения в природе»
Экскурсии
В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).
Практические работы
Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ.
№
Содержание
Кол-во часов
1.
Введение.
Что окружаетчеловека
1
2.
Кто ты такой
11
3.
Кто живёт рядом с тобой
6
4.
Россия - твояРодина
13
5.
Мы - жители Земли
8
6.
Природныесообщества
22
7.
Природаи человек
2
8.
Резерв
5
Итого:
68
Планируемые результаты обучения К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:
- составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
- называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;
- оценивать жизненную ситуацию, а так же представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
- различать (соотносить) прошлое, настоящее и будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой;
- характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;
- называть царства природы;
- описывать признаки животного и растения как живого существа;
- моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
- различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
- устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
- сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям обитания.
К концу 2 класса учащиеся могут научиться:
- «читать» информацию, представленную в виде схемы;
- воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе - описании) изученные сведения из истории Москвы;
- ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;
- проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
- приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности)
2.7 Календарно-тематическое планирование по окружающему миру во 2 классе.
№
п/п
Дата
по плану/ по факту
Содержание учебного материала
Кол-во часов
Тип
урока
Элементы
содержания
Вид
контроля
Дом.
задание
Использо
вание
ИКТ
Кор
ректи
ровка
I четверть - 17 часов.
Что тебя окружает - 2 часа.
1
3.09
Что такое окружающий мир.
ОЗОЖ: Забота и ответственность.
1
К
Сравнение понятий «объект природы», «изделие». Анализ стихотворения «Чудо» Н. Юрковой. Выполнение заданий в рабочей тетради.
Обсуждение вопроса: «Что значит быть заботливым и ответственным»?
Обсуждение историй.
Текущий,
фронт.,
индивид опросы
У.- с. 6-7,12.
Р.Т. - с 7 № 5-7.
2
7.09
Что изучает история?
1
К
Сравнение понятий «настоящее», «прошлое», «будущее». Обсуждение текста учебника.
Текущий,
фронт.,
индивид опросы
У. - с 10-11.
Р.Т. - с. 12
№ 16.
Кто ты такой - 12 часов.
3
10.09
Человек - живой организм.
ОЗОЖ: Забота и ответственность.
1
К
Обсуждение статьи учебника. Составление словесного портрета. Работа с рубрикой «Картинная галерея».
Разыгрывание ситуаций. Сюжетно-ролевая игра «Мы ждём вас в гости».
Текущий
У - с. 17 - з.
Р.Т. - с. 15-16
№ 1-3
4
14.09
Наши помощники - органы чувств.
1
К
Повторение пройденного: как человек воспринимает окружающий мир? Дидактические игры «Кто позвал?», «Чудесный мешочек». Выполнение заданий в рабочей тетради.
Текущий
У. - с. 19, 23 (П),
с. 22 - з.,
с. 23 - з.
5
17.09
Что такое здоровье.
ОЗОЖ: Проявление заботы в окружающем мире.
1
К
Сравнение понятий «здоровье - болезнь». Обсуждение статьи учебника. Составление режима дня.
Беседа по теме. Сюжетно-ролевая игра «Планета заболела», «Река заболела» и др.
Текущий
У - с. 24 - П,
РТ - с. 20 № 17, задание
6
21.09
Чтобы не уставать…
1
К
Обсуждение правил организации труда и отдыха. Игровые ситуации «Как подготовить рабочее место». «Правильная поза». Выполнение заданий в тетради.
Текущий
У - с. 33, 36, 37
РТ - с. 21 упр19
7
24.09
Физическая культура.
ОЗОЖ: Проявление заботы в моей школе.
1
И
Обсуждение вопроса «Что такое физическая культура». Работа с иллюстрациями. Работа с рубрикой «Картинная галерея».
У. - с. 38-39.
Р.Т. - с. 23 № 22
№
п/п
Дата
провед
урока
Содержание учебного материала
Кол-во часов
Тип
урока
Элементы содержания
Вид контроля
Дом.
задание
Использо
вание
ИКТ
Кор
ректи
ровка
8
28.09
Урок-игра. Спортзал.
1
И
Текущий,
практическая работа.
У. - с. 42
9
1.10
Закаляться может каждый.
ОЗОЖ: Развитие познавательной сферы
1
К
Работа с иллюстрациями и текстом учебника. «Сочинялки: придумать весёлую историю про мальчика, который не любит физкультуру.
Развитие памяти, внимания, воображения, фантазии, сравнения.
Текущий
У. - с. 43 (П),
с.44 - рассказ по рисунку.
10
5.10
Здоровье и питание.
1
К
Обсуждение вопросов: зачем человек питается, какую функцию выполняют белки, жиры, углеводы? Работа с рисунком-схемой в учебнике.
Текущий
У - с. 45, 49
11
8.10
Умеешь ли ты есть…
ОЗОЖ: Развитие познавательной сферы
1
К
Игра «Приглашаем в гости». Рассматривание и обсуждение иллюстраций и текста учебника.
Развитие памяти, внимания, воображения, фантазии, сравнения.
Дидактическая игра
У - с. 53 - П,
РТ - с. 27
12
12.10
Здоровье и осторожность.
1
К
Обсуждение вопросов: Как определить, что заболел? Когда и как нужно проявлять осторожность?
Развитие памяти, внимания, воображения, фантазии, сравнения.
Текущий
У - с. 57,
РТ - с. 27 № 31
13
15.10
Здоровье и осторожность.
ОЗОЖ: Развитие познавательной сферы
1
К
Текущий
У - с. 59,
РТ - с. 28 № 33
14
19.10
Можно ли изменить себя?
1
К
Упражнения - элементы аутотренинга. Обсуждение: «почемучка - это хорошо?»
Тематический
У - с. 60-62 «советы».
Кто живёт рядом с тобой - 6 часов.
15
22.10
Что такое семья?
ОЗОЖ: Развитие эмоциональной сферы.
1
К
Обсуждение вопроса «Что такое семья». Работа с рисунком-схемой. Выполнение заданий соображалки и смешинки.
Развитие навыков воображения и распознавания эмоций.
Творческая работа (рисунок)
У - с. 64, РТ - с. 30 - № 1.
16
26.10
Кто занимается домашним хозяйством?
1
К
Обсуждение вопроса «Существует ли «женский» и «мужской» труд»? Анализ стихотворения А. Барто «Разговор с дочкой» и статьи учебника «Помощник».
Анкетирование
У- с. 70-73, с.72 - придумать историю
17
29.10/
2.11
Чем семья занимается в свободное время.
ОЗОЖ: Развитие эмоциональной сферы.
1
К
Работа с иллюстрациями и текстом учебника. Рассказы детей: «Как моя семья проводит свободное время». Работа с рубрикой «Картинная галерея».
Формирование способности к осознанию отрицательных черт характера.
Текущий
У - с. 73-75
РТ - с. 33 - задание
I четверть - факт __ часов
II четверть - 14 часов.
18
12.11
Твои друзья взрослые и сверстники
1
К
Обсуждение понятия «правила поведения». Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Составление рассказов про мальчика Васятку «Радость», «Удивление», «Жалость». Выполнение заданий в тетради.
Текущий
У - с. 78 - задан,
РТ - с. 38 № 6.
19
16.11
Твои друзья взрослые и сверстники.
ОЗОЖ: Развитие эмоциональной сферы.
1
К
Формирование способности к отображению положительных черт характера.
Текущий
РТ - с. 41-42 - задание
20
19.11\
21.11
Правила культурного поведения в театре.
1
К
Обсуждение вопроса «Как мы должны вести себя в театре». Разыгрывание сценок «В театре». Выполнение заданий в тетради».
У - с. 79-83,
С. 83 - вопрос 2
Что тебя окружает - 2 часа.
21
23.11/
26.11
О дружбе.
ОЗОЖ: Развитие эмоциональной сферы.
1
К
Работа с текстом учебника. Составление памятки «Правила дружбы».
Формирование способности к отображению положительных и отрицательных черт характера.
Творческая работа
У - с. 87 - П, РТ- с. 46
22
26.11/
28.11
О дружбе.
1
К
Разыгрывание сценок «Узнай по жестам, о чём я говорю».
Творческая работа
У - с. 88,
РТ - с. 49 № 15.
Россия - твоя Родина - 19 часов.
23
28.11/3.12
Родина - что же это такое?
ОЗОЖ: Развитие эмпатии в реальном общении ребёнка.
1
К
Беседа на тему «Наша Родина - Россия». Обсуждение текста учебника. Работа с рубрикой картинная галерея.
Актуализация представлений детей о душе, добре и зле. Подготовка к выполнению проекта.
Текущий
У - с. 90-91 - П.,
РТ - с. 50 № 3
24
3.12/5.12
Родной край - частица Родины.
1
Э
Экскурсия по родному городу.
Текущий
25
7.12/10.12
Из истории нашей Родины.
ОЗОЖ: Развитие эмпатии в реальном общении ребёнка.
1
К
Беседа на тему «Славянское поселение».
Развитие представления о возможности проявлять доброе отношение к другому.
Подготовка к выполнению проекта.
Текущий
У - с. 100-102,
26
10.12/12.12
Из истории нашей Родины.
1
К
Подготовка к выполнению прокета.
Текущий
У - с. 104-105
РТ - с. 53 № 12
27
14.12/17.12
Первые русские князья.
1
К
Чтение и обсуждение текста «Первые русские князья». Подготовка к выполнению проекта.
Текущий
У - с. 107-111
28
17.12/19.12
Зачем человек трудится.
ОЗОЖ: Правила безопасного поведения.
1
К
Обсуждение рисунка-схемы (в учебнике). Выполнение заданий в тетради.
Знакомство с правилами безопасного поведения.
Текущий,
РТ - с. 52 № 9,10
29
21.12/24.12
Из истории нашей Родины.
1
К
Беседа о занятиях славян. Сравнение орудий труда разных времён (по рисункам). Выполнение заданий в тетради.
Текущий
РТ - с. 55 № 17,
30
24.12/26.12
Защита проектов «Из истории нашей Родины».
1
К
Защита исследовательского проекта «Из истории нашей Родины».
Текущий
РТ - с. 57 № 22
31
28.12/
11.01
Хлеб - главное богатство России. Защита проектов «Хлеб - всему голова». ОЗОЖ: Правила безопасного поведения.
1
К
Обсуждение пословиц и поговорок о хлебе. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Рассказы учащихся о хлебе и хлеборобах. Знакомство с правилами безопасного поведения.
Текущий
У - с. 103-104
II четверть - факт __ часов
III четверть - 21 час.
32
11.01/14.01
Как работают в пекарне.
1
Э
Экскурсия на хлебозавод.
Пр. работа
У - с. 121
33
14.01/16.01
Все профессии важны.
1
К
Беседа «профессии наших родителей».
Текущий
РТ - с. 54, № 14
34
18.01/21.01
О труде фермера и экономиста.
ОЗОЖ: Развитие эмпатии в реальном общении ребёнка.
1
К
Обсуждение текстов учебника.
Развитие представления о возможности проявлять доброе отношение к другому.
Текущий
У - с. 122,123, РТ - с. 53 № 13
35
21.01/23.01
О компьютерах и программистах. ОЗОЖ: Правила безопасного поведения.
1
Э
Посещение компьютерного класса школы. Возможности компьютера.
Знакомство с правилами безопасного поведения при работе с компьютером.
Практическая работа
У - с. 124-125,
РТ - с. 53 № 11
36
25.01/28.01
Знаменитые города России.
1
К
Текущий
У-с. 94-96, 98-99, 128, РТ -с.57 № 24
+
37
28.01/30.01
Города России. Москва- столица России.
ОЗОЖ: Правила безопасного поведения.
1
К
Беседа с использованием иллюстраций «Москва - столица России». Воображаемая ситуация «Если бы мы приехали в Москву». Выполнение заданий в тетради.
Текущий.
У - с. 133-136
+
38
1.02/4.02
Путешествие в Санкт - Петербург.
1
К
Воображаемая ситуация «Если бы я был жителем Санкт-Петербурга». Рассказ учителя «Дом на мойке» (с использованием иллюстраций).
Текущий.
У - с. 136-142
+
39
4.02/
6.02/
Древние города.
1
К
Урок - путешествие по древним городам России («Золотое кольцо России»). Работа с рубрикой «Картинная галерея».
Текущий.
У - с. 142-146,
с. 146 - задание.
+
40
8.02/11.02
Мы - граждане России.
ОЗОЖ: Ответственность за жестокое поведение.
1
К
Обсуждение прав граждан и прав детей (с использованием рисунков и текста). Работа с рубрикой «Картинная галерея».
Текущий.
У - с. 147-149,
РТ - с. 60 № 27.
41
11.02/13.02
Народы России.
1
К
Рассказы детей о своей национальности. Рассматривание и обсуждение рисунков и текста учебника. Выполнение заданий в тетради.
Текущий
У - с. 150-153,
РТ - с. 60 № 28.
Мы - жители Земли - 17 часов.
42
15.02/18.02/
Первое знакомство со звёздами.
ОЗОЖ: Правила поведения в школе и на улице.
1
К
Обсуждение вопросов, что входит в солнечную систему, чем земля отличается от других планет. Сравнение рисунков: «планета без жизни и Земля. Выполнение заданий в тетради.
Текущий
У - с. 6-11,
РТ - с. 3 № 3
+
43
18.02/20.02
Солнце - звезда.
1
К
Определение понятия «солнца» как источник тепла, света, энергии.
Текущий
У - с. 12-17,
РТ - с. 6 № 7
44
22.02/25.02
Царство живой природы. Грибы. Защита проектов «Грибы - часть живой природы».
1
К
Сравнение понятий «животные», «растения», «грибы», «бактерии». Выполнение заданий в тетради.
Текущий
У - с. 18-19, 22-25
РТ - с. 7-8 № 3, №4
45
25.02/27.02
Животное - живое существо.
ОЗОЖ: Правила поведения в школе и на улице.
1
К
Работа с рисунком схемой в учебнике. Выполнение заданий в тетради.
Правила поведения и их практическая реализация.
Текущий
У - с. 26-27,
РТ - с. 10-11
46
1.03/4.03
Как животные защищаются и питаются.
1
К
Творческая работа
У - с. 34-41,
РТ - с. 13 № 13
47
4.03/6.03
Растение - живое существо.
ОЗОЖ: Что такое труд.
1
К
Рассматривание рисунков и анализ текста в учебнике. Сравнение понятий «дерево - кустарник - травянистое растение».
Текущий, творческая работа.
У - с. 42-48,
48
11.03/11.03
Какие бывают растения.
ОЗОЖ: Что такое труд
1
К
Рассматривание частей растений, зарисовка. Анализ текста учебника. Выполнение заданий в тетради
Текущий
РТ - с. 14 № 16
49
15.03/13.03
Лес и его обитатели.
ОЗОЖ: Труд в моей семье.
1
К
Экскурсия в лесопарк.
Текущий
У - с. 50-59,
РТ - с. 18 № 4
50
18.03/18.03
Человек и лес. Лесная аптека.
ОЗОЖ: Труд в моей семье.
1
К
Рассматривание рисунка коллажа в учебнике. Обсуждение вопроса» Как человек использует лес?». Решение задачи-лабиринта. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Рассматривание рисунка-схемы в учебнике. Беседа о грибах.
Текущий
У - с. 60-62, 69
51
1.04/20.03
Животные леса.
1
К
Работа с иллюстрациями и текстом в учебнике. Выполнение заданий в рабочей тетради.
Текущий
У - с. 70-74,
РТ - с. 19 № 8
52
5.04/1.04
Голоса леса.
ОЗОЖ: Что я больше всего люблю делать.
1
К
Беседа о лесных птицах. Слушание голосов птиц. Рассказы по рисункам: птицы леса.
Текущий.
У - с. 75-81,
РТ - с. 22 № 14
+
III четверть - факт __ часов
IV четверть - 16 часов.
53
8.04/3.04
Подземные жители.
1
К
Беседа о кроте. Чтение текста об ужах. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Воображаемая ситуация «В некотором царстве, в лесном государстве».
Текущий
У - с. 81-86, РТ - с. 21 - задание
54
12.04/8.04
Вода.
ОЗОЖ: Что я больше всего люблю делать.
1
К
Рассматривание и обсуждение рисунка-схемы в учебнике в учебнике. Беседа на тему: «Какие бывают водоёмы». «Работа с рубрикой «Картинная галерея».
Текущий
У - с. 88-91,
РТ - с. 29 № 7
55
15.04/10.04
Обитатели водоёмов.
Земноводные
1
К
Наблюдение за рыбами в аквариуме. Составление коллективного рассказа «Рыба - живое существо», рассматривание рисунков, чтение текста в учебнике «Строение рыбы». Выполнение задания в рабочей тетради.
Текущий
У - с. 92-99,
РТ - с. 29 - задание
56
19.04/15.04
Река - пресная вода.
1
К
Вода - источник жизни на Земле
Текущий
У - с. 99-102, РТ - с. 30 - задание
57
22.04/17.04
Растения рек и озёр.
ОЗОЖ: Вредные привычки.
1
К
Работа с иллюстрациями и текстом учебника.
Формирование ответственного отношения к своему здоровью.
Текущий
У - с. 107-109,
РТ - с. 33 № 15.1
58
26.04\22.04
Животные болот.
1
К
Работа с использованием иллюстративного материала. Рассказы детей по рисункам «Животные болот и прудов», выполнение заданий в рабочей тетради.
Текущий
У - с. 109-116,
РТ - с. 33 № 15
+
Жизнь луга. Поля. Сада - 10 часов.
59
29.04/24.04
Жизнь луга. Его обитатели и растения.
ОЗОЖ: Вредные для здоровья вещества.
1
К
Экскурсия на луг.
У - с. 117-123,
РТ - с. 37 № 6, 8.
+
60
3.05/ 29.04
Животные луга.
1
К
Рассматривание и описание животных луга (по рисункам). Сравнение насекомых с другими животными. Обсуждение проблемы «Почему луг надо беречь».
Текущий.
У - с. 124-131,
РТ - с. 36 № 3
+
61
6.05/6.05
Какие бывают поля. Поле и его обитатели. Растения поля.
ОЗОЖ: Вредные для здоровья вещества.
1
К
Беседа с использованием иллюстративного материала «Какие бывают поля». Рассматривание рисунка-схемы в учебнике. Выполнение заданий в рабочей тетради. Беседа о культурах поля. Работа с рубриками «Картинная галерея» и «Путешествие в прошлое». Выполнение заданий в рабочей тетради.
Текущий.
У - с. 132-140,
РТ - с. 39 № 3
+
62
10.05/8.05
Жизнь сада. Животные сада.
1
К
Беседа о плодовых деревьях. Рассматривание иллюстраций в учебнике. Выполнение заданий в рабочей тетради. Работа с иллюстрациями и текстом учебника.
Текущий.
У - с. 142-146,
РТ - с. 42 № 4
63
13.05/13.05
Природа и человек (продолжение).
ОЗОЖ: Здоровье и благополучие.
1
К
Беседа «Как человек помогает природе». Красная книга России. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».
Развитие представления о благополучии здоровья.
Текущий
Творческая работа
У - с. 149-154, РТ - с. 45 № 8
64
17.05\15.05
Итоговый урок
1
КР
Тестирование
65
20.05\20.05
Проверь себя сам.
ОЗОЖ: Здоровье и благополучие.
1
З
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Развитие представления о благополучии здоровья.
Текущий
РТ - с. 45 № 3
66
24.05\
22.05
Повторение.
ОЗОЖ: Здоровая кожа.
1
З
Развитие представления о здоровой коже.
67
27.05/26.05
Повторение.
ОЗОЖ: Здоровая кожа
1
З
Формирование ответственного отношения к своей коже.
68
/28.05
Повторение.
1
З
Интегрированный курс «Мы - дети природы»
-
№
тема
дата
1.
Сезонные изменения в природе. Народный календарь.
7.09
2
Сказки и легенды Югры.
14.09
3
Природные сообщества края: лес.
21.09
4
Игры и игрушки детей Югры.
28.09
5
Природные сообщества края: луг.
5.10
6
Сказки и легенды Югры.
12.10
7
Влияние деятельности человека на растения и животных сообществ.
19.10
8
Жилище народов Севера. Основные виды жилищ. Чум - жилище кочевых народов Югры.
26.10
9
Игры и игрушки детей Югры.
12.11
10
Изображение в творчестве поэтов и писателей природы края, традиций народа, любви к своей малой Родине.
21.11
11
Сказки, легенды и мифы Югры.
28.11
12
Красная книга родного края.
5.12
13
Изображение в творчестве поэтов и писателей природы края, традиций народа, любви к своей малой Родине.
12.12
14
Необходимость бережного отношения к растениям и животным сообществ и рационального их использования.
16.12
15
Домашняя утварь - искусное мастерство северян.
28.12
16
Жилище народов Севера. Основные виды жилищ. Чум - жилище кочевых народов Югры.
30.12
17
Изображение в творчестве поэтов и писателей природы края, традиций народа, любви к своей малой Родине.
18.01
18
Влияние деятельности человека на растения и животных сообществ.
25.01
19
Сказки, легенды и мифы Югры.
27.01
20
Югорская семья. Взаимоотношения членов семьи.
3.02
21
Сезонные изменения в природе.
10.02
22
Природные сообщества края: болото.
22.02
23
Разнообразие условий жизни, приспособление организмов к различным условиям среды.
27.02
24
Красная книга родного края.
1.03
25
Природное сообщество края: животные леса.
15.03
26
Сезонные изменения в природе.
31.03
27
Необходимость бережного отношения к растениям и животным сообществ и рационального их использования.
7.04
28
Загадки, пословицы, поговорки.
12.04
29
Влияние деятельности человека на растения и животных сообществ.
19.04
30
Природное сообщество края: луг.
26.04
31
Влияние деятельности человека на растения и животных сообществ.
3.05
32
Изображение в творчестве поэтов и писателей природы края, традиций народа, любви к своей малой Родине.
5.05
33
Загадки, пословицы, поговорки.
17.05
34
Игры и игрушки детей Югры.
24.05
2.8 Материально-техническое обеспечение учебного предмета (Окружающий мир)
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Кол-во
Примечания
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т. п.). Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения). Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).
Методические пособия для учителя
К
П
П
Д
Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ
Печатные пособия
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения. Плакаты по основным темам естествознания - магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, болота, озера и т. п.). Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).
Д
Д
Д
Географические и исторические настенные карты.
Атласы.
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
Д
К
Ф
Например, репродукции картин
Технические средства обучения
Доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Проигрыватель.
Персональный компьютер.
Д
Д
Д
Размер не менее 1 50 х 50 см
Экранно-звуковые пособия Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).
Д
Д
Например, могут быть использованы фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц и др.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
Лупа.
Компас.
Часы с синхронизированными стрелками.
Микроскоп.
К
Д
К
Д
Д
Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.
Муляжи овощей, фруктов, грибов (с учётом содержания обучения).
.
Натуральные объекты
Коллекции полезных ископаемых.
Коллекции плодов и семян растений.
Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения).
Живые объекты (комнатные растения.)
Ф/П
Ф/П
Ф/П
Д С учётом местных особенностей и условий школы
Игры и игрушки
Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и пр.). Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.). Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования
П
П
К
Оборудование класса Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для карт и т. п.
Ф
Д
Д
Д
Д
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами