РЕФЕРАТ по дисциплине: «Педагогика». на тему: «Домашняя учебная работа учащихся»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Педагогика».

на тему: «Домашняя учебная работа учащихся».














Содержание


Введение


Актуальной задачей новых стандартов заключается в том, что бы воспитать личность, способную к самоанализу и самообучению, обладающую определенным запасом предметных знаний и умений. Специальные исследования показывают, что успешное усвоение изучаемого материала зависит от домашнего задания и правильной организации его выполнения. Некоторые методисты утверждают, что домашнее задание угнетает детей, перегружает их, опираясь на передовой опыт отдельных учителей, осуществляющих обучение без домашних заданий, ставят вопрос об их отмене. Между тем, домашняя работа заняла прочное место в современной школе. Она способствует вооружению учащихся знаниями, умениями и навыками, которые помогают ребенку развивать не только свои предметные умения, но и метапредметные универсальные учебные действия, например: в регулятивной компетенции домашнее задание затрагивает такие качества ребенка, как трудолюбие, организованность, аккуратность и дисциплинированность. Целью исследования становится выявление сущности домашнего задания; Объект исследования: домашние задание в общеобразовательной школе; Предмет исследования: способы организации домашнего задания на уроках. В соответствии с целью исследования, его объектом и предметом были поставлены следующие задачи:
  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме;
  2. Определить роль домашнего задания в учебной деятельности школьника;
  3. Выявить основные требования к организации домашнего задания;
  4. Сделать выводы об эффективности домашнего задания для учащихся общеобразовательной школы.
Методы исследования:
  1. Теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
В отечественной литературе имеется немало работ, в которых в той или иной степени рассматривались вопросы организации работы над домашним заданием. Психологические аспекты проблемы освещались в работах Б. Г. Ананьева, Д. Н. Богоявленского, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, В. А. Крутецкого, Т. В. Кудрявцева, А. Н. Леонтьева, А. А. Люблинской, Н. А. Менчинской, С. Л. Рубинштейна, Ю. А. Самарина, К. А. Славской, Н. Ф. Талызиной, М. Н. Шардакова, Д. Б. Эльконина и других. Обучение ребенка идет по спирали, на уже усвоенное накладывается новый материал и подробное изучение одного и того же материала помогает лучше запомнить изученное. На уроках, как бы хорошо учитель их не проводил, ученик запоминает не более 30% информации, и знания попадают лишь в оперативную, то есть в кратковременную память ребенка. И чтобы обучающийся усвоил весь изучаемый материал, надо основные моменты перевести в долговременную память. Не менее важна она при развитии навыков самоконтроля, самоанализа и самообучения. Н.К.Крупская писала: Уроки на дом имеют большое значение. Правильно организованные, они придают к самостоятельной работе, воспитывают чувство ответственности, помогают овладевать знаниями, навыками. Таким образом, домашняя учебная работа школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации. В чем же заключается ее сущность? Как правильно организовать и какой объем знаний должны выполнять ученики дома?
  1. Сущность домашней учебной работы учащихся и ее роль в овладении знаниями


Домашняя работа - работа по овладению изучаемым материалом, характеризуется двумя основными признаками - наличием учебного задания, даваемого учителем, и самостоятельной работой учащихся по его выполнению. Основные функции домашнего задания:
  1. Закрепление и углубление теоретических знаний;
  2. Углубленное формирование знаний, умений, навыков;
  3. Практическое применение знаний в стандартных и творческих условиях;
  4. Актуализация знаний пред изучением новой темы.
Домашние задания по своему содержанию могут быть:
  1. На усвоение учебного материала;
  2. Выполнение устных упражнение (придумывание примеров на изучаемые правила по языку, заучивание таблиц и т.д.);
  3. Выполнение письменных заданий по языкам, решение задач, примеров по математике, химии и другим предметам;
  4. Выполнение творческих работ (сочинение, изложение);
  5. Подготовка докладов (старшие классы);
  6. Проведение наблюдений, опытов;
  7. Выполнение лабораторных по естественнонаучным дисциплинам;
  8. Изготовление таблиц, схем, диаграмм по изучаемому материалу.
Бываю общие домашние задания, бывают индивидуальные, которые рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным темам, тренировки и выработке практических умений и навыков. Могут даваться задания повышенной трудности для одаренных учащихся, которые способствуют развитию творческих способностей и склонностей учеников. Существенное значение имеет правильная дозировка домашнего задания, степени сложности. Следует правильно продумывать и организовывать домашнее задание, так как это предупреждает перегрузку обучающихся и будет способствовать успешному обучению ребенка в школе.


  1. Основные требования к организации домашней работы.


Организация домашней работы - часть общей проблемы в совершенствовании учено-воспитательного процесса в школе. Для учителя очень важно научить ребенка правильному выполнению домашней работы. Обучающиеся должны руководствоваться инструкцией, которую дает им учитель. Так же, учащийся должен понимать цель выполнения работы, тогда он сможет выполнить скучную и неинтересную для него работу. Ребенок должен понимать не только цель, но и инструкцию к заданию, поэтому необходимо заранее разъяснить, то есть в классе дать полную инструкцию, тогда ребенок самостоятельно сможет перейти к выполнению задания по краткой инструкции. То есть, ученик на уроке должен полностью подготовиться к выполнению домашнего задания, и тогда урок и последующая самостоятельная работа дома будут единым обучающим процессом. К содержанию и объему домашних заданий можно предъявить следующие основные требования:

  1. Домашняя работа должна быть тесно связана темой урока, быть по содержанию логическим продолжением, которое служит базой для работы на следующем уроке. Классная работа оказывает существенное влияние на домашнюю работу учащихся, готовит их к выполнению этой работы. В свою очередь, качество выполнения домашних заданий влияет на ход последующих классных занятий.
  2. Домашние задания не должны быть однообразными и шаблонными, так как однообразие делает домашнюю работу утомительной и неинтересной. Содержание современных программ позволяет использовать разнообразные виды домашних заданий, следовательно, снизить утомляемость учащихся и избежать потери интереса к изучаемому предмету.
  3. Домашние задания должны быть посильными и доступными пониманию учащихся, но не точной копией, выполненной в классе. Они могут быть похожи на работу в классе, а могут быть немного усложнены.
  4. Учитель необходимо проводить инструктаж каждый раз, когда он задает домашнее задание и тщательно объяснять требования, предъявляемые к выполнению зданий. Однако некоторые вопросы должны оставлять ученику возможность творчества в решении вопросов, задач, возбуждая интерес к заданию.
  5. Одной из важных особенностей является учет индивидуальных способностей учащихся. В этом отношении немаловажное значение имеет требование дифференциации, индивидуализация и вариативность домашних заданий.
  6. Учитель ежедневно должен проверять домашние задания, поскольку контроль и оценка домашнего задания - вместе с другими факторами учебного процесса - являются мотивирующими и мобилизующими силы и способности ученика. Непонятные вопросы должны быть объяснены детям и найден путь решения проблемы.
  7. Домашние задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика использования метапредметных умений, а именно, умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях.
  8. Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока. Задание, направленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задания, контролирующие знания учащихся, полезнее давать в начале урока.
  9. Домашние задания должны быть небольшими по объему, и согласовано с заданиями по другим предметам, так как наблюдается перегруженность учащихся школы. Дача домашних заданий регламентируется СанПин 2.4.2. - 576-96 в следующих пределах:
В 1-мклассе их выполнение не должно занимать более 1 часа, хотя последнее время у учащихся первого класса официально оно отменено, но учителя понимаю, что необходимо тренировать компетенции учеников, и задают задание школьникам , во 2-м - 1,5 часа, в3-4-м классах - 2 часов, в 5-6-м классах - 2,5часов, в 7-8-м классах - 3часов, в 9-11-м классах - 3,5 часов. Процесс выполнения домашнего задания должен контролироваться родителями или (если ученик, обучающийся начальной школы) воспитателями группы продлённого дня, но нужно понимать, что помощь должна быть разумной.


  1. Правила выполнения домашней учебной работы школьников.


При выполнении учебных домашних заданий ученик должен ориентироваться на определенное качество выполнения и культуру основывающихся на психолого-педагогических закономерностях учебно-познавательной деятельности по овладению изучаемым материалом.
  1. Учащимся необходимо знать, что процесс осмысления и усвоения знаний должен носить рассредоточенный характер. Это значит, что для всестороннего осмысления и прочного усвоения программного материала следует вдумчиво учить уроки, обращая внимание на детали.
  2. Домашнее задание необходимо выполнять в день их получения, пока изученное не забылось. Доказано, что материал забывается в течение 10-12 часов.
  3. Необходимо настроиться на аккуратное выполнение задание и прочное усвоение знаний. Необходимо детально продумать цель домашнего задания и как можно лучше достигнуть ее.
  4. Если учащемуся предстоит выполнять задание по учебнику, то следует внимательно изучить пройденный материал, вспомнить все, что прошли на уроке, определить порядок работы, произвести самоконтроль.
  5. Внимательно просмотреть классную работу перед выполнением письменных заданий.
  6. Обязательно делать перерыв между выполнением различных заданий.
  7. Во время перерыва не переключаться на другой активный вид деятельности, смотреть телевизор
  8. Очень важно ежедневно выполнять домашнюю работу, выполнять ее в одно и то же время на постоянном месте, это перемучает к дисциплине и порядку.
  9. После выполнения заданий необходимо отдохнуть 20-30 минут и провести самоконтроль.
  10. Желательно, что бы дети перед сном бегло пробегали домашнее задание, так как это способствует более глубокому усвоению знаний и в спокойном состоянии ложиться спать.
Зная и выполняя эти правила, ребенок без проблем подготовит домашнее задание, будет успешен в своем труде, а так же у него будет сформирован навык самостоятельной работы и регуляции своих действий.


Заключение

Большое разнообразие видов домашней работы и сложность ее выполнения обуславливают необходимость формирования у учеников регулятивной компетенции. Учителю следует помочь ученикам усвоить нормы выполнения домашнего задания, умения рационально использовать свое время, чередуя работу и отдых, работать с памятками, таблицами, инструкциями. Для того, что бы помочь ученикам усвоить материал, учитель может разработать общие правила (алгоритмы) выполнения домашнего задания, исходя из вида заданий, например:
  • Выполнение письменного задания по русскому языку.

  1. Внимательно прочитай задание к упражнению и определи \, каким правилом надо пользоваться при его выполнении.

  2. Если нужно, найди еще раз прочитай это правило, выучи его \, приведи свои примеры.

  3. Выполняя упражнение все время сверяйся с правилом.

  4. Внимательно проверь каждое написанное предложение. Используй образец в учебнике, таблицу, словарь.

  5. Замеченные ошибки аккуратно исправь.

  • Как выполнять задание по чтению:

  1. Прочитай текст. Запомни слова и выражения, при чтении которых, тобою были допущены ошибки.

  2. Поработай над этими словами (прочитай их несколько раз)

  3. Отметь в тексте все непонятные слова. Выясни их значение (в словаре, у учителя, дома - у взрослых)

  4. Прочитай текст еще раз. Найди смысловые опоры, то есть слова выражения, которые не только сами хорошо запоминаются, но и отражают суть прочитанного.

  5. Перескажи текст, используя смысловые опоры.

  • Как решать тестовую задачу

  1. Прочитай задачу, представь себе то, о чем говориться в ней, если не можешь представить, то прочитай внимательней. Попробуй представить снова.

  2. Объясни, что показывает каждое число, выдели вопрос задачи.

  3. Составь вспомогательную краткую запись условия задачи или зарисуй условие.

  4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему?

  5. Составь план решения задачи.

  6. Выполни и запиши решение.

  7. Проверь решение.

  8. Запиши ответ.

Таким образом, в данной работе мы рассмотрели необходимость домашней работы, ее целесообразность и результативность. Учителю необходимо использовать разные виды и способы выполнения самостоятельной домашней работы для поддержания интереса учащихся, регулярно подводить итоги ее выполнения для того, что бы дети могли анализировать и сравнивать свой уровень и другими учащимися, оказывать индивидуальную помощь учащимся.


Список литературы:

  1. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1983.- 436 с.

  2. Древелов Х., Хесс Д., Век Х. Домашние задания: Кн. Для учителя: Перевод с нем. - М.: Просвещение, 2009. - 80 с.

  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: От действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 152с;
  4. Поспелов Н.Н. Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий. - М.: Просвещение, 2009. - 96с.

  5. Рассудовская М.М. Домашние задания для всего класса // Математика в школе. - 1984. - № 6. - 72с.
  6. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - Мн.: - Унiверсiтэцкае, 2008. - 560 с.


© 2010-2022