Статья из опыта работы в малоколплектной школе по программе ПНШ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« Из опыта работы в малокомплектных классах по УМК Перспективная начальная школа».

Якубова Светлана Анатольевна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ с.Полозаозерье

Бердюжского района

Тюменской области

Седьмой год я работаю по УМК «Перспективная начальная школа». Считаю, что основная идея этого УМК решает важную задачу современной системы образования. Основная идея УМК «ПНШ» - это оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях социально организованной учебной деятельности, где ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. УМК «ПНШ» - это модель личностно-коммуникативного развивающего обучения.

В течении последних 6 лет я работаю с двумя классами . Учебный процесс в обучении имеет свои особенности, которые обусловлены тем, что уроки в них проводит один учитель одновременно с двумя классами в одном помещении.

Я считаю, что учитель работает в сложнейших условиях: ему приходится вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разной подготовленности по учебным программам разных классов. И, несомненно, работать приходиться трудно и сложно, чем с одним классом.

В учебниках по УМК ПНШ даны развернутые формулировки заданий вместе с указанием организационных форм выполнения работы (самостоятельно, в паре и т. д.) позволяют школьнику достаточно продолжительное время не отвлекать учителя, который может быть занят с ребятами другого класса . Данный комплект позволяет школьникам разных учебных возрастов, сидящим в одном помещении, находиться в одном и том же поле интриги (общие герои, которые с ними общаются на протяжении 4-х лет) и заниматься сходными видами учебной деятельности (использование словарной части учебника в каждом классе для решения разнообразных учебных задач).

Именно ориентация на учащихся сдвоенных классов побудила разработчиков комплекта сделать упор на повышение роли и статуса самостоятельной работы учащихся. На протяжении всех 4-х лет обучения по всем базовым предметам (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир) предусмотрена работа учащихся в «Тетрадях для самостоятельной работы» на печатной основе.

Одновременные занятия с двумя классами требуют от учителя более тщательной подготовки, правильной организации учебной работы, рационального составления расписания уроков, а также умелого педагогического такта.

В работе с двумя классами учитель не имеет времени и возможности на длительную коллективную работу с учащимися каждого класса, входящего в комплект, поэтому и овладение приемами учебной работы происходит в основном на этапе ознакомления с новым материалом, времени на закрепление и отработку этих приемов учителя не выделяют, овладение ими происходит, таким образом, почти стихийно. Вместе с тем из-за того обстоятельства, что значительная часть времени урока с двумя классами занята самостоятельной работой учащихся, уровень овладения ими приемами и способами учебной работы в значительной мере определяет успешность ее и всего учебно-воспитательного процесса. Следовательно, вопросы подготовки детей к самостоятельной деятельности в малокомплектной школе приобретают первостепенное значение.

Поскольку овладение данными умениями процесс сложный и длительный, необходимо систематически отводить на цели специальное время, целесообразно использовать для их формирования общий этап урока, периодически проводить специальные уроки. Здесь невозможно "жалеть" время, ибо от степени овладения всеми учениками умениями организации в учебной работе зависит во многом качество знаний, учебных умений и навыков детей, их готовность и способность к дальнейшему обучению.

Ведущую роль в обучении детей приемам учебной работы играет объяснение и показ. Учитель подробно объясняет и показывает, что и как, в какой последовательности надо делать, чтобы правильно выполнять то или иное задание. Затем просит хорошего ученика возможно точнее повторить все, сделанное и сказанное им. Важно, чтобы каждый ученик мог повторить самостоятельно объяснения и действия.

Впоследствии можно при выполнении однотипных заданий опускать объяснения своих действий, ограничиваться кратким, свернутым комментарием, но при изучении новых разделов, правил полное объяснение ученикам своих действий при выполнении заданий учебника необходимо. Время обучения детей целесообразно выделять на уроках, когда впервые вводится новый вид работы

На пример на уроках математики общими могут быть:

  1. Устный счёт: « Футбол» (на пример ребята 1 класса решают примеры на сложение, а 3 класс на умножение), «Орехи от белочки», «Составление поезда», «Полёт на ракете» , «Укрась ёлочку» и многие другие. Детям очень нравится соревноваться между классами.

  2. Работа с геометрическим материалом, на пример ребята 1 класса ищут предметы похожие на квадрат, треугольник, а 3 класс находит периметр данных фигур, и т.д.

  3. Работа над задачей и др.

Иногда проводятся уроки на одну тему, т.е. однотемные уроки. По данному УМК ПНШ предусмотрены заседания «Ключ и заря» на уроках русского языка, окружающего мира .Особенно полезно проводить однотемные уроки с двумя классами при повторении пройденного материала . Главное достоинство однотемных уроков состоит в том, что они позволяют увеличивать время на работу под непосредственным руководством учителя.

При проведении однопредметных уроков учителю легче переключать внимание при переходе от одного класса к другому, однородный материал меньше отвлекает детей во время их самостоятельной работы. Кроме того, создаются условия для организации общей работы детей всех классов.

Хорошие результаты дает прием комментирования при коллективной работе, на первых порах - полное, затем выборочное полное и, наконец, краткое. И здесь, как и при овладении любым приемом и способом, важен образец, показ учителем умственных и практических действий.

В учебниках ПНШ широкое распространение имеют различного рода памятки, инструкции, предписания, в которых с различной степенью дается план действий, необходимых для достижений той или иной учебной цели. Чтобы продуктивно использовать время урока, быстрее и качественнее формировать учебные учения и навыки, учителя учат детей применять общие алгоритмы типичных учебных действий: алгоритмы решения задачи, разбора предложения, анализа слов, алгоритмы применения правил, вычислительных приемов и пр. Чтобы овладение алгоритмом не приобретало формальный характер, основным методом должно быть приучение детей поэтапно выполнять и проверять учебные действия. Расчленение способа действия на ряд последовательных операций помогает ученикам осознанно пользоваться им при самостоятельном выполнении упражнений. Словесные объяснения учителя и учащихся предваряют и сопровождают поэтапную деятельность - такое сочетание обеспечивает успешное формирование учебных умений и навыков. Большую помощь учителю оказывают дидактические материалы тетради на печатной основе в которых много внимания уделено формированию общеучебных умений и навыков.

Планируется порядок чередования самостоятельной работы и занятий с учителем на весь урок так, чтобы все классы были в поле зрения учителя. Чтобы целесообразно распределить время надо учитывать уровень подготовки детей и их умение самостоятельно работать, степень трудности изучаемого материала, а также дидактическую цель урока в каждом классе (где изучается новый материал, где закрепляется изученное, где проверяются и учитываются знания детей).
Больше времени отводится на работу с тем классом, в котором изучается новый материал, постоянной помощи требует обычно 1 класс, так как навыки самостоятельной работы у первоклассников еще слабее.
Не во всех случаях работа должна быть спланирована так, чтобы все классы в течение урока поработали с учителем и переходы учителя из одного класса в другой были спланированы.

Известно, что в классе темп работы не у всех детей одинаков. Можно наблюдать в ходе урока, когда одни школьники уже закончило выполнять задания учителя, а другие продолжают еще трудиться. Поэтому ребята используют тетради на печатной основе данного комплекта. Задания и упражнения соответствуют теме и цели урока. С ними учащиеся работают без напоминаний, после того как справились с предложенных заданием.

Несмотря на положительный опыт совместной организации учебной деятельности учащихся разного возраста, основным методом организации образовательного процесса в разновозрастных коллективах малокомплектных классах остается такой метод, при котором самостоятельная работа учеников одного или двух классов - условие нормальной учебной деятельности учащихся конкретного возраста

Разновозрастное занятие выводит учителя на новый уровень планирования и проведения уроков. Учителю приходится пересматривать не только поурочное планирование, но и само проведение урока. Ведь, чтобы организовать на таком занятии совместную деятельность, необходимо подбирать и новые методы проведения урока. Например, проверяют домашнее задание, объясняют новый материал - старшие ученики или ученики-консультанты; работа в смешанных парах (старшеклассник - младшеклассник), где старший проверяет, подсказывает, при этом, обучаясь сам.

Считаю, что УМК «ПНШ» при работе в малокомплектных классах решает задачи раскрытия способностей младших школьников, удовлетворения их разнообразных образовательных потребностей, гармонизацию отношений личности, общества, окружающей среды, формирования у учащихся мировоззрения, духовности, культуры и творческого мышления.

Проработав шесть лет по системе «ПНШ», я пришла к выводу, что в этом УМК осуществилось решение задач начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС:

- развитие личности школьника, его творческих способностей;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению, формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач.


© 2010-2022