Планирование по окружающему миру для 1 класса «Начальная школа 21 века» с блоком ОБЖ

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №209

Рекомендована к использованию педагогическим советом

ГБОУ гимназии № 209 Центрального района Санкт-Петербурга

Протокол №______

от «___»_________20 г.

«УТВЕРЖДАЮ» «СОЛАСОВАНО»

Директор ГБОУ гимназии № 209 Заместитель директора гимназии по УВР

_______________ Д.Г.Ефимов _______________ О.Э.Солопова

«_____»______________20 14 г. «____»_____________20 14 г.





Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса



Срок реализации программы: 2014-2015 учебный год.

Автор-разработчик: И.В.Герасимова.



Санкт-Петербург

2014 год

Рабочая программа по окружающему миру.

1 класс. «Начальная школа 21 века» с блоком ОБЖ.


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, ФГУП по окружающему миру Н.Ф. Виноградовой (М., Вентана-Граф. 2013 год)

Цель учебного курса:

Представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом. И на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

Задачи курса:

  • воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине,

  • формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,

  • развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира,

  • осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

Общая характеристика курса

В основе построения курса лежат следующие принципы:

  • Принцип интеграции - соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.

  • Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития.

  • Культурологический принцип ..

  • Принцип экологизации.

  • Принцип поступательности.

  • Краеведческий принцип.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

  • Человек как биологическое существо.

  • Я и другие люди.

  • Человек и мир природы.

  • Человек и общество.

  • История родной страны.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

В рамках программы «Окружающий мир» учащимися изучается курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (32 темы).

Прохождение этого курса позволит:
•привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
•сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
•выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций. Основной целью интеграции знаний по основам безопасности жизни в содержание базового курса «Окружающий мир» является формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.

В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Главными задачами обучения по данной программе являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.


Место и роль предмета «Окружающий мир» в учебном плане

В соответствии с учебным планом ГБОУ гимназии №209 на преподавание данного предмета в 1 классе отводится 66 ч. ( 33 учебные недели по 2 часа в неделю).

Особая роль этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимися самого себя, своего Я.


Учебно-методический комплект:

1.Учебник: Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Вентана - Граф, 2011.

2. Рабочие тетради: Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: 1 класс - М.: Вентана - Граф, 2013.

Содержание курса.


Название раздела

Учебный материал

Требования ФГОС. Планируемые результаты

Предметные

Знать

Уметь

1. Что такое окружающий мир

Неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.

Понятия: окружающий мир, живая и неживая природа.

Называть и классифицировать объекты окружающего мира.

2. Мы - школьники

Правила общения, дружеские отношения. Правила поведения в школе. Уважение к труду, оказание посильной помощи взрослым. Правила безопасного поведения на улице.

Понятия и термины: правило, дружеские отношения. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.

Рассказывать о себе по плану: имя, фамилия, ласковое имя, любимое занятие. Использовать в процессе общения основные правила этикета;

строить диалог с взрослыми и сверстниками. Различать дорожные знаки.

2. Твоё здоровьё

Здоровье, органы чувств, время, час, день недели, гигиена, способы закаливания, гимнастика. Режим дня.

Понятия и термины: здоровье, время, час, день недели, гигиена, гимнастика, закаливание, здоровое питание.

Выполнять режим дня;

соблюдать правила гигиены и культурного поведения.

3.Мы и вещи

Мир профессий, предметы труда, уважение к труду, бережное отношение к вещам. Правила пожарной безопасности.

Понятия и термины: труд, уважение к труду, бережное отношение, одежда, обувь, мебель, безопасность.

Выполнять несложные трудовые действия в рамках обслуживающего, общественно-полезного труда; классифицировать предметы (изделия), ориентироваться на правила безопасного поведения.

4.Родная природа

Природа живая и неживая, виды животных (домашние и дикие, млекопитающие, земноводные и т. д.) и растений ( хвойные, лиственные, смешанные леса, цветы и т.д.), способы охраны природы, Красная книга. Сезонные изменения в природе.

Понятия и термины: природа (живая, неживая ), время года, сезон, растение (открытого грунта, комнатное), животное (домашнее, дикое), теплица, заповедник, Красная книга. Названия растений и животных разных групп.

Различать живую и неживую природу; устанавливать зависимости между явлениями природы.

различать сезонные изменения в природе; ухаживать за комнатными растениями; описывать внешние признаки растений; различать виды животных.

5. Родная страна

Россия, символика России, столица, основные права и обязанности граждан России, виды транспорта, народное творчество.

Понятия и термины: семья, родители, город, село, страна, памятное место, транспорт, фольклор, народное творчество, профессия. Название своего города, страны, столицы;

символика страны.

Составлять небольшие тексты о семье; называть основные права и обязанности граждан России; называть достопримечательности столицы. Приводить примеры малых фольклорных жанров.


Практическая часть программы

  1. Сезонные экскурсии «Времена года».

  2. Практическая работа «Уход за комнатными растениями».


Личностные результаты освоения курса окружающего мира:

  • Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.

  • Высокий уровень учебной мотивации.

  • Воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, свое семье.

  • Принятие норм нравственного поведения в природе, обществе.

  • Понимание основ экологической культуры.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.


Метапредметные результаты освоения курса окружающего мира

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.

Поурочно - тематическое планирование по окружающему миру.


Дата пла

новая

Дата фактическая

п/п

Тема урока

Характеристика деятельности

Стр. учебника

Стр. тетради



1

Нас окружает удивительный мир

ОБЖ: Безопасное поведение на улицах и дорогах.

Понимание, что такое окружающий мир

и что такое живая и неживая природа.

4-5

4-5



2

Давай познакомимся.

Рассказ о себе по плану: полное имя, фамилия, ласковое имя, любимое занятие, домашний адрес;

название своего города, страны, столицы.

6-7

6



3

Мы - школьники.

ОБЖ: Пожарная безопасность и поведение при пожарах.

Узнавание расположения помещений в школе;

ориентирование в расположении помещений;

проявление уважения к труду работников школы;

оказание посильной помощи взрослым.

8-12

7-8



4

Стартовая диагностическая работа.

Предъявление знаний, имеющихся об окружающем мире.





5

Правила поведения в школе.

ОБЖ: Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь.

Узнавание и соблюдение правил поведения в школе.

13-14




6

Сентябрь - первый месяц осени.

Признаки неживой и живой природы, сезонные изменения в природе. Экскурсия.

15-17

9-10



7

Что нам осень подарила.

Классифицирование по признаку «овощи-фрукты».

18-20

11



8

Грибная пора.

ОБЖ: Безопасное поведение на природе.

Классифицирование по признаку: съедобные и несъедобные грибы.

21-22

12



9

Семья.

ОБЖ: Безопасное поведение дома.

Рассказ о своей семье, о профессиях родителях, об

оказании им посильной помощи дома.

23-25

13-14



10

Любимые занятия.

Различение основных нравственно-этических понятий (сочувствие-равнодушие; трудолюбие-леность; послушание-непослушание).

26-28

15-16



11

Как из зерна получилась булка.

Ролевая игра; работа со схемами; составление рассказа о своей будущей профессии.

31-32

17



12

Человек и домашние животные.

Рассказывание о домашних животных; формулирование правил общения с животными.

33-34

18-19



13

Прогулка в парк: «Октябрь уж наступил».

ОБЖ: «Предупреждение простудных заболеваний».

Экскурсия. Сбор природного материала; наблюдение за живой и не живой природой.

35-37

20



14

Лесные новости.

Как звери готовятся к зиме.

Узнавание, как животные готовятся к зиме.

38-39




15

Явления природы.

ОБЖ: Безопасное поведение на природе.

Наблюдение за живой природой.

40-43

21



16

Где ты живешь?

Дорога от дома до школы.

Определение безопасного маршрута «Школа - Дом».

44-45

22



17

Правила поведения на дорогах.

ОБЖ: Правила ДД на улицах нашего города.

Знакомство с правилами дорожного движения,

дорожными знаками: «пешеходный переход», «подземный переход», «железнодорожный переезд», «разметка дороги», «зебра», «островок безопасности».

46-49

23



18

Ты и вещи.

ОБЖ: Безопасное поведение дома.

Рассказ о профессиях: «Кем я хочу быть», «Что я буду делать?», «Что мне нужно для работы?»;

выполнение самооценки работы.

50-53

24



19

Кто работает ночью

Знакомство с профессиями.

54-55




20

Что такое здоровье? Твои помощники - органы чувств.

ОБЖ: Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни».

Формулирование признаков здорового человека,

определение органов чувств, как их охранять.

56-58

25



21

Правила гигиены.

ОБЖ: Основы личной гигиены.

Знание и соблюдение правил гигиены; осознание значения гигиены для здоровья человека

59-60




22

О режиме дня.

ОБЖ: Основы личной гигиены.

Знакомство с режимом дня; составление своего режима

дня.

61-62

26-27



23

Урок в спортивном зале.

ОБЖ: Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь.

Знание о необходимости заниматься спортом и основные правила закаливания организма.

63-65




24

Ноябрь - зиме родной брат.

Экскурсия. Выявление основных изменений в природе в ноябре. Рассказ о том, как дикие животные готовятся к зиме.

66-67

28



25

Звери - млекопитающие.

ОБЖ: Безопасное поведение на природе.

Создание представлений о млекопитающих животных;

об отличительных признаках млекопитающих от других животных.

68-71

29-30



26

Что мы знаем о птицах?

Различение и классифицирование животных,

решение логической задачи «Почему птицы улетают на юг».

72-76



27

Родной край. Где ты живешь?

Выявление различий объектов села и города;

различение профессий, связанных с сельским хозяйством, промышленностью.

77-79

31



28

Дом, в котором ты живешь.

ОБЖ: Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых.

Создание представлений о разных видах жилья человека.

80-83

32



29

Зачем люди трудятся?

ОБЖ: Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера.

Расширение кругозора о разных профессиях.

84-86

33



30

«В декабре, в декабре все деревья в серебре».

Экскурсия. Выявление основных изменений в природе в декабре. Определение и называние свойств воды, льда, снега.

87

34-35



31

Какая бывает вода?

Работа с таблицей «Свойства воды в разном состоянии». Проведение опытов.

88-89

36



32

Поговорим о дружбе.

Различение основных нравственно-этических понятий.

90-91

36-38



33

«Идем в гости».

Знание и соблюдение правил этикета;

умение строить диалог, различать основные нравственно-эстетические понятия.

92-93

39-40



34

«Январь - году начало, зиме - середина».

Экскурсия. Выявление основных изменений в природе в январе. Сравнивание лиственных и хвойных деревьев.

4-6

41-42



35

Хвойные деревья

Сравнивание веток сосны и ели.

7-8

43



36

Жизнь птиц.

Гости с Севера.

Различение и классифицирование животных.

Решение логической задачи «Почему птицы перелетают с места на место».

9-12

44-45



37

Наша страна - Россия.

ОБЖ: Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.

Обобщение знаний о гербе, о флаге и гимне России, о национальностях народов, населяющих страну.

13-15

46-47



38

Москва - столица нашей Родины.

Знакомство с основными достопримечательностями столицы России.

15-17




39-40

Богата природа России.

ОБЖ: Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения.

Создание представлений о тайге, хвойных, смешанных, лиственных лесах, о разнообразии растений. Работа с картой.

18-24

48-51



41

Февраль-месяц метелей и вьюг.

ОБЖ: Безопасное поведение на природе.

Выявление основных изменений в природе в феврале;

зимующие птицы.

30-31

56-57



42

Мы - россияне!

Составление описательного рассказа по картине;

Знакомство с народным творчеством своего народа: пение, танцы, сказки, игрушки.

25-28

52-54



43

23 февраля - День защитника Отечества.

ОБЖ: Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера.

Формирование представление об одном из государственных праздников.

52




44

Золотые руки народные.

Народное творчество.

Расширение знаний о народных промыслах;

узнавание предметов декоративного искусства разных народов России; рассказывание сказок; выразительное чтение произведений малых фольклорных жанров.

29

55



45

Звери - млекопитающие.

Обобщение представление о способах передвижения и питания млекопитающих животных;

32-35

58



46

Март-капельник.

ОБЖ: «Предупреждение простудных заболеваний».

Экскурсия. Определение примет весны, изменений в живой и неживой природе.

55-60

65-66



47

8 марта - праздник всех женщин.

Формирование представление об одном из государственных праздников.

53-54

64



48

Наш уголок природы. Животные уголка природы.

Различение представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения);

36-39

59



49

Комнатные растения.

Описывание растения уголка природы; ознакомление с правилами ухода за растениями уголка природы.

40-42

60-61



50

Мы - граждане России.

ОБЖ: Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.

Составление описательного рассказа по картине.

Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина России.

43-48

62-63



51

О правилах поведения.

ОБЖ: Безопасное поведение на улицах и дорогах.

Различение основных нравственно-этических понятий.

49-51




52


Если хочешь быть здоров, закаляйся!

ОБЖ: «Осторожно, гололёд!».

Здоровая пища

Знакомство с правилами закаливания организма.

Формулирование основных правил здорового образа жизни;

понимание, какие продукты приносят пользу;

решение логических задач.

61-64

67-69




53

Какое бывает настроение.

Выявление причин изменения настроения человека, формулирование видов настроения.

65

70



54

Звуки весны: апрель-водолей. Жизнь насекомых весной.

ОБЖ: Безопасное поведение на природе.

Определение смысла понятия «животное - живое существо». Выявление изменений в живой и неживой природе. Установление зависимости между живой и неживой природой, описывание и сравнение насекомых.

66-71

71-73



55

Весенние работы

Составление описательного рассказа по иллюстрации;

создание представлений об основных видах весенних работ.

72-74




56

Кто работает на транспорте.

ОБЖ: Безопасное поведение на улицах и дорогах.

Обобщение знаний основных видов транспортных средств;

расширение представления о мире профессий.

75-77

74-75



57

День космонавтики.

Формирование представление об одном из государственных праздников.

78-79





58


Май весну завершает, лето начинает (экскурсия). ОБЖ: Безопасное поведение на природе.

Различение времен года. Обобщение примет весны.

Создание мини-сочинений о явлениях и объектах природы. Летние месяцы.

80-82

76-79



59

Жизнь земноводных весной.

ОБЖ: Безопасное поведение на воде.

Различение животных по классам. Выявление общих черт и различий земноводных. Получение представлений о фазах развития земноводного.

83-84

80-81



60

Животное - живое существо.

Обобщение полученных представлений о различных классах животных; классификация животных.

Определение признаков живых существ.

85-89

82-85



61

Итоговая контрольная работа №1

Предъявление знаний по предмету.





62

Природе нужны все! Береги природу! ОБЖ: Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения.

Создание представлений о роли природы в жизни человека.

Приведение примеров природосбережения, редких животных. Знакомство с «Красной книгой».

90

86-87



63

Скоро лето. Ты - пешеход.

ОБЖ: Безопасное поведение на улицах и дорогах.

Формулирование правил поведения на природе летом и правил дорожного движения. Повторение дорожных знаков.

91-93

88-89



64

Подведение итогов пройденного за год. ОБЖ: Подготовка учащихся к действиям в ЧС мирного и военного времени.

Обобщение знаний и применение их при выполнении заданий.


90-94



65

Резервный урок.



1


© 2010-2022