- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока Природное сообщество поле
Конспект урока Природное сообщество поле
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Переверзева Л.Г. |
Дата | 19.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КОНСПЕКТ УРОКА
«Поле-природное сообщество»
ФИО (полностью) Переверзева Любовь Григорьевна
Место работы ГБОУ СОШ с. Высокое м.р.Пестравский Самарской области
Должность Учитель начальных классов
Предмет Окружающий мир
Класс 3
Дата и место проведения 13.03.2015 ГБОУ СОШ с. Высокое м.р.Пестравский Самарской области
Тема и номер урока в теме Поле-природное сообщество. Урок №6.
Базовый учебник Окружающий мир: Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: В 2ч.-ч.2. Казаков А.Н., Дмитриева Н.Я. Изд-во: Корпорация Федоров, 2013
Цель урока: Формировать представление учащихся о том, что поле-природное сообщество.
Задачи: - обучающие: • формирование умения в выявлении особенностей природного сообщества поля; • расширять знания о полевых культурах, животных поля. - развивающие: • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; • развитие познавательного интереса; • развитие речи учащихся; - воспитательные: • формирование здорового образа жизни; • уважительного отношения к родному краю, своей стране, семье, труду растениеводов; • формирование коммуникативных компетенций.
УУД Личностные УУД: формирование положительного отношения к учебной деятельности, формирование представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, представления о здоровьесберегающем поведении. Регулятивное УУД: Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. Познавательные УУД: Формирование умения осуществлять поиск нужной информации в учебных пособиях, понимать знаки, модели, приведённые в учебных пособиях, строить ответ на вопрос в устной форме, проводить классификацию, сравнение объектов ,анализ, устанавливать связи между живой и неживой природой, природой и человеком. Коммуникативные УУД: Формирование умения слушать и понимать других, строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.
Тип урок: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
План урока 1.Организационный этап. 2.Актуализация знаний. 3.Формирование новых знаний и умений. 4.Закрепление изученного материала. 5.Включение нового знания в систему знаний и повторение. 6. Рефлексия урока.
Формы работы учащихся:
фронтальная форма, индивидуальная форма, работа в паре, группе
Необходимое техническое оборудование:
• Цифровой микроскоп
• Гербарий
• Лабораторные стаканчики
• Персональный компьютер учителя
• Мультимедийный проектор (Интерактивная доска)
• Мультимедийная презентация к уроку для системы мониторинга PROKlass
•Выход в ресурсы сети Интернет на сайт эор: biolicey2vrn.ru/index/nasekomye_vrediteli/0-134
Заместитель директора по УВР __________________________ / Мозжелова И.А./
Речь и деятельность учителя.
Речь и деятельность учащихся
УУД
1. Организационный: подготовка учащихся к работе.
Подготовка оформления доски к уроку. Самопроверка готовности рабочего места к уроку. Формирование мотивации к обучению
2. Проверка выполнения домашнего задания: проверка знаний учащихся по теме «Природное сообщество. Лес. Озеро. Луг»
Слайд № 2. - Рассмотрите и соотнесите с названиями - Чем объединены?
- Что мы называем природным сообществом?
- Это примеры природных сообществ. - Единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды.
3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности: подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока (актуализация знаний).
Организация работы в группах. Групп - 3 по числу природных сообществ. Детям выдаются карточки с неполным описанием природного сообщества. Чтение, заполнение пропусков: 1) Луг. Здесь растут только травянистые растения, свето- и влаголюбивые. Вот злаковые растения: __________________________________________ __________________________________________. Радует глаз разнотравье:_____________________ __________________________________________. Можно встретить и грибы ___________________ __________________________________________. Здесь можно встретить разнообразных насекомых: ________________________________ __________________________________________. Они кормятся ______________________________. Насекомые - основная пища птиц: ____________ __________________________________________. Мелкие зверьки __________________________ питаются растительной пищей. 2) Лес. Здесь можно встретить разнообразные виды растений: деревья - _________________________ ________________, получающие больше солнечного света; кустарники - ____________ _____________________________, кустарнички- __________________________________________, теневыносливые травянистые растения - _______ __________________________________________. Здесь можно встретить мхи, грибы ____________ __________________________________________. Живут разнообразные животные. Питаются насекомыми на коре и стеблях растений птицы __ __________________________________________. Питаются семенами и плодами растений __________________________________________ __________________________________________. На земле кормятся _________________________ __________________________________________. 3) Озеро. Больше растений встречается у берега, где вода более теплая, больше света и кислорода. По берегам растут _____________________________ __________________________________________. В толще воды обитают ______________________ __________________________________________. На дне обитают_____________________________. С водой как местом обитания и питания связана жизнь птиц ________________________________ _______________ и зверей ___________________ __Спасибо! Все справились с заданиями! Сейчас отдохнем! __________________________________.
Иллюстративный материал таблиц поможет в составлении рассказов о природном сообществе. По окончании работы выслушиваются рассказы каждой из групп. Другие группы определяют по описанию название природного сообщества. Развитие умения работать в паре, слушать и понимать друг друга.
Физминутка
Звучит музыка Я.Френкеля «Поле»
4. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся.
- Поместите в данные сообщества растения (если не были названы в рассказах): Слайд № 4
- Как можно назвать все эти растения? - Как вы думаете, а в каком природном сообществе можно встретить это растение? Слайд № 5.
- Где же выросло это растение? - Прочтите 1 и 2 абзац с.142 учебника. Определи, что же такое поле. Слайд № 6. - Где же создавал это сообщество человек?
Чтение 3 абзаца. - В чем были трудности? Слайд № 7 Слайд № 8 Слайд № 9
- Вы сумели назвать некоторые условия окружающей среды, из которых складывается единство живой и неживой природы. А значит, это природное сообщество, в котором мы встречаемся с исследовательской, преобразующей, хозяйственной деятельностью человека. Такая деятельность имеет большое значение в жизни человека, но нужно помнить о необходимости сохранять и беречь большие пространства земли в их первоначальном, нетронутом состоянии как хранилища богатств природы. - Итак, еще в древности человек начал заниматься возделыванием растений. Если сейчас благодаря деятельности человека возделывается более 2000 видов растений, то в старину число культурных растений было гораздо меньше. Вспомните, какие растения выращивали древние славяне? - И сейчас наиболее значимыми для человека полевыми культурами являются зерновые растения: пшеница, рожь, кукуруза, рис, ячмень, овес, просо. Слайд № 10. пшеница рожь ячмень рис кукуруза овес просо - Какая часть растения представляла ценность для человека? - Рассмотри внимательно растения. Что у них общего? (Используется гербарий). - Какие из дикорастущих растений имели те же особенности? Слайд № 11 - Зерновые растения также называются злаками (кроме гречихи) и имеют широкое использование: в основном, зерно - на крупу, солома, зеленая масса - на корм скоту. - А бывает и так, что поле специально засевается растениями для корма скота. Слайд № 12
- Назови злаки, разнотравье. Лес: герань лесная, кислица Луг: василек луговой, ежа сборная Озеро: стрелолист, рогоз
- Это дикорастущие растения. - Это пшеница - культурное растение, одно из тех, которые специально возделываются человеком. Его мы не встретим ни в лесу, ни у озера, ни на лугу.
- В поле. - Поле - природное сообщество, созданное человеком.
- Издавна под поля люди занимали разные участки земли - лéса, лýга.
- Участок луга или леса освободить от дикорастущих растений, распахать, засеять, бороться за сохранность урожая от вредителей, сорняков, поддерживать плодородие почвы.
- Рожь, пшеницу, овес.
Запись в тетрадь: Растения поля. Зерновые растения: пшеница рожь ячмень рис кукуруза овес просо - Семена - зерно.
- Стебель полый - соломина, плод содержит зерно - зерновка. - Растения луга, злаки - тимофеевка, лисохвост, ежа сборная, пырей ползучий, костер безостый, мятлик.
Запись в тетрадь: Кормовые травы: люцерна, клевер, тимофеевка, чина. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно.
Умение работать с различными источниками информации.
Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Представление результатов работы.
5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний.
Установление осознанности освоения нового материала и организация деятельности учащихся по применению новых знаний.
- Какие растения называют зерновыми? - Вот зерно полевых культур. Определи, какое растение его дало, как называется крупа?
- Зерна каких культур не увидели? - Дома попробуйте найти сведения об использовании этих растений. - Какие растения нужны для питания человека, идут на корм скоту?
Перед детьми блюдца с крупой. Перед каждым блюдцем стоит один ученик. Пшеница - манная крупа Овес - овсяная крупа Просо - пшено Ячмень - перловая крупа Рис - рисовая крупа Гречиха - гречневая крупа - Ржи, кукурузы… Расширение практической направленности обучения.
6. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся.
- Посмотрите на это поле. В чем его особенность? Слайд № 13 - Сможете ли вы узнать это растение? Слайд № 14
лен- лен-
долгунец кудряш - С какой целью человек выращивает его? - Такие культуры называются прядильными и масличными. - Подумайте, какие части растений дают волокна? - Вспомните дома уроки технологии, на которых мы говорили о производстве нитей и тканей. Подумайте, что сможете рассказать об этапах этого производства. - Какие части растений дают масло? Слайд № 15 - Итак, человек засеял поле необходимыми ему растениями, которые могут выжить в данных природных условиях с помощью человека, который определит, когда лучше сажать семена - осенью (озимые культуры) или весной, какой использовать режим полива, какими должны быть почвы, т.е. определит условия окружающей среды, факторы неживой природы. Однако этого недостаточно, чтобы поле называлось сообществом. О чем еще нужно помнить?
- Прочтем на с. 144 учебника 2 и 3 абзац. - В какой роли выступают растения и животные поля?
Слайд № 16 Слайд № 17
- Как оказалось так, что в поле вырастают сорные растения: пырей, осот, василек, одуванчик, овсюг, хотя человек их не сажал? (Показ гербария). Слайд № 18
- Это не зерновые растения.
- Для получения волокон, тканей. - Я слышал о льняном масле.
- Стебель.
- Семена. Запись в тетрадь: Прядильные растения: лен Масличные растения: подсолнечник, рапс, горчица, лен.
- О взаимосвязи растений и животных.
- Помощники и враги. Помощники: птицы спасают от вредителей; бабочки опыляют цветки; хищные птицы уничтожают вредителей. Враги: птицы разоряют хлебные поля; гусеницы бабочек поедают растения; мыши-полевки едят семена, портят стебли и корни растений; сорняки. - Поле занимает участок, ранее занятый лугом. Поэтому растения луга - одуванчик, пырей, сурепка прорастают из семян среди культурных растений. Условия, созданные для культурных растений, способ распространения семян могут способствовать и выживанию сорняков.
Понимание взаимосвязи человеческой деятельности и природного мира.
ЭОР-На поле, кроме растений сорняков, есть и насекомые вредители. Сейчас мы увидим таких «гостей» поля.
-Это же настоящие вредители! Они наносят настоящий ущерб!
biolicey2vrn.ru/index/nasekomye_vrediteli/0-134
Формирование уважительного отношения к труду растениеводов
-А что происходит с семенем зерновых культур?
Оно становится непригодным для питания и будущего прорастания
-Рассмотрим в цифровой микроскоп, что происходит с таким зерном.
Оно повреждено, покусано, поломано!
7. Систематизация и обобщение знаний. Обеспечение усвоения новых знаний.
- Докажи, что поле - это сообщество.
Игра «Да - нет». - Канюки и совы - это птицы, поедающие грызунов?
- Мыши - это друзья культурных растений?
- Овсюг - это культурное растение?
- Ячмень - это сорняк?
- Поле - это безлесное пространство? - Пырей, василек, осот - это культурные растения? - Поле - это природное сообщество, созданное человеком? - Полевые культуры - это зерновые, прядильные, масличные, кормовые культуры? - Человек, выращивая культурные растения, использует и создает особые условия окружающей среды, между растениями и животными устанавливаются пищевые связи. Поле представляет собой единство живой и неживой природы. Дети отвечают с помощью сигнальных карточек: согласие - зеленый цвет, несогласие - красный.
Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию.
8. Подведение итогов
- Оцени деятельность человека на примере его создания природного сообщества поля.
- В своей хозяйственной деятельности человек должен помнить и о бережном отношении к природе. А мы, пользуясь плодами труда людей, работающих в поле, должны уважать их труд. Русские пословицы наполнены уважением к труду, земле: - Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. - Одно зерно горсть дает. - Не пиры пировать, коли хлеб засевать. - Деятельность человека направлена на выведение новых сортов культурных растений, отбор лучших видов. - Человек обеспечивает людей разнообразной пищей растительного происхождения. - Занимая под поле участки леса, луга, человек уничтожает природные сообщества. Умение вести поиск и выделять нужную информацию.
9. Информация о домашнем задании и рекомендации по его выполнению.
1.Подготовить сообщение о представителе животного мира поля. 2.Подготовить сообщение о дикорастущих растениях поля. 3.Прочитать в учебнике статью «Поле-природное сообщество» . Подготовить рисунки по теме.
Осмысление 10. Организационное завершение урока Рефлексия -С каким сообществом познакомились сегодня на уроке? -Какова его роль в жизни людей? Сегодня на уроке я могу отметить работу таких учащихся… «Цветные ладошки» Если вам на уроке все было понятно, интересно поднимите зеленые ладошки, а если что-то непонятно и кому нужна помощь - красная ладошка. Всем спасибо за урок!
Познакомились с сообществом поле.
Оно кормит, одевает, заботится о нас,сохраняет жизнь и здоровье.
Литература:
- Дерим-Оглу Е.Н., Фролова Н.А. Природоведение и экология: Учебник для 3 класса трехлетней и 4 класса четырехлетней начальной школы. - СПб: «Специальная литература», 2009
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир». 3 класс. - Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2012.
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Учебник для 3-го класса. - Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 20103
- Естествознание: Учеб.-хрестоматия для 2 кл. трехлет. нач. шк. / Авт.-сос. Н.Я.Дмитриева, И.П.Товпинец. - М.: Просвещение, 2006
- Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Пособие для учителей нач. классов. - М.: Просвещение, 2007
- Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель для учащихся нач. кл./ А.А. Плешаков. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2014.