- Преподавателю
- Начальные классы
- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ЁЛОЧКА, ЖИВИ»!
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ЁЛОЧКА, ЖИВИ»!
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ермошкина Т.В. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«ЁЛОЧКА, ЖИВИ»!
Автор проекта:
Обучающиеся: 2а, 2б,2в, 2г, 2д
классов. Руководитель проекта: Сологуб Г.М. учитель начальных классов Консультанты:
Берсенев И.М.- начальник Мегионского
лесничества, Вострецова З.Н., Гаврилова Э.И., Ермошкина Т.В, Чудакова А.И.-.
учителя начальных классов.
Сроки выполнения проекта: Декабрь 2012 - январь 2013
г. Мегион, 2013 г.
Состав проектной группы: обучающиеся: 2а, 2б, 2в, 2г, 2д классов. Ответственные: Афанасьев Аркадий, Балглей Валерия, Овчаренко Елизавета, Попова Мария, Халикова Диана.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I.Введение …………………………………………………………………4-6 стр.
Актуальность
Проблема
Объект исследования
Предмет исследования
Цель исследования
Задачи исследования
Гипотеза исследования
Методы исследования
Учебные предметы
Время проведения исследования
Этапы работы над проектом
II.Основная часть …………………………………………………………7-12 стр.
1.Теоретическая часть
1.1.
Хвойные деревья нашего края
1.2.
1.3.
Роль хвойных лесов
Обычай наряжать ёлочку
2.Практическая часть
Исследования и его результаты
2.1.
Анализ исследованных материалов
III. Заключение. Вывод. Практические рекомендации. ………………12 стр.
IV. Итог работы. ………………………………………………………….12-13 стр.
V. Список используемой литературы и интернет-ресурсов ………...14 стр.
VI. Рефлексия деятельности. ……………………………………………14 стр.
Приложение 1 ……………………………………………………………...16-18 стр.
I.Введение
В мире много сказок грустных и смешных
И прожить на свете нам нельзя без них.
А наш класс, вдруг, снова посетила сказка
Как она зовется - вот она подсказка.
Её всегда в лесу найдёшь -
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель) Мы на протяжении нескольких уроков работали в разделе, который называется "Жизнь дана на добрые дела" и там познакомились со сказкой Андерсена «Ель», которая нас очень тронула. Посмотрев мультфильм по этой сказке, мы увидели на глазах своих одноклассников слёзы, печаль, грусть. Настроение, которое сложилось после знакомства со сказкой было грустное. Главный герой сказки - ель. Она чудесная, маленькая, хорошенькая, все время мечтает вырасти и сделаться большим деревом. Её мечты сбылись, но это не принесло ей счастья. Не наносит ли урон природе массовая вырубка елок? Всегда ли это ёлки? Есть ли наказание за незаконную вырубку? Как и где получить разрешение? Что происходит с ёлочкой-красавицей после весёлых праздников? Как в дальнейшем сложится судьба нашей красавицы? Мы слышали, что в Германии из отслуживших ёлок делали компост, кормили слонов в зоопарке и даже применяли для добычи энергии. А как используют отслужившую в праздники ёлку у нас? Есть ли альтернатива настоящей ёлке, можно ли обойтись без живой ёлки? В процессе работы стали возникать и другие вопросы. Нам было понятно, что главные герои этой сказки-люди, которые иногда не думая, совершают такие поступки. И у на с возникла идея, для того чтобы наша елка совсем не разочаровалась в людях, и сбылись ее мечты до конца, мы решили попробовать продлить ей жизнь после новогодних праздников. Ведь все-таки наш раздел называется «Жизнь дана на добрые дела». С этими и другими вопросами было решено разобраться, в результате чего возникла тема проекта: «Ёлочка живи»! Проблема:
Как сохранить лесную красавицу и дать ей «вторую жизнь».
Актуальность: Актуальность нашего проекта заключается в том, что от предновогодних вырубок ежегодно страдают миллионы хвойных деревьев. Очень часто рубят деревья браконьеры, выбирая самые лучшие - пушистые и раскидистые и не думая о том, что не только дерево лишается жизни, но и многочисленные лесные обитатели теряют свой зимний приют и пищу. Тема вырубки хвойных будет актуальна до тех пор, пока будет спрос на новогодние елки, а не будет спроса, не будет такой большой необходимости в вырубке. Такое отношение к лесным богатствам нашей страны и края кажется нам недопустимым, поэтому и возникла идея разработки и реализации проекта «Елочка живи»! Цель работы: Определить какие мероприятия способствуют сохранению хвойных пород деревьев.
Задачи:
- изучить литературу и статьи Интернета о хвойных деревьях;
- выявить совместно с Мегионским лесничеством местные экологические проблемы;
- определить, путём опроса, какую ёлку ставят на новогодние праздники обучающиеся нашей школы;
- узнать, как можно использовать срубленное дерево;
- выяснить, есть ли альтернатива живой ёлке;
- создать буклет с интересным материалом о ели;
- сделать выводы и обобщение по своей работе.
Предмет исследования: хвойные деревья Гипотеза:
Возможно, последствия новогодней праздничной традиции губительно отражаются на природе леса, а также мы предполагаем, что новогоднее дерево может быть полезно даже после праздников. Методы исследования: анализ, анкетирование, опрос, сравнение, обобщение, интервьюирование.
Учебные предметы: окружающий мир, интегрированный курс «Мы - дети природы», проектная деятельность.
Время проведения исследования: 6 недель (декабрь - январь).
Этапы работы над проектом
Сроки
1.Подготовительный:
- выбор темы;
- определение цели и формулирование задач, гипотезы, проблемы;
-определение названия проекта; обсуждение плана работы, возможных источников информации, ожидаемых результатов;
- выбор способов работы (используемые методы исследования)
1 неделя;
декабрь
2.Поисково-исследовательский этап (реализация плана): - просмотр мультфильма «Новогодняя елка» по Г.Х.Андерсену;
- 1 этап анкетирования (опрос обучающихся школы о предпочтении выбора ели);
- беседа с работниками лесничества;
- выпуск и распространение на территории школы листовок «Ель просит защиты»; - выставка творческих работ - «Сделаем елочку своими руками»; - распространение буклетов «Не рубите елки - берегите лес!» (направленных на пропаганду идей охраны лесных красавиц);
- сбор информации о ели:
-
история возникновения праздника;
-
применение в жизни
- организация сбора хвоинок после новогодних праздников;
- изготовление лекарственного сбора для подушки «Сладкий сон», расфасовка хвои для ванн;
- 2 этап анкетирования (опрос обучающихся школы о предпочтении выбора ели и её применении).
2 неделя;
декабрь
3 неделя; декабрь
4 неделя
декабрь
5 неделя;
январь
3 этап: Завершающий
Формулирование выводов.
Оформление проекта, подготовка презентации проекта.
6 неделя;
январь
II.Основная часть. Теоретическая часть.
- Хвойные деревья нашего края
- Роль хвойных лесов
- Обычай наряжать ёлочку
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- Анализ исследованных материалов
Для реализации проекта делимся на творческие группы и определяем задания.
- деятельность журналистов (сбор и обработка информации о значении хвойных деревьев в жизни человека, о работе Мегионского лесничества, об истории праздника «Новый год»)
- деятельность лекарей (изготовление подушечки «Сладкий сон», фито чая «Сибирское здоровье», хвойного сбора для ванн «Райское расслабление»)
- деятельность самоделкины (изготовление альтернативы живой елке)
- деятельность писателей (выпуск буклета «Не рубите елки - берегите лес!», создание сказочной елки в стихах.
Было решено, что каждая творческая группа, будет представлять результат своего труда, рассказывать, какую пользу получила для себя.
Первым этапом работы журналистов была поездка в Мегионское лесничество, чтобы взять интервью у начальника и инспектора.
Цель: выяснить «Не наносит ли урон природе массовая вырубка елок? Есть ли наказание за незаконную вырубку? Как и где получить разрешение?». Инспектор Мегионского лесничества Пушинская Светлана Леонидовна сообщила нам, что в Мегионе вырубка для ёлочного базара ведётся в определённых местах и преимущественно под линиями электропередач, там, где она необходима. Однако, они отметили, что браконьерство существует и несмотря на штрафные санкции продолжается незаконная вырубка этих деревьев. Для получения специального разрешения на сруб дерева необходимо обращаться в лесничество.
Всё это позволило нам сделать вывод: вырубка хвойных деревьев к новогодним праздникам наносит определенный урон природе нашего края.
Группа журналистов провела опрос среди обучающихся 2 классов.
Цель: установить, сколько семей предпочитает ставить натуральное хвойное дерево. Журналистами был проведён опрос среди обучающихся нашей школы для того, чтобы установить, сколько людей предпочитает ставить натуральное хвойное дерево; какой вид хвойных пород предпочитается; есть ли те, кто применяет альтернативное украшение и как обойтись без натуральной ёлки. В анкетировании приняли участие обучающиеся 2-х
классов.
Результаты нашего опроса:
На первый вопрос: «Что Вы планируете украшать на Новый год: ель, сосну или искусственную елку?»
44 % - респондентов ответили ель,
7 % - сосну,
49% - ставили искусственную ёлку.
На следующий вопрос о том, какую ёлку лучше нарядить к празднику - искусственную или живую, мнения разделились практически одинаково: 46% - за искусственную и 54% - за живую.
На вопрос: «Что вы делаете с деревом после праздников?»
92% - выкидывают.
8% - используют хвою.
Далее респондентам был предложен вопрос, можно ли как - то использовать отслужившее дерево после праздников?
23% - ответили, что можно использовать в качестве дров;
37 % - что можно использовать хвою как лекарственное средство;
40% - затруднялись ответить.
Последний вопрос был о том, какую альтернативу можно предложить настоящему дереву? 89% - предложили ставить искусственную ёлку; 11% - предложили сделать своими руками ёлку из различных материалов. Вывод: для нашего города ущерб оказался незначительным, но если задуматься, то оказывается, что большинство деревьев было срублено и выброшено через 13 дней после праздника на свалку. Нас такая ситуация не устроила. Поэтому следующим этапом нашей работы явилась акция «Ель просит защиты» среди обучающихся вторых классов. Организаторами акции стала группа писателей. Цель: призвать поэтической строкой всех ребят не губить хвойные леса, которые являются настоящим богатством и гордостью. В процессе работы Самоделкины изготовили множество ёлочек, а затем было принято решение объединиться с Писателями и создать искусственную елочку своими руками, а вместо игрушек поместить стихотворения собственного сочинения про новогоднюю елочку. Мы сделали оригинальные и выразительные листовки «Ель просит защиты» со стихотворениями, рисунками и раздавали их ученикам на параллели 2 классов. Мы решили поэтической строкой призвать всех ребят не губить хвойные леса, которые являются настоящим богатством и гордостью. В результате акции были выпущены и распространены буклеты «Не рубите елки - берегите лес»!
Учитывая результаты анкетирования, где 92% респондентов указали, что после праздников ель не используется, группа лекари предложила свои способы реализации этой проблемы. В рамках акции «Дети разные бывают», которая проходила в нашей школе, нами было решено привлечь к этой проблеме детей - инвалидов, которые обучаются на дому.
Цель: показать способы вторичного использования хвойных деревьев.
Хвойные ванны - источник здоровья.
Если у человека больные легкие, донимает ревматизм, застойный радикулит - желательно для ванн использовать эфирные масла хвои. Хвойная ванна положительно влияет и на сердечную деятельность. Пройтись по хвойному лесу с целью лечения рекомендуется людям с бронхитами, бронхиальной астмой, легочными заболеваниями, чтобы в органы дыхания проникал воздух, напоенный сосновыми фитонцидами. Для приготовления хвойных ванн используются зеленые веточки с шишками. Их измельчают, заливают холодной водой, кипятят на слабом огне полчаса. Затем кастрюлю снимают с огня, накрывают крышкой и настаивают в течение 12 часов. После этого настой можно использовать для хвойных ванн. Такие ванны успокаивают, укрепляют нервную систему и сердце, полезны при бессоннице, воспалениях суставов, мышечном и суставном ревматизме, а также при ожирении.
Группа лекарей опробовала хвойные ванны, а затем изготовили для своих родных и близких подарочные наборы «Райское расслабление».
-
Ветки - на корм животным.
-
Лечебный отвар из сосны.
4. С пользой для души:
В современной ароматерапии смолистый, горьковатый запах хвои используют для улучшения настроения, усиления легочного кровообмена и кислородонасыщения организма.
Мы изготовили своими руками арома-подушечку, дарящую здоровый и сладкий сон.
Вывод: с помощью этих мероприятий мы увидели широкое применение хвойных деревьев в жизни. После каникул журналисты провели повторное анкетирование, попросив обучающихся 2 - классов снова ответить на вопросы: какую ель лучше наряжать «живую» или «искусственную», какая ель была наряжена к празднику в их семье, что сделали с «живой» елкой после праздников? Цель: сравнение результатов.
Вывод: были приятно удивлены, что наши труды не прошли даром, и большинство опрошенных выбрали искусственную ель. А те, кто все-таки отдали предпочтение «живой» елочке применяли ее с пользой для здоровья.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги своей работы, мы можем сделать вывод: мы добились поставленной цели, узнали много нового и интересного о хвойных деревьях, об их значении в природе и жизни человека. Считаем, что и ребята, и взрослые не остались равнодушными к проблеме сохранения хвойных деревьев в нашей местности, активно обсуждали предложенные нами рекомендации по экологическому поведению. Нами было доказано, что новогоднее дерево может быть полезно после праздников. Гипотеза подтвердилась. Возвращаясь к проблеме нашего проекта: Как сохранить лесную красавицу и дать ей «вторую жизнь» в заключении, проделав большую работу мы рекомендуем:
- Не рубить елочку, где придется, а только с разрешения лесника.
- Нельзя, проходя по лесу, просто так обломить макушку молодого дерева.
- Не обязательно украшать квартиру на Новый год целым деревом, его может заменить композиция из хвойных лап, игрушек, гирлянд, или украсить искусственное дерево. А еще лучше сделать ёлочку своими руками используя различные материалы.
- Кроме этого, если вы ставили натуральную ёлку, стоит подумать как ещё можно использовать отслужившее в праздники хвойное дерево.
Итог работы.
После нашего исследования мы разработали для ребят памятку - буклет, в котором рассказали о ели. Надеюсь, что наша работа принесет пользу. (Приложение1 (копия буклета). Также мы изготовили из хвоинок подушечки «Сладкий сон» и различные фитосборы.
Через год повторится праздник, многие из нас будут решать - украсить свой дом елкой натуральной или искусственной. И мы просим вас - подумайте не только о себе, подумайте о хвойных: они живые и красивые. Они только начинают жить своей жизнью. Стоит ли ради нескольких праздничных дней вашей человеческой жизни лишать жизни их? Может, пусть вырастут и шумят своими загадочными остроконечными верхушками на радость нашим потомкам?
Список использованных источников:
- Азбука природы. М. Издательский дом «Ридерс Дайджест», 1997
- Большая энциклопедия природы. Жизнь растений. Деревья и кустарники. Т.7. М: ООО «Мир книги», 2004
- Дмитриев Ю. Большая книга леса. М.: «Детская литература», 1994
- Край родной. Азбука краеведения/автор-составитель О.Н. Гаврилова. - Екатеринбург: ООО «СВ-96», 2001
- Я познаю мир. Детская энциклопедия Растения. М.: ТКО «АСТ» 1997.
- Экология леса. Хрестоматия: учебно-методическое пособие/ Н.А. Иванова, Т.В. Сторчак, Г.Н. Гребенюк; Под общ. Ред. Н.А. Ивановой. - Ханты - Мансийск: Полинрафист, 2006.
Ресурсы Интернет:
- Официальный сайт Департамента лесного хозяйства ХМАО-Югры ugrales.ru
- Всё о российских лесах forest.ru
- Югорский лесопромышленный холдинг ugratimber.com
- Национальное лесное агентство nacles.ru
- Российская лесная газета lesgazeta.ru/
VI. Рефлексия деятельности На протяжении шести недель мы работали над проблемой: Как сохранить лесную красавицу и дать ей «вторую жизнь?» Мы опирались на свои наблюдения. Сразу же возник вопрос: Можно ли решить эту проблему? Тогда, вместе с учителем, мы решили, что можно попробовать. Возникла цель: определить какие мероприятия способствуют сохранению хвойных пород деревьев. А также выдвинута гипотеза: возможно, последствия новогодней праздничной традиции губительно отражаются на природе леса, а также мы предполагаем, что новогоднее дерево может быть полезно даже после праздников. Все началось с анкетирования учеников вторых классов. Наши исследования начались с изучения литературы и интернет-ресурсов. Затем, мы поинтересовались, что об этой проблеме думают работники лесничества. Нами были сделаны рекомендации и серия выступлений перед учащимися школы. Мы устроили конкурс по изготовлению ёлок из различных материалов (приложение 3), провели пропаганду (распространяли листовки) бережного отношения к природе края, в том числе к хвойным породам деревьев (приложение 2), изготовили буклет (приложение 1). Хотим сотрудничать с городским лесничеством и принять активное участие в лесопосадке и закладке Кедрового сада, а также поучаствовать в различных природоохранных акциях данного учреждения. Я думаю, что наш проект поможет ребятам, да и всем людям задуматься об экологии. Над проектом мы работали с интересом. Это наш первый проект, который включал и наблюдения. Во многом нам помогали учителя.
Этапы, которые не вызвали затруднений
Этапы, которые вызвали затруднения
-
Сбор информации по данной теме.
-
Беседа с работниками лесничества по вопросу сохранении хвойных.
-
Анкетирование учащихся школы о предпочтении выбора новогодней красавицы. Обработка результатов.
-
Изучение объекта исследования.
-
Исследование и качественный отбор полученной информации.
-
Обобщение информации и выявление причин.
-
Оформление выводов и рекомендаций.
-
Написание отчета о работе над проектом и оформление презентации.
Считаем, что цель достигнута, так как решены все поставленные задачи.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3