Особенности внимания младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

12






















ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ







Исполнитель: Градова Людмила Владимировна

МБОУ «НОШ № 11»















г. Ханты-Мансийск















































С поступлением в школу для ребенка начинается новая жизнь, основное условие которой это соблюдение большого количества разнообразных правил, которые будут преследовать человека отныне и навсегда. Психологи утверждают, что ребенок, вступив на этот многотрудный путь, неуклонно развивается в направлении организованности, самостоятельности и ответ­ственности. Я не буду отрицать общепринятые факты, а предлагаю просто присмотреться к маленькому школьнику повнимательней. Ребенок стремится выполнить задание и очень хочет получить хорошую оценку. Он проявляет усидчивость, настойчивость, а, следовательно, ак­тивное произвольное внимание. Но разве получен­ный результат дает нам основание с уверенностью судить о преобладании произвольного внимания над непроизвольным? Психологический анализ поведения ребенка с большей очевидностью позволяет констатировать наличие сильной мотивации, мотивации соответствовать правилам нового статуса, правилам более взрослой жизни, чем умение управлять своим вниманием. Другими словами, ребенок в значительной мере прислушивается к внешним стимулам, внешним регуляторам, нежели сам управляет своей интеллектуальной активностью. Есть основания полагать, что этот нюанс, не понятый педагогом, может явиться причиной многих проблем в будущем: от нежелания учиться до невротических срывов. Как обычно рассуждаем мы, педагоги, собираясь на занятия? Что бы такое придумать, чтобы было интересно детям, чтобы привлечь их внимание. (Честно говоря, желание это абсолютно педагогически закономерное и психологически трезвое, ибо нельзя научить не слушающего тебя.) И педагогика с первых же попыток научно объяснить процесс обучения придумывает разные способы управления вниманием ребенка: наглядные пособия, картинки, технические средства, прочие специальные эффекты. В самом деле, урок, где учитель перевоплощается, как лучший ученик и последователь Станиславского, играет словами, схемами и картинками, трудно назвать неинтересным. Особенно, если смотреть на происходящее глазами зрителя. И дети, как правило, разделяют наши восторги. Но давайте посмотрим психологически честно на эту и подобные ситуации. Любой спектакль на уроке (даже очень талантливый) - это внешняя по отношению к личности ребенка регуляция его умственной деятельности. Ребенком красиво, ярко, талантливо, педагогически точно управляют, но с помощью средств, которые находятся за пределами его личности. Другими, более резкими словами, эксплуатируют непроизвольные, более ранние, биологически низшие формы его внимания. Но каждый знает, что нельзя решить даже простой пример на сложение, только любуясь при этом написанием цифр. Для того чтобы ребенок умнел и развивался, необходима внутренняя регуляция интеллектуальной активности, саморегуляция, проявление которой можно назвать произвольным вниманием. Что представляет собой саморегуляция интеллектуальной активности, из чего она складывается? Она складывается из умственных действий любого характера и содержания. Например, мысленное разложение целого на части, мысленное переворачивание предмета, сложение двух чисел не с помощью палочек, лежащих на парте, а мысленно, «про себя», мысленное увеличение или уменьшение вещи, явления в размерах, мысленное дорисовывание или раскрашивание какого-либо предмета и т. д., т. е. любые действия «про себя», без наглядной основы. Как мы уже знаем, развитие этих действий является следствием развития всех познавательных способностей человека. Безусловно, наличие умственных действий составляет основу саморегуляции. Но вот парадокс, иногда человек обладает ум­ственными действиями, но они как бы «не рабо­тают, не очень ему помогают, находятся в ка­ком-то вялом состоянии. В чем причина? Причи­на заключается в том, что и эти умственные действия нуждаются в дополнительном управлении, в пусковом механизме. Что-то отдаленно напоминающее автомобиль: каким бы новым и совершенным он ни был, без топлива, без бензина он не сдвинется с места. Приблизительно такую же функцию для орга­низации интеллектуальной активности выполняют следующие операции:

- умение ставить цели;

- умение планирования действия;

- умение принимать решение;

- умение контролировать себя;

- умение оценивать себя; - умение предвосхищать (предчувствовать, предугадывать) будущие события. Развитие этих операций может происходить в течение всей жизни человека. Развитие, как известно, - процесс исключи­тельно преемственный, начало этому процессу должно быть положено в младшем школьном возрасте. Формирование умственных действий: именно они в младшем школьном возрасте способствуют совершенствованию и развитию основных свойств внимания ребенка. В первую очередь к концу младшего школьного возраста заметно меняется устойчивость внимания. Дети могут активно заниматься одной задачей минут 30, правда, при наличии мелких, иногда совершенно незаметных, переключений. Изме­няются и способности к концентрации внимания, вследствие возросших возможностей младших школьников постоянно раскрывать в объекте но­вое содержание. Объем внимания младших школь­ников увеличивается, и связано это, в первую очередь, с развитием основных свойств воспри­ятия и всех его видов. У младшего школьника сформированы сенсорные эталоны (он знает названия цветов спектра, геометрических фигур и т. д.), он может достаточно точно воспринимать пространство и время, кроме того, он приобрел опыт, знания, необходимые для быстрой и точной ориентации в окружающем мире. Развитие способностей распределять внимание и переключать его связано, скорее всего, с тем, что появляется большее количество действий, способов поведения, не требующих концентрации внимания. Они начинают выполняться автоматически, без участия сознания.



Пути и способы развития внимания младшего школьника
Развитие внимания ребенка 7-10 лет должно совершаться в нескольких направлениях. Первое и главное - это формирование умственных действий. Второе - научить ребенка приемам контроля и оценки своих действий. Третье - создание соответствующей атмосферы развития произвольного внимания, главное условие которой - формирование положительной мотивации учебы.

Рассмотрим эти направления подробнее. В психологии известны различные подходы к развитию умственных действий. В свое время известный отечественный психолог П.Я. Гальперин создал теорию поэтапного формирования умственных действий. Он считает, что этот процесс имеет ряд этапов. Первый этап - этап предварительного ознакомления с действием. Ребенку необходимо разъяс­нить цель действия, показать, на что надо ориен­тироваться при выполнении действия, как его надо выполнять. Возьмем простейший пример обучения счету. Сначала объясняем необходимость умения считать, а потом переходим к разъяснению сущ­ности основных арифметических действий. Второй этап - выполнение действия во внешней, материализованной, развернутой форме. Ребенок должен усвоить (понять и запомнить) содержание действия (состав всех операций, правило выполнения). В нашем примере - счет с помощью палочек, кубиков, конфет и т. д. Третий этап заключается в том, чтобы научить ребенка проговаривать все совершаемые им действия. Необходимо отработать этот этап настолько, чтобы ребенок мог произнести вслух все операции, необходимые для выполнения действия, и назвать действие в целом. В нашем примере - проговорить вслух мыслен­но представляемые операции сложения палочек. Четвертый этап - выполнение действия в форме проговаривания всего процесса «про себя». На этом этапе происходит дальнейшее обобщение и свертывание действия. Пятый этап (умственный) - выполнение дейст­вия во внутренней речи. Ребенок сам выполняет действие и сам себя контролирует.

В нашем примере - ребенок считает «в уме». Второе и не менее важное направление разви­тия произвольного внимания, как уже указыва­лось, связано с формированием умений ребенка контролировать и оценивать себя. Начинать развивать контроль и самоконтроль необходимо с обсуждения образцов, эталонов, аб­солютов выполнения того или иного действия. Например, при обучении правописанию надо об­суждать все нюансы эталонного письма. Далее, нужно сделать так, чтобы ребенок запомнил обра­зец и мог использовать его как точку отсчета, как помощь, которая всегда найдется в его голове. Необходимо обсудить все сложные, трудные и запутанные моменты, где могут скрываться причины ошибок. Совершенно необходимо научить ребенка мыс­ленно совершать то или иное действие перед тем, как в реальности приступать к его выполнению. В дальнейшем это поможет человеку быстро и четко планировать свои поступки, а также пред­восхищать действия и разнообразные ситуации. Кроме того, ребенка надо учить способам про­верки своих действий, которые для каждой дис­циплины свои: вернуться на шаг назад, пересчи­тать другим способом, перечитать еще раз правило по учебнику, заглянуть в словарь, применить другую формулу и т. д. Все это поможет ребенку оценивать собственные результаты адекватно и дифференцированно. Третье направление составляет глобальная, всеобъемлющая и каждодневная работа взрослых, результаты которой не всегда просчитываются ими. Желание учиться складывается из успехов, позитивного отношения к себе, уверенности в своих силах. Все эти явления так переплетены между собой и взаимосвязаны, что очень сложно распределить их по степени значимости. Не исключено, что центральным механизмом регулирующим взаимоотношения личности и окружающего мира, является самооценка человека - представление человека о самом себе, образ самого себя, образ «я» и собственное отношение к нему. Самооценка может быть как осознаваемой, так и скрытой от сознания человека, но проявляется она во всем: планах личности и способах их реализации, походке, отношении к собственно­му имени, одежде, характере общения с людьми, в отношениях к собственным привычкам и т. д. Каким образом это интимнейшее психологическое образование - самооценка - может влиять на особенности внимания личности? Дело в том, что человек с низкой самооценкой внутренне (наедине с собой) постоянно чувствует неуверенность в собственных силах. (Внешняя сторона состояний - поведение - может не совпадать с реальными переживаниями, но это - от­дельная проблема, и мы не будем останавливаться на ней.) А что такое не уверенный в себе человек, например, в процессе решения задачи? Он бессо­знательно настроен на то, что плохо выглядит, боится оценок себя и своих поступков со сторо­ны окружающих, он боится снижения и без того низкой самооценки. Человек, который боится результата, еще не достигнув его, боится любых действий, плохо концентрируется на проблеме. Он в большей степени переживает, нежели рас­суждает. Поэтому внимание человека в процессе деятельности - это лакмусовая бумажка его состояния. Это целиком и полностью относится к поведе­нию младшего школьника в процессе учебной деятельности. Исследования показывают, что ребенок, поступая в школу, испытывает снижение самооценки. До школы он общается с людьми, которые его любят безусловно и поэтому оценивают высоко, хвалят, отмечают каждый шаг, жест или новое слово. В школе ребенок впервые в жизни попадает под «перекрестный огонь» не всегда положительных оценок своих поступков, умений, способностей и всего остального. Возьмем простой житейский пример. Ребенок учится писать. Это не что иное, как формирова­ние навыка. В самом начале формирования любого навыка производится большое число бесполезных движений. Ребенок, который учится писать, двигает всей рукой, глазами, головой, частью туловища и языком. Обучение состоит в усилении только определенной части движений, координации их в группы и в исключении не­нужных движений. Произвольное внимание и направляется на торможение ненужных движений. Представьте ситуацию, когда взрослый начинает оценивать каждое движение ребенка и, не дай бог, ругать его. На что в этом случае будет направлено внимание ребенка? Педагоги и психологи бьются над проблемой: почему дети уже в начальной школе не хотят учиться? Может быть, ответ надо искать здесь - во влиянии характера учебного процесса на структуру личности ребенка.

Итак, уверенность в себе - великая вещь!

Тренируем способности распределять внимание


В

Особенности внимания младших школьниковариант 1: Задание 1. Постарайся побыстрее и без ошибок сосчитать сначала большие буквы, а затем малень­кие. Результат необходимо запомнить. Задание 2. Сколько нарисовано больших букв, сколько - маленьких? Проверь полученный результат. Задание 3. Были ли на рисунке необычные бук­вы? Какие? З

Особенности внимания младших школьниковадание 4. Какая буква была нарисована непра­вильно?

Вариант 2: Задание 1. На этом рисунке закодированы два предложения. Ты должен как можно быстрее прочитать сначала то, что написано большими буквами, а затем - маленькими. Задание 2. Постарайся по памяти нарисовать расположение всех букв. Задание 3. Подумай, в конце какого предложения, наиболее уместен восклицательный знак, а где - вопросительный? Задание 4. Сколько на этом рисунке изображено восклицательных и вопросительных знаков? Примечание. Большими буквами написано: «Я умею считать», маленькими: «Я умею читать».

Оценим способности распределять внимание: 5 баллов - если на все вопросы даны правильные ответы; 4 балла - если буквы были сосчитаны правильно, но при ответах на вопросы 3 и 4 были затруд­нения; 3 балла - если задание выполнялось с трудом, медленно, ребенок отвлекался, переспрашивал задание и делал ошибки.
Оценим полученный результат: 5 баллов - если оба задания выполнены без оши­бок, без повторов, без заминок и уточнений. 4 балла - если имели место 1-2 ошибки в про­цессе работы. 3 балла - если имели место 3-4 ошибки, повто­ры, уточнения. 2 балла - если было более четырех ошибок, а также повторы, требования уточнений и разъ­яснений.

У

Особенности внимания младших школьников


пражнение на тренировку

объема внимания
Задание. Постарайся как можно быстрее, мгновенно, определить, сколько в каждом сооружении кубиков. Примечание: Желательно показывать картинку короткое время, например, 1 секунда.




Особенности внимания младших школьников


Что изменилось?

(на тренировку объема внимания)



Задание 1. Внимательно посмотри на рисунок (рисунок показывается в течение 30 сек).



З

Особенности внимания младших школьниковадание 2. Посмотри теперь на другой рисунок и скажи, что изменилось. Чем отличается данный рисунок от предыдущего?






Потерялся мягкий знак

(на развитие операций контроля)


Задание 1. В этом стихотворении сделано не­сколько ошибок. Исправь их. Расставь мягкие знаки.

Давайте, ребята, учиться, считат,

Делит, умножат, прибавлят, вычитат,

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа.

Е. Минский Задание 2. Вспомни правило, которое может помочь правильно выполнить это задание.

Правильный текст стихов.

Давайте, ребята, учиться считать,

Делить, умножать, прибавлять, вычитать,

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа.

Расставь буквы «С» и «З»

(на развитие операций контроля)


Задание 1. Постарайся как можно быстрее ис­править все ошибки, допущенные при написании этого стихотворения.

Как нет на свете бес ножек столов,

Как нет на свете бес рожек козлов,

Котов бес усов и бес панцирей раков,

Так нет в арифметике действий бес знаков.


Задание 2. Вспомни правило, которое может помочь правильно выполнить это задание.

Правильный текст стихов.

Как нет на свете без ножек столов,

Как нет на свете без рожек козлов,

Котов без усов и без панцирей раков,

Так нет в арифметике действий без знаков.

Кто получил двойку?

(задание на тренировку объема внимания, способностей переключения и распределения внимания) Задание 1. Сейчас я прочитаю стихотворение:

В нашем классе два Ивана,

Две Татьяны, две Светланы,

Три Катюши, три Галины,

Пять Андреев, три Полины,

Восемь Львов, четыре Саши,

Пять Ирин и две Наташи.

И всего один Виталий.

Сколько всех вы насчитали? Итак, я повторю стихотворение, а ты должен успеть сосчитать, сколько учеников в классе.
Примечание: Ребенку можно разрешить записать цифры; при острой необходимости - можно под­сказать.
Задание 2. Послушайте продолжение стихотво­рения и скажите, сколько ребят получили «пятер­ки»?

Вот отметки по контрольной:

Получили «пять» все Саши,

Иры, Кати и Наташи.
Задание 3. Сколько человек получили «четвер­ки»?

По «четверке» - Тани,

Гали, Львы, Полины и Виталий.

Задание 4. Сколько ребят получили «тройки»?

Остальные все Иваны,

Все Андреи и Степаны

Получили только «тройки».

Задание 5. А кому достались «двойки»?

Галки и палки

(народная задача на внимательность и сообразительность)

Прилетели галки,

Сели на палки.

Если на каждой палке

Сядет по одной галке,

То для одной галки

Не хватит палки.

Если же на каждой палке

Сядет по две галки,

То одна из палок

Будет без галок.

Задание: Сколько было галок? Сколько было палок?


Примечание: Ребенок может использовать лю­бые средства для того, чтобы разобраться в зада­че; например, нарисовать возможные варианты.

Правильный ответ: 4 галки и 3 палки.

Задача в стихах

(на тренировку объема внимания)

Задание. Прочитай это стихотворение вслух и постарайся ответить на вопросы.

Если Грушам дать по груше,

То одна в избытке груша.

Если дать по паре груш,

То не хватит пары груш.

Сколько Груш?

И сколько груш?


Примечание: Если ребенку задача покажется сложной, то можно обратить его внимание на рисунок.

Правильный ответ: 3 Груши, 4 груши.

Особенности внимания младших школьников












Зайцы и морковки

(на тренировку объема внимания)

Особенности внимания младших школьников

К двум зайчатам в час обеда

Прискакали три соседа.

В огороде зайцы сели

И по три морковки съели.

Задание: Кто считать, ребята, ловок,

Сколько съедено морковок?


Большая семья

(на тренировку объема внимания)

Мы - большая семья,

Самый младший - это я,

Сразу нас не перечесть.

Маня есть и Ваня есть, Юра,

Шура, Клаша, Саша

И Наташа тоже наша.

Мы по улице идем -

Говорят, что детский дом.

Е. Минский.

Задание 1. Посчитайте поскорей,

Сколько нас в семье детей?

Задание 2. Вспомни, как зовут детей?


Время растяжимо...

(на тренировку объема внимания и развития способностей

к концентрации внимания)
Задание. Сейчас я прочитаю вам стихотворе­ние Самуила Яковлевича Маршака «Мы знаем: время растяжимо», а вы постарайтесь слушать вни­мательно, чтобы по прочтении ответить на мои вопросы. Мы знаем: время растяжимо, Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы наполняете его. Бывают у него застои, А иногда оно течет Ненагруженное, пустое, Часов и дней напрасный счет. Пусть равномерны промежутки, Что разделяют налги сутки, Но, положив их на весы, Находим долгие минутки И очень краткие часы.
Вопросы: - О чем говорится в этом стихотворении? - Какие временные промежутки упоминаются? - Как называется стихотворение? - Кто автор? - Помнишь ли имя и отчество автора? - Какую центральную, самую главную, мысль хотел выразить С. Я. Маршак

Сидят рыбаки, стерегут поплавки

(на развитие способностей распределять и переключать внимание)
Задание 1. Ты должен одновременно рассматри­вать картинку и слушать стихотворение, которое я вам прочитаю. С

Особенности внимания младших школьниковидят рыбаки, стерегут поплавки. Рыбак Корней поймал тринадцать окуней. Рыбак Евсей - четырех карасей. А рыбак Михаил двух сомов изловил. Сколько рыб рыбаки Натаскали из реки?
Примечание: После прочтения стихотворения картинку уберите. Задание 2. - Что нарисовано на картинке? - Кто рыбачит? - Кто больше всех наловил рыбы? - Что, кроме рыбаков, изображено на картинке? - О чем говорится в стихотворении? - Как звали рыбаков? - Каких рыб поймал Корней? И сколько? - Каких рыб изловил Евсей? Сколько? - Кого удалось поймать Михаилу? Сколько? - Сколько рыб все вместе рыбаки натаскали из реки?

Тайнопись

(на развитие устойчивости и концентрации внимания)


З

Особенности внимания младших школьниковадание. Здесь закодирована хорошо известная всем пословица. Постарайся прочитать ее как можно быстрее.


Правильный ответ:

Ученье - свет, неученье - тьма.


© 2010-2022