Программа внеурочной деятельности общекультурного направления Юный исследователь

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7 г.Ставрополя



Рассмотрено Утверждаю

на заседании Директор МКОУ «СОШ № ___»

педагогического совета ______________

протокол № ____

от____________2013г. «____»___________2013г.








Программа по внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

«Юный исследователь»



Возраст детей: 7- 10 лет

Срок реализации: 4 года
























Ставрополь

2015 г.

Пояснительная записка.


Наличие в современном мире безграничного информационного пространства уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения. Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля. Важнейшим приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Предлагаемая программа «Юный исследователь» разработана в соответствии с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения. Курс «Юный исследователь» носит развивающий характер. Основной целью является развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Актуальность выбора определена следующими факторами: На основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Ведущей задачей курса следует считать формирование общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включение учащихся в активный познавательный процесс. Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются: 1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса. 2.В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом 5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме. Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий; развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей; развитие индивидуальности, коммуникативных способностей ребенка; коррекции психофизического и умственного развития детей.

Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной дея- тельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование приёмов творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. развитие навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Особенности программы.

Данная программа, составленная в соответствии с требованиями ФГОС, ориентирована на группы результатов, определённых ФГОС.

Основными критериями отбора материала при составлении программы являются её

  • актуальность в овладении учащимися основами умения учиться, в развитии способностей к организации собственной деятельности;

  • возможность выявления одарённых детей и подготовка их к участию в олимпиадах различного уровня в интеллектуальном развитии детей;

  • воспитательная ценность.

Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать теоретический материал в деятельности.

Планируемые результаты В результате изучения данной программы в конце четвертого года обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

  • определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы;
  • проявлять познавательный интерес;

метапредметные результаты: регулятивные УУД:
  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
познавательные УУД:
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться овладевать измерительными инструментами;
коммуникативные УУД:
  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
  • - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • -выделять существенные признаки предметов;
  • -сравнивать между собой предметы, явления;
  • -обобщать, делать несложные выводы;
  • -классифицировать явления, предметы;
  • -определять последовательность событий;
  • -судить о противоположных явлениях;
  • -давать определения тем или иным понятиям;
  • -определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • -выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • -выявлять закономерности и проводить аналогии.

Этапы реализации программы:

Программа рассчитана на четыре года обучения из расчёта 1 час в неделю.

  • 1 год обучения - 33 часа;

  • 2 год обучения - 34 часа;

  • 3 год обучения - 34 часа;

  • 4 год обучения - 34 часа;

Итого - 135 часов. Учитель про­водит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На заня­тиях присутствует группа учащихся из 10 - 15 чело­век. Состав группы может быть постоянным или переменным. Структура программы предполагает, что содержание раскрывается по разделам в отдельном разделе учебно-тематического плана, что позволяет более наглядно показать взаимосвязь тем программы с конкретным содержанием:

  1. Тайны за горизонтом (5 ч)

  2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч)

  3. Тайны камней (4 ч)

  4. Загадки растений (5 ч)

  5. Планета удивительных животных (5ч)

  6. Планета насекомых (5 ч)

  7. Загадки под водой и под землей (5 ч)


Формы занятий:

  • групповая работа;

  • беседы, викторины;

  • коллективные творческие дела;

  • смотры-конкурсы, выставки;

  • экскурсии, поездки;

  • наблюдение учащихся за событиями в посёлке, стране;

  • обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

  • ролевые игры;

  • просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов.





















Тематическое планирование

1 класс

33 часа


п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов



Раздел № 1

Тайны за горизонтом


4

Какой остров самый большой в мире?

1

Существует ли остров похожий на блюдце?

1

Какая страна самая маленькая в мире?

1

Как древние находили путь?

1



Раздел № 2

Жили-были динозавры... и не только они


5

Существовали ли драконы на самом деле?

Персонажи сказок?

1

Почему люди не летают?

1

Крокодилы.

1

Какое животное первым появилось на суше?

1

Как черепахи дышат под водой?

1



Раздел № 3

Тайны камней


4

Когда были открыты драгоценные камни?

1

Что такое песок?

1

Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит?

1

Как образуется золото?

1



Раздел № 4

Загадки растений


5

История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений.

1

Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево.

1

Где растут орехи? (практическая работа через сравнение)

1

Почему крапива жжется?

1

Как растет банановое дерево?

1



Раздел № 5

Планета удивительных животных



5

Редкие и удивительные животные планеты.

1

Странные и удивительные животные нашей планеты

1

Потомки волка.

1

Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают?

1

Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на землетрясения.

1



Раздел № 6

Планета насекомых



5

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека.

Охрана насекомых.

1

Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники.

1

Как пауки плетут свою паутину?

1

Что происходит с пчелами зимой?

1

Правда ли что у многоножки сто ног?

1



Раздел № 7

Загадки под водой и под землей



5

Как изучают подводный мир.

1

Что находится на морском дне?

Что можно найти на морском берегу?

1

Есть ли глаза у морской звезды? Что такое каракатица?

1

Каково происхождение золотой рыбки?

1

Почему майские жуки забираются в землю?

1



Тематическое планирование

2 класс

34 часа


п/п


Наименование разделов и тем


Кол-во

часов



Раздел № 1

Тайны за горизонтом


5


Кто открыл Австралию?

1

Существует ли жизнь в Антарктиде?

1

Как образовались Гавайские острова?

1

Где родина фигового дерева?

1

Где родина фигового дерева?

1


Раздел № 2

Жили-были динозавры... и не только они

5

Голубые лягушки.

1

Когда появились первые рептилии?

1

Какими были первые рыбы?

1

Как улитка строит свой панцирь?

1

Где живут «карманные динозавры?»

1



Раздел № 3

Тайны камней


4

Разнообразие камней.

1

Айсберг. Что такое коралловый остров?

1

Где находится самая большая и самая глубокая пещера?

1

Сады камней.

1



Раздел № 4

Загадки растений


5

Растения - путешественники? (Что такое эвкалипт?)

1

Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кув­шинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др.

1

Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора.

1

Охрана лекарственных растений.

1

Почему оливу называют деревом мира?

1



Раздел № 5

Планета удивительных животных


5

«Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.)

1

Красная книга.

1

Редкие животные Ставропольского края.

1

Редкие животные Ставропольского края.

1

Разумные дельфины.

1



Раздел № 6

Планета насекомых


5

Обладают ли кузнечики слухом?

1

Почему комар считается злейшим врагом человека?

1

Муравьи и их квартиранты.

1

Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?

1

Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?

1



Раздел № 7

Загадки под водой и под землей


5

Что такое ракушка-прилипала? Как передвигается осьминог?

1

Что такое насекомоядные растения?

1

Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая?

1

Может ли вода течь в гору?

1

Почему некоторые животные выглядят как растения?

1



Тематическое планирование

3 класс


п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов



Раздел № 1

Тайны за горизонтом




5


Атлантида - сказка или реальность.

1

Что такое водопад?

1

Как образовалось Чёрное и Каспийское моря?

1

Как образовалось Чёрное и Каспийское моря?

1

Что такое семь чудес света?

1



Раздел № 2

Жили-были динозавры... и не только они


5

Что такое ледниковый период?

1

Как нашли ископаемого мамонта?

1

Что такое меловые отложения?

1

Голубые киты - миф или реальность?

1

Что такое сухопутный крокодил?

1



Раздел № 3

Тайны камней


4

Дальмены - что это?

1

Откуда взялись статуи на острове Пасха?

1

Почему нефрит называют национальным камнем Китая?

1

Откуда взялись алмазы?

1



Раздел № 4

Загадки растений


5

Какой цветок обманывает пчёл? Какой цветок плохо пахнет?

1

Чем «стреляет огурец? Какие семена умеют плавать?

1

Что такое грибы? Почему «пылит» гриб-дождевик?

1

Какие растения похожи на камушки? Каким растениям обязательно нужна компания?

1

Какое растение имеет собственный бассейн? Какое растение душит в своих «объятиях»?

1



Раздел № 5

Планета удивительных животных


5

Как животные сажают растения?

1

У каких животных скелет снаружи?

1

Какие животные «нюхают» языком?

1

Как летучие мыши видят в темноте?

1

У какой птицы глаза на затылке?

1



Раздел № 6

Планета насекомых


5

Что делают летом пчёлы?

1

Что делают летом пчёлы?

1

Какое растение питается насекомыми? … обманывает мух?

1

Насекомые - вредители.

1

Опасные насекомые.

1



Раздел № 7

Загадки под водой и под землей


5

Земля круглая … или не совсем?

Из чего состоит Земля?

1

Какие горы «дышат» огнём?

Живут ли люди на вулканах?

1

Землетрясение.

Отчего происходят землетрясения?

1

Что такое зал свечей?

Чем сталактиты отличаются от сталагмитов?

1

Какой лес растёт в море?

Какая рыба умеет лазить по деревьям?

1



Тематическое планирование

4 класс


п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов



Раздел № 1

Тайны за горизонтом



5

Географические открытия в древности.

1

Путешествие Марко Поло.

1

Открытие Америки. Экспедиции Д. Кука.

1

Покорение Север­ного и Южного полюса.

1

Открытия русских путешественников (А. Никитин,

Н. М. Пржевальский).

1



Раздел № 2

Жили-были динозавры... и не только они


5

Движение материков.

1

Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана.

1

Как изучают прошлое Земли.

1

Картины развития жизни на на­шей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров.

1

Картины развития жизни на на­шей планете: птицы и звери прошлого.

1



Раздел № 3

Тайны камней


4

Разнообразие камней.

Кремень и его роль в жизни первобытного человека.

1

Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты.

1

Загадки янтаря и жемчуга.

1

Обыкновенное чудо - соль.

1



Раздел № 4

Загадки растений


5

История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы.

1

Родина комнатных растений.

1

Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др.

1

История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов.

1

Интересные особенности и необычное применение рас­пространенных дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков, чай из иван-чая и т. д.).

1



Раздел № 5

Планета удивительных животных


5

История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана, латимерии.

1

Тайна озера Лох-Несс.

1

Существует ли снежный человек?

1

Загадки обычных животных («эхолокатор» ле­тучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.).

1

Загадки обычных животных.

1



Раздел № 6

Планета насекомых


5

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека.

1

Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук.

1

Скарабей - священный жук древних египтян.

1

Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка.

1

Охрана насекомых.

1



Раздел № 7

Загадки под водой и под землей


5

Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы.

1

История открытия гигантского кальмара.

1

Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».

1

Жизнь в темных глубинах океана.

1

Загадочный мир пещер.

1







Содержание программы.

1 год обучения (33 ч.)



1. Тайны за горизонтом (4 ч) Какой остров самый большой в мире? Существует ли остров похожий на блюдце? Какая страна самая маленькая в мире? Как древние находили путь? Практические работы с картой.
2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч). Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи сказок? Почему люди не летают? Крокодилы. Какое животное первым появилось на суше? Как черепахи дышат под водой? Практическая работа: рассматривание окаменелостей. Экскурсия в краеведческий музей г. Ставрополь.
3. Тайны камней (4 ч). Когда были открыты драгоценные камни? Что такое песок? Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит? Как образуется золото?
4. Загадки растений (5 ч). История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений. Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево. Где растут орехи? (практическая работа через сравнение) Почему крапива жжется? Как растет банановое дерево? Экскурсии в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад г. Ставрополь для ознакомления с экзоти­ческими растениями.
5. Эти удивительные животные (5 ч). Потомки волка. Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на землетрясения. Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают? Экскурсии: в зоопарк, на выставку экзотических животных.
6. Планета насекомых (5 ч). Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники. Как пауки плетут свою паутину? Что происходит с пчелами зимой? Правда ли что у многоножки сто ног? Охрана насекомых. Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции. Экскурсия в краеведческий музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.
7. Загадки под водой и под землей (5 ч). Как изучают подводный мир. Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу? Есть ли глаза у морской звезды? Что такое каракатица? Каково происхождение золотой рыбки? Почему майские жуки забираются в землю? Экскурсия "Обитатели водоемов нашей местности".
Формы занятий:

  • презентации, сообщения, конкурсы рисунков;

  • групповая работа;

  • беседы, викторины;

  • коллективные творческие дела;

  • смотры-конкурсы, выставки;

  • экскурсии, поездки;

  • обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

  • ролевые игры;

  • просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов.


Основные методы организации учебно-воспитательного про­цесса: частично-исследовательский, поисково-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Им соответствуют такие приемы, как объяснение, иллюстрация, демонстрация видеофильмов, презентаций. Основная задача учителя состоит в том, чтобы при помощи методов учебно-воспитательного процесса научить детей добывать и закреплять знания, полученные на занятиях спецкурса по данной теме.





2 год обучения (34 ч.)

1. Тайны за горизонтом (5 ч).

Кто открыл Австралию?

Существует ли жизнь в Антарктиде?

Как образовались Гавайские острова?

Где родина фигового дерева?

Практические работы с картой.


2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).

Голубые лягушки. Когда появились первые рептилии?

Какими были первые рыбы?

Как улитка строит свой панцирь?

Где живут «карманные динозавры?» Экскурсия в краеведческий музей г. Ставрополь.


3. Тайны камней (4 ч).

Разнообразие камней. Айсберг.

Что такое коралловый остров?

Где находится самая большая и самая глубокая пещера?

Сады камней.

Практические работы: рассматривание образцов (кремень, ян­тарь, каменная соль и т. д.).


4. Загадки растений (5 ч).

Растения -путешественники?(Что такое эвкалипт?)

Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кув­шинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др.

Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.

Почему оливу называют деревом мира?

Экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзоти­ческими растениями.


5. Эти удивительные животные (5 ч).

«Речные лошади»(бегемоты, среда их обитания.)

Красная книга.

Редкие животные Ставропольского края.

Разумные дельфины.

Практическая работа "Изготовление Красной книги нашей местности".



6. Планета насекомых (5 ч).

Обладают ли кузнечики слухом?

Почему комар считается злейшим врагом человека?

Муравьи и их квартиранты.

Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?

Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.

Выставка фотографий "Эти удивительные насекомые".



7. Загадки под водой и под землей (5 ч).

Что такое ракушка-прилипала?

Как передвигается осьминог?

Что такое насекомоядные растения?

Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая?

Может ли вода течь в гору?

Практическая работа: составление рассказов и сказок "Почему некоторые животные выглядят как растения?"



Формы занятий:

  • презентации, сообщения, конкурс фотографий;

  • групповая работа;

  • беседы, викторины;

  • коллективные творческие дела;

  • смотры-конкурсы, выставки;

  • экскурсии, поездки;

  • обсуждение;

  • ролевые игры;

  • просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов.



Основные методы организации учебно-воспитательного про­цесса: беседа, рассказ, сообщения, учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация. Содержание содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать природу родного края и бережно относиться к ней. Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам. Формы подведения итогов: викторины, конкурс рисунков, фотографий, книжки-малышки.









3 год обучения (34 ч.)

1. Тайны за горизонтом (5 ч).

Атлантида - сказка или реальность.

Что такое водопад?

Как образовалось Чёрное и Каспийское моря?

Что такое семь чудес света?

Практические работы с картой.


2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).

Что такое ледниковый период?

Как нашли ископаемого мамонта? Местонахождения Южного слона.

Что такое меловые отложения?

Голубые киты - миф или реальность?

Что такое сухопутный крокодил?

Практическая работа: рассматривание окаменелостей.


3. Тайны камней (4 ч).

Дальмены - что это?

Откуда взялись статуи на острове Пасха?

Почему нефрит называют национальным камнем Китая?

Откуда взялись алмазы?

Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.), конкурс поделок из природного материала.


4. Загадки растений (5 ч).

Какой цветок обманывает пчёл? Какой цветок плохо пахнет?

Чем «стреляет огурец? Какие семена умеют плавать?

Что такое грибы? Почему «пылит» гриб-дождевик?

Какие растения похожи на камушки? Каким растениям обязательно нужна компания?

Какое растение имеет собственный бассейн? Какое растение душит в своих «объятиях»?

Экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзоти­ческими растениями.

Выставка фотографий: "Необычные растения нашей местности", конкурс поделок из природного материала.


5. Эти удивительные животные (5 ч).

Как животные сажают растения?

У каких животных скелет снаружи? Какие животные «нюхают» языком?

Как летучие мыши видят в темноте?

У какой птицы глаза на затылке?

Экскурсия в природу для знакомства с местной фауной. Практические работы: выставка фотографий "Эти удивительные животные", изготовление книжки-малышки "Животные нашей местности".


6. Планета насекомых (5 ч).

Что делают летом пчёлы?

Какое растение питается насекомыми? … обманывает мух?

Насекомые - вредители.

Опасные насекомые.

Экскурсия в природу для знакомства с насекомыми нашей местности.


7. Загадки под водой и под землей (5 ч).

Земля круглая … или не совсем? Из чего состоит Земля?

Какие горы «дышат» огнём? Живут ли люди на вулканах?

Землетрясение. Отчего происходят землетрясения?

Что такое зал свечей? Чем сталактиты отличаются от сталагмитов?

Какой лес растёт в море?

Практическая работа: презентации учащихся "Загадки природы".
Формы занятий:

  • презентации, сообщения;

  • конкурс фотографий;

  • конкурс поделок из природного материала;
  • исследовательская работа;
  • групповая работа;

  • беседы, викторины;

  • коллективные творческие дела;

  • смотры-конкурсы, выставки;

  • экскурсии, поездки;

  • обсуждения;

  • ролевые игры;

  • просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов.


Основные методы организации учебно-воспитательного про­цесса: словесные, наглядные, проблемные, творческие. Содержание содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать природу страны, Ставропольского края и бережно относиться к ней. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам. Формы подведения итогов: исследовательская работа.



4 год обучения (34 ч.)



1. Тайны за горизонтом (5 ч).

Географические открытия в древности.

Путешествие Марко Поло.

Открытие Америки.

Экспедиции Д. Кука. Покорение Север­ного и Южного полюса.

Открытия русских путешественников (А. Никитин, Н. М. Пржевальский).

Практические работы с картой.


2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).

Движение материков.

Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана.

Как изучают прошлое Земли.

Картины развития жизни на на­шей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого. Экскурсия в краеведческий музей г. Ставрополь.


3. Тайны камней (4 ч).

Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека.

Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты. Загадки янтаря и жемчуга.

Обыкновенное чудо - соль.

Практические работы: рассматривание образцов (кремень, ян­тарь, каменная соль и т. д.).


4. Загадки растений (5 ч).

История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др.

Родина комнатных растений.

Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др.

История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов. Интересные особенности и необычное применение рас­пространенных дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков, чай из иван-чая и т. д.).

Практические работы: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей, приготовление салатов и чая с использованием овощей и дикорастущих трав.

Экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзоти­ческими растениями.

Выставка фотографий "Экзотические растения".



5. Эти удивительные животные (5 ч).

История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана, латимерии.

Тайна озера Лох-Несс.

Существует ли снежный человек?

Загадки обычных животных («эхолокатор» ле­тучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.).

Экскурсия в природу для знакомства с местной фауной.

Выставка фотографий "Эти удивительные животные".



6. Планета насекомых (5 ч).

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Охрана насекомых.

Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук.

Скарабей - священный жук древних египтян.

Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка.

Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции. Экскурсия в краеведческий музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.



7. Загадки под водой и под землей (5 ч).

Как изучают подводный мир.

Киты, дельфины, акулы.

История открытия гигантского кальмара.

Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».

Жизнь в темных глубинах океана. Загадочный мир пещер.

Практическая работа: презентации учащихся "Загадки природы".

Формы занятий:

  • презентации, сообщения;

  • конкурс фотографий;

  • конкурс поделок из природного материала;
  • исследовательская работа;
  • групповая работа;

  • беседы, викторины;

  • коллективные творческие дела;

  • смотры-конкурсы, выставки;

  • экскурсии, поездки;

  • обсуждения;

  • ролевые игры;

  • просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов.



Основные методы организации учебно-воспитательного про­цесса: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с демонстрационным, практическим, творческим. Содержание содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, определению своего места в социуме, способствует развитию коммуникативных функций, воспитывает патриотизм, закладывает основы профориентации. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам. Формы подведения итогов: праздник для родителей.



Оборудование:

Мультимедийное оборудование, видеофильмы;

Физические карты России, Ставропольского края;

иллюстрации растительного и животного мира края;

таблицы природных зон;

коллекции камней;

гербарий растений.














Литература для учителя:

  1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М., 2010.

  2. Григорьев, Д.В, Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение / Д.В. Григорьев, П.В.Степанов - М., 2011

  3. Грехова, Л.И. В союзе с природой. - М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.

  4. Г.Т.Дьячкова «Олимпиады по окружающему миру», 2-4кл., «Учитель», г.Волгоград, 2006.

  5. Иванова О. В. Исследовательская деятельность младших школьников.// Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №7

  6. Ильиных Л.М. Развитие исследовательских способностей школьников. // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №7

  7. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе. - М., 1999

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Ставрополь, 2011

  9. Шаповалова Н.Г. Метод проектов: практика применения.// Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №7

Литература для учащихся:

  1. Акимушкин И. Мир животных. М., 1971.

  2. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998. 240 с.

  3. Барков А. В. Почему еж с лисой встречаться не любит. М., 1989. 34 с.

  4. Воробьева И. А. Язык Земли. Новосибирск, 1973. 152 с.

  5. Горощенко В.П. Природа и люди. М., 1976.

  6. Григорьев А. Г. Секретные заложники. Томск, 1996. 241 с.

  7. Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. Л., 1987.

  8. Долгих Е. Т., Леонова Т. Г. Загадаю - отгадай! Новосибирск, 1972.

  9. Елкина Н. В., Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, 1996.

  10. Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М., 1998.

  11. Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроках. Ярославль, 1998. 256 с.

  12. Нуждина Т. Д. Энциклопедия «Чудо - всюду». Мир животных и растений. Ярославль, 1998.

  13. Они должны жить. Млекопитающие. М., 1984Плешаков А.А. Зеленые страницы. - М: Просвещение, 2007.

  14. Они должны жить. Птицы. М., 1984.

  15. Осокин Е. В. Северная книга. Томск, 1993.

  16. Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. М., 19

  17. Редкие и исчезающие виды растений и животных Томской области. Томск, 1984.

  18. Сабунаев В. Занимательная зоология. Л., 1976.

  19. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Издательство «Педагогика». М. 1990.

  20. Энциклопедия. Тайны живой природы. - М., «РОСМЭН», 1996.

  21. Энциклопедия. Что такое. Кто такой.- М.: «Педагогика-Пресс», 1997.



© 2010-2022