Урок на тему ь - показатель мягкости согласных звуков

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ Школа №2083 СП «Остафьево»

Интегрированный урок обучение грамоте

Тема «Буква ь - показатель мягкости согласных звуков»

Подготовила и провела учитель

1 квалификационной категории

Венина Н.В.

Ноябрь 2015 года

Цели урока:

-познакомить учащихся с новой буквой;

-формирование умения использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова;

-развивать речь, мышление, внимание, память, мелкую моторику;

-воспитывать прилежание, самостоятельность, усидчивость, последовательность в действиях;

-учить планировать и оценивать свою работу.

Оборудование урока: учебник «Азбука», чудо-прописи, карточки

Программа: УМК «Школа России»

Ход урока

  1. Организационный момент.

- У нас сегодня необычный урок обучения грамоте. На уроке присутствуют гости - давайте поздороваемся с ними. Повернитесь, ребята, к нашим гостям, поприветствуйте их, развернитесь и тихо садитесь.

А теперь проверь, дружок.

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

  1. Сообщение темы, целей урока.

- Мы продолжаем наше путешествие по стране волшебных букв. Живёт в Азбуке известный фокусник. А как зовут его, догадайтесь сами.

Доскажите словечко и вы узнаете тему нашего урока:

Мягкий голос,

Мягкий шаг.

Это буква…. (мягкий знак)

- Правильно, тема нашего урока «Буква ь (мягкий знак) - показатель мягкости согласных звуков» (показ буквы)

-Как вы думаете, какие цели мы должны будем поставить перед собой в нашей работе? (ответы учеников)

- Познакомиться с новой буквой.

- Учиться читать слова с новой буквой.

-Учиться писать букву ь (мягкий знак) и слова с ней.

3. Изучение нового материала.

Игра «Твёрдый-мягкий»

- Давайте потренируемся в различении звуков, поиграем в игру «Твердый-мягкий». На столах у вас карточки с синим кружком и зеленым кружком. Напомните, пожалуйста, что они обозначают ( синий цвет -твёрдый звук, зелёный цвет - мягкий звук). Итак, внимание, я называю звуки, а вы показываете его обозначение.

[м] - [м,] [п,] - [п] [з] - [з,] [т,] - [т]

- Молодцы! А какую букву надо поставить на письме, чтобы согласные звуки произносились мягко? (мягкий знак)

а) Знакомство с буквой ь.

Мягкий знак - хитрый знак
Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

- А что значит «не произносится»? ( Не обозначает никакого звука, в русском языке нет слов, начинающихся на ь)

Работа с лентой букв.

-Каким цветом раскрашена буква ь (мягкий знак) -черным цветом?

- Почему? (Ответы учеников)

Работа по учебнику с.11 Чтение слов парами. Чем будет являться ь в словах голубь, лебедь? (показателем мягкости согласных звуков)

- Отгадайте загадку

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув высоко. (лось)

Ученики составляют схему слова лось с последующим разбором (Сколько слогов, сколько букв, сколько звуков в слове)

- Для чего служит буква ь? (Буква ь помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко)

С. 11 - чтение рассказа « Лось»

Найдите в тексте слова с ь (сквозь, лось, соль, мальчики, пень)

-Какое слово здесь лишнее? - мальчик - ь знак стоит в середине, а в остальных словах в конце слова.

Мягкий знак (ь) - какой хитрец!

В слове встал он в серединку,

Буквам заменил перинку

Между двух согласных

Чувствует себя прекрасно.

- Давайте назовем слова, где мягкий знак стоит в серединке (пальто, коньки, деньки, огоньки, крыльцо, тюльпаны и др.)

Физкультминутка

- А теперь давайте отдохнём. Встали все.

- Я называю слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок.

Ел, ель, мель, мел, брат, брать, хорь, хор.

-Молодцы!

б) Письмо в прописи.

-Вернёмся к поставленным целям урока. Что мы уже сделали? (познакомились с буквой, научились читать слова с ь)

- А что предстоит ещё сделать? (научиться писать ь в прописи)

Работа в прописи - с.9 - карточка на доске.

Я тетрадь свою открою

И как надо положу.

Я, друзья мои, не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь. (правила посадки при письме)

- С написанием какой буквы схоже написание буквы ь? (ы)

Объяснение написания буквы ь.

а) начинаем с верхней линии рабочей строки. Вниз опускаем наклонную прямую линию, не доходя до нижней линии, делаем закругление вправо, касаемся нижней линии ведем полуовальную линию вверх, закругляем влево до середины строки и закрываем овал на прямой.

б) письмо в воздухе (учитель проговаривает- ученики пишут в воздухе)

- Ребята, при соединении ь с последующими буквами можно использовать все три вида соединений - нижнее, среднее, верхнее. (Учитель пишет на доске, ученики - в прописи)

Физкульминутка

Пальчиковая гимнастика

Мы ладони сложим вместе,

Словно их сцепили тестом.

Начинаем опускать,

Только, чур, не разжимать.

(Дети складывают ладони вместе, пальцы смотрят вверх, локти в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускают кисти рук вниз, влево - вправо, прогибая запястья)

- Запись слов парами. Обозначение мягкости согласных звуков гласными.

кони - конь звери - зверь лоси - лось окуни - окунь

- Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных на письме? Назовите их (Е,Ё,И,Ю,Я)

Подведение итогов. Рефлексия.

-Что нового узнали на уроке?

-Чему научились?

- Понравился ли урок?



© 2010-2022