- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеклассное чтение «Золотой ключик, или приключения Буратино» сказка А. Н. Толстого (2 класс)
Внеклассное чтение «Золотой ключик, или приключения Буратино» сказка А. Н. Толстого (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зинченко Е.А. |
Дата | 12.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Цель: продолжить работу над формированием умений осмысленного и выразительного чтения, над созданием условий для развития исследовательских навыков; воспитывать внимательное отношение к слову и работе с художественными приемами языка; раскрыть нравственную коллизию текста. Задачи: 1.Обучающая: познакомить учащихся с творчеством писателя А.Н.Толстого, со сказкой этого писателя «Золотой ключик, или приключения Буратино»; формировать способность у учащихся к полноценному восприятию литературного текста; обучать анализу художественного произведения, обучать анализировать свое поведение через поступки литературных персонажей; эмоциональное вовлечение детей в нравственную проблему, поставленную текстом: обсуждение нравственной проблемы; перечитывание разных фрагментов текста с целью выявить развитие сюжета; продолжать работу над формированием навыка правильного сознательного чтения целым словами; закреплять умение выстраивать цепь событий в произведении большого объема; 2. Развивающая: способствовать развитию речевой культуры учащихся, развитию связной речи учащихся; выразительному чтению; развивать умение видеть в положительном герое недостатки и объяснять их. 3. Воспитательная: способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся; эмоционально-ценностному отношению к действительности; воспитанию устойчивого желания и стремления читать доступную возрасту литературу; воспитывать интерес к чтению произведений большого объема; воспитывать положительное отношение к окружающему миру, людям.
Ход урока
1.Оргмомент (организовать учащихся на учебную деятельность.) -- Ребята, сегодня на уроке литературного чтения у нас гости. -- Поздоровайтесь. Садитесь. --Ребята, я рада видеть вас. Каждый урок литературного чтения у нас открытие. Мы открываем новых героев, узнаем себя, рассуждаем, сопереживаем, и каждый раз все происходит по - новому. Я очень хочу, чтобы сегодня наш урок был не похож на предыдущий, но сначала проведем речевую разминку.
2. Речевая разминка. 1) Упражнения в постановке правильного речевого дыхания. «Глубокий вдох - на выдохе чётко произносим гласные звуки АОУЫЭ»
2) Артикуляционная гимнастика. а) «Губы в улыбке - губы в трубочку» - надо чередовать. б) Круговые движения языком по часовой и против часовой стрелки. в) «Лошадка».
3) Дикционные упражнения. а) Произнесение скороговорки. Актер известного театра. -- Прочитайте скороговорку (про себя, шепотом, громко). -- Произнесите скороговорку: 1 ряд - спокойным голосом; 2 ряд - громче; 3 ряд - очень громко. --Повернитесь друг к другу и произнесите: 1 вариант - с вопросительной интонацией; 2 вариант - с восклицательной интонацией.
-- Мы научились четко и грамотно произносить слова, что нам необходимо в течение всего урока и жизни. Я жду точных и грамотных ответов. 3. Подготовка к восприятию. --Ребята, какие виды устного народного творчества вы знаете? (потешки, загадки, песни, пословицы, поговорки, сказки и др.) --Прослушайте. О каком жанре устного народного творчества идет речь? «Это произведение народного творчества. Главное в нем вымысел, фантазия.» --Назовите жанр устного народного творчества? (сказка) --Какие бывают виды сказок? (волшебные, о животных, бытовые) --На какие группы делятся сказки в зависимости от того, кто их написал? (авторские, народные) --Послушайте пословицу: «Сказка - ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок»
--Как вы ее понимаете?
--Чему учит сказка? (добру, честности, порядочности и т.д.) --Что происходит в конце сказки с положительным героем? (он становится сильным и прекрасным) --Давайте, ребята проверим ваши знания сказок. --Вам предлагается интересная викторина «Что за прелесть эти сказки!» 1). Дерево, чаще всего встречающееся в сказках? (дуб) 2). Сказочная героиня, владелица первого летательного аппарата? (Баба Яга) 3). Животное, в которое была заколдована Кащеем Бессмертным прекрасная девушка? (лягушка - царевна) 4). Сказочное существо, житель леса, так называемый Дух леса? (Леший) 5). Кто ехал на печи, уплетая калачи? (Емеля) 6). Веселый человечек - луковка? (Чиполлино) 7). Он большой друг Чебурашки? (Крокодил Гена) --Молодцы!
4. Ввод в тему урока. --Ребята, вы ответили на мои вопросы, а теперь я вам покажу героев одной сказки. Знаете ли вы их или нет? --Возле каждого героя стоит номер. Давайте по порядку, смотря на номера, будем называть героев.
КРОССВОРД
1. К А Р А Б А С
2. Д У Р Е М А Р
3. П Ь Е Р О
4. Б А З И Л И О
5. А Р Т Т Е М О Н
6. А Л И С А
7. М А Л Ь В И Н А
8. Т О Р Т И Л А
--Дети, а это герои из одной сказки? --Кто здесь главный герой? --А вы знаете, как точно называется эта сказка? --Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
--Сегодня в этой сказке мы будем путешествовать по чудесным тропинкам! Мы будем: - узнавать - вспоминать - читать - беседовать - сравнивать - разгадывать - наблюдать за чудесами превращения главного героя -- Кто автор сказки. --Сейчас я вам расскажу немного об авторе. Прослушайте и определите, причину создания этой сказки. Алексей Николаевич Толстой (1883 - 1945) родился 10 января в городе Николаевске. Мама его была детской писательницей. Он известен, как автор сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино». Писатель рассказывал, что в детстве больше всего любил сказку итальянского писателя Карло Коллоди « Приключения Пиноккио, или Похождения деревянной куклы» (деревянная кукла по итальянски - буратино) и поэтому решил пересказать ее для русских детей. По мотивам сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино» были созданы мультфильмы и художественные фильмы. -- Какова же причина написания этой сказки?
5. Физкультминутка. Буратино подустал, Из-за парты ловко встал. Раз - присел, два - привстал, Головою помотал И на месте побежал. Карабаса подразнил, К новым знаньям поспешил.
6. Работа над текстом. -- Мы продолжаем знакомиться с героями сказки. -- Откройте учебник литературного чтения на стр.69. -- Я начинаю читать, а кто-то из вас продолжит. Следите внимательно. -- Вспомним, что будет дальше. Попытаемся восстановить ключевые моменты сказки, работая в группах. Проследим за превращением Буратино с начала сказки до конца. -- Как вы думаете, что такое «превращение»?(изменение, переход из одного состояния вдругое) --У каждой группы на столе лежит конверт с заданием. -- Прочитайте внимательно вопрос и выберите правильный вариант ответа. -- По вашим ответам мы постараемся определить, какими качествами обладал Буратино в отдельных эпизодах сказки.
1 вопрос
- Какой мудрый совет дал говорящий Сверчок Буратино?
1. «Брось баловаться, слушайся папу Карло, без дела не убегай из дома и завтра начни ходить в школу»
2. «Ты правильно поступаешь, учение вредить здоровью»
3. «Не надо слушаться папу Карло»
-- Прочитаем, что на это ответил Буратино.
- Ах ты, столетняя букашка - таракашка! - крикнул Буратино. - Больше всего на свете я люблю страшные приключения. Завтра чуть свет убегу из дома - лазить по заборам, разорять птичьи гнезда, дразнить мальчишек, таскать за хвосты собак и кошек… Я ещё не то придумаю!
-- Каким предстает перед нами Буратино из этого отрывка?
2 вопрос
- Что Буратино сделал с Азбукой по дороге в школу?
1. Обвернул Азбуку и побежал в школу.
2. Продал мальчику Азбуку, чтобы купить билет в кукольный театр.
3. Пытался самостоятельно учиться читать.
-- Прочитаем, что на это ответил Буратино.
В школу нужно поворачивать направо, музыка слышалась налево. Буратино стал спотыкаться. Сами ноги поворачивали к морю, где слышалась музыка.
- Школа же никуда же не уйдет же, - сам себе громко начал говорить Буратино, - я только взгляну, послушаю - и бегом в школу.
- Понимаете, мальчик, я забыл дома мой кошелек…Вы не можете мне дать взаймы 4 сольдо?
- Мне ужжжжжжжжасно хочется посмотреть кукольный театр, - сквозь слезы сказал Буратино. - Купите у меня за 4 сольдо мою чудную курточку…
- Бумажную куртку за 4 сольдо? Ищи дурака.
- Мальчик, в таком случае возьмите за 4 сольдо мою новую азбуку.
- Давай, пожалуй, - сказал мальчик, взял азбуку и нехотя отсчитал 4 сольдо.
-- Каким предстает перед нами Буратино из этого отрывка?
3 вопрос
- Что сделал Карабас Барабас с Буратино, когда куклы его поймали и приволокли к нему?
1. Сжег Буратино.
2. Дал Буратино 5 золотых монет и отпустил домой.
3. Заставил работать Буратино в кукольном театре.
-- Прочитаем, что на это ответил Буратино.
- Воображаю, каково будет узнать твоему отцу, что я на тебе изжарил кролика и двух цыплят. Аап-чхи!
- Мой бедный отец все равно скоро умрет от голода и холода. Я его единственная опора в старости. Пожалейте, отпустите меня, синьор.
- Полезай в очаг.
- Синьор, я уже пробовал однажды сунуть нос в очаг и только проткнул дырку, потому что очаг и котелок над огнем были нарисованы на куске старого холста.
- Где ты видел очаг, и огонь, и котелок, нарисованными на куске холста?
- В каморке моего папы Карло.
- Твой отец - Карло! Так, значит, это в каморке старого Карло находится потайная….
-- Каким предстает перед нами Буратино из этого отрывка?
4 вопрос
- Удалось ли девочке с голубыми волосами воспитать Буратино?
1. Девочке удалось воспитать Буратино.
2. Девочке не удалось воспитать Буратино.
-- Прочитаем, что на это ответил Буратино. Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть. - Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, - сказала девочка и взяла кусочек мела. - Мы займемся арифметикой… Девочка сказала: «Пишите», - и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса. - Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!
-- Каким предстает перед нами Буратино из этого отрывка?
5 вопрос
- Как распорядился Буратино своими золотыми монетами?
1. Отдал монеты папе Карло.
2. Купил за монеты Азбуку.
3. Закопал монеты в землю.
-- Прочитаем, что на это ответил Буратино.
Лиса и кот привели Буратино на пустырь. Перебивая друг друга, затараторили: - Рой ямку. - Клади золотые. - Зачерпни из лужи, полей хорошенько. - Да не забудь сказать: «Крекс, фекс, пекс». - А вы уйдите все- таки подальше - сказал Буратино. Они отошли немного и спрятались за кучей мусора. Буратино выкопал ямку. Сказал три раза шепотом: «Крекс, фекс, пекс», положил в ямку 4 золотые монеты, засыпал, из кармана вынул щепотку соли, посыпал сверху. Набрал из лужи пригоршню воды, полил. И сел ждать, когда вырастит дерево…
-- Каким предстает перед нами Буратино из этого отрывка?
6 вопрос
- Что решает выведать Буратино у Карабаса Барабаса?
1.Тайну золотого ключика.
2. Как разбогатеть.
3. Как вырастить красивую длинную бороду.
-- Прочитаем, что на это ответил Буратино.
- Открой тайну, - опять завыл таинственный голос из глубины кувшина, - иначе не сойдешь с этого стула, несчастный! - Как-ка-какую та-та-тайну ? - спросил, заикаясь, Карабас Барабас. Голос ответил: - Тайну черепахи Тортилы. От ужаса Дуремар медленно полез под стол. У Карабаса Барабаса отвалилась челюсть. - Где находится дверь, где находится дверь? - будто ветер в трубе в осеннюю ночь, провыл голос… - Отвечу, отвечу, замолчи, - прошептал Карабас Барабас. - Дверь - у старого Карло в каморке, за нарисованным очагом…
-- Каким предстает перед нами Буратино из этого отрывка?
Превращение Буратино
-грубый
- непослушный
- невоспитанный
- не хозяин своего слова
- обманщик
- лгун
- думает только о себе
- неряха
- жадный
- глупый
- слишком доверчивый
- хитрый
-
послушный
-
стал заботиться о других
-
благородный
-
серьёзный
-
остроумный
-
научился понимать свои ошибки
-- Кто сможет рассказать, какие изменения, превращения произошли в Буратино?
7. Физкультминутка.
- если вы вчера помогали дома маме, возьмите себя за ушки;
- если вы вчера хорошо себя вели, коснитесь пальчиком носа;
- если вы вчера много прочитали, зажмурьте глазки;
- если вы вчера сказали кому-то доброе слово, улыбнитесь.
8. Обобщающая беседа.
-- Как эти события повлияли на превращение характера Буратино?
-- Каким он стал? (зачитать хорошие качества)
-- Какова же была тайна золотого ключика? (ключ от двери, которая ведет в волшебный мир театра, о котором мечтали все сказочные герои - куклы)
-- Как вы думаете, волшебная палочка и волшебное полено сделаны из 1 дерева?
-- Что это за дерево? (волшебное дерево превращения)
-- Есть такое дерево и у нас с вами. Буратино посадил монету, чтобы появилось денежное дерево, а мы с вами постарались положить в землю зерно доброты. И я очень хочу, чтобы на этом месте выросло замечательное дерево, плодами которого будут самые лучшие качества Буратино.
-- У каждой группы есть по 3 качества. Выберите хорошее качество и повести на наше волшебное дерево.
-- Я хочу, чтобы все эти качества были у каждого человека и, конечно, у вас всех.
9. Оценивание работы учащихся на уроке.
10. Домашнее задание.
-- Придумайте свою сказку о превращениях. Сделайте к ней рисунок.
11. Рефлексия.
-- А теперь я хочу узнать ваше отношение к уроку.
-- У каждого из вас на парте лежит по 3 золотых ключика разного размера. Выберите 1 золотой ключик, ключик счастья, и подарите его Буратино.
Большой, если урок понравился, было интересно.
Средний, если на уроке было интересно, но что-то осталось непонятным.
Маленький, если урок не понравился, было не интересно.
-- Дети, не бойтесь превращаться в добрых людей!
-- Я хочу закончить урок следующим стихотворением.
В мире много сказок:
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Ключик Буратино,
В сказку нас веди,
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мальчик Буратино -
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
10